Социальное обеспечение и реабилитация населения: отечественный опыт и зарубежная практика

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 10:31, курсовая работа

Краткое описание

Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная Конституцией РФ система материального обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а также в других предусмотренных законом случаях.

Оглавление

Введение 2
Глава 1 Зарубежная система социального обеспечения и реабилитации населения 4
1.1 Понятие и сущность социальной обеспечения 4
1.2 Понятие социальной реабилитации 5
1.3 Социальное обеспечение населения в зарубежных странах 7
1.3.1 Социальная защита населения в странах Европы 9
1.3.2 Социальное обеспечение в Швеции 15
1.3.3 Система социальной защиты населения в США 18
Глава 2 Анализ российской системы социального обеспечения населения 27
2.1 Система социального обеспечения в России 27
2.2 Сравнительная характеристика 35
Заключение 39
Список использованной литературы 41

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 394.93 Кб (Скачать)

Введение

 

Потребность в социальном обеспечении появилась одновременно с возникновением человеческого  общества. В любом обществе независимо от его экономического и политического  устройства всегда есть люди, которые  в силу естественных, не зависящих  от них причин, не могут собственными усилиями приобретать источник средств своего существования.

К числу таких людей  относятся, прежде всего, дети и старики. Первые «еще», а вторые «уже» нетрудоспособны. Кроме того, ряды нетрудоспособных может пополнить каждый человек, потерявший способность трудиться временно либо постоянно в связи с расстройством здоровья.

По мере развития общества и усложнения социальных связей к  числу причин нуждаемости человека в социальной помощи прибавляются и  те, которые обусловлены характером господствующих в обществе экономических  отношений, порождающих безработицу, инфляцию, бедность.

Социальное обеспечение - установленная государством и гарантированная  Конституцией РФ система материального  обеспечения в старости, в случае болезни, полной или частичной утраты трудоспособности, потери кормильца, а  также в других предусмотренных  законом случаях.

Главная цель социального  обеспечения состоит в том, чтобы  оказать необходимую помощь конкретному  человеку в сложной жизненной  ситуации. Важнейшим принципом социальной политики в настоящее время является адресность социальных выплат.

Цель данной работы

 

 

1. Понятие государственного  социального обеспечения и социальной реабилитации

 

На современном этапе  просматриваются две основные функции  в системе государственного социального  обеспечения: социальные выплаты и  система социального обслуживания одиноких, престарелых, инвалидов и  других подобных категорий, основанные на принципе заботы государства о  социально уязвимых членах общества и социальной благотворительности.

В широком смысле под  государственным социальным обеспечением понимаются все денежные выплаты  определённым категориям граждан, которые  в настоящее время наиболее нуждаются  в ней. Сюда входят все социальные пособия и другие выплаты, установленные  законодательством Российской Федерации.

В узком смысле под государственным  социальным обеспечением подразумеваются  определённые денежные выплаты (пособия, субсидии, компенсации), а также предоставление жизненно необходимых товаров определённому  кругу лиц, а именно малоимущим семьям и малоимущим одиноко проживающим  гражданам.

Правильное определение  этого понятия имеет огромное практическое значение, так как для  реализации данного закона необходимо определить точный круг получателей  данной помощи, а также её размер, периоды оказания и порядок назначения (или отказ в её назначении).

Важнейшим принципом социальной работе является адресность социальных выплат. Адресность предполагает правильную идентификацию нуждающихся, что может достигаться разными путями.

Во-первых, оценкой материального  положения отдельных лиц или  семей.

Второй путь адресности основан на определённых показателях, статистически связанных с нуждаемостью.

Третий путь создание механизма  самоадресования на основе самозаявительной процедуры. Этот путь, хотя и требует большой работы органов социальной защиты, представляется в сложившихся условиях наиболее оптимальным.

Замещение масштабного субсидирования поставщиков услуг адресной помощью  – в настоящий период времени  одна из важнейших задач социального  обеспечения.

Социальная реабилитация — комплекс мер, направленных на восстановление человека в правах, социальном статусе, здоровье, дееспособности. Этот процесс нацелен  не только на восстановление способности  человека к жизнедеятельности в  социальной среде, но и самой социальной среды, условий жизнедеятельности, нарушенных или ограниченных по каким-либо причинам.

Осуществление социальной реабилитации в значительной мере зависит от соблюдения ее основных принципов. К ним следует  отнести: этапность, дифференцированность, комплексность, преемственность, последовательность, непрерывность в проведении реабилитационных мероприятий, доступность и преимущественную бесплатность для наиболее нуждающихся (инвалидов, пенсионеров, беженцев и др.).

В рамках социально-реабилитационной деятельности ученые выделяют различные  уровни, в их числе обычно называют: медико-социальный, профессионально-трудовой, социально-психологический, социально-ролевой, социально-бытовой, социально-правовой.

В практической социальной работе реабилитационная помощь оказывается различным категориям нуждающихся. В зависимости от этого определяются и важнейшие направления реабилитационной деятельности. К таким направлениям следует, прежде всего, отнести: социальную реабилитацию инвалидов и детей с ограниченными возможностями; пожилых людей; военнослужащих, участвовавших в войнах и военных конфликтах; реабилитацию лиц, отбывших наказание в местах лишения свободы и др.

Одним из приоритетов современной  социальной политики является социальная защита инвалидов, важнейшим направлением которой считается реабилитация.

Основными видами реабилитации инвалидов  являются: медицинская, социально-средовая, профессионально-трудовая и психолого-педагогическая. Медицинская реабилитация включает в себя комплекс медицинских мер, направленных на восстановление или  компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, приведших к  инвалидности. Это такие меры, как  восстановительное и санаторно-курортное  лечение, профилактика осложнений, реконструктивная хирургия, протезирование и ортезирование, физиотерапия, лечебная физкультура, грязелечение, психотерапия и др. Государство гарантирует инвалидам обеспечение в полном объеме всех видов медицинской помощи, включая лекарственное обеспечение. Все это осуществляется бесплатно или на льготных условиях в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством ее субъектов.

Социально-средовая реабилитация инвалидов  — это комплекс мер, направленных на создание оптимальной среды их жизнедеятельности, обеспечение условий  для восстановления социального  статуса и утраченных общественных связей. Такая реабилитационная деятельность нацелена на обеспечение инвалидов  специальным оборудованием и  оснащением, которое позволяет им быть относительно независимыми в бытовом плане.

В России из общего числа инвалидов  не менее трех четвертей нуждаются  в технических средствах реабилитации. До недавнего времени в стране насчитывалось всего тридцать наименований реабилитационных средств против двух тысяч, которые были известны в мире. В результате реализации федеральной комплексной программы «Социальная поддержка инвалидов», принятой правительством в январе 1995 г., ситуация стала меняться к лучшему. На начало 1998 г. насчитывалось уже более 200 наименований реабилитационных средств для инвалидов.

Под профессионально-трудовой реабилитацией  инвалидов понимается система гарантированных  государством мероприятий по профессиональной ориентации, профессиональному обучению и трудовому устройству инвалидов  в соответствии с их здоровьем, квалификацией  и личными склонностями. Меры профессионально-трудовой реабилитации реализуются в соответствующих  реабилитационных учреждениях, организациях и на производстве. В частности, медико-социальными  экспертными комиссиями и реабилитационными  центрами осуществляется профессиональная ориентация. Профессиональное обучение проводится в обычных или специализированных учебных заведениях по подготовке специалистов разного профиля, а также в  системе производственно-технического обучения на предприятиях. Трудоустройство  инвалидов, находящихся без работы, осуществляют службы занятости, где  для этого имеются специальные подразделения.

Следует отметить, что имеются специфические  особенности трудоустройства инвалидов  в сельской местности. Для них  используются такие формы трудоустройства, как работа в составе специализированных полевых бригад, индивидуальная заготовка  дикорастущей продукции, работа в подсобных  производствах и на дому по изготовлению мелкой продукции.

Психологическая реабилитация позволяет  инвалиду успешно адаптироваться в  окружающей среде и в обществе в целом.

Индивидуальная программа реабилитации инвалида включает в себя комплекс оптимальных для него реабилитационных мероприятий. Разрабатываемая на основе решения Государственной службы медико-социальной экспертизы, она  содержит как реабилитационные мероприятия, предоставляемые инвалиду бесплатно  в соответствии с федеральной  базовой программой реабилитации инвалидов, так и такие, в оплате которых  принимает участие и сам инвалид, либо другие лица и организации.

Кризисные явления, характерные для  современного состояния российской экономики оказывают негативное воздействие на положение малозащищенных групп населения, в том числе на детей с ограниченными возможностями. Их численность неуклонно растет.

Как считают специалисты, реабилитация детей-инвалидов должна начинаться на самых ранних стадиях болезни, осуществляться непрерывно до достижения в минимально возможные сроки  максимального восстановления или  компенсации нарушенных функций. В  индивидуальных комплексных программах реабилитации детей-инвалидов должны быть отражены не только основные аспекты  реабилитации (медицинский, психологический, педагогический, социальный, социально-бытовой), но и реабилитационные меры, их объем, сроки проведения и контроля.

В детских домах-интернатах для  детей с ограниченными физическими  возможностями сосредоточен контингент с различной степенью поражения  опорно-двигательного аппарата. Здесь  для их реабилитации широко применяется  спортивно-оздоровительная работа, профессионально-трудовое обучение. В  интернатах создаются учебно-производственные мастерские преимущественно двух профилей: столярное и швейное дело. Во многих интернатах детей-инвалидов также обучают профессиям бухгалтера, машинописи с основами делопроизводства.

Проблемной стороной реабилитационного  процесса в условиях домов-интернатов для детей с ограниченными  возможностями является его определенная замкнутость. Здесь отсутствует  возможность более широкого общения  детей-инвалидов со здоровым окружением, что накладывает своеобразный отпечаток  на уровень социализации детей, затрудняет их адаптацию в обществе. Такие  проблемы лучше решаются в реабилитационных центрах для детей и подростков с ограниченными возможностями. Примерное положение об этих центрах было утверждено Министерством социальной защиты населения Российской Федерации в декабре 1994 г. В соответствии с ним, целью деятельности центра является не только оказание детям и подросткам, имеющим отклонения в физическом или умственном развитии, квалифицированной медико-социальной, психолого-социальной, социально-педагогической помощи, но и обеспечение их максимально полной и своевременной адаптацией к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Так, в реабилитационном центре внешкольного образования «Творчество», успешно функционировавшем в Самаре во второй половине 90-х гг., обучение инвалидов школьного возраста в системе дополнительного образования проводилось в коллективе здоровых воспитанников. Первые учились не стесняться своего недуга, у них быстрее формировались необходимые коммуникативные знания, а вторые — видеть в своих товарищах по учебе полноценных людей.

Хотя в последние годы в нашей  стране открываются все новые  и новые подобные реабилитационные центры, однако их количество недостаточно. Не каждому инвалиду по карману оказываются  расходы на прохождение отдельных  курсов медицинской и социально-трудовой реабилитации. В этой связи заслуживает  внимания опыт далекой Австралии, где  инвалид, проходя курс социально-трудовой и медицинской реабилитации, получает надбавки к пенсии по инвалидности. И они практически полностью  покрывают все расходы на эти  цели.

Важное значение для жизни пожилых людей приобретает социальная и, прежде всего, медико-социальная реабилитация. В силу естественного старения организма с возрастом чаще проявляется ряд хронических заболеваний, растет число лиц, нуждающихся в постоянном медицинском наблюдении. Вопросы медико-социальной реабилитации пожилых людей профессионально решаются в широкопрофильных реабилитационных центрах и в специализированных геронтологических центрах.

В геронтологических центрах обычно используются медикаментозные, немедикаментозные и организационные способы медико-социальной реабилитации пожилых людей. Медикаментозный включает в себя общеукрепляющую, симптоматическую, стимулирующую и другие виды терапии. К немедикаментозным относятся массаж, физиотерапия, психотерапия, иглорефлексотерапия, фитотерапия и др. Назначение отдельного режима (постельный, наблюдательный, свободный), диспансерное наблюдение, стационарное лечение являют собой организационный способ медико-социальной реабилитации.

Реабилитация лиц пожилого возраста, находящихся в домах-интернатах, имеет свои особенности. Внедрение  реабилитации обусловлено, прежде всего, необходимостью сохранения социальных связей проживающих здесь пожилых  людей. А этому способствует коллективная деятельность, совместное участие в  трудовых процессах. Организация реабилитационного  процесса в стационарных учреждениях  социального обслуживания пожилых  основывается на современных представлениях о преимуществах подвижного, активного  образа жизни человека. Средствами реабилитации пожилых людей в  домах-интернатах являются лечебно-трудовые мастерские, специальные цеха, подсобные хозяйства и др.

В современной России в реабилитации нуждаются многие пожилые люди, оказывающиеся  в сложных жизненных ситуациях. Для поддержки таких людей, их реабилитации в ряде регионов страны стали создаваться специальные  кризисные центры. Так, в 1998 г. в двух районах г. Воронежа были открыты  кризисные центры для пожилых  людей, попавших в трудную жизненную  ситуацию. Они могут прийти сюда на три недели. Здесь им оказывают  бесплатную медицинскую помощь, кормят. При центрах работают парикмахерские, ремонтные мастерские, услуги которых  также бесплатны. 
Рост преступности в стране, усиление социального неблагополучия в обществе стимулируют асоциальное поведение в детской среде. Увеличивается количество социально дезадаптивных детей. Социальная дезадаптация характеризуется не только разрывом связей детей с родителями, учителями, сверстниками, деформированием их ценностных ориентации, но и нарушением важнейших видов деятельности ребенка от игры до учебы. А без всего этого не может быть полноценного психологического развития и социализации. Проявляется социальная дезадаптация в таких девиациях, как бродяжничество, нарушение норм морали, противоправные действия, наркомания, токсикомания и др.

Информация о работе Социальное обеспечение и реабилитация населения: отечественный опыт и зарубежная практика