Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 11:31, доклад
Идея государственной системы социального обеспечения чаще всего базируется лишь на признании равных прав каждого гражданина (или человека) на минимум благ и в этом смысле является универсалистской. В реальной же деятельности социальные работники исходят из признания многообразия индивидуальных потребностей.
Идея государственной
системы социального
2.Исторические
предпосылки становления
Социальная
работа как общественное явление
свойственна человеческому
Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл.
Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.
Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего – благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.
Государственная система помощи и поддержки сосредоточила свое внимание, в основном, на лечении социальных недугов, таких, как бедность, беспризорность, нетрудоспособность. В ряде стран появляются государственные организации, целенаправленно осуществляющие на местах государственную политику в деле социального обеспечения и поддержки (Эльберфельдская система социального обеспечения в Германии, система земского призрения в России и т.д.).
В отличие от государства общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке).
Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в сфере таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.
На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который можно было наблюдать в конце прошлого века. Сегодня эта профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня – помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.
Институт современной социальной работы в России возник как результат деятельности определенных социальных групп, элементы которых представляют собой достаточно активных субъектов, обладающих социальным мышлением и ответственностью. Несомненно, данный институт имеет свою социальную базу, основу возникновения которой заложили естественное и социальное неравенство, социальная дифференциация общества в целом.
Развитие
социальной работы в России имеет
свою логику и особенности, которые
выражаются и в понятийном аппарате
истории российской социальной помощи
(благотворительность и
Выделение основных
этапов дореволюционной деятельности
по призрению и
Так, первый этап: X – сер. XVIII вв. – отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся.
Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т. д. Различаются два типа призрения: «закрытое» – в специально созданных для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т. п.), «открытое» – вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.
Второй этап:
сер. XVIII – сер. XIX вв. – функционирование
государственно-общественного
Третий этап:
реформы 1861 г. – 1917 г. – период общественного
призрения. В пореформенный период
общественное призрение и
Послереволюционный и советский период характеризуется развитием, в основном, системы социального обеспечения, которая сложилась в целом к концу 20-х гг. В современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.
5. Эффективность социальной работы
Эффективность - категория экономической науки. Холостова Е.И. предлагает два определения понятия “эффективность социальной работы”.
1) Эффективность социальной
работы - это соотношение между
достигнутыми результатами (эффектами)
и затратами, связанными с
В данном случае могут возникнуть проблемы измерения (описания) результатов или эффектов и затрат. А также влияние затрат на результаты. Кроме того, на результаты могут влиять и другие факторы и их тоже необходимо учитывать.
Эффективность социальной
работы или иначе соотношение
между результатами и
2) Эффективность социальной работы (ЭСР) - это фактически достигнутые и необходимые результаты (эффекты). Основной проблемой при таком определении является
измерение (описание) результатов.
Эффективность может быть
предполагаемой, т. е. расчетной,
планируемой и фактической (
Исследования в области
ЭСР были начаты в 1996 г. Разработан
понятийный аппарат,
Контурами оценки
Под предметом оценки
ЭСР понимают то конкретное, что
может оцениваться. Например, используемые
формы и методы управления
социальной защитой,
Методика это описание некоего порядка, определенной последовательности. Методика включает разделы:
1. назначение;
2. контуры и предметы оценки эффективности;
3. рекомендуемые методы оценки эффективности;
4. порядок (технологии) определения эффективности;
5. пример расчета эффективности
(предполагаемой или
6. приложения (при необходимости).
Основу методик составляет
конкретный оценочный метод
Контуры и предметы оценки
эффективности разные, и, соответственно,
разными будут и методики
Если потребуется определить
всестороннюю оценку
Методы оценки эффективности,
применяемые для любых
1. метод “задачи - результаты”;
2. метод “задачи - результаты - затраты”.
Метод “задачи-результаты”.
Суть метода: деятельность каждого
учреждения социальной защиты
основывается на положении или
уставе. Положение, в частности,
содержит перечень задач,
Достоинства метода:
1. демонстрирует связь между
целевым назначением
2. требует нормативной базы для выполнения задач;
3. необходим контроль выполнения задач;
4. требует ведения статистики.
Недостатки:
1. не учитывает затраты,
связанные с достижением
2. не показывает показатели оценки по трудовым ресурсам;
3. не оценивает эффективность с точки зрения клиентов.
Метод “задачи - результаты
- затраты”. Этот метод, в отличие
от предыдущего, учитывает и
затраты. Затраты - это себестоимость
услуг, оказываемых
К достоинствам данного метода следует отнести:
1. оцениваются планируемые и фактически использованные ресурсы;