Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:31, курсовая работа
Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.
Введение 2
Глава 1 Зарубежная система социального обеспечения и реабилитации населения 4
1.1 Понятие и сущность социальной обеспечения 4
1.2 Понятие социальной реабилитации 5
1.3 Социальное обеспечение населения в зарубежных странах 7
1.3.1 Социальная защита населения в странах Европы 9
1.3.2 Социальное обеспечение в Швеции 15
1.3.3 Система социальной защиты населения в США 18
Глава 2 Анализ российской системы социального обеспечения населения 27
2.1 Система социального обеспечения в России 27
2.2 Сравнительная характеристика 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41
Введение
Потребность в социальном
обеспечении появилась
К числу таких людей относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.
По мере развития общества и усложнения социальных связей к числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.
Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.
Главная цель социального обеспечения состоит в том, чтобы оказать необходимую помощь конкретному человеку в сложной жизненной ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат.
Цель данной работы
1. Понятие государственного социального обеспечения и социальной реабилитации
На современном этапе
просматриваются две основные функции
в системе государственного социального
обеспечения: социальные выплаты и
система социального
В широком смысле под государственным социальным обеспечением понимаются все денежные выплаты определённым категориям граждан, которые в настоящее время наиболее нуждаются в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные законодательством Российской Федерации.
В узком смысле под государственным
социальным обеспечением подразумеваются
определённые денежные выплаты (пособия,
субсидии, компенсации), а также предоставление
жизненно необходимых товаров
Правильное определение этого понятия имеет огромное практическое значение, так как для реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).
Важнейшим принципом социальной работе является адресность социальных выплат. Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями.
Во-первых, оценкой материального положения отдельных лиц или семей.
Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.
Третий путь создание механизма самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.
Замещение масштабного субсидирования поставщиков услуг адресной помощью – в настоящий период времени одна из важнейших задач социального обеспечения.
Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен не только на восстановление способности человека к жизнедеятельности в социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.
Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.).
В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.
В практической социальной работе реабилитационная
помощь оказывается различным
Одним из приоритетов современной социальной политики является социальная защита инвалидов, важнейшим направлением которой считается реабилитация.
Основными видами реабилитации инвалидов
являются: медицинская, социально-средовая,
профессионально-трудовая и психолого-педагогическая.
Медицинская реабилитация включает
в себя комплекс медицинских мер,
направленных на восстановление или
компенсацию нарушенных или утраченных
функций организма, приведших к
инвалидности. Это такие меры, как
восстановительное и санаторно-
Социально-средовая реабилитация инвалидов — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий для восстановления социального статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов специальным оборудованием и оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане.
В России из общего числа инвалидов
не менее трех четвертей нуждаются
в технических средствах
Под профессионально-трудовой реабилитацией
инвалидов понимается система гарантированных
государством мероприятий по профессиональной
ориентации, профессиональному обучению
и трудовому устройству инвалидов
в соответствии с их здоровьем, квалификацией
и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой
реабилитации реализуются в соответствующих
реабилитационных учреждениях, организациях
и на производстве. В частности, медико-социальными
экспертными комиссиями и реабилитационными
центрами осуществляется профессиональная
ориентация. Профессиональное обучение
проводится в обычных или
Следует отметить, что имеются специфические
особенности трудоустройства
Психологическая реабилитация позволяет инвалиду успешно адаптироваться в окружающей среде и в обществе в целом.
Индивидуальная программа
Кризисные явления, характерные для современного состояния российской экономики оказывают негативное воздействие на положение малозащищенных групп населения, в том числе на детей с ограниченными возможностями. Их численность неуклонно растет.
Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки максимального восстановления или компенсации нарушенных функций. В индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.
В детских домах-интернатах для
детей с ограниченными
Проблемной стороной реабилитационного процесса в условиях домов-интернатов для детей с ограниченными возможностями является его определенная замкнутость. Здесь отсутствует возможность более широкого общения детей-инвалидов со здоровым окружением, что накладывает своеобразный отпечаток на уровень социализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. Примерное положение об этих центрах было утверждено Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в декабре 1994 г. В соответствии с ним, целью деятельности центра является не только оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи, но и обеспечение их максимально полной и своевременной адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Так, в реабилитационном центре внешкольного образования «Творчество», успешно функционировавшем в Самаре во второй половине 90-х гг., обучение инвалидов школьного возраста в системе дополнительного образования проводилось в коллективе здоровых воспитанников. Первые учились не стесняться своего недуга, у них быстрее формировались необходимые коммуникативные знания, а вторые — видеть в своих товарищах по учебе полноценных людей.
Хотя в последние годы в нашей
стране открываются все новые
и новые подобные реабилитационные
центры, однако их количество недостаточно.
Не каждому инвалиду по карману оказываются
расходы на прохождение отдельных
курсов медицинской и социально-
Важное значение для жизни пожилых людей приобретает социальная и, прежде всего, медико-социальная реабилитация. В силу естественного старения организма с возрастом чаще проявляется ряд хронических заболеваний, растет число лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении. Вопросы медико-социальной реабилитации пожилых людей профессионально решаются в широкопрофильных реабилитационных центрах и в специализированных геронтологических центрах.
В геронтологических центрах
Реабилитация лиц пожилого возраста,
находящихся в домах-
В современной России в реабилитации
нуждаются многие пожилые люди, оказывающиеся
в сложных жизненных ситуациях.
Для поддержки таких людей, их
реабилитации в ряде регионов страны
стали создаваться специальные
кризисные центры. Так, в 1998 г. в двух
районах г. Воронежа были открыты
кризисные центры для пожилых
людей, попавших в трудную жизненную
ситуацию. Они могут прийти сюда
на три недели. Здесь им оказывают
бесплатную медицинскую помощь, кормят.
При центрах работают парикмахерские,
ремонтные мастерские, услуги которых
также бесплатны.
Рост преступности в стране, усиление
социального неблагополучия в обществе
стимулируют асоциальное поведение в
детской среде. Увеличивается количество
социально дезадаптивных детей. Социальная
дезадаптация характеризуется не только
разрывом связей детей с родителями, учителями,
сверстниками, деформированием их ценностных
ориентации, но и нарушением важнейших
видов деятельности ребенка от игры до
учебы. А без всего этого не может быть
полноценного психологического развития
и социализации. Проявляется социальная
дезадаптация в таких девиациях, как бродяжничество,
нарушение норм морали, противоправные
действия, наркомания, токсикомания и
др.