Социальное обеспечение

Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:31, доклад

Краткое описание

Идея государственной системы социального обеспечения чаще всего базируется лишь на признании равных прав каждого гражданина (или человека) на минимум благ и в этом смысле является универсалистской. В реальной же деятельности социальные работники исходят из признания многообразия индивидуальных потребностей.

Файлы: 1 файл

Идея государственной системы социального обеспечения чаще всего базируется лишь на признании равных прав каждого гражданина.docx

— 26.56 Кб (Скачать)

Идея государственной  системы социального обеспечения  чаще всего базируется лишь на признании  равных прав каждого гражданина (или  человека) на минимум благ и в  этом смысле является универсалистской. В реальной же деятельности социальные работники исходят из признания   многообразия индивидуальных потребностей. Позиция социальных работников как  специалистов-профессионалов предполагает объективность и беспристрастность, однако, по роду деятельности постоянно  сталкиваясь с человеческими  страданиями, они редко остаются безучастными зрителями. Выступая часто  от имени государства, они представляют центральную деперсонализированную власть, но при этом берут на себя и функцию выразителей интересов и защитников прав наименее защищенных слоев населения.

 

2.Исторические  предпосылки становления социальной  работы как профессиональной  деятельности

Социальная  работа как общественное явление  свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в  различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем  развития общества, его культурой  в конкретно-исторический период. Самые  первые формы социальной помощи –  милостыня. С появлением государства  процесс оказания помощи обогащается  системными свойствами (законодательное  основание помощи, регламентация  процесса и т. п.).

Особую роль в развитии социальной работы сыграло  распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно  участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки  различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс  оказания помощи новый нравственный смысл.

Пересматривается  само понимание таких явлений  как бедность, нищета в контексте  своеобразной социально-религиозной  активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.

Во второй половине XIX в. активное участие в  процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.

Государственная система помощи и поддержки сосредоточила  свое внимание, в основном, на лечении  социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные  организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения  и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).

В отличие  от государства общественные организации  оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство  не может взаимодействовать в  силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке).

Социальная  помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в сфере  таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную  подготовку работников в учебных  заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.

На современном  этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого  вида, который можно было наблюдать  в конце прошлого века. Сегодня  эта профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные  концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня – помочь клиенту в  решении жизненно важных проблем.

Институт  современной социальной работы в  России возник как результат деятельности определенных социальных групп, элементы которых представляют собой достаточно активных субъектов, обладающих социальным мышлением и ответственностью. Несомненно, данный институт имеет свою социальную базу, основу возникновения которой заложили естественное и социальное неравенство, социальная дифференциация общества в целом.

Развитие  социальной работы в России имеет  свою логику и особенности, которые  выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение  – основные, специфические понятия  отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась  в условиях цивилизационного своеобразия  России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.).

Выделение основных этапов дореволюционной деятельности по призрению и благотворительности  связано с характером участия  в ней различных сил: церковь, государство, общественность.

Так, первый этап: X – сер. XVIII вв. – отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся.

Появляются  действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным  погорельцам и т. д. Различаются  два типа призрения: «закрытое» –  в специально созданных для этого  учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т. п.), «открытое» – вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй этап: сер. XVIII – сер. XIX вв. – функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении  занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной  базы призрения (открытие приказов общественного  призрения); развитие системы закрытого  призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).

Третий этап: реформы 1861 г. – 1917 г. – период общественного  призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность  претерпели серьезные изменения: появились  качественно новые принципы организации  и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами  благотворительной деятельности становятся децентрализация, «открытость» и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление  и распространение оригинальных форм и методов работы с широким  контингентом населения, а также  рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых – это  рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.

Послереволюционный  и советский период характеризуется  развитием, в основном, системы социального  обеспечения, которая сложилась  в целом к концу 20-х гг. В  современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов  современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения  и социального обеспечения.

 

5. Эффективность социальной работы

 

   Эффективность - категория  экономической науки. Холостова Е.И. предлагает два определения понятия “эффективность социальной работы”.

   1) Эффективность социальной  работы - это соотношение между  достигнутыми результатами (эффектами)  и затратами, связанными с обеспечением  этих результатов.

   В данном случае могут  возникнуть проблемы измерения  (описания) результатов или эффектов  и затрат. А также влияние затрат  на результаты. Кроме того, на  результаты могут влиять и  другие факторы и их тоже  необходимо учитывать.

   Эффективность социальной  работы или иначе соотношение  между результатами и затратами  может быть: высокие результаты  при затратах на прежнем уровне; результаты остаются на прежнем  уровне при сокращенных затратах; результаты возросли при увеличении  затрат.

   2) Эффективность социальной  работы (ЭСР) - это фактически достигнутые  и необходимые результаты (эффекты). Основной проблемой при таком  определении является

измерение (описание) результатов.

   Эффективность может быть  предполагаемой, т. е. расчетной,  планируемой и фактической (реально  достигнутой).

   Исследования в области  ЭСР были начаты в 1996 г. Разработан  понятийный аппарат, определены  методики и методы оценки эффективности  социальной работы.

   Контурами оценки эффективности  являются: деятельность учреждения, уровень организации труда работников  и квалификации персонала, качество  и уровень социального обслуживания.

   Под предметом оценки  ЭСР понимают то конкретное, что  может оцениваться. Например, используемые  формы и методы управления  социальной защитой, результаты  выполнения целевых программ, мотивация  персонала, результаты социального  обслуживания и другие. С предметом  связаны методики. Например, контурами  оценки эффективности является  качество и уровень социального  обслуживания различных категорий  граждан. Здесь предметами оценки  будут виды обслуживания, формы  и методы и технологии социального  обслуживания и результаты социального  обслуживания. Применяемые методики  оценки эффективности следующие:  методики оценки эффективности  видов, форм, методов и технологий, результатов социального обслуживания.

   Методика это описание  некоего порядка, определенной  последовательности. Методика включает  разделы:

   1. назначение;

   2. контуры и предметы  оценки эффективности;

   3. рекомендуемые методы  оценки эффективности;

   4. порядок (технологии) определения  эффективности;

   5. пример расчета эффективности  (предполагаемой или фактической);

   6. приложения (при необходимости).

   Основу методик составляет  конкретный оценочный метод или  группа методов. Методы - это способы,  приемы оценки.

   Контуры и предметы оценки  эффективности разные, и, соответственно, разными будут и методики оценки.

   Если потребуется определить  всестороннюю оценку эффективности  социальной работы, то применяется  комплексная методика.

   Методы оценки эффективности,  применяемые для любых учреждений  социальной сферы, следующие:

   1. метод “задачи - результаты”;

   2. метод “задачи - результаты - затраты”.

   Метод “задачи-результаты”.  Суть метода: деятельность каждого  учреждения социальной защиты  основывается на положении или  уставе. Положение, в частности,  содержит перечень задач, которые  необходимо выполнить в достижение  цели. Задача - это желаемый (предполагаемый) результат. Согласно данному методу, если задачи выполнены, то учреждение  добилось результатов. Значит, деятельность  данного учреждения можно считать  эффективной.

   Достоинства метода:

   1. демонстрирует связь между  целевым назначением учреждения  и достигнутыми результатами  за определенный период времени;

   2. требует нормативной базы  для выполнения задач;

   3. необходим контроль выполнения  задач;

   4. требует ведения статистики.

   Недостатки:

   1. не учитывает затраты,  связанные с достижением результата;

   2. не показывает показатели  оценки по трудовым ресурсам;

   3. не оценивает эффективность  с точки зрения клиентов.

   Метод “задачи - результаты - затраты”. Этот метод, в отличие  от предыдущего, учитывает и  затраты. Затраты - это себестоимость  услуг, оказываемых учреждением  социальной защиты. Сначала определяют предполагаемые (планируемые) затраты, т. е. рассчитывают все ресурсы, необходимые для решения задач (в натуральной и денежной формах). После достижения результата, сравниваются планируемые и фактические затраты. Наибольшее применение получили количественные показатели задач и результатов: численность обслуживаемых (по категориям), виды и число, стоимостные показатели предоставляемых услуг.

   К достоинствам данного  метода следует отнести:

   1. оцениваются планируемые  и фактически использованные  ресурсы;

Информация о работе Социальное обеспечение