Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:09, курсовая работа
Центральный банк занимает особое место в экономике любой страны. Ведь это он производит эмиссию денег и организует денежное обращение в стране. А деньги, как известно, вплетаются практически во все человеческие отношения. Поэтому и мощь, и правовое положение центрального банка имеют глубокие корни в экономике любой страны.
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как деятельность ЦБ непосредственно влияет на экономическую ситуацию в стране, а следовательно и на уровень жизни населения. Связано это с проводимой центральным банком денежно-кредитной политики и выполняемых им функций.
Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Гражданско-правовой статус Центрального банка России…………...5
1.1 Центральный Банк РФ как юридическое лицо………………………………5
1.2 Взаимоотношения Банка России с государством………………………….8
1.3 Независимость Центрального банка России……………………………....11
Глава 2 Правовые функции Центрального банка России……………………..14
2.1 Функции государственной власти Центрального банка России……….14
2.2 Юридические пределы вмешательства Банка России
в деятельность коммерческих банков………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………………30
Содержание
Введение…………………………………………………………
2.2 Юридические пределы вмешательства Банка России
в деятельность коммерческих банков………………………………………..24
Заключение……………………………………………………
Список использованных источников…………………………………………30
Центральный банк занимает особое место в экономике любой страны. Ведь это он производит эмиссию денег и организует денежное обращение в стране. А деньги, как известно, вплетаются практически во все человеческие отношения. Поэтому и мощь, и правовое положение центрального банка имеют глубокие корни в экономике любой страны.
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как деятельность ЦБ непосредственно влияет на экономическую ситуацию в стране, а следовательно и на уровень жизни населения. Связано это с проводимой центральным банком денежно-кредитной политики и выполняемых им функций.
Возникновение центральных банков в одних странах исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в руках немногих, наиболее надежных коммерческих банков, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Такие банки стали называть эмиссионными. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов. В других странах центральные банки были созданы государством.
В конце XIX – начале ХХ
вв. в большинстве стран эмиссия
всех банкнот была сосредоточена
в одном банке, который стал называться
центральным эмиссионным
Современная банковская система России является рыночной и состоит из двух блоков – Центрального банка РФ и коммерческих банков.
Место Центрального банка в банковской системе РФ определяется его правовым статусом, организационной структурой, целями и принципами деятельности, выполняемыми функциями
Целью курсовой работы является изучение правового статуса Центрального банка РФ, его взаимоотношений с государством, обществом и другими участниками банковской системы страны.
Задачи:
- рассмотреть юридические пределы вмешательства Банка России в деятельность коммерческих банков
Объект исследования: правовой статус Центрального Банка России.
Федеральный закон от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)»1 в ст. 1 определяет Центральный Банк Российской Федерации как юридическое лицо.
Однако ни данный Закон, ни другие принятые после него федеральные законы не устанавливают для него организационно-правовой формы юридического лица. Этот пробел в действующем законодательстве оказывает негативное воздействие на функционирование всей денежно-кредитной системы государства, затрудняет полноценное взаимодействие Банка России с органами государственной власти, кредитными и иными организациями, поэтому определение юридического статуса Банка России имеет не только теоретическое, но и практическое значение.
Долгое время в юридической литературе лидирующую позицию занимала точка зрения, сводящаяся к тому, что Банк России представляет собой унитарное предприятие.2 Такое положение было обусловлено в большей степени историческими предпосылками. Так, действовавшие с 1991 по 2002гг. правовые акты, закрепляли за Банком России имущество на праве хозяйственного ведения. В ст. 2 Федерального закона № 86-ФЗ устанавливается, что «Уставный капитал и иное имущество Банка России являются федеральной собственностью. В соответствии с целями и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Государство не отвечает по обязательствам Банка России, а Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами.
Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных доходов».
То есть, собственником имущества Банка России является Российская Федерация. В то же время, согласно Гражданскому Кодексу РФ, имущество любого юридического лица может быть либо в его собственности, либо принадлежать ему на праве хозяйственного ведения, или закрепляется за ним на праве оперативного управления. Однако имущество Банка России не может быть признано принадлежащим ему на праве хозяйственного ведения. В юридической науке вполне обоснованно признается, что «субъектом права хозяйственного ведения по действующему законодательству может быть только государственное или муниципальное унитарное предприятие, как разновидность коммерческих организаций».3 Поэтому федеральное имущество согласно закону может принадлежать Банку России только на праве оперативного управления, как некоммерческой организации, созданной в форме учреждения.4 Согласно ГК РФ под оперативным управлением понимается осуществление учреждением права владения, пользования и распоряжения в отношении закрепленного за ним имущества в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества. Собственник имущества, закрепленного за учреждением, вправе изъять излишнее, неиспользуемое либо используемое не по назначению имущество и распорядиться им по своему усмотрению.
Устанавливая, что уставный капитал и иное имущество Банка России не являются его собственностью, Федеральный закон определил, что он владеет, пользуется и распоряжается закрепленным за ним имуществом в пределах, установленных этим законом, а именно: в соответствии с целями своей деятельности.
Согласно ст. 3 Федерального закона № 86-ФЗ, целями деятельности Банка России являются: защита и обеспечение устойчивости рубля; развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации; обеспечение эффективного и бесперебойного функционирования платежной системы. Получение прибыли не является целью деятельности Банка России.
Право на осуществление предпринимательской деятельности Банку России законодательными актами не предоставлено. Предпринимательской признается самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Приведенные признаки предпринимательской деятельности не могут быть применены к Банку России ни по целям, ни по характеру его деятельности. Вместе с тем предусмотрено, что в процессе осуществления возложенных на него функций государственного регулирования в денежно-кредитной и банковской сферах экономическими методами Банк России может получать собственные доходы. Однако в Федеральном законе содержатся значительные ограничения прав Банка России на осуществление экономической деятельности в сравнении с другими юридическими лицами – некоммерческими. Согласно Федеральному закону, Банк России не имеет права осуществлять операции с недвижимостью, за исключением случаев, связанных с обеспечением деятельности Банка России, его предприятий, учреждений и организаций, а также заниматься торговой и производственной деятельностью за исключением случаев, предусмотренных Федеральным законом «О банках и банковской деятельности».5 Банк России вступает с другими юридическими лицами в гражданско-правовые и иные правоотношения и получает доходы не в связи с предпринимательской деятельностью, а в процессе осуществления им функций государственного управления денежно-кредитной и банковской системами. Более того, гражданско-правовые сделки, совершаемые Банком России с другими юридическими лицами, в том числе и кредитными организациями (операции на открытом рынке, рефинансирование, процентные ставки по операциям Банка России и т.п.), являются для него не средствами получения прибыли, а основными инструментами и методами государственного управления в денежно-кредитной сфере.6
Вышеприведенные особенности, присущие Банку России как юридическому лицу, позволяют сделать вывод о том, что среди закрепленных законом организационно-правовых форм некоммерческих организаций, особенностям правового положения Банка России соответствует организационно-правовая форма – государственное учреждение. Данной точки зрения на современном этапе также придерживается большинство теоретиков финансового права.
1.2 Взаимоотношения Банка России с государством
Возложенные на него функции Банк России, согласно ФЗ «О Центральном Банке РФ (Банке России)» осуществляет от имени Российской Федерации. Такая деятельность носит государственно-властный, общеобязательный характер и означает, что Банк России осуществляет функции государственного управления в кредитно-денежной и банковской сферах. Поэтому Банк России не может находиться вне системы органов государственного управления.7 В юридической литературе уже неоднократно обращалось внимание на то, что понятие «государственное управление» не тождественно понятию «исполнительная власть». Например, С.А. Голубев вполне обоснованно отмечает, что «все субъекты исполнительной власти одновременно являются звеньями системы государственного управления. Однако далеко не все такого рода звенья могут быть субъектами исполнительной власти».8 Органом, осуществляющим функции государственного управления в кредитно-денежной сфере, но не относящимся к субъектам исполнительной власти, является Банк России. Осуществляемые им функции государственного управления отличаются от деятельности многих других государственных органов тем, что оно не носит непосредственного характера, предполагающего право собственности на имущество управляемого объекта, его подчинение органу управления, а также право органа государственного управления вмешиваться в оперативную деятельность подчиненных объектов. Государственное управление денежно-кредитной и банковской деятельностью осуществляется Банком России путем денежной эмиссии, защиты и обеспечения устойчивости рубля, регулирования Банком России банковской деятельности (банковское регулирование), а также в форме надзора и контроля за деятельностью кредитных организаций, непосредственно ему не подчиненных, что также неоднократно отмечается в статьях законов «О банках и банковской деятельности» и «О Центральном Банке РФ (Банке России)».
Следовательно, Банк России безусловно является органом государственного управления РФ, наделенным государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере и сфере банковской деятельности. Но при этом Банк России не является органом исполнительной власти, не имеет полномочий распорядительного характера в отношении организаций, образующих банковскую систему и, по общему правилу, не может вмешиваться в их оперативную деятельность. Одновременно с этим, в отличие от других государственных органов, Банк России при осуществлении функций по регулированию банковской деятельности независим от органов государственной власти, действующих в России.
Центральный банк РФ в
связи с особенностями его
статуса и возложенных на него
полномочий является одним из государственных
органов, но при этом он не включен
в систему органов
Таким образом, можно сделать вывод, что Банк России представляет собой государственный орган управления с возложенными на него особыми функциями, применяемыми в сфере денежно-кредитных отношений, а также в банковской деятельности. Для реализации данных функций Банк России наделен соответствующими государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями. Его особый статус выражается в том, что Центральный банк РФ не включен в систему органов государственной власти РФ, но при этом является государственным учреждением и представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих государственное управление в денежно-кредитной и банковской сферах РФ.
Банк России обладает независимостью от государственных органов власти. Независимость Банка России обеспечивается особым порядком назначения на должность и освобождения от должности Председателя ЦБ РФ. В соответствии с п. «г» ст. 83 Конституции кандидатуру для назначения на должность Председателя ЦБ РФ в Государственную Думу представляет Президент, который также ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя ЦБ РФ. В п. «в» ст. 103 Конституции предусмотрено, что назначает на должность и освобождает от должности Председателя ЦБ РФ Государственная Дума.
В своей деятельности Банк России подотчетен Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации, которая назначает на должность и освобождает от должности Председателя Банка России (по представлению Президента Российской Федерации) и членов Совета директоров Банка России (по представлению Председателя Банка России, согласованному с Президентом Российской Федерации); направляет и отзывает представителей Государственной Думы в Национальном банковском совете в рамках своей квоты, а также рассматривает основные направления единой государственной денежно-кредитной политики и годовой отчет Банка России и принимает по ним решения. На основании предложения Национального банковского совета Государственная Дума вправе принять решение о проверке Счетной палатой Российской Федерации финансово-хозяйственной деятельности Банка России, его структурных подразделений и учреждений. Кроме того, Государственная Дума проводит парламентские слушания о деятельности Банка России с участием его представителей, а также заслушивает доклады Председателя Банка России о деятельности Банка России при представлении годового отчета и основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Информация о работе Гражданско-правовой статус Центрального банка России