Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 16:43, дипломная работа
Актуальность темы дипломной работы. Социальная реклама популяризирует идеи общественного характера и оказывает положительное воздействие на состояние общества, и призвана доводить до сознания людей наиболее важные факты и сведения о существующих в обществе проблемах. Значимость рекламно-просветительской деятельности органов опеки и попечительства, а также благотворительных организаций не вызывает сомнений.
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ
1.1 Реклама в системе маркетинговых коммуникаций
1.2 Социальные и психологические факторы рекламной восприимчивости
1.3 Применение маркетинговых принципов в управлении социальными процессами
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ
2.1 Понятие субъекта и объекта социального маркетинга
2.2 Социальные исследования в сфере благотворительности
2.3 Имидж социального сиротства в российской рекламе
ГЛАВА III. РАЗРАБОТКА РЕКЛАМНОЙ КОНЦЕПЦИИ ДЛЯ НЕКОММЕРЧЕСКОЙ ОРГАНИЗАЦИИ (на примере благотворительного фонда «Благо» и органов опеки и попечительства Воронежской области)
3.1 Определение задач рекламной коммуникации и сегментация целевой аудитории
3.2 Оценка осведомленности целевой аудитории и восприимчивости к данному рекламному продукту в Воронеже
3.3 Разработка рекламного продукта для благотворительного фонда «БЛАГО»
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
На всех этих этапах должны осуществляться
соответствующие формы
Так, например, сознание важности производимых действий лишает сотрудников некоммерческих структур желания применять стратегию позиционирования и отстройки от конкурентов, что в итоге приводит к рассеиванию внимание потребителя их услуг. Специалисты социального маркетинга вводят термин «дружественной конкуренции» и партнерства, партнёрской является только та организация, которая оказывается в выигрышном положении от роста рекламируемой.
Также, в регулировании негативных процессов, очевидность получаемой от изменения деструктивного типа поведения на положительный для сотрудников самих организаций (бросить пить, употреблять больше овощей, взять шефство над ребенком) затмевает в глазах сотрудников НКО (некоммерческая организация – авт.) потребности целевой аудитории. Это противоречит основным маркетинговым принципам и ведёт к нарушению взаимопонимания, поскольку для людей, подобные действия означают изменения привычного (безопасного) ритма жизни на новый, что означает риск отказа от привычного круга общения, затрату сил на приспособления к новому и т. д. По тем же причинам производители социальной рекламы делают то, чего всеми силами избегают производители рекламы товаров, а именно избыточное использование негативных образов и запретов.
Говоря языком маркетинга, силы затраченные на адаптацию – та цена, которую должен заплатить человек за получаемую выгоду, следовательно, выгода должна быть очевидна и ценна.
В социальной рекламе потребителю всегда следует предлагать совершить некое альтернативное действие, посредством которого и будет проходить отказ от деструктивного поведения. «Действенный показ прекращения ненужного действия – показ более сильного действия», отмечает С.Э. Селиверстов, предостерегая своих читателей использовать запреты в социальной рекламе. «Человек всякую минуту полон неосуществившихся возможностей» – именно в этом – потенциал успешного побуждения к действию 43.
На сегодняшний день имеется успешный опыт России и стран СНГ проектирования маркетинговых коммуникаций в некоммерческой сфере. Этот опыт заключается в грамотном использовании всех достижений в области современных маркетинговых инструментов и, не в последнюю очередь, рекламы.
ГЛАВА II. СПЕЦИФИКА СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ В РОССИИ
Как уже было отмечено в предыдущей главе, в России повышается интерес к принципам маркетингового управления со стороны как негосударственных, так и государственных некоммерческих учреждений. В западных странах и США, такой опыт уже накоплен, что облегчает задачу отечественным исследователям вопроса. Однако, активное заимствование американских образцов управления, без понимания естественной необходимости действий, без перспективного целеполагания на каждом этапе развития организации приводит к отсутствию результата и снижает эффективность проведенной работы.
Таким образом, помимо переоценки зарубежного опыта, для современных исследований вопроса характерна попытка переосмысления собственного исторического опыта страны в развитии благотворительных и сиротских учреждений. Такой подход можно отметить у отечественных исследователей В.В. Учёновой, Л.М. Дмитриевой, подробно рассматривающих в своих работах дореволюционный и советский опыт регулирования социальных процессов. Понимание уникальности менталитета страны безусловно имеет основополагающее значение для оптимизации работы социального менеджмента.
2.1
Понятие субъекта и объекта
социального маркетинга
Сущность некоммерческого
Социальная проблема – объективное противоречие, приводящее «к нарушению пропорций социального функционирования и развития и на этой основе к дисбалансу интересов различных социальных групп, к разрушению доминирующих социальных ценностей, вследствие чего изменяются существенные свойства социума и возникает «угроза» его привычной, устоявшейся (и в этом смысле нормальной) жизнедеятельности».44
Такое разрушение доминирующих норм ценностей преследует ребёнка – интернатовца на каждом этапе становления личности. Если этот ребёнок – младенец, то ему приходится адаптироваться не только к внешнему миру после рождения [что в некоторых направлениях психологии считается первым и сильнейшим из стрессов, который человек испытывает на протяжении жизни], но и к противоречащему его инстинктам одиночеству, отсутствию материнской опеки, эмоциональной и сенсорной депривации. Если ребёнок изъят из семьи в раннем, но уже сознательном возрасте, ему приходится адаптироваться к условиям институализации, формализации распорядка дня и взаимоотношений с замещающими мать воспитателями. Ещё на первых этапах становления психологии как науки работы Анна Фрейд доказывала, что ребёнок в раннем возрасте не способен осознавать мира за пределами ближайшего семейного окружения, поэтому почти всегда, маленькие дети, подвергавшиеся пыткам и насилию в семье, оказавшись в интернате, просят возвратить их матери, а проживание в детском доме считают наказанием за неприятие физического насилия. Если ребёнок изъят из семьи или попадает с улицы в более старшем возрасте, институализация может восприниматься, как лишение свободы, происходит ресоциализация и адаптация к новым формам поведения и взаимоотношениям со средой. И последнее. По окончании интерната, где в прямые обязанности педагогов входит привитие ребёнку идеализированные нормы культуры и поведения, подросток оказывается в обществе, не соответствующем этим нормам. Это приводит к глубокому психологическому конфликту, ломке личности, и часто, при наличии соответствующего опыта, к возврату деструктивных, антиобщественных норм поведения, как обеспечивающих наибольшую безопасность из всех ему известных.
Основная проблематика затронутая в данной работе, применительно к российскому обществу в целом, заключается в низком качестве жизни детей оказавшихся в трудной жизненной ситуации. На настоящий момент формируется физическая, интеллектуальная и духовная неполноценность тех, кому предстоит составить человеческий ресурс нашей страны через 10-30 лет. Эта проблема продиктована увеличением количества детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, увеличением количества родителей, лишённых прав, находящихся в местах лишения свободы, умерших естественной смертью.
Объектом усилий социального маркетинга выступает социальный проект, направленный на минимизацию или разрешение проблем, обусловленных дефицитом социально-культурной интеграции, адаптации, реабилитации, социализации, инкультурации и самореализации личности.
Культурная интеграция – взаимосвязь различных частей или элементов культуры, когда эти элементы объединяются в некую целостность.
Инкультурация – процесс деятельного включения человека в мир культурных ценностей.
Социализация – процесс познания и принятия индивидом образцов поведения, психологических установок, социальных норм и ценностей, знаний, средств общения, позволяющих ему успешно функционировать в данном обществе.
Самореализация – создание условий для развития и наиболее полного воплощения личностных потенциалов в различных видах социально-культурной деятельности.
Содержание социальных проектов должно оптимизировать те социально-психологические и социально-культурные процессы, недостаток которых породил проблемное поле аудитории.
В рамках нашей работы, субъектом социального маркетинга выступают организации, заинтересованные в решении социальных проблем и нужд такой части гражданского общества, как дети, оказавшиеся в трудной ситуации, лишенные поддержки родителей и воспитывающиеся в искусственных условиях институализации.
Институализация – превращение какого-либо явления в организованное учреждение; формализация, упорядочение процесса.
Тип предмета рекламирования45 в социальной рекламе, призванной решать проблемы сиротства:
– реклама идеи (например, дети – наше будущее);
– реклама определенных стандартов поведения (например, доброго отношения к выпускникам интернатов);
– реклама социальных проектов (школа приемных родителей);
– реклама конкретных социально-значимых акций (благотворительная акция «Чудо-дерево», повышение выплат пособий опекунам)
Формирование базы социального маркетинга происходит в трех социально-экономических плоскостях: общество, власть и бизнес. Это такие государственные и негосударственные социальные учреждения, как органы опеки, социально-ответственный бизнес и определенные общественные организации (те, чьи уставные цели соответствуют проблематике сиротства).
Власть как субъект социального маркетинга. Органами опеки и попечительства являются органы местного самоуправления. Вопросы организации и деятельности органов местного самоуправления по осуществлению опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, определяются указанными органами на основании уставов муниципальных образований в соответствии с законами субъектов Российской Федерации, настоящим Кодексом, Гражданским кодексом Российской Федерации.46
Именная информация о детях-сиротах и детях оставшихся без попечения родителей собирается и хранится в государственном банке о детях сиротах, который представляет собой совокупность ресурсов, сформированных на уровне субъектов РФ, - региональные банки о детях, и на федеральном уровне – федеральные банки о детях, а так же информационные технологии, обеспечивающие предоставление гражданам, желающим принять участие в воспитании, документированной информации. В июне 2005 года Минобрнауки открыло сайт www.usynovite.ru, на котором представлена информация их федерального банка данных о детях.
В Воронеже охрану прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивает структурное подразделение администрации – Комитете опеки, попечительства и организации работы с молодежью городского округа город Воронеж. Воронежское подразделение имеет следующие отделы:
– отдел организационно-
– отдел оздоровительного отдыха детей и молодёжи;
– отдел опеки и попечительства;
Комитет опеки, попечительства и организации работы с молодёжью г. Воронежа, был сформирован 1 января 2006 года. До этого существовал отдел «охраны прав детства» со штатом три человека – заниматься рекламой было физически некому. Комитет опеки и попечительства совместно со структурными подразделениями администрации городского округа размещает и распространяет информацию о данной акции в городском общественном транспорте, в торговых точках и магазинах города, в учреждениях здравоохранения, в муниципальных учреждениях и среди родителей учащихся, на городских тумбах, в СМИ.
Государство может классифицироваться
и как субъект, и как объект
благотворительной
Рассматривая, деятельность государства в популяризации идей благотворительности и защиты прав детства так же можно отметить целевые программы, такие как целевую программу "Дети России" на 2007 - 2010 годы, включающую подпрограммы направленные на защиту прав детей, оказавшихся в трудном положении.
Общественные
Благотворительной организацией является неправительственная (негосударственная и немуниципальная) некоммерческая организация, созданная для реализации предусмотренных настоящим Федеральным законом целей путем осуществления благотворительной деятельности в интересах общества в целом или отдельных категорий лиц48.
Деятельность
В нашей работе мы рассматриваем благотворительные организации, целью создания которых является помощь детям, лишенным опеки. Поскольку благотворительная организация вправе осуществлять предпринимательскую деятельность для достижения целей, ради которых она создана, и соответствующую этим целям, благотворительные фонды могут заключать договор на предоставления услуг бизнесу в рамках спонсоринга. На этом основано взаимодействие некоммерческих неправительственных организаций и бизнеса в России.
Некоммерческие
Ф. Котлер в книге о маркетинге некоммерческих организаций, приводит результаты исследований М. Саламон некоммерческого сектора в 22 странах (в том числе в бывших коммунистических странах восточной Европы и в Китае). Исследования показывают, что размер некоммерческого сектора в государстве увеличивается, прямо пропорционально возрастанию роли государства в экономике и обратно пропорционально росту финансирование секторов за счет частной благотворительности. Этот феномен объясняется тем, что некоммерческий сектор не конкурирует с государством, а взаимодействует с ним для удовлетворения потребностей населения. Таким образом, финансирование некоммерческих структур государством, предоставление грантов на социальные проекты из федерального бюджета, разгружает государственную структуру. В этом году государством запланировано финансирование региональных проектов в рамках программы «Право ребенка на семью».