Гражданско-правовой статус Центрального банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк занимает особое место в экономике любой страны. Ведь это он производит эмиссию денег и организует денежное обращение в стране. А деньги, как известно, вплетаются практически во все человеческие отношения. Поэтому и мощь, и правовое положение центрального банка имеют глубокие корни в экономике любой страны.
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как деятельность ЦБ непосредственно влияет на экономическую ситуацию в стране, а следовательно и на уровень жизни населения. Связано это с проводимой центральным банком денежно-кредитной политики и выполняемых им функций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Гражданско-правовой статус Центрального банка России…………...5
1.1 Центральный Банк РФ как юридическое лицо………………………………5
1.2 Взаимоотношения Банка России с государством………………………….8
1.3 Независимость Центрального банка России……………………………....11
Глава 2 Правовые функции Центрального банка России……………………..14
2.1 Функции государственной власти Центрального банка России……….14
2.2 Юридические пределы вмешательства Банка России
в деятельность коммерческих банков………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

Фин. право(домой).doc

— 145.00 Кб (Скачать)

17) устанавливает порядок  и условия осуществления валютными  биржами деятельности по организации  проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты, осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты;

18) проводит анализ  и прогнозирование состояния  экономики Российской Федерации в целом и по регионам, прежде всего денежно-кредитных, валютно-финансовых и ценовых отношений, публикует соответствующие материалы и статистические данные;

18.1) осуществляет выплаты  Банка России по вкладам физических  лиц в признанных банкротами банках, не участвующих в системе обязательного страхования вкладов физических лиц в банках Российской Федерации, в случаях и порядке, которые предусмотрены федеральным законом;

18.2) является депозитарием  средств Международного валютного  фонда в валюте Российской Федерации, осуществляет операции и сделки, предусмотренные статьями Соглашения Международного валютного фонда и договорами с Международным валютным фондом;

19) осуществляет иные  функции в соответствии с федеральными  законами».

Совместная компетенция Банка России с Правительством РФ хорошо видна на примере осуществления ЦБ РФ денежно – кредитной политики. Закон предусматривает, что Банк России во взаимодействии с Правительством РФ разрабатывает и проводит единую государственную денежно – кредитную политику, направленную на защиту и обеспечение устойчивости рубля (п. 1 ст. 4). В этом направлении основной задачей является сохранение стабильности покупательной способности денежной единицы рубля и обеспечение гибкой системы денежных расчетов. Банк России не регулирует масштабы кредитных операций. Он лишь воздействует на размеры резервов, которые банки обязаны хранить на его счете. Следует указать три главных инструмента денежно – кредитной политики: 
1) изменение учетного процента;

2) изменение норм обязательных резервов банков;

3) операции на открытом  рынке (покупка и продажа государственных  обязательств).

Банк России выполняет  функции главного финансового консультанта Правительства РФ. Взаимодействие Банка  России и Правительства РФ легко  прослеживается на примере деноминации рубля. Этот вопрос государственной важности подготавливается Банком России совместно с Министерством финансов РФ. Решения, касающиеся задач деноминации, ее форм и сроков, принимаются высшими государственными органами. Так, деноминация рубля 1998 г. была введена Указом Президента РФ от 4 августа 1997 г. №822 «Об изменении нарицательной стоимости российских денежных знаков и масштаба цен». Следует констатировать, что важнейшие вопросы в сфере денежно – кредитной политики российского государства Банк России разрабатывает и проводит в жизнь в тесном взаимодействии с Правительством РФ, что не умаляет его независимости.

Выполнение Банком России перечисленных функций, факт его  взаимодействия с Правительством РФ дают основание полагать, что Центральный банк РФ является государственным органом.

Итак, Банк России является государственным органом и входит в систему исполнительной власти со своей особой компетенцией и сложным  характером взаимодействия с Федеральным  Собранием, Президентом РФ и Правительством РФ.

Одновременно с этим Банку России ст. 4 Закона о ЦБ РФ придан ряд функций как непосредственному участнику гражданского оборота. В частности, он кредитор последней инстанции для кредитных организаций, осуществляющий все виды банковских операций, необходимых для выполнения поставленных перед ним задач. Банк России вправе выполнять банковские операции и заключать гражданско-правовые договоры, предусмотренные ст. 46 Закона о ЦБ РФ.

Из сказанного можно  сделать вывод о двойственной природе Банка России как юридического лица. Однако при всех условиях его организационно – правовой формой является учреждение с правом заниматься приносящей доходы деятельностью. Объем прав по распоряжению доходами от такой деятельности определен п. 2 ст. 298 ГК РФ.

С одной стороны, ЦБ выступает в роли властного органа, осуществляющего от лица государства экономическую политику посредством только ему присущих инструментов и методов, с другой – в роли обычного субъекта коммерческой деятельности. Таким образом, он совмещает в себе черты учреждения публичного права с чертами организации частного права».

При этом Банк России не является органом исполнительной власти, не имеет полномочий распорядительного  характера в отношении организаций, образующих банковскую систему и, по общему правилу, не вправе вмешиваться в их оперативную деятельность. Одновременно с этим в отличие от других государственных органов Банк России при осуществлении функций по регулированию банковской деятельности полностью независим от всех органов государственной власти, действующих в России.

«Центральный банк РФ в связи с особенностями его  статуса и возложенных на него полномочий является одним из государственных  органов, но при этом он не включен  в систему органов государственной  власти, предусмотренную ст. 11 Конституции РФ. Банк России является особым государственным органом РФ. Правовое положение Банка России, являющегося некоммерческой организацией, осуществляющей свою деятельность, связанную с государственным управлением, в соответствии с действующим законодательством и целями его деятельности, вполне согласуется с правовыми нормами, закрепленными в ст. 24 Федерального закона «О некоммерческих организациях». Все особенности юридического статуса Банка России как государственной некоммерческой организации в форме учреждения, наделенного государственно-властными функциями, следовало бы более подробно урегулировать в Федеральном законе».

Подводя итог рассматриваемому вопросу, необходимо сделать вывод, что Банк России представляет собой  государственный орган управления с возложенными на него особыми функциями, применяемыми в сфере денежно-кредитных отношений, а также в банковской деятельности. Для реализации упомянутых функций Банк России наделен соответствующими государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями. Его особый статус выражается в том, что Центральный банк РФ не включен в систему органов государственной власти РФ (ст. 11 Конституции РФ), но при этом является государственным учреждением и представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих государственное управление в денежно-кредитной и банковской сферах РФ. В юридической литературе не исключается возможность существования такого рода государственных органов. Например, высказанное применительно к органам прокуратуры, они также составляют особую группу государственных органов и при этом не относятся к органам законодательной, исполнительной и судебной власти.

Несмотря на обилие законодательных  актов, прямо или косвенно регулирующих правовое положение Банка России, есть необходимость более четкого формулирования особенностей правового статуса Банка России как государственного органа и юридического лица.

 

2.2 Юридические пределы вмешательства Банка России в деятельность коммерческих банков

 

Статья 60 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ (ред. от 26.04.2007) «О Центральном Банке Российской Федерации (Банке России)» гласит: «Банк России вправе в соответствии с федеральными законами устанавливать квалификационные требования к кандидатам на должности членов совета директоров (наблюдательного совета), единоличного исполнительного органа, его заместителей, членов коллегиального исполнительного органа, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера кредитной организации, а также к кандидатам на должности руководителя, заместителей руководителя, главного бухгалтера, заместителей главного бухгалтера филиала кредитной организации». Из текста этого нормативного предписания следует, что в одной кредитной организации возможно существование нескольких исполнительных органов. При этом законодатель не уточняет, какие именно исполнительные органы он имеет в виду. Известно, что управление банком производится через различные структурные управленческие единицы — управления, отделы, службы. Последними непосредственно руководит соответствующий центральный орган управления банком. Какие же из перечисленных органов управления являются исполнительными? Если все, то в этом случае Банк России вправе предъявлять квалификационные требования ко всем руководителям управлений, отделов и служб банка. Очевидно, и это вряд ли необходимо доказывать, что такой подход не может быть признан целесообразным. В действующем законодательстве, к сожалению, до сих пор не определено понятие "исполнительный орган". Налицо пробел в праве, который требует соответствующего толкования. Последнее тем более актуально, что в условиях неконкретности правовых предписаний у Центробанка РФ как государственного органа появляется возможность вольного толкования норм права, которое, как показывает практика, в конечном итоге направлено на ограничение прав и свобод функционирования коммерческих банков.11

Общеизвестен факт, что  одним из способов устранения пробелов в праве является применение принципа «аналогии закона».

Исходя из анализа  правовых актов РФ, можно отметить, что законодатель применяет термин «исполнительный орган» как в коллегиальном, так и единоличном смысле. Если рассматривать содержание ст. 60 Федерального закона буквально: "... предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов... кредитной организации", то следует заключить, что в последнем может быть несколько правлений, или несколько дирекций, или несколько генеральные директоров. Очевидно, что такой вывод совершенно абсурден: из приведенных понятий исполнительного органа — правление, дирекция, директор (генеральный директор), председатель — ясно, что речь идет о высшем управляющем органе хозяйствующего субъекта, который, как известно, всегда выступает в единственном числе. Этот вывод подтверждается как теоретически — общая теория систем и базирующаяся на ней общая теория управления1, так и практическим опытом.12

Правотворческая деятельность, предшествовавшая принятию Федерального закона, свидетельствует о том, что  законодатель использует термин "исполнительный орган" в качестве обозначения  высшего, а следовательно, единственного руководящего органа юридического лица.13 В то же время Федеральный закон использовал данное понятие во множественном числе, не раскрывая при этом перечень органов, обозначенных как исполнительные.

Исходя из указанного правила толкования, описываемую коллизию следует разрешать методом "аналогии закона", то есть под исполнительными органами, несмотря на установленную законодателем их множественность, нужно понимать один высший руководящий орган хозяйствующего субъекта, в нашем случае кредитного учреждения (правление, дирекция).

Таким образом, из изложенного  следует вывод, что смысл ст. 60 Федерального закона сводится к следующему: Банк России вправе предъявлять квалификационные требования только к руководителю высшего исполнительного органа кредитной организации как к высшему должностному лицу, а также к глазному бухгалтеру этой кредитной организации. Заместители руководителя кредитной организации, а также заместители главного бухгалтера не являются теми лицами, к которым Банк России имеет право предъявлять квалификационные требования.

Важность этого заключения обусловливается особенностями современного этапа развития банковской системы России. Нынешний, период развития рыночных отношений характеризуется отсутствием должного количества лиц, имеющих специальное экономическое образование или, что наиболее важно, имеющих стаж работы в кредитных организациях на руководящих должностях не менее трех лет. Проводимая ЦБ РФ политика по установлению достаточно жестких квалификационных требований к должностным лицам кредитных организаций может быть оправдана только в определенных разумных пределах. Не вызывает сомнения тот факт, что председатель правления, как руководитель кредитной организации, главный бухгалтер этой организации должны отвечать указанным требованиям. Вместе с тем хотелось бы заметить, что предъявлять такие же требования к их заместителям в нынешних условиях вряд ли целесообразно. Во-первых, потому, что заместители работают под контролем своих руководителей, во-вторых, на современном этапе такого количества опытных экономистов попросту нет. Представляется, что последнее обстоятельство не должно ограничивать процесс создания новых банков и ослаблять межбанковскую конкуренцию, что, впрочем, законодатель и отразил в ст. 60 Федерального закона.14

Таким образом, Центробанку РФ, его территориальным управлениям следует изменить сложившуюся и, на взгляд большинства теоретиков финансового права, не соответствующую действующему законодательству практику предъявления квалификационных требований к заместителям руководителя и главного бухгалтера кредитной организации.

 

 

Заключение

 

Определение особенностей правового статуса Банка России на современном этапе представляется достаточно актуальным, так как Центральный  Банк Российской Федерации является мощнейшим центром кредитной системы нашей страны, регулирующим центром в вопросах налично-денежного оборота.

Возложенные на него функции  Банк России, согласно ФЗ «О Центральном  Банке РФ (Банке России)» осуществляет от имени Российской Федерации. Такая деятельность носит государственно-властный, общеобязательный характер и означает, что Банк России осуществляет функции государственного управления в кредитно-денежной и банковской сферах. Поэтому Банк России не может находиться вне системы органов государственного управления. Следовательно, Банк России безусловно является органом государственного управления РФ, наделенным государственно-властными полномочиями в денежно-кредитной сфере и сфере банковской деятельности. Но при этом Банк России не является органом исполнительной власти, не имеет полномочий распорядительного характера в отношении организаций, образующих банковскую систему и, по общему правилу, не может вмешиваться в их оперативную деятельность.

Таким образом, можно  сделать вывод, что Банк России представляет собой государственный орган управления с возложенными на него особыми функциями, применяемыми в сфере денежно-кредитных отношений, а также в банковской деятельности. Для реализации данных функций Банк России наделен соответствующими государственно-властными и гражданско-правовыми полномочиями. Его особый статус выражается в том, что Центральный банк РФ не включен в систему органов государственной власти РФ, но при этом является государственным учреждением и представляет собой единую федеральную систему органов, осуществляющих государственное управление в денежно-кредитной и банковской сферах РФ.

Осуществление Центральным  Банком возложенных на него функций  способствует стабильности его деятельности, что имеет важное значение для  экономики России, поскольку от эффективного функционирования и правильно выбранных методов, посредством которых Центральный Банк осуществляет свою деятельность, зависит стабильность и дальнейший рост экономического потенциала страны, отдельных секторов экономики, а также укрепление позиций на международном рынке.

Информация о работе Гражданско-правовой статус Центрального банка России