Социальное обеспечение и реабилитация населения: отечественный опыт и зарубежная практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.

Оглавление

Введение 2
Глава 1 Зарубежная система социального обеспечения и реабилитации населения 4
1.1 Понятие и сущность социальной обеспечения 4
1.2 Понятие социальной реабилитации 5
1.3 Социальное обеспечение населения в зарубежных странах 7
1.3.1 Социальная защита населения в странах Европы 9
1.3.2 Социальное обеспечение в Швеции 15
1.3.3 Система социальной защиты населения в США 18
Глава 2 Анализ российской системы социального обеспечения населения 27
2.1 Система социального обеспечения в России 27
2.2 Сравнительная характеристика 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 394.93 Кб (Скачать)

 

Социально-экономические  условия - основа жизнедеятельности  населения и трудящихся масс

 

Уровень жизни населения  во многом зависит от уровня занятости  населения в производительном труде, от характера системы распределительных  отношений в обществе, от структуры  и содержания (объемов по важнейшим  статьям доходов и расходов на планируемый период) бюджета страны.

Численность экономически активного  населения к началу 2009 года составила 75,2 млн человек, или около 53,1% от общей численности населения страны. Согласно данным последних выборочных обследований населения по проблемам занятости, в ноябре 2007 г. по сравнению с ноябрем 2006 г. численность тружеников, занятых в экономике, увеличилась на 1,4 млн. человек и составила 70,6 млн. человек, а, учитывая, что средняя заработная плата по стране в 2007 году составила около 14400 руб. в месяц (Информационно-аналитический материал Отдела аналитического обеспечения законодательной деятельности аппарата Государственной Думы "О социально-экономической ситуации в России". Выпуск № 1 (55) Москва. 2008), то следовательно месячный фонд начисленной заработной платы составил 1 016 640 млн. руб., но поскольку отчисления в пенсионный фонд составляют 28% от ФОТ, а общий социальный налог составляет 36,5% от ФОТ, то следовательно ежемесячные отчисления в пенсионный фонд составляют в среднем около 388,6 млрд. руб. или при численности пенсионеров в количестве 36 млн. чел. в расчете на одного пенсионера приходится 10793,3 рубля. Поскольку реальная пенсия по России в среднем не превышает 3000 руб. в месяц, то это означает, что пенсия может быть повышена без всякого ущерба для госбюджета в 3,6 раза и приблизится к половине прожиточного уровня. Как говорится "… хоть кулик и невелик, а все ж птица". Не лишним будет именно здесь же отметить, что вместо дозированных добавок к пенсиям по чайной ложке и не за каждый квартал, было бы гораздо целесообразнее и проще снять оплату коммунальных услуг с нормативного жилья, одновременно увеличив его размеры в соответствии с постоянно растущими потребностями в его качественных и количественных характеристиках. Ведь именно уровень благосостояния народа и определяет его единство, сплоченность и способность к самосохранению нации и обеспечению ее безопасности. Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в ноябре 2007 г. составила 4,45 млн. человек, или 5,93% экономически активного населения. Это достаточно ощутимый резерв неиспользуемых трудовых ресурсов. При наличии огромных запасов природных ресурсов, необъятных просторов и значительных финансовых резервов, под натиском которых упаковка в виде Стабфонда не выдержала и развалилась на два огромных финансовых фонда, такое большого количества только официально учтенных безработных говорит о наличии больших и серьезных проблем в деле управления народным хозяйством страны и объективной целесообразностью предельно полного и эффективного использования всех имеющихся в стране ресурсов. Поэтому, если и решать проблемы повышения эффективности экономики страны, то начинать очевидно следует именно с этой проблемы. Задействование всех имеющихся в стране природных, трудовых ресурсов и созданных тружениками страны в советский период основных производственных фондов - это и есть то самое звено, ухватившись за которое по образному выражению широко известного публициста и политолога, можно вытащить всю цепь накопившихся проблем в народном хозяйстве и обеспечить реальные условия для успешного развития экономики и жизнедеятельности населения страны.

Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных  учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) по сравнению  с соответствующим месяцем 2006 г. уменьшился с 1,9 до 1,4 в ноябре 2007 г. Потребность  в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, увеличилась  в конце отчетного периода  по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 198,8 тыс. человек, число вакансий в конце ноября 2007 г. составило 1 221 тыс. человек. Среднемесячная начисленная заработная плата в ноябре 2007 г. составила 14 406 руб. и возросла по сравнению с ноябрем 2006 г. на 28,0%. Реальная заработная плата за январь-ноябрь 2007 г. относительно января-ноября 2006 г. составила - 116,0%. В октябре 2007 г. по большинству видов экономической деятельности наблюдались высокие темпы роста заработной платы по сравнению с соответствующим периодом прошлого года. Наиболее высокие темпы роста отмечались в следующих видах экономической деятельности: сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство (136,7%), финансовая деятельность (134,5%), операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг (132,9%).

Наиболее низкие темпы  роста заработной платы наблюдались  по таким видам экономической  деятельности как транспортирование  по трубопроводам (111,4%), рыболовство, рыбоводство (113,1%), государственное управление и  обеспечение военной безопасности (117,4%). Продолжает оставаться высокой  дифференциация среднемесячной заработной платы в различных секторах экономики.

Среди отраслей реального  сектора экономики наиболее высокий  уровень заработной платы в январе-октябре 2007 г. вопреки элементарной хозяйственной  и моральной логики отмечался  в финансовой сфере деятельности - 33 223 руб. (превышение общероссийского  уровня в 2,6 раза). Наиболее низкий уровень  среднемесячной заработной платы по-прежнему сохраняется в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве - 5 854 руб. (45% от общероссийского уровня), в  текстильном и швейном производстве - 6 190 руб. (48%), производстве кожи, изделий  из кожи и производстве обуви - 6 878 руб. (53%). В результате чего дети и подрастающее подростковое поколение вынуждены  ходить в зарубежных залежалых одеждах  и обуви, что наносит не только громадный материальный ущерб в  российской экономике, особенно ярко проявившийся в результате мирового хозяйственного кризиса, но и особенно нелицеприятно в моральном аспекте, что наносит непоправимый ущерб сохранению национальной идеологии.

Отмеченные диспропорции в оплате труда приводят к перетоку сокращающихся трудовых ресурсов в высокодоходные сектора экономики, способствуют возникновению дефицита специалистов и квалифицированных рабочих в большинстве обрабатывающих отраслей промышленности, что является сдерживающим фактором развития отраслей более высокого передела.

Такая ситуация в перспективе  может создать значительные препятствия  для дальнейшего экономического роста, затруднить выполнение задачи диверсификации экономики и повышения ее эффективности.

В 2007 году ухудшилось соотношение  темпов прироста реальной заработной платы и производительности труда  в промышленности. Если в январе-октябре 2006 г. они составляли 10,7% и 6,5% соответственно, то в январе-октябре 2007 г. - 14,5% и 5,8%.

Усилился разрыв в опережении темпов роста заработной платы на фоне замедления роста производительности труда в производстве и распределении электроэнергии, газа и воды, в металлургическом производстве и производстве готовых металлических изделий, в текстильном и швейном производстве.

В то же время в производстве транспортных средств и оборудования наблюдается опережение темпов роста  производительности труда по сравнению  с темпами роста заработной платы (на фоне роста численности работников за январь-октябрь 2007 г. - на 1,5%).

Сократился разрыв между  реальной заработной платой и производительностью  труда в химическом производстве и производстве транспортных средств  и оборудования, однако производительность труда все еще отстает от заработной платы.

В связи с этим весьма важно исследовать структуру  использования национального дохода, в частности, доли, идущей непосредственно  на конечное потребление населения, в том числе доля фонда оплаты труда. Обе эти части уже в ближайшей перспективе могут существенно сократиться. Это может произойти под влиянием роста необходимых затрат на инвестирование и модернизацию производства, продолжающегося роста объемов вывоза капитала за рубеж и непроизводительное размещение его в зарубежных ценных бумагах (ЦБ) а также в связи с ухудшением внешнеполитической обстановки, что чаще всего и случается с постоянной периодичностью, которое неизбежно повлечет за собой увеличение расходов на оборону.

Данные о динамике основных показателей социально-экономического развития России на 2002-2007 и 2008-2010 годы (табл.1), показывают определенные изменения ситуации в сфере доходов населения в 2002-2007 гг. и в ближайшей перспективе до 2010 года, согласно концепции развития которой предполагался достаточно устойчивый рост доходов населения - от 5 до 8% в год, основных показателей первичных доходов и текущих трансфертов (табл.1 и рис.1) и среднедушевых доходов - к 2010 году более чем в три раза (табл.2) [в то время как инфляция продуктов питания растет только по официальным данным темпами более, чем по 14-16% в год].

Однако свалившийся на нас из США финансово-экономический  кризис, который неуклонно переползает  в реальный сектор экономики, опрокинул  и эти незначительные надежды  на улучшение социально-экономических  условий жизни основной массы  тружеников и пенсионеров.

 

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1 - Оплата труда и основные социальные трансферты в 2002-2007 и 2008-2010 гг. (в ценах 2000 года, руб.) по данным ИСЭПН РАН.

 

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

Минимальная оплата труда

450

1000

1785

2000

2290

2490

2700

2850

3100

Средняя оплата труда

3070

3920

5100

5820

6735

7780

8500

9190

9700

Средняя пенсия трудовая

1178

1520

1995

2294

2656

3074

3360

3629

3822

Среднее пособие по безработице

726

982

2841

3242

3751

4333

4887

5284

5577

Среднее пособие на ребенка

250

387

465

542

657

751

845

1134

1360


 

Рис.1 - Оплата труда и социальные трансферты в 2002-2010 годах (в ценах 2000 года, рублей)

 

Рост реальной заработной платы, продолжавшийся последние три  года после обвального снижения ее уровня более, чем на порядок, опережал рост эффективности производства и имел в качестве основного источника, прежде всего, благоприятную внешнеэкономическую конъюнктуру, что не может продолжаться вечно или, по крайней мере, весьма продолжительный период. С исчерпанием действия этого фактора и связанных с ним обстоятельств, к текущему моменту, наблюдалась стабилизация оплаты труда наемных работников в 2003-2008 годах на уровне 48-49% от ВВП1), но все еще значительно ниже доперестроечного уровня (в 3,5 - 4,0 раза):

И = (ЗПдо * К) / ЗПтек = [ (270-310) * 125]: 9600 = 3,5-4,0, где:

И - индекс снижения уровня заработной платы шахтеров до перестройки по сравнению с текущим уровнем;

ЗПдо - заработная плата до перестройки (1986-1990 гг.);

К - индекс инфляции (дефлятор) по бытовому сектору (на 01.10 2007 составлял 125 единиц);

ЗПтек - средняя заработная плата шахтеров на 01.10 2007 г.

По мнению специалистов ИСЭПН  РАН, изменение политики в сфере  распределительных отношений в  России должно быть подчинено реализации главной цели текущего момента - установлению к 2010 году минимума оплаты труда на социально необходимом уровне и  сокращению ее дифференциации до приемлемых размеров. По нашему предположению  приемлемым уровнем следует считать  уровень данного соотношения (в  размере 5,5 - 8,5 единиц), сложившийся  в мировой практике среди индустриально, инновационно и социально развитых стран мира, в которых уже длительный период времени не наблюдаются массовые забастовки трудящихся из-за низкого уровня оплаты их труда на предпринимателей.

По данным ИСЭПН РАН  предполагалось также, что реальный минимум оплаты труда в 2010 году составит 3100 рублей в ценах 2000 года или 8332 руб в ценах на 01.01.2009 года, а также, что неравенство по децильному коэффициенту дифференциации сократится до 5,7 раза, а численность работников с заработной платой ниже величины прожиточного минимума - до 7%. Прожиточный минимум в конце 2010 года будет качественно отличаться от прожиточного минимума, введенного в 2000 году, и, в сопоставимых ценах, в 2,20 раза выше (2,358 раза по уточненным расчетам с учетом ежегодного уровня инфляции в размере 10%), а именно - 3112,5 рублей против 1320 рублей на одного трудоспособного в 2000 году. Официальный минимум заработной платы в сопоставимых ценах должен увеличиться в 8,5 раз, а реальная средняя заработная плата - почти в два раза. При этом минимальная реальная заработная плата будет расти ежегодно в среднем на 9-10%, а соотношение ее с прожиточным минимумом, установленное Трудовым кодексом Российской Федерации, не будет нарушаться, что конечно же совершенно не отвечает стремлениям и чаяниям основной массы обедневшего населения, но в достаточно полной мере соответствует интересам магнатов, олигархов, чиновников и депутатов самых разных уровней, а также указанных выше специалистов ИСЭПН РАН.

Реально складывающаяся действительность диктует другие принципы и задачи создания мирным путем необходимых  социальных условий для основной массы населения страны и в  первую очередь в шахтерских регионах. Совершенно нет никакой необходимости  и целесообразности в дальнейшем наращивании социальной напряженности, тем более в провоцировании маржинального  и непредсказуемого характера ее развития. При этом необходимо иметь в виду, что одновременно с ростом заработной платы наемным работникам примерно в таких же пропорциях ожидается увеличение размеров социальных выплат (пенсий, пособий, стипендий), что неизбежно в соответствии с реальным проявлением имманентно присущей данному социальному процессу корреляционной зависимости скажется на снижении денежных доходов основной массы занятого трудом населения и неизбежно приведет к нежелательной рецессии и дальнейшему снижению реального уровня благосостояния трудящихся масс, включая и работающих пенсионеров.

Одним из важнейших условий, определяющих стоимость жизни в  перспективе, будет уровень инфляции. Сейчас один из главных инфляционных факторов, негативно влияющих на состояние  структуры расходов населения, - это  ускорение темпов роста цен на продукты питания и платежи за ЖКУ (жилищно-коммунальные услуги). Так по данным ИСЭПН РАН, в 2001 году при общем увеличении цен на услуги на 36,9% темпы прироста тарифов на жилищно-коммунальные услуги составили 156,8%, в том числе на жилищные - 166,7%. Из подорожания услуг коммунального хозяйства (в среднем на 153,8%) самыми существенными были рост тарифов на отопление, а также платы за горячее водоснабжение - в 1,8 и 1,7 раза соответственно. Не следует при этом забывать, что территория России располагается в преимущественно северных районах планеты и затраты энергии на обеспечение жизнедеятельности населения здесь значительно выше, чем в других индустриально и интеллектуально развитых странах мира.

Информация о работе Социальное обеспечение и реабилитация населения: отечественный опыт и зарубежная практика