Социальное обеспечение и реабилитация населения: отечественный опыт и зарубежная практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.

Оглавление

Введение 2
Глава 1 Зарубежная система социального обеспечения и реабилитации населения 4
1.1 Понятие и сущность социальной обеспечения 4
1.2 Понятие социальной реабилитации 5
1.3 Социальное обеспечение населения в зарубежных странах 7
1.3.1 Социальная защита населения в странах Европы 9
1.3.2 Социальное обеспечение в Швеции 15
1.3.3 Система социальной защиты населения в США 18
Глава 2 Анализ российской системы социального обеспечения населения 27
2.1 Система социального обеспечения в России 27
2.2 Сравнительная характеристика 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 394.93 Кб (Скачать)

За 90-е гг. численность беспризорников возросла в стране более чем в  полтора раза. Дети бегут от родительской жестокости, асоциального образа жизни, царящего в отдельных семьях, бегут  от «дедовщины», антипедагогического  обращения в детских домах-интернатах. Отношение к ним, методы содержания этих детей не могут быть такими же, для как подростков, больных  алкоголизмом и наркоманией или  малолетних преступников. Хотя все  они нуждаются в реабилитации, но формы ее могут быть разные. Для  одних допустимы временная изоляция и строгий режим, применяемые в приемниках-распределителях. Для подавляющего же большинства несовершеннолетних дезадаптантов местом реабилитации должны стать социальные приюты и социально-реабилитационные центры.

В специальной реабилитации нуждаются  военнослужащие — ветераны войн, военных  конфликтов и их семьи. Система реабилитации таких военнослужащих реализуется  по трем основным направлениям: социальная, психологическая и медицинская. Обеспечение социализации личности и восстановление ее прежнего уровня становятся целью социальной реабилитации. Основными задачами социальной реабилитации военнослужащих — участников военных  конфликтов являются: обеспечение их социальных гарантий, контроль над  реализацией социальных льгот, правовая защита, формирование позитивного общественного  мнения и вовлечение военнослужащих в систему социальных отношений. Как считают специалисты, основным психотравмирующим воздействием боевой обстановки является достаточно длительное пребывание военнослужащих в условиях специфического боевого стресса.

Следует признать, что действие стресса  выполняет определенную положительную  функцию для человека в период боя, но становится негативным, разрушающим  фактором после его окончания  в силу постстрессовых реакций. Это может проявиться в немотивированной агрессии в отношении родных, близких и даже случайных людей. Или же, наоборот, в депрессивном состоянии, в стремлении уйти в себя с помощью алкоголя, наркотиков. Так называемая «выключенность» личности, отрешенность от всего происходящего вокруг, частая и длительная статичность позы, взгляда, потеря интереса к жизни свидетельствуют о начальных стадиях психических расстройств. Такие лица нуждаются в медико-психологической помощи, в специальных мероприятиях психокоррекции и психотерапии. В индивидуальных беседах необходимо дать им возможность высказать все наболевшее, проявляя заинтересованность их рассказом. Затем целесообразно разъяснить, что переживаемое ими состояние временное, присущее всем, кто принимал участие в боевых действиях. Очень важно, чтобы они почувствовали понимание и видели готовность им помочь со стороны не только специалистов — социальных психологов, но и близких, родных.

Мощным средством психологической  реабилитации является искреннее проявление понимания и терпения к проблемам  лиц, переживших психотравматические военные условия. Отсутствие такого понимания и терпения со стороны близких приводит порой к трагическим последствиям.

Следует также отметить, что в  определенных реабилитационных мерах, в психологической помощи нуждаются  и родители, члены семей участников боевых действий. Ведь они сами находились в психотравмирующей ситуации, ожидая ежедневно страшной вести о своем  дорогом и любимом. Тем более, что к матерям и женам порой возвращаются как бы уже другие люди, в которых с трудом можно угадать прежнего любимого человека. Средством реабилитации таких семей могут быть специальные центры, клубы родственников лиц, прошедших через войну и военные конфликты.

Особым направлением реабилитационной деятельности является восстановление правового и социального положения  лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы. Эти люди, получив  свободу, а с ней и права  на самостоятельное устройство своей  жизни, нередко не имеют не только жилья, но и возможности устроиться на работу. В современных условиях, когда наблюдается реальный рост безработицы, бывшим заключенным самим  все сложнее решить проблему трудоустройства. Понимая это, некоторые руководители, преимущественно из сельской местности, создают трудовые бригады (своеобразные коммуны) из бывших заключенных. Им предоставляется  жилье и возможность сельским трудом заработать себе на жизнь. Но таких  руководителей-попечителей единицы.

Делом этим должно заниматься, прежде всего, государство, помогая тем  бывшим заключенным, кого не ждут дома, кто нуждается в психологических  и иных формах реабилитационной помощи. Ведь бывший заключенный, не найдя работу и жилье, вновь становится на путь преступления или пополняет ряды бездомных бомжей. Для последних  существуют приюты, и часть бывших заключенных может попасть сюда. Но ведь другая их часть уходит в  криминал. В результате «экономия» средств на создание специализированных реабилитационных центров для лиц, отбывших наказание в местах лишения  свободы, оборачивается для государства  большими потерями и социальными издержками.

Социальная реабилитация, будучи одной  из общих технологий социальной работы, направлена на восстановление не только здоровья, трудоспособности, но и социального  статуса личности, его правового  положения, морально-психологического равновесия, уверенности в себе. В зависимости от специфики объекта  реабилитации определяются и методики реабилитационного воздействия, дополняемые соответствующими частными технологиями социальной работы.

 

Социальная  защита населения: понятие, цели и функции

.

Система социальной защиты населения является одним из институтов реализации социально-экономической политики, цель которой состоит в обеспечении социальной стабильности и устойчивого экономического развития общества. Для достижения этой цели необходим эффективный механизм защиты трудоспособного населения от социальных рисков. Социальными рисками являются: болезнь, инвалидность, потеря кормильца, травматизм, безработица, миграция, потеря жилья, старость, бедность и им может быть подвержен любой человек в течение своей жизни.

Под социальной защитой населения  в настоящее время понимается совокупность законодательно установленных экономических, социальных, юридических гарантий и прав, социальных институтов и учреждений, обеспечивающих их реализацию и создающих условия для поддержания жизни различных социальных слоев и групп населения, прежде всего, социально уязвимых.

Система социальной защиты должна гарантировать:

1. достойное социальное  существование человека, уважение  его чести и достоинств;

2. максимально полный  охват социального пространства, ибо невозможно защищать тех,  кто не включен в систему;

3. равномерное и равновесное  распределение услуг, выплат и  льгот в рамках всей социальной системы;

4. эффективность функционирования  учреждений социальной защиты.

Объект социальной защиты – все группы населения. Однако особые приоритеты при этом имеют его уязвимые слои: семьи с низкими доходами, инвалиды, престарелые, дети-сироты, одинокие и многодетные родители, жертвы экологических бедствий и т.д.

В мировой практике выделяют два типа социальной защиты населения – активную и пассивную социальную защиту. Активная социальная защита ориентирована на трудоспособных членов общества и предполагает создание условий для самозащиты людей, в первую очередь, через активные действия на рынке труда и через их участие в социальном страховании. Пассивная социальная защита нацелена на нетрудоспособные и социально уязвимые слои населения и заключается, прежде всего, в прямой материальной поддержке.

В связи с этим существует два основных подхода к пониманию сущности социальной защиты:

1. социальная защита –  это социальное обеспечение граждан и членов их семей, трансформированное к новым социально-экономическим условиям:

2. социальная защита населения  – это социальная помощь, оказываемая отдельным категориям людей в виде предоставления социальных выплат, натуральной помощи и социальных услуг и имеющая адресный характер.

Международное организация  труда (МОТ) относит к социальной защите социальное страхование и социальную помощь. В конвенциях МОТ сформулированы основные принципы социальной защиты населения, регламентируется минимальный уровень различных видов социальной защиты и категории населения, на которые они должны распространяться. Национальные системы социальной защиты формируются на основе конвенций МОТ с учетом специфики экономического, социального и культурного развития конкретной страны.

Система социальной защиты населения и профессиональная социальная работа тесно связаны и взаимозависимы. Как профессиональный вид деятельности социальная работа предполагает наличие необходимой законодательной и нормативной базы, развитой инфраструктуры, подготовленных кадров, словом, всего, что может представлять социальная защита как социальный институт. Система социальной защиты, прежде всего, на микроуровне является своеобразным «организационно-правовым полем» для социальной работы. В свою очередь, с помощью средств социальной работы реализуются функции социальной защиты. Приход в социальную работу подготовленных специалистов повышает эффективность мер по социальной защите.

В настоящее время в  странах с рыночной экономикой используются разнообразные организационно-правовые формы социальной защиты населения. Ведущими, как было указано выше, в настоящее время являются социальное страхование и социальная помощь, включающие в себя различные выплаты и услуги. В разных странах эти указанные формы складывалась в зависимости от исторических условий и поэтому, несмотря на однотипность задач, имеют отличия в подходах и методах.

Социальная защита населения в странах Европы

Принципы  и функции систем социальной защиты в странах Западной Европы

Практически все страны Западной Европы используют социальное страхование  на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности.

Однако системы социального  страхования и социальной помощи в этих странах реализуются по разному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:

1. страны, где доминируют  страховые принципы, где размеры  выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;

2. страны, где страховые  принципы социальной защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов;

3. страны, занимающие промежуточную  позицию между первыми двумя;

4. страны, где системы  социальной защиты населения,  как таковой, пока нет, она  только формируется.

К первой группе относятся  Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения базируются на договорно-страховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фон.

В большинстве случаев  сумма выплат из страхового фонда  зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель этой системы – поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат.

Однако во всех странах  этой группы государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид выплат осуществляется из общенационального бюджета.

Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.

Вторая группа стран, к  которой относятся Великобритания, Дания, Ирландия, отличается от первой тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

Информация о работе Социальное обеспечение и реабилитация населения: отечественный опыт и зарубежная практика