Социальное обслуживание граждан пожилого возраста на дому (на примере у «ТЦСОН Первомайского района г. Витебска»)

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:33, курсовая работа

Краткое описание

Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить социальные проблемы, с которыми сталкиваются одинокие и одиноко проживающие пожилые граждане.
2. Изучить процесс формирования и становления социального обслуживания на дому.
3. Проанализировать формы и методы социального обслуживания одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан.
4. Разработать программу, направленную на улучшение качества социального обслуживания на дому.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы изучения проблемы социального обслуживания на дому………..7
1.1 Пожилые люди как социальная категория…………….……………..…...………………...7
1.2 Формирование и развитие системы социального обслуживания на дому ...................…17
2 Организация социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста……………………………………………………………….……………….…………24
2.1 Анализ деятельности учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения» Первомайского района города Витебска по социальному обслуживанию на дому……………………………………………………………………………….……...………24
2.2 Социальный работник в системе социального обслуживания граждан пожилого возраста. Роль социального работника в жизни клиента…....…………….……..…………...32
Заключение……………………………………………………………………………..………..49
Список использованных источников…………………………………………………...……...51

Файлы: 1 файл

Диплом Кузнецова.docx

— 187.10 Кб (Скачать)

Социальный статус социального работника оценивается как крайне низкий. Но вместе с тем наблюдается нарастающая тенденция актуальности и востребованности в будущем социальной работы, действующей как «амортизатор» от последствий рыночной экономики, и последовательного повышения социального статуса профессии и ее престижа. Несмотря на мизерное финансовое обеспечение, низкий престиж профессии, тяжелую, с физической и моральной точек зрения, работу, которая стимулируется только гуманными внутренними побуждениями помогать людям, сами социальные работники и специалисты убеждены в положительных перспективах развития данной области и в дальнейшем повышении социального статуса профессии.

     Анкетирование социальных работников занятых обслуживанием пожилых граждан дает информацию о социальных работниках, как о качественных сотрудниках. Результаты анкетирования позволяют составить анализ работы по обслуживанию пожилых граждан в целом, дает представление о самооценке социальных работников. По результатам проведенного анализа можно сделать вывод об успешности поставленной работы с кадрами. Что является наиболее важным критерием для развития службы по оказанию социальных услуг пожилым одиноким гражданам проживающим как в городе, так и в сельской местности. Тем не менее, установлено недовольство низкой оплаты труда, отсутствием транспортных средств при службе по обслуживанию граждан пожилого возраста, в сельской местности, да и в городе, психологические проблемы, связанные с нереализованными потребностями психоэмоциональной нагрузки.

Таким образом, необходимо учитывать  и состояние здоровья самих специалистов по оказанию социального обслуживания пожилых граждан . Проводить с  ними беседы о риске профессиональных заболеваний , проводить консультации, аутотренинги (медитацию), как защитить от стрессовой ситуации, как избегать и правильно вести себя при  конфликтных ситуациях с обслуживаемыми клиентами.

Прежде всего при работе с пожилыми людьми социальный работник должен соблюдать этический кодекс, принципы поведения и деятельности.

Специалисту по социальному  обслуживанию пожилых людей должны быть присущи следующие личностные качества:

-интеллектуальные (прогностичность,  рассудительность, пластичность, сообразительность,  дальновидность);

-волевые (принципиальность, решительность, настойчивость, требовательность);

-организаторские (дисциплинированность, исполнительность, ответственность,  гражданственность, самостоятельность,  уверенность в себе, работоспособность);

-моральные (справедливость, вежливость, деликатность, доброжелательность, уравновешенность, уважение к людям,  оптимистичность);

-коммуникативные (общительность,  коммуникабельность, совместимость,  сопричастность, эмпатичность, умение  слушать, умение убеждать).

Итак, оценка эффективности  работы по социальному обслуживанию граждан пожилого возраста производится по двум направлениям, с точки зрения пожилых – клиентов служб и  с точки зрения специалистов по социальному  обслуживанию клиентов. На основании  результатов проведенного исследования можно сделать вывод, что социальной работе с одинокими пожилыми людьми можно дать положительную оценку, служба социального обслуживания востребована пожилыми людьми и работает эффективно по удовлетворению социальных услуг  одиноких пожилых людей.

Но наряду с положительными оценками работы службы социального  обслуживания имеется и ряд недостатков.

Современная социально-демографическая  ситуация в городе Витебске характеризуется  постоянным возрастанием численности  граждан, нуждающихся в социальной поддержке – одиноких и одиноко  проживающих граждан пожилого возраста. Спектр социальных услуг, востребованных населением города Витебска, постоянно  расширяется.

Существующая в настоящее  время система учреждений социального  обслуживания населения не может  удовлетворить возрастающий спрос  на социальные услуги.

Одной из причин сложившейся  ситуации является то, что в большинстве  случаев благодаря заявительному  принципу оказания помощи в поле зрения социальных служб попадают только те граждане, которые воспринимают свою ситуацию как трудную и готовы эту помощь принять. При этом граждане, нуждающиеся в поддержке, но по каким-либо причинам не обратившиеся в соответствующие  учреждения, на получение социальной помощи рассчитывать не могут. Можно  сделать вывод, что деятельность службы социального обслуживания населения  направлена на решение уже имеющихся  у граждан социальных проблем, при этом вопросы профилактической направленности разрабатываются недостаточно. В то же время предупреждение возникновения трудных жизненных ситуаций требует гораздо меньших затрат и более эффективно, чем их преодоление.

Невысокий уровень заработной платы сотрудников учреждений социального  обслуживания населения является причиной формирования у значительной части  работников негативного отношений  к труду, вознаграждение за который  не может удовлетворить насущные потребности. У руководства учреждения отсутствуют возможности повышения  заинтересованности сотрудников в  результатах своего труда.

Одной из значительных проблем  в работе социального работника  является нехватка времени, которое  социальный работник должен отработать у одного клиента. Норматив составляет 1ч 50 мин (один час и пятьдесят  минут). Сюда включено и то время, которое  социальный работник тратит  на дорогу к обслуживаемому человеку. Побывав  на участке, мне представилась возможность  лично убедиться в том, что  данного времени не достаточно. Средняя  продолжительность времени, которое  затрачивается на дорогу к клиенту, составила около 25 – 30 минут. Перед  каждым посещением социальный работник заходила в аптеку, в продуктовый  магазин, покупала периодические издания. На это всё тоже тратилась значительная часть рабочего времени. Иногда получалось так, что очередей в данных заведениях не было, но иногда случалось и так, что в очередях приходилось стоять до 20-30 минут. Получается так, чтобы  успеть ко всем клиентам, которые запланированы  на день (а их может быть до 8! человек), социальный работник жертвует тем временем, которое отведено на одного клиента, чтобы успеть обслужить другого. Естественно, это имеет свои последствия. Во-первых, уменьшается время, которое социальный работник может потратить на непосредственное общение с клиентом. Во-вторых, страдает и само качество обслуживания.  В-третьих, у социального работника иногда рабочий день может заканчиваться гораздо позже, чем это положено по графику. Для решения данной проблемы  необходимо усовершенствовать нормативные акты, которые регулируют данный вопрос. Самыми простыми решениями, намой взгляд, будет являться увеличение временного норматива, а также уменьшение количества клиентов на одного социального работника.

Но на данный момент это  не является возможным, так как количество людей, которые находятся на надомном обслуживании, не соизмеримо с количеством  социальных работников.  Для решения этой проблемы необходимо расширять штат сотрудников. Но отсюда вытекает следующая проблема.

Профессия социального работника  в наше время является не престижной. Если сравнить тот объём работы, который выполняет социальный работник, с тем уровнем оплаты, то можно  увидеть, что они не соразмерны. Однако, для того, чтобы повысить его, необходимо увеличивать отчисления из государственного бюджета, а это станет возможным  только в том случае, если увеличить  размер оплаты за услуги. Но вслед за этим станет необходимым увеличение пенсий клиентам. И так всё цепляется  одно за другое.

Но почему же все-таки престиж  данной профессии всё же так низок? Ответ достаточно прост. Всё тянется  из тех же советских времен. На начальном  этапе социальным обслуживанием  на дому занимался лишь небольшой  процент людей с профессиональным образованием в данной сфере деятельности. В качестве социальных работников выступали  люди самых разнообразных профессий, оплата за данный труд была также низкой. Бытовало мнение, что в сферу социальной работы идут только те, кто не нашёл  себе применения в  промышленности и других на то время более важных сферах деятельности, чем социальная работа.

Немало важным является и  тот факт, что наблюдается огромная текучка кадров. Безусловно, есть и  те, кто работает достаточно продолжительное  время. Но есть те, кто в данной профессии  всего несколько месяцев, но уже  собираются менять работу.

Исследование  позволило выявить  отдельные аспекты имиджа профессии  «Социальная работа».

По самооценкам выбор профессии  «социальная работа» определяется во многом внепрофессиональными мотивами: 40% стали социальными работниками  из-за личных обстоятельств. Для 20% особенно значима работа с людьми. Лишь 10% пришли в социальную сферу, получив  соответствующее образование (рисунок 2.7); 71% респондентов их работа нравится; 2% – нет (рисунок 2.8).

 

Рисунок 2.7 – Мотивы работы

 

71% респондентов их работа нравится; 2% – нет (рисунок 2.8).

Рисунок 2.8 – Нравиться ли вам  ваша работа.

 

В ряду оценок выполняемой работы для 40% значимо, что она, помогая людям, не вознаграждается по достоинству; 21% подчеркивают эмоционально-психологические  перегрузки; 12% отметили ее низкий престиж (рисунок 2.9.)

Рисунок 2.9 – Оценка выполняемой работы

 Если бы представилась возможность  поменять работу, 35% готовы уйти  из-за низкой зарплаты, 13% – из-за  перегрузок и тяжелых условий  труда, еще 6% готовы уйти сразу, не раздумывая (рисунок 2.10)

Рисунок 2.10 – Причины смены работы

 

Но потенциал социальных работников достаточно высок: 82% могут работать более эффективно, если будут, устранены  помехи в работе (чрезмерная загруженность, недостаток профессиональных знаний, межведомственные барьеры, неопределенность функций).

Высоко осмысление социальными  работниками недостаточности своих  профессиональных знаний: 9% отметили полную их недостаточность, 19% –частичную. У 68% нередки проблемы, с которыми они не справляются из-за низкой компетентности, 4% – такие ситуации встречаются довольно часто (рисунок 2.11).

Рисунок 2.11 – Недостаточность знаний

Наиболее остро социальные работники ощущают нехватку юридических (28%), психологических (24%), медицинских (10%) знаний, технологии социальной работы (11%).

Низкий престиж профессий социальных работников и низкий уровень оплаты их труда определяют сложную ситуацию на рынке труда (в большинстве  анкет). Учет потребностей социальных работников в указанных навыках  и социальных учреждений и социальных служб – недоукомлектованность  штатов и высокая текучесть кадров); 100% опрошенных – женщины; 60% респондентов – в зарегистрированном браке, 6% – в незарегистрированном, 13% –  разведены, 8% – вдовцы, вдовы, 13% –  холосты, не  замужем. По стажу работы в системе социальной защиты – 6,6% работают до 1 года, 6,6% – 1-3 года, 26,6% – 3-6 лет, 13,3% – 6-9 лет, 46,9% – больше 9 лет. Это подтверждает факт текучести кадров и нестабильности коллективов (рисунок 2.12).

Рисунок 2.12 – Стаж работы

 У 50% – среднее профессиональное  образование, у 30% – высшее  и незаконченное высшее, у 4% – начальное профессиональное, у 15% – общее. Лишь 18% имеют профильное образование (специалист по социальной работе, социальный работник, социальный педагог, психолог). У 18% – медицинское образование, у 28% – педагогическое. Остальные – специалисты по другим профессиям. Выясняется, что даже для работающих необходимо не только повышение компетентности по основным направлениям социальной работы, но и освоение азов социальной работы. 

Важными для социального работника  являются понимание своей собственной  профессиональной значимости. Это достигается  не только на основе самооценки профессиональных знаний и умений. Так называемое профессиональное достоинство в  отличие от иллюзий самомнения основано также на одобрении компетентных действий социального работника со стороны клиентов, коллег, руководителя.

Исходя из цели повышения престижности социальной работы как одного из новых  профессиональных видов деятельности, была произведена системная диагностика  профессионального имиджа специалиста  социальной работы, получена оценка видения

Первое связано с пониманием того, что по мере развития профессиональной социальной работы, расширения сферы  ее деятельности в нашей стране можно  ожидать изменения престижа профессии  в сторону его снижения в связи  с вероятным увеличением числа  негативных событий: столкновения клиентов с проявлениями непрофессионализма, бюрократизма и др. Второе следствие, вытекающее из факта наличия тенденции  к повышению определенности профессионального  имиджа социальной работы, связано  с пониманием необходимости его  осознанного формирования.

Это процесс, в котором участвует  множество субъектов, составляющих не только внутреннюю, но и внешнюю  среду института социальной работы (в том числе и СМИ, как один важнейших инструментов воздействия  на общественное мнение). Роль средств  массовой информации в процессе формирования позитивного имиджа профессий социальной сферы крайне важна. Поэтому, в соответствии с полученными в ходе качественного  исследования результатами, представляется необходимым выстраивать постоянные коммуникативные связи между  социальными учреждениями и ведущими средствами массовой информации регионального  уровня с учетом следующих принципов  эффективного информационного взаимодействия.

Исходя из вышесказанного, нами была разработана программа «Школа социального работника» (таблица 2.3). 

Информация о работе Социальное обслуживание граждан пожилого возраста на дому (на примере у «ТЦСОН Первомайского района г. Витебска»)