Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:33, курсовая работа
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить социальные проблемы, с которыми сталкиваются одинокие и одиноко проживающие пожилые граждане.
2. Изучить процесс формирования и становления социального обслуживания на дому.
3. Проанализировать формы и методы социального обслуживания одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан.
4. Разработать программу, направленную на улучшение качества социального обслуживания на дому.
Введение…………………………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы изучения проблемы социального обслуживания на дому………..7
1.1 Пожилые люди как социальная категория…………….……………..…...………………...7
1.2 Формирование и развитие системы социального обслуживания на дому ...................…17
2 Организация социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста……………………………………………………………….……………….…………24
2.1 Анализ деятельности учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения» Первомайского района города Витебска по социальному обслуживанию на дому……………………………………………………………………………….……...………24
2.2 Социальный работник в системе социального обслуживания граждан пожилого возраста. Роль социального работника в жизни клиента…....…………….……..…………...32
Заключение……………………………………………………………………………..………..49
Список использованных источников…………………………………………………...……...51
Цель занятий – повышение профессионального
уровня социальных работников учреждения.
Во время обучения социальные работники
познакомятся с социальными технологиями,
инновационными формами и методами работы
с пожилыми людьми.
Особое внимание будет уделено
нормативно-правовым основам в сфере
социального обслуживания, порядку
и условиям предоставления социального
обслуживания на дому.
Данный вид
обучения позволит социальным работникам
поддерживать на уровне знания и умения,
необходимые для эффективной деятельности
учреждения.
Программа «Школа социального работник»
I. Общие положения
В современных условиях есть необходимость в специальной
подготовке специалистов, призванных работать с пожилыми одинокими и одиноко проживающими гражданами. Программа «Школа
социального работника» имеет целью повышения эффективности
деятельности Центра.
II. Задачи и содержание деятельности
1. Повышение эффективности
деятельности специалистов
2. Целенаправленная подготовка
специалистов, работающих с пожилыми
одинокими и одиноко
3. Повышение психологической, правовой и санитарно-гигиенической грамотности специалистов, работающих с пожилыми одинокими и одиноко проживающими гражданами.
4. Профилактика эмоционального «выгорания».
III. Основные формы работы
1. Организационно – деятельностные игры;
2. Доклады, сообщения,
дискуссии по вопросам работы
с пожилыми одинокими и
3. Психологические тренинги и консультации;
4. Неотъемлемой частью реализации «Школы социального работника»
является проведение школ профессионального мастерства, а именно:
- «Школа молодого социального работника»;
- «Школа становления
- «Школа повышения
- «Школа наставничества».
Занятия в «Школе социального работника» должны проводиться не реже одного раза в месяц.
5. Ожидаемый результат:
1. Повышение эффективности
деятельности специалистов
2. Повышение психологической,
правовой и санитарно-
грамотности специалистов, работающих с пожилыми одинокими и одиноко проживающими гражданами.
4. Высокий уровень
Программа «Школа социального работника»
«Школа молодого социального работника» | |||
№ занятия |
Тема занятия |
Содержание | |
1 |
«Теория социальной работы» |
Лекция – семинар «Социальный работник: работа или призвание» | |
2 |
Беседа с юристом «Социальные права и гарантии социальных работников | ||
3 |
Ролевая игра «Первое посещение клиента» | ||
4 |
Лекция – семинар «Эмпатия как базовый навык общения в работе гражданами пожилого возраста и инвалидами» | ||
5 |
Подведение итогов работы «Школы молодого социального работника»; проведение конференции по итогам работы | ||
«Школа становления | |||
1 |
«Грамотность специалиста – залог успешной работы» |
Беседа с юристом по вопросам и проблемам, возникающим в процессе работы с пожилыми гражданами | |
2 |
Беседа – семинар с
работниками здравоохранения « | ||
3 |
Встреча с представителями
различных государственных | ||
4 | |||
5 |
Подведение итогов работы «Школы становления профессионального мастерства»; проведение конференции по итогам работы | ||
«Школа повышения | |||
1 |
Психологическая защита социального работника и его клиента» |
Беседа с психологом «Профилактика профессионального выгорания» | |
2 |
Тренинги «Пустите корни», «Дорожка ласковых слов», «Что изменилось», направленные на развитие доверительного отношений, снятие эмоционального напряжения. | ||
3 |
Демонстрация – семинар «Техники релаксации и снятия напряжения» | ||
4 |
Проведение конкурса «Лучший друг пожилого человека» | ||
5 |
Подведение итогов работы «Школы становления профессионального мастерства»; проведение конференции по итогам работы | ||
«Школа наставничества» | |||
1 |
«Отдаю свои опыт и знания» |
Беседа – семинар со старшими специалистами центра | |
2 |
Тренинг – диалог «Ты – мне, я – тебе» | ||
3 |
Круглый стол «Опыт и инновации в социальной работе» | ||
4 |
Тестирование по итогам работы «Школы социального работника» | ||
5 |
Подведение итогов работы «Школы наставничества»; проведение конференции по итогам работы | ||
Подведение итоговой конференции по программе «Школы социального работника» |
Подводя итог вышесказанному, происходящий в нашей стране процесс кардинального изменения, как в политической, так и в экономической области требует создания принципиально новой системы социального обслуживания и обеспечения социальной реабилитации, социального попечительства и помощи пожилым людям, которые требуют наибольшего, внимательного отношения и заботы со стороны тех, кто выбрал профессию социального работника.
Заключение
В заключении можно сделать вывод, что конкретные задачи, поставленные в дипломной работе были рассмотрены и проанализированы:
1) были выявлены основные социальные проблемы пожилых людей
2) выявлены основные формы
социального обслуживания
3) проанализирована деятельность
центров социального
4) изучена нормативно-правовая база по разрешению социальных проблем пожилых граждан.
5) исследована работа
центра социального
6) проведен анализ эффективности
деятельности центра
Изучив правовые нормативные документы можно сделать вывод о целенаправленной политике государства. Белорусским правительством предпринимаются конкретные меры для улучшения жизни пожилых как на общегосударственном, так и на отдельно региональном уровне.
Конституция РБ как основной
закон государства и нормативно
правовые акты конкретизирующие и наполняющие
реальным содержанием социальные права,
свободы и обязанности
Действие и действенность
этого механизма
Социальное обслуживание
пожилых граждан в настоящее
время стало неотъемлемой частью
государственной системы
Система социального обслуживания
граждан пожилого возраста и инвалидов
в Республике Беларусь представляет
собой многокомпонентную
Виды социальных услуг
престарелым людям
При исследовании работы Центра социального обслуживания населения на примере Первомайского ТЦСОН г. Витебска можно сделать вывод, что работа учреждения направлена на поддержание уровня жизни пожилых граждан.
В связи с широкими и
разнообразными функциями социальных
работников в обслуживании пожилых
людей, возникает потребность в
этих специалистах с различным уровнем
образования. Для той категории
инвалидов и пожилых людей
–которые находятся в населении,
диапазон деятельности социальных работников
охватывает большой круг задач, начиная
от оказания социально-бытового обслуживания
и кончая психологической коррекцией
и морально-психологической
В нашей стране, как и
во всем мире, в последнее десятилетие
наблюдается значительное увеличение
численности пожилых людей и
инвалидов. Удельный вес пенсионеров
в структуре населения Беларуси
составляет 23%. Тенденция к росту
численности престарелых и
Проблемы их социальной защищенности
становятся особенно актуальными в
современных условиях. Поэтому деятельность
социальных служб по обслуживанию пожилых
людей необходимо совершенствовать,
повышать уровень социальных работников,
участвующих в преодолении
Подводя итог вышесказанному,
происходящий в нашей стране процесс
кардинального изменения, как в
политической, так и в экономической
области требует создания принципиально
новой системы социального
Список литературы