Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Ноября 2012 в 13:14, реферат
Положение детей в любом государстве – это показатель морального и нравственного здоровья общества. В последнее время все большую тревогу вызывает рост беспризорности и безнадзорности детей. В этой среде широко распространены наркомания, токсикомания, алкоголизм, инфекционные заболевания и психические расстройства. Против ребенка сегодня действуют и кризисные процессы в семье, и социальная напряженность в обществе, и усиливающееся школьное неблагополучие, и широкий криминогенный фон общественной жизни.
1)Введение……………………………………………………………………………3
2)Детская беспризорность как социальная проблема……………………………..4
3) Причины детской беспризорности - семья как главный источник беспризорности………………………………………………………………………6
4) Нормативно–правовые основы социальной помощи беспризорным детям…10
5)Заключение…………………………………………………………………….....12
6)Список использованной литературы…………………………………………....13
Проблема беспризорных не может быть решена кампаниями по их «отлову» на городских улицах, в опоре на милицию. Представляется, что усилия всех государственных органов, прежде всего его социальных служб, а также образовательных учреждений, с широким привлечением общественных и религиозных организаций, должны быть нацелены, прежде всего, на систематическую профилактики девиации в семье для устранения хотя бы непосредственных причин, порождающих массовую беспризорность.
Важно отметить следующие причины роста числа беспризорных детей:
− низкий уровень доходов семьи с детьми;
− безработица;
− кризисные явления в семье (повышение нестабильности семьи, увеличение числа неполных семей с асоциальным поведением родителя);
− морально-психологический
кризис у части общества в условиях
выработки новых морально-
− вовлечение несовершеннолетних детей в криминальную сферу родителями (воровство, вымогательство, наркомания, алкоголизм) .
Ряды беспризорных детей пополняются за счет трех основных категорий:
− дети, потерявшие семью из-за смерти родителей, лишения родителей родительских прав;
− дети, «выброшенные» из семьи, отвергнутые родителями;
− беглецы из дома, семьи, интернатных учреждений.
Какие же семьи входят в группу риска? Семьи группы риска характеризуются некоторыми отклонениями от норм, не позволяющими определить их как благополучные (неполная семья, семья, где родители злоупотребляют алкоголем или принимают наркотические средства и т. д.). Резко снижаются адаптивные способности таких семей. Они справляются с задачами воспитания ребенка с большим напряжением, поэтому социальному педагогу необходимо постоянно наблюдать за состоянием детей в семье.
Асоциальные семьи – те, где родители ведут противоправный образ жизни, где жилищно-бытовые условия не отвечают элементарным социально-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей никто не занимается, дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.
Работа с такими семьями ведется в тесном контакте с правоохранительными органами, а также органами опеки и попечительства.
Происходящее в обществе резкое изменение ценностных ориентаций, сказывается на процессе социализации подрастающего поколения. Ценностям семьи, родственным связям, взаимоуважению не редко отводится второстепенная роль. На первом же месте часто оказывается материальное благосостояние.
Существенным признаком последних лет стало увеличение размеров социального сиротства, появление его новых характеристик. Обнаружилось качественно новое явление, так называемое «скрытое» социальное сиротство.
Рост числа разводов является
одним из наиболее распространенных
факторов, содействующих росту
На базе социального приюта города Пинска был проведен опрос нескольких воспитанников с целью выяснения причин ухода из семьи. 20,1 % детей ответили, что родители их пьют, 18 % называют причиной ухода из дома насилие (избиение, надругательство, унижение достоинства), 14,5 % детей сказали, что их не кормят дома, 10,8 % − что родители в разводе и водят любовников в дом, 7 % опрошенных причиной ухода назвали ощущение ненужности и отчужденности в семье, а 1 % детей родители оставили по собственному желанию.
Нормативно–правовые основы социальной помощи беспризорным детям
В результате падения уровня жизни, ухудшения социально–экономического положения большинства семей, безработицы, резко возросшей миграции населения, увеличения числа неблагополучных семей, падение нравственных устоев привело к росту беспризорности, агрессии, нетерпимости, преступности и правонарушений в детской подростковой среде, распространение наркомании. Эти тревожные тенденции свидетельствуют о необходимости комплексного решения проблем профилактики беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защиты их прав, социальной реабилитации и адаптации. Оказание помощи детям, по различным причинам, оставшимся без попечения родителей, является важнейшим направлением социальной политики государства. Государство вынуждено брать на себя заботу о детях, оставшихся без попечения родителей, затрачивать средства на их содержание, но главной проблемой в данном случае является социализация детей, как вне семьи, так и в новых семьях (опекунских, приемных – т.е. в тех, где отсутствует генетическая связь между детьми и родителями). Основное содержание социальной работы с детьми, оставшимися без попечения родителей, заключается в защите их прав, устройстве, контроле за условием их содержания, социальной реабилитации и адаптации, помощи в трудоустройстве и обеспечении жильем.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, подлежат передаче на воспитание в семью (на усыновление/удочерение, под опеку/попечительство или в приемную семью), а при отсутствии такой возможности в соответствующие учреждения для детей–сирот или детей, оставшихся без попечения родителей. Законодательство, таким образом, отдает приоритет именно семейным формам устройства детей как наиболее отвечающим потребностям ребенка и создающим оптимальные условия для его воспитания и развития.
В законе «О правах ребёнка» сказано, что ребёнок, оставшийся без попечения родителей, имеет право на особую заботу со стороны государства. Органы опеки и попечительства должны принимать все необходимые меры по устройству ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью (на усыновление (удочерение), под опеку, попечительство, в приемную семью). Государство оказывает материальную поддержку таким семьям в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
При невозможности передачи ребенка, оставшегося без попечения родителей, на усыновление (удочерение) гражданам Республики Беларусь либо на усыновление (удочерение) его родственникам допускается его усыновление (удочерение), установление опеки (попечительства) в интересах ребенка гражданами другого государства в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь. В этом случае за ребенком
сохраняются права на гражданство, имущество, жилье в соответствии с законодательством Республики Беларусь.
Проанализировав состояние детской беспризорности, можно сделать выводы, что проблема беспризорности является актуальной для многих стран. Но, как отмечалось раньше, в Беларуси нет таковой беспризорности.
Очевидно, что существует проблема социального сиротства, и в условиях социально–экономического кризиса обостряется. Очевиден и тот факт, что именно семья со всем своим комплексом проблем является одним из главных источников появления социального сиротства в мире. Поэтому необходимо совершенствовать государственную политику в отношении семьи, т.к. именно работа с семьей, поддержка ее на всех уровнях – государственном, местном – является главным условием профилактики социального сиротства.
С помощью социальной поддержки общественных организаций в решении проблем беспризорных детей будет обеспечиваться реабилитация и адаптация детей, развитие позитивных способностей, оказание им необходимой поддержки для улучшения их содержания в социальных учреждениях.
Важнейшей политической, социальной и экономической задачи Республики Беларусь является всесторонняя гарантированная защита государством и обществом детства, семьи и материнства нынешнего и будущих поколений. Государство стремиться обеспечить благоприятные возможности для создания достойных условий жизнедеятельности семьи и детей.
Список использованной литературы:
1. Безнадзорность
–Википедия [Электронный ресурс]. - 2011.
- Режим доступа: http://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Причины беспризорности - Википедия [Электронный ресурс]. - 2011.
3. Социальная педагогика: Опыт словаря-справочника / под общ. ред. И.И. Калачевой, Я.Л. Коломинского, А.И. Левко. - Минск, 2000. - С. 9.
4. Права ребёнка: учеб-метод. Комплекс для студентов пед. спец., слушателей повышения квалификации переподготовки кадров в сфере экономики и образования/ О.А. Погорелова, И.Р. Дзик. - Барановичи: РИОБарГУ, 2008
Информация о работе Правовые основы социальной защиты беспризорных