Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2013 в 20:33, курсовая работа
Цель, объект и предмет исследования обусловили необходимость решения следующих задач:
1. Выявить социальные проблемы, с которыми сталкиваются одинокие и одиноко проживающие пожилые граждане.
2. Изучить процесс формирования и становления социального обслуживания на дому.
3. Проанализировать формы и методы социального обслуживания одиноких и одиноко проживающих пожилых граждан.
4. Разработать программу, направленную на улучшение качества социального обслуживания на дому.
Введение…………………………………………………………………………………………..4
1 Теоретические основы изучения проблемы социального обслуживания на дому………..7
1.1 Пожилые люди как социальная категория…………….……………..…...………………...7
1.2 Формирование и развитие системы социального обслуживания на дому ...................…17
2 Организация социального обслуживания на дому граждан пожилого возраста……………………………………………………………….……………….…………24
2.1 Анализ деятельности учреждения «Территориальный центр социального обслуживания населения» Первомайского района города Витебска по социальному обслуживанию на дому……………………………………………………………………………….……...………24
2.2 Социальный работник в системе социального обслуживания граждан пожилого возраста. Роль социального работника в жизни клиента…....…………….……..…………...32
Заключение……………………………………………………………………………..………..49
Список использованных источников…………………………………………………...……...51
Итак, наступление зрелости и старости – неизбежный процесс, но объективное положение, а также их опыт, взгляды, ценностные ориентации – являются продуктами социальной среды.
Проблемы людей третьего
поколения можно считать
Среди факторов, способствующих гармонизации интересов личности и общества, гарантирующих защиту интересов человека, его прав и свобод, особое место принадлежит социальной политике государства и своей инфраструктуре социальной работы с различными группами населения, в том числе и с категорией граждан пожилого возраста [32, c. 16].
Стратегия социальной политики при организации социальной работы с пожилыми людьми состоит из трех элементов: селекция, оптимизация, компенсация.
Селекция подразумевает поиск основных или стратегически важных элементов жизнедеятельности пожилого человека, которые были утрачены им с возрастом.
Оптимизация заключается в том, что пожилые люди при содействии классифицированных специалистов по социальной работе находят для себя новые резервные возможности, оптимизируют свою жизнь как в количественном, так и в качественном отношениях.
Компенсация - создание дополнительных источников, компенсирующих возрастную ограниченность в адаптивном процессе, в использовании новых современных техник и технологий, улучшающих память, компенсирующих потерю слуха [21, c. 40-51].
Таким образом, если общество будет готово принять подобную стратегию социальной практики в отношении пожилых людей, то результативность и общественная полезность все более возрастающего их числа, безусловно, многократно умножатся.
Социальная политика и социальная работа как средство ее реализации базируется на конституционно-правовых установлениях и гарантиях, провозглашенных в Конституции РБ и конкретизированных в законах Республики Беларусь и других нормативно-правовых актах [22, c. 3].
Таким образом, пожилой человек –это особая категория лиц в возрасте от 50-60 лет и старше, которым характерны различные болезни, переживания, а также всевозможные проблемы с которыми, к сожалению, сталкиваются пожилые люди:
-психологические,
-проблемы трудовой занятости,
это связано со сменой
Распространенным состоянием для людей пожилого возраста, например, в России стала депрессия. По мнению социологов, она выявлена у 21% пожилых в возрасте старше 65 лет, что гораздо больше, чем за рубежом. Так, в Швеции – 1,3%, в США – 2,7%. Это состояние проявляется в безысходности, тревоги, в ранимости, чувстве страха по поводу своего здоровья и дальнейшей жизни, т.к. их значительная часть является инвалидами. Причинами такого состояния пожилые люди считают одиночество (96%),наличие хронических заболеваний (88%), отсутствие понимания в семье (64%).
Таким образом, пожилые одинокие люди зачастую не могут вести нормальный образ жизни, и не способны себе обеспечить спокойное, достойное проживание в связи с характерными для них изменениями в психологическом, эмоциональном и социальном плане. Важную роль играют изменения социального статуса, ухудшение здоровья и положения дел в семейно – бытовой сфере. Как показывает практика социальной работы, пожилой человек – это особая категория лиц в возрасте от 50 – 60 лет и старше, которым характерны различные болезни, переживания, а также всевозможные проблемы с которыми, к сожалению, сталкиваются пожилые люди: психологические, материально - финансовые, социально-бытовые, медицинские и проблемы общения. Положение усугубляется тем, что зачастую одиноким пожилым гражданам некому помочь в преодолении данных социальных проблем.
1.2 Развитие и функционирование системы социального обслуживания на дому
Социальное обслуживание как вид профессиональной деятельности зародилось в 1987 году, а до этого времени не было таких понятий, как «одинокие» и «одиноко проживающие» граждане. Но почему именно в это время?
Всё началось ещё в период так называемого «застоя». Именно в это время в стране наблюдался кризис во всех сферах жизни общества. С приходом Брежнева к власти органы госбезопасности усилили борьбу с инакомыслием. В связи с этим, с начала 1970-х годов из СССР идёт еврейская эмиграция. Эмигрировали многие известные писатели, актёры, музыканты, спортсмены, учёные [30, c. 34-36].
Во времена Брежнева в СССР, прежде всего в РСФСР и других республиках европейской части, появляется демографическая проблема и проблема массовой алкоголизации населения.
Около 1965 года прекращается падение смертности и начинается её рост, шедший одновременно с падением рождаемости. Рост смертности определялся возрастанием смертей от сердечно - сосудистых заболеваний среди молодых мужчин и ростом числа смертей от внешних причин (несчастные случаи, убийства, самоубийства) [27, c. 59].
Это происходило параллельно с заметным ростом потребления алкоголя на душу населения и, по мнению демографов, было прямо с ним связано. Мы можем проследить динамику этого роста (рис.1.1):
Рис.1.1. Употребление алкоголя на душу населения
В 1965 г. Регистрируемое потребление чистого алкоголя на душу населения составляло 4,5 литра, в 1970 г. — 8,3 литра, в 1980 — 10,5 литров и на этом уровне стабилизировалось вплоть до периода правления Горбачёва; это в 2,5 раза превышало среднемировой уровень. Фактически уровень потребления был ещё выше, так как официальная статистика не учитывала самогоноварения; по некоторым оценкам, он превышал 14 литров. В СССР насчитывалось 40 миллионов алкоголиков, то есть алкоголизмом был болен каждый седьмой житель [61, c. 80-82]. В обществе крепло мнение о том, что рост пьянства угрожает самому физическому существованию русских как нации [64, c. 124].
«За период 1964—1984 годов значительно увеличилось производство и потребление водки и дешевых вин (в частности «бормотухи» из плодов и ягод), доходы от их продажи возросли в 4 раза. Стало больше прогулов, повысились преступность, увеличились заболевания, связанные с чрезмерным употреблением алкоголя», — указывает Егор Лигачёв [44, c. 30-36].
За десятилетие с 1973 по 1983 год общее число ежегодно совершаемых преступлений увеличилось почти вдвое, в том числе тяжких насильственных преступлений против личности — на 58 %, разбоев и грабежей — в два раза, квартирных краж и взяточничества — в три раза. Количество преступных посягательств в сфере экономики за этот период возросло на 39 % [53, c. 57-59].
Ещё одна нить, которая прошила проблемами всю эпоху правления Брежнева – это все возрастающая эмансипация женщин. Роль мужчины в жизни женщины соответственно уменьшалась. Результатом этого стало то, что к 90-м годам увеличилось число не замужних женщин.
Итак, мы приходим к тому, что к 1987 году выросло количество неполных семей и одиноких женщин. Это означает то, что стареющее поколение оставалось один на один со своими проблемами [63, c. 80].
Общество стояло на грани. Одной из причин появления социального обслуживания как вида профессиональной деятельности послужило постепенное исчезновение такого явления, как коммунальная квартира. Коммунальная квартира («коммуналка») — (в СССР) квартира, находящаяся в государственной собственности, заселяемая государственными органами в соответствии с нормативами жилой площади, положенной на одного человека, независимо от семейного статуса жильцов и конфигурации квартиры. Почему же именно это явилось ещё одной причиной? Если кто-то болел в коммуналке, то лечили все вместе; у кого-то праздник – снова всей квартирой. Да и в погоне за жилплощадью всегда находились те, кто «безвозмездно» готов помочь одинокой старушке из соседней комнаты. С течением времени люди начал переселяться в отдельные квартиры, и одиноким людям приходилось уже самостоятельно решать свои проблемы и возникающие вопросы. Но это было под силу не всем, приходилось искать себе помощников [65, c. 46-49].
В 1989 г. Впервые официально объявлено о начале экономического кризиса в СССР.В период 1989—1991 гг. доходит до максимума главная проблема советской экономики — хронический товарный дефицит — из свободной продажи исчезают практически все основные товары, кроме хлеба. Каждый думал только о том, как ему выжить самому. Резко сокращается количество регистрируемых браков, а вот количество разводов наоборот увеличивается [40, c. 35].
Таким образом, проблема стала достаточно очевидной, и стало необходимым найти выход из нее. К середине 80‑х гг. в стране сложилась развитая система социальной помощи нуждающимся, охватившая широкие слои населения. Особенностью ее являлось то, что власть стремилась всю деятельность по социальному обеспечению замкнуть исключительно на государство, свернув работу благотворительных организаций. Практически в стране сложилась патерналистская государственная система социального обеспечения, финансируемая главным образом из госбюджета (95%) [38, c. 48-50].
Обширные социально – защитные меры, взятые на себя государством, формировали соответствующие взгляды, идеологию граждан. Со временем в обществе утвердилась философия обязанности (исключительной!) государства разрешать все социальные проблемы граждан, что привело к росту иждивенчества и отсутствию инициативности в решении социальных проблем. Фактически исчезла социальная активность людей в части поиска различных дополнительных путей самообеспечения, самозащиты [46, c. 57].
Кроме философии «государство обязано, государство должно…», сложилось упрощенное отношение к самой проблеме социальной защиты человека: вся она максимально свелась к выплатам пособий, материальной поддержке, медицинской помощи. Конечно, никто не станет утверждать, что это – маловажно, но этого явно недостаточно [43, c. 70].
Заметным пробелом было и то, что социальная поддержка направлялась только на людей, уже попавших в беду (инвалидов, престарелых, сирот), и почти не велась профилактическая работа. Пространство социальной работы стало ограниченным, замкнутым на отдельных категориях людей, которые в свою очередь оказались в определенном смысле изолированными [50, c. 47-49].
Замкнутость социальных служб на обозначенных задачах не способствовала профессионализму социальной работы, включению в нее специалистов гуманитарного профиля: психологов, социологов, педагогов и т.д., потому как с начислением пенсий (а это стало главным) справлялись бухгалтерские кадры, опираясь на законодательные акты. Система социальной защиты населения практически не имела специальных учебных заведений, дипломированных специалистов данной сферы. Социальной работой занимались все, кому выпадала эта роль, а многие социальные проблемы, с которыми сталкивались люди, либо не решались должным образом, либо вообще игнорировались [55, c. 34-36].
Со временем в стране все больше стала осознаваться необходимость реформирования системы социальной защиты, первые попытки которой были предприняты в период перестройки, а также в 90-е годы в условиях современных социально – экономических и политических преобразований общества [45, c. 56].
В советский период преобладающей формой социального обслуживания пожилых людей была стационарная форма, преимущественно в виде домов-интернатов. Стационарная форма при всех ее положительных качествах (полное государственное обеспечение, социально-бытовое устройство, медико-социальная помощь и т.д.) имела и существенные недостатки. Переселение пожилого человека в дом-интернат было сопряжено с психологическим стрессом, а смена обстановки, привычного места жительства воспринималась как драматическая ситуация. Помещение в дом-интернат нередко сопровождалось депрессивным состоянием, расстройствами сна, невротизацией личности. Это одно из обстоятельств, которое явилось причиной введения нестационарных форм социального обслуживания. К этому можно еще добавить и экономический фактор (дорогостоящее строительство стационарных учреждений, их содержание).
В конце 80-х годов стала развиваться сеть нестационарных учреждений с развертыванием социального обслуживания на дому. Приоритетом обслуживания на дому пользовались одинокие пожилые граждане и инвалиды. Менее чем за 20 лет форма надомного обслуживания получила общее признание. Развитие сети нестационарных учреждений избавило руководство страны от необходимости строить дома-интернаты, а пожилые люди получили надежную «отсрочку» от переселения в них.
Первыми, кто начал заниматься
данной проблемой, были исполнительные
комитеты. Становление в Беларуси
института социального
Создание института