Гражданско-правовой статус Центрального банка России

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Октября 2012 в 18:09, курсовая работа

Краткое описание

Центральный банк занимает особое место в экономике любой страны. Ведь это он производит эмиссию денег и организует денежное обращение в стране. А деньги, как известно, вплетаются практически во все человеческие отношения. Поэтому и мощь, и правовое положение центрального банка имеют глубокие корни в экономике любой страны.
Актуальность темы не вызывает сомнения, так как деятельность ЦБ непосредственно влияет на экономическую ситуацию в стране, а следовательно и на уровень жизни населения. Связано это с проводимой центральным банком денежно-кредитной политики и выполняемых им функций.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………..3
Глава 1 Гражданско-правовой статус Центрального банка России…………...5
1.1 Центральный Банк РФ как юридическое лицо………………………………5
1.2 Взаимоотношения Банка России с государством………………………….8
1.3 Независимость Центрального банка России……………………………....11
Глава 2 Правовые функции Центрального банка России……………………..14
2.1 Функции государственной власти Центрального банка России……….14
2.2 Юридические пределы вмешательства Банка России
в деятельность коммерческих банков………………………………………..24
Заключение……………………………………………………………………..28
Список использованных источников…………………………………………30

Файлы: 1 файл

Фин. право(домой).doc

— 145.00 Кб (Скачать)

На обеспечение независимости  ЦБ РФ направлены положения Закона о ЦБ РФ. Так, Банк России осуществляет полномочия по владению, пользованию и распоряжению своим имуществом, включая золотовалютные резервы. Изъятие и обременение обязательствами указанного имущества без согласия Банка России не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Государство не отвечает по обязательствам Банка России, так же, как и Банк России – по обязательствам государства, если они не приняли на себя такие обязательства или если иное не предусмотрено федеральными законами. Банк России не отвечает по обязательствам кредитных организаций, а кредитные организации не отвечают по обязательствам Банка России, за исключением случаев, когда Банк России или кредитные организации принимают на себя такие обязательства.

Банк России осуществляет свои расходы за счет собственных  доходов (ст. 2); годовой отчет Банка России представляется им ежегодно в Государственную Думу (ст. 25); правила подготовки нормативных актов Банка России устанавливаются им самостоятельно (ст. 7). Гарантии самостоятельного осуществления функций заложены в законоположениях об органах управления ЦБ РФ (см. гл. III Закона о ЦБ РФ).

Нормотворческие полномочия Банка России предполагают его исключительное право по изданию нормативных  актов, обязательных для федеральных  органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц, по вопросам, отнесенным к его компетенции Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и иными федеральными законами. Банк России в соответствии с Конституцией Российской Федерации не обладает правом законодательной инициативы, однако его участие в законодательном процессе, помимо издания собственных правовых актов, обеспечивается также и тем, что проекты федеральных законов, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, касающиеся выполнения Банком России своих функций, должны направляться на заключение в Банк России.

Уставный капитал и  иное имущество Банка России являются федеральной собственностью, при этом Банк России наделен имущественной и финансовой самостоятельностью. Полномочия по владению, пользованию и распоряжению имуществом Банка России, включая золотовалютные резервы Банка России, осуществляются самим Банком России в соответствии с целями и в порядке, которые установлены Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Изъятие и обременение обязательствами имущества Банка России без его согласия не допускаются, если иное не предусмотрено федеральным законом. Финансовая независимость Банка России выражается в том, что он осуществляет свои расходы за счет собственных доходов. Банк России вправе защищать интересы в судебном порядке, в том числе в международных судах, судах иностранных государств и третейских судах.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2 Правовые функции Центрального банка России

2.1 Функции государственной власти у Центрального банка России

 

С юридической точки  зрения ЦБ РФ обладает особой правосубъектностью. «Это связано с двойственной природой, присущей всем национальным банкам в государствах с рыночным типом экономики».

Статьей 75 Конституции  Российской Федерации установлен особый конституционно-правовой статус Центрального Банка России, определено его исключительное право на осуществление денежной эмиссии. «Защита и обеспечение устойчивости рубля – основная функция Центрального банка Российской Федерации, которую он осуществляет независимо от других органов государственной власти».

Конституция РФ относит  денежную эмиссию к исключительной компетенции ЦБ РФ. Закон о ЦБ РФ воспроизводит данное конституционное положение, предусматривая, что Банк России «монопольно осуществляет эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение». В Законе также подчеркивается, что «эмиссия наличных денег (банкнот и монеты), организация их обращения и изъятия из обращения на территории РФ осуществляются исключительно Банком России». «Данные положения корреспондируют п. «ж» ст. 71 Конституции, согласно которому денежная эмиссия отнесена к ведению Российской Федерации».

Введение и эмиссия каких-либо других денег, кроме рубля, не допускается. Никакие банки, государственные органы и организации, в том числе в субъектах РФ, не вправе выпускать какие-либо банкноты, монеты, другие денежные единицы и денежные суррогаты.

Защита и обеспечение устойчивости рубля является основной целью Центрального Банка Российской Федерации. Это достигается, например, тем, что Банк России осуществляет валютные интервенции, т.е. куплю-продажу иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Кроме того, Центральный Банк РФ устанавливает:

  • ориентиры роста денежной массы,
  • процентные ставки по осуществляемым им операциям для воздействия на рыночные процентные ставки,
  • нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервных требований),
  • и другие меры согласно статьям 35, 37, 38, 41, 42 Закона о ЦБ РФ.

Среди осуществляемых ЦБ РФ мер по защите и обеспечению  устойчивости рубля следует также  назвать:

  • установление и публикацию официальных курсов иностранных валют по отношению к рублю в официальном издании «Вестник Банка России» (ст. 7, 53);
  • выпуск банкнот и монет Банка России нового образца, изъятие из обращения банкнот и монет Банка России старого образца (ст. 29–31),
  • обмен ветхих и поврежденных банкнот в соответствии с установленными правилами, который проводится без ограничений (ст. 32).

Необходимо заметить, что защита и обеспечение устойчивости рубля осуществляется Центральным  Банком Российской Федерации независимо от других органов государственной власти. По смыслу этой нормы Банк России находится на одном уровне с другими органами государственной власти РФ, то есть предполагается, что в качестве одного из равных элементов он включен в систему органов государственной власти в качестве самостоятельного звена. Иначе незачем было бы использовать в данной правовой норме словосочетание «независимо от других органов государственной власти». Вместе с тем, в исчерпывающем перечне федеральных органов государственной власти РФ, также закрепленном в Конституции РФ, упоминаются только Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ, суды РФ (п. 1 ст. 11).

Конституция предусматривает, что  «государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на:

Законодательную» (Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная  Дума),

«Исполнительную» (Президент РФ, Правительство  РФ).

Судебную» (суды РФ).

В соответствии с Федеральным законом  «О Центральном банке Российской Федерации» Банк России является юридическим лицом, уставный капитал и иное имущество которого являются федеральной собственностью. Под федеральной собственностью понимается имущество, принадлежащее на праве собственности РФ (п. 1 ст. 214 ГК РФ). Согласно Конституции РФ управление федеральной собственностью осуществляется Правительством РФ (п. 1 ст. 114). В то же время согласно гражданскому законодательству права собственника федеральной собственности от имени РФ осуществляют органы государственной власти и лица в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов и лиц (п. 3 ст. 214, ст. 125 ГК РФ). В случаях и в порядке, предусмотренном федеральными законами по специальному поручению в них содержащемуся, от имени Российской Федерации могут выступать не только государственные органы, но и юридические лица (п. 3 ст. 125 ГК РФ). Полномочия Банка России по владению, пользованию и распоряжению находящейся в его ведении федеральной собственностью установлены в Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)». Однако этот закон не определяет, в какой форме за Банком России закреплено имущество РФ. Между тем, действующее законодательство предусматривает, что за юридическими лицами имущество, находящееся в федеральной собственности, закрепляется в двух формах: на праве хозяйственного ведения или оперативного управления (ст. 126 ГК РФ). Устанавливая правовые формы закрепления федерального имущества за юридическими лицами, действующее законодательство регулирует также объем и особенности ответственности РФ и соответствующего юридического лица, за которым закреплено имущество РФ. В отношении Банка России эти вопросы в законодательстве не определены, что затрудняет не только понимание, но и применение заинтересованными лицами норм, регулирующих правовой статус Банка России, его права и обязанности, а также ответственность, которая может быть возложена на Банк России и на закрепленное за ним имущество.

Таким образом, Конституция РФ и  банковское законодательство не только должным образом не определяют место Банка России в системе органов государственной власти и его статус как юридического лица, но содержат нормы, противоположные друг другу и характеризующие Банк России,

во-первых, как орган государственной  власти,

во-вторых, как один из федеральных органов исполнительной власти, включенный в систему федеральных экономических служб,

в-третьих, как юридическое  лицо, не являющееся звеном государственной  власти, действующее независимо от каких бы то ни было государственных  органов и организаций при осуществлении своих полномочий, но имущество которого является федеральной собственностью.

Характер конституционных  полномочий ЦБ РФ таков, что они предполагают возможность применения мер принуждения (см. Определение КС РФ от 14.12.2000 №268-О; в указанном Определении ЦБ РФ не называется органом государственной власти: в нем отмечено, что Банк России обладает полномочиями, которые по своей правовой природе относятся к функциям государственной власти).

В соответствии с Законом  о ЦБ РФ Банк России, к примеру, вправе применять следующие меры принуждения:

  • он приостанавливает действие лицензий на осуществление банковских операций и отзывает их;
  • осуществляет выдачу, приостановление и отзыв разрешений валютным биржам на организацию проведения операций по покупке и продаже иностранной валюты (п. 8 и 17 ст. 4, ст. 59);
  • при нарушении нормативов обязательных резервов Банк России имеет право списать в бесспорном порядке с корреспондентского счета кредитной организации, открытого в Банке России, сумму недовнесенных средств,
  • а также взыскать с кредитной организации в судебном порядке штраф в размере, установленном Банком России (ст. 38).

Кроме того, издаваемые по вопросам компетенции ЦБ РФ нормативные  акты – указания, положения и  инструкции – обязательны для  федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, всех юридических и физических лиц; названные нормативные акты, по общему правилу, подлежат государственной регистрации (ст. 7).

Тем не менее, ЦБ РФ по характеру своей деятельности, прежде всего, банк, кредитное учреждение, хотя и осуществляет некоторые функции органа государственной власти.

Согласно статье 4 федерального закона «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» Банк России выполняет властные управленческие функции, в том числе во взаимодействии с Правительством РФ:

«1) во взаимодействии с  Правительством Российской Федерации  разрабатывает и единую государственную  денежно-кредитную политику;

2) монопольно осуществляет  эмиссию наличных денег и организует наличное денежное обращение;

2.1) утверждает графическое  обозначение рубля в виде знака;

3) является кредитором  последней инстанции для кредитных  организаций, организует систему  их рефинансирования;

4) устанавливает правила осуществления расчетов в Российской Федерации;

5) устанавливает правила  проведения банковских операций;

6) осуществляет обслуживание  счетов бюджетов всех уровней  бюджетной системы Российской  Федерации, если иное не установлено  федеральными законами, посредством проведения расчетов по поручению уполномоченных органов исполнительной власти и государственных внебюджетных фондов, на которые возлагаются организация исполнения и исполнение бюджетов;

7) осуществляет эффективное  управление золотовалютными резервами Банка России;

8) принимает решение  о государственной регистрации  кредитных организаций, выдает  кредитным организациям лицензии  на осуществление банковских  операций, приостанавливает их действие  и отзывает их;

9) осуществляет надзор  за деятельностью кредитных организаций и банковских групп (далее – банковский надзор);

10) регистрирует эмиссию  ценных бумаг кредитными организациями  в соответствии с федеральными  законами;

11) осуществляет самостоятельно  или по поручению Правительства  Российской Федерации все виды банковских операций и иных сделок, необходимых для выполнения функций Банка России;

12) организует и осуществляет  валютное регулирование и валютный  контроль в соответствии с  законодательством Российской Федерации;

13) определяет порядок  осуществления расчетов с международными организациями, иностранными государствами, а также с юридическими и физическими лицами;

14) устанавливает правила  бухгалтерского учета и отчетности  для банковской системы Российской  Федерации;

15) устанавливает и  публикует официальные курсы иностранных валют по отношению к рублю;

16) принимает участие  в разработке прогноза платежного  баланса Российской Федерации  и организует составление платежного  баланса Российской Федерации;

16.1) принимает участие  в разработке методологии составления финансового счета Российской Федерации в системе национальных счетов и организует составление финансового счета Российской Федерации;

Информация о работе Гражданско-правовой статус Центрального банка России