Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:33, курсовая работа
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить социальные проблемы, с которыми сталкиваются одинокие и одиноко проживающие пожилые граждане.
2. Изучить процесс формирования и становления социального обслуживания на дому.
3. Проанализировать формы и методы социального обслуживания одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан.
4. Разработать программу, направленную на улучшение качества социального обслуживания на дому.
Введение…………………………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы изучения проблемы социального обслуживания на дому………..7
1.1 Пожилые люди как социальная категория…………….……………..…...………………...7
1.2 Формирование и развитие системы социального обслуживания на дому ...................…17
2 Организация социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста……………………………………………………………….……………….…………24
2.1 Анализ деятельности учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения» Первомайского района города Витебска по социальному обслуживанию на дому……………………………………………………………………………….……...………24
2.2 Социальный работник в системе социального обслуживания граждан пожилого возраста. Роль социального работника в жизни клиента…....…………….……..…………...32
Заключение……………………………………………………………………………..………..49
Список использованных источников…………………………………………………...……...51
Таблица 2.2. – размер оплаты за социальное обслуживание в частном секторе
Двигательная активность |
Размер оплаты в частном секторе (рублей) | |||
100% |
75% |
50% |
40% | |
I группа. Незначительно снижена двигательная активность. |
34 820 |
26 120 |
17 410 |
13 930 |
II группа. Умеренно снижена двигательная активность. |
42 900 |
32 180 |
21 450 |
17 160 |
III группа. Значительно снижена двигательная активность. |
55 710 |
41 780 |
27 860 |
22 280 |
IV группа. Утрачена двигательная активность. |
92 790 |
69 590 |
46 400 |
37 120 |
Комиссия в составе
заведующего отделением социального
обслуживания на дому граждан пожилого
возраста и инвалидов производит
обследование социально-бытовых условий
гражданина обратившегося в центр
социального обслуживания, с составлением
акта обследования социально-бытовых
условий. В результате обследования
комиссия выявляет проблемы пожилого
человека и заключает с ним
договор на услуги, которые будут
предоставляться центром
До заключения договора на обслуживание гражданам дают возможность ознакомиться с перечнем предоставляемых услуг.
1.Услуги по организации питания, быта и досуга:
-покупка и доставка на дом продуктов питания до 7 кг;
- покупка и доставка на дом горячих обедов;
2.Покупка и доставка на дом промышленных товаров первой необходимости;
3.Доставка воды, топка
печей, содействие в
4. Сдача вещей в стирку, химчистку, ремонт и обратная их доставка;
5.Содействие в организации
ремонта и уборки жилых
-очистка или протирка от пыли ковров, полов (без мытья) или стен,
-очистка от пыли ковров,
ковровых дорожек, портьер
-мытье окон с балконной дверью и оконного проема,
-мытье полов или стен туалетной , ванной комнаты,
-мытье полов, покрытых масляной краской, линолеумом, пластиком,
-то же деревянных, паркетных или дощатых покрашенных,
-вынос мусора в домах с мусоропроводом,
-вынос мусора в мусорный контейнер,
6. Содействие в оплате
жилья и коммунальных услуг
независимо от количества
7. Содействие в организации
предоставления услуг
-оказание помощи в отправке и получении посылок,
-оказание помощи в написании и отправке писем, телеграмм, бандеролей.
8. Содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами;
9. Содействие в посещении театров, выставок и других культурных мероприятий;
10. Социально-медицинские
и санитарно-гигиенические
Обеспечение ухода с учетом состояния здоровья:
- туалет тела;
-смена белья постельного или нательного.
11. Содействие в проведении медицинской помощи
12.Содействие в проведении медико-социальной экспертизы;
13.Содлействие в проведении
реабилитационных мероприятий (
14.Содейтствие в обеспечении
по заключению врачей
15. Оказание психологической помощи;
16.Содействие в
17.Посещение в стационарных
учреждениях здравоохранения в
целях оказания морально-
18.Помощь в получении
путевок на санаторно-
19.Содействие в получении
зубопротезной помощи и
20. Правовые услуги:
Помощь в оформлении документов:
-оказание помощи по
вопросам пенсионного
21.Содействие в получении юридической помощи и иных правовых услуг;
22.Содействие в получении
установленных действующим
Социальный работник заполняет карту потребностей социальных услуг на каждого обслуживаемого. В карте, кроме перечня оказываемых услуг, заполняются все необходимые реквизиты: фамилия, имя, отчество обслуживаемого, домашний адрес, тип жилья, форма оплаты (бесплатная, частичная, полная). Определяется стоимость гарантированных и дополнительных услуг. После чего карта потребностей социальных услуг подписывается директором Центра социального обслуживания населения, главным бухгалтером и заверяется печатью.
В первых числах месяца, следующего за отчетным социальный работник отделения социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста и инвалидов составляет отчет о своей работе. В отчете указываются все виды оказанных услуг, по данным которых можно судить об эффективности деятельности данной службы.
В трудное время для
нашей страны, работа социальных служб
должна сводиться не только в предоставлении
обслуживаемым гражданам
Исходя из опыта работы ТЦСОН, хотелось бы проанализировать трудности в работе отделения социально-бытового обслуживания на дому, что в свою очередь отражается на качестве обслуживания граждан.
Как правило, пригодность к работе с пожилыми гражданами на дому прежде всего определяется выносливостью и физической силой социального работника. Это объясняется тем, что деятельность работника отделения –очень тяжелый труд, связанный с большими физическими нагрузками. В настоящее время установлена норма предельно допустимых нагрузок для женщин при доставке продуктов на дом, в расчете на одного подопечного за одно посещение – до 7 кг.
Если социальный работник не превышает нормы, то за одно посещение он приносит при работе на одну (8 человек) -56 кг, при работе на 1,5 ставки (12 человек) -84 кг.
По последним нормативным документам социальный работник должен посещать своих подопечных не реже 2-3 раза в неделю. При желании или просьбе обслуживаемого лица посещение на дому может осуществляться 3 раза в неделю.
Так социальный работник в течение полной рабочей недели приносит (при полной нагрузке) до 112 кг – при работе на одну ставку и до 168 кг при работе на 1,5 ставки.
Перечень продуктов, которые заказывают обслуживаемые граждане, выглядит следующим образом: молоко, хлеб, крупа, овощи, мясо и т.д. По оценке объема приносимых продуктов можно сказать, что все и ассортимент зависит от материального достатка обслуживаемого лица, как правило, это получаемый размер пенсии, в более редких случаях дополнительная помощь близких родственников. Но даже если пенсионеры и инвалиды получат минимальный размер пенсии, все социальные услуги и доставка предметов первой необходимости как бы ложится на плечи социального работника.
2.2 Социальный работник в системе социального обслуживания граждан пожилого возраста. Роль социального работника в жизни клиента
В структуре пожилых людей можно выделить одиноких, одиноко проживающих и проживающих в семье. Одинокие пожилые граждане, в соответствии с законодательством, - это пожилые граждане, не имеющие на территории страны трудоспособных граждан, обязанных по закону их содержать. Одиноко проживающими признаются пожилые граждане, проживающие отдельно от трудоспособных граждан, обязанных по закону их содержать. В рамках данной работы нас интересуют только эти две категории пожилых людей.
Исследование проведено на базе Территориального центра социального обслуживания населения Первомайского района. С помощью метода анкетирования (Приложение А) нами были опрошены 2 группы одиноких пожилых людей (одинокие и одиноко проживающие пожилые люди) и 20 специалистов, работающих с данной категорией граждан (Приложение Б).
Всего было опрошено 20 респондентов. Из их числа 10 пожилых людей являются одинокими (Приложение В), 10 – одиноко проживающими (Приложение Г).
Из категории одиноких пожилых людей, 60% редко поддерживают связь с родственниками, остальные 40% часто. Среди одиноко проживающих эти показатели отличаются: 30% редко или вообще не поддерживают связь с родственниками, 70% общаются с родственниками постоянно (рисунок 2.1).
Рисунок 2.1 – Часто ли вы поддерживаете связь с родственниками
Только 10% одиноких респондентов положительно ответили на вопрос о том, предлагали ли родственники забрать их себе. Среди одиноко проживающих граждан этот показатель гораздо выше – 40% (рисунок 2.2.)
Рисунок 2.2 – Предлагали ли родственники забрать вас к себе
100% опрошенных одиноких граждан отказались от определения в дом – интернат.10% одиноко проживающих согласилось (рисунок 2.3.)
Рисунок 2.3 – Хотели бы Вы определиться в дом – интернат
Из одиноких респондентов 40%
общается только с соседями, 40%
- только с родственниками, 20% - и
с соседями, и с родственниками.
Среди одиноко проживающих
Рисунок 2.4 – С кем Вы общаетесь, кроме социального работника
На вопрос «Довольны ли вы работой
социального работника?»
Рисунок 2.5 – Довольны ли вы работой социального работника
На вопрос о том, как одинокие граждане проводят свое свободное время, 60% респондентов ответили, что смотрят телевизор, 20% - другое(слушают радио), 10% читают, 10% ходят в гости. Во второй группе респондентов ответы более разнообразны: 70% смотрят телевизор, 40% читают, занимаются другими делами 30%.(рисунок 2.6.)
Рисунок 2.6 – Как вы проводите те дни, когда социальный работник не приходит
Данные результаты позволяют нам отметить следующее:
Из этого можно сделать вывод, что самым важным для людей, находящихся на обслуживании, большое значение играет непосредственное общение социальным работником.
Так же нами было проведено анкетирование социальных работников. Проведенное исследование позволило составить социальный портрет работника в сфере надомного обслуживания – это человек молодого и среднего возраста со стажем работы в этой сфере более 5 лет, удовлетворенный выполняемой деятельностью и считающий ее привлекательной, осуществляющий преимущественно приготовление пищи, содействующий обработке приусадебных участков и оказанию психологических услуг.
Анализ практики работы отделения
социального обслуживания на дому показал,
что на качество услуг и эффективность
надомного социального
Среди факторов, способствующих более
успешному осуществлению
К факторам, снижающим эффективность
результатов надомного
Особо выделены факторы, мешающие эффективному выполнению работы по надомному социальному обслуживанию, среди которых – сложности общения с пожилыми людьми. Это обстоятельство свидетельствует о необходимости повышения квалификации социальных работников в области геронтопсихологии, проблем общения, этики, деонтологии.
Деятельность людей, занимающихся социальной работой в современном обществе, является профессиональной, а социальные работники являются членами сформированной профессиональной группы. Статус профессиональной группы социальных работников определяется следующими характерными признаками:
1) профессиональная деятельность,
соотносящаяся с ценностями
2) наличие профессионального
3) вступление в данную
4) руководство социальных
Социальная работа требует от профессионала принятия определенных этических норм и следования им, а также соответствующих личностных качеств. Люди, чьим призванием стала социальная работа, должны обладать специфическими качествами: гуманистической направленностью, эмпатией, альтруистической доминантой, жизненным опытом, внутренним настроем.