Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:58, магистерская работа
Долгие годы бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения1.
Физическая культура, спорт, а также туризм, не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, особенно инвалидов по зрению.
90-е годы внесли изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, несмотря на то, что в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль2. Переход от медицинской модели реабилитации к социальной позволили пересмотреть роль физической культуры, спорта и туризма в жизни инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ …………………………………………………………………...
1.1 Основные проблемы инвалидов с нарушениями зрения в современном российском обществе ……………………………….
1.2 Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями зрения ……………………………………………….
1.3 Физическая культура, спорт и туризм в системе социальной реабилитации инвалидов по зрению ………………………………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОРЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
2.1 Нормативно-правовое обеспечение в области защиты прав инвалидов по зрению, в том числе в области физической культуры, спорта и туризма ………………………………………..
2.2 Деятельность Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» по социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры, спорта и туризма ……………
2.3 Социологическое исследование по выявлению и решению проблем социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры, спорта и туризма ……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….
В области Полномочии Российской Федерации в области физической культуры и спорта выделим следующие позиции:
- организация
и проведение всероссийских
- разработка
и утверждение программ и
К полномочиям субъектов Российской Федерации в области физической культуры и спорта относится:
- реализация
мер по развитию физической
культуры и спорта инвалидов,
адаптивной физической
- органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительное материальное обеспечение лицам, имеющим выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией в области физической культуры и спорта, в том числе завоевавшим звания чемпионов или призеров Паралимпийских игр, имеющим почетные спортивные звания, ведомственные награды органов государственной власти в области физической культуры и спорта или награжденным государственными наградами Российской Федерации за заслуги в области физической культуры и спорта.
Паралимпийское
движение России – часть международного
паралимпийского движения, целями которого
являются содействие развитию физической
культуры и спорта инвалидов и
лиц с ограниченными
Паралимпийский комитет России представляют спортивные сборные команды Российской Федерации соответственно на Паралимпийских играх и других международных спортивных мероприятиях, проводимых под патронажем Международного паралимпийского комитета.
Адаптивная
физическая культура, физическая реабилитация
инвалидов и лиц с
Является частью физической культуры, использующей комплекс эффективных средств физической реабилитации инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Спорт инвалидов
(адаптивный спорт) направлен на социальную
адаптацию и физическую реабилитацию
инвалидов и лиц с ограниченным
Федеральный Закон «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты» от 01.12.2007 №310-ФЗ;
Федеральный закон «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ;
Устав Общероссийской общественной организации «Паралимпийский комитет России» от 05.01.1996г.;
Типовое положение о советах, комиссиях, комитетах и подкомитетах ПКР, утвержденное Решением Исполкома Паралимпийского комитета России от 15 мая 2007 г., протокол № 4;
Приказ Минспорттуризма
России «Об утверждении общих
принципов и критериев
Указ Президента Российской Федерации от 6 июля 2002 г. № 692 «О стипендиях Президента Российской Федерации спортсменам – членам сборных команд России по олимпийским видам спорта и их тренерам»51;
Решение президиума коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики РФ № 4/1-фс от 03.06.2009г. «О состоянии и перспективах развития Паралимпийского движения в Российской Федерации»52;
Федеральный Закон «О надбавке к пенсии ветеранам спорта (неработающим) чемпионам Олимпийских и Паралимпийских игр».
С 2006 года в Российской
Федерации реализуется
Для достижения цели, в ходе реализации программы, выполняются следующие задачи:
- повышение интереса
населения Российской
- развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом в образовательных учреждениях и по месту жительства;
- создание и внедрение
в образовательный процесс
- целевая поддержка научных и методических разработок в области спорта высших достижений;
- развитие материально-
Решение указанных задач осуществляется по направлениям «Массовый спорт» и «Спорт высших достижений».
В рамках направления «Массовый спорт» предполагается реализовать мероприятия по вопросам организации массового спорта в образовательных учреждениях по месту жительства и пропаганды физической культуры и спорта.
Основными задачами Программы по направлению «Массовый спорт» являются:
а) повышение интереса различных категорий граждан Российской Федерации к занятиям физической культурой и спортом посредством:
- разработки физкультурно-
- обеспечения доступности
занятий физической культурой
и спортом для различных
б) развитие инфраструктуры для занятий массовым спортом.
Федеральный закон Российской Федерации от 24.11.1996 года №132 – ФЗ «О туристской деятельности в Российской Федерации»54.
С 2011 года реализуется
Государственная программа
- формирование
к 2016 году условий для
- совершенствование
механизма предоставления
Для достижения цели в ходе реализации Программы должны быть решены следующие задачи56:
- оценка состояния
доступности приоритетных
- повышение уровня доступности приоритетных объектов и услуг в приоритетных сферах жизнедеятельности инвалидов и других маломобильных групп населения;
- устранение
социальной разобщенности
- модернизация государственной системы медико-социальной экспертизы.
Нужно отметить,
что туризм для лиц с ограниченными
жизненными возможностями, в том
числе и для инвалидов по зрению,
в настоящее время не имеет
собственной нормативно-
В Республике Башкортостан (РБ) права инвалидов, в том числе инвалидов по зрению, закреплены в следующих документах:
- Конституция Республики Башкортостан 1993 года;
- Закон Республики Башкортостан от 17.12.2004 года № 130-з «О социальной поддержке инвалидов в Республике Башкортостан»57;
- Закон Республике Башкортостан от 25.07.1997 года №112-З «О туристской деятельности в Республике Башкортостан», в котором сказано, что: государственная поддержка приоритетных проектов в сфере туризма осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и Республики Башкортостан в форме принятия и реализации республиканских целевых программ, предусматривающих полное или частичное финансирование развития внутреннего, въездного, социального и самодеятельного туризма, в том числе для людей пожилого возраста и инвалидов58;
- Постановление кабинета министров РБ от 06.09.1999 года № 283 «О Координационном Совете по делам инвалидов при кабинете министров Республики Башкортостан».
С 2012 года реализовывается долгосрочная целевая программа «Социальная поддержка граждан в Республике Башкортостан» на 2012-2017 годы, утвержденная Постановлением Правительства Республики Башкортостан от 30 декабря 2011 года № 54259, основные цели которой заключаются в: содействии повышению уровня и качества жизни граждан; обеспечение социальной защищенности уязвимых групп населения – инвалидов.
К основным задачам60 по отношению к инвалидам, в том числе и к инвалидам по зрению, можно отнести: предоставление мер социальной защиты инвалидам и отдельным категориям граждан; создание условий для адаптации инвалидов в современном обществе, продления активного долголетия, укрепления их здоровья и др.
В рамках содействия развитию инвалидного спорта совместно с БРО ВОС организована и проведена Спартакиада инвалидов по зрению.
В Уфе работает
единственная в РБ специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа-
С 1935 года работает Башкирская республиканская специальная библиотека для слепых, на сайте которой оформлена галерея «Спортсмены – инвалиды по зрению Республики Башкортостан»61.
В Республике Башкортостан основным законодательным актов в сфере физической культуры и спорта является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан» от 24.11.2008 г. № 68-З62.
Многие спортсмены - паралимпийцы Республики Башкортостан входят в состав сборной команды России.
В 2012 году на XIV Летних Паралимпийских играх в г. Лондон Сборной Республики Башкортостан завоевала 17 медалей, из которых 12 золотых и 5 серебряных.
Спортсмены – чемпионы и призеры Паралимпийских игр получают премии, назначенные Президентом Российской Федерации.
В Федеральном законе «О физической культуре и спорте в Республике Башкортостан» в статье 25 о финансировании физической культуры и спорта в РБ в пункте 1 говорится, что к расходным обязательствам Республики Башкортостан относится также обеспечение развития физической культуры и спорта инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья63.
В связи с этим, органы государственной власти республики за счет средств бюджета РБ вправе обеспечивать мероприятия по подготовке спортивных сборных команд РФ к международным спортивным соревнованиям и участию в таких спортивных соревнованиях, если в таких спортивных соревнованиях участвуют спортсмены Республики Башкортостан, а также обеспечивать иные мероприятия, связанные с участием органов государственной власти Республики в осуществлении переданных полномочий в области физической культуры и спорта в соответствии с Федеральным законом.
К расходным обязательствам муниципальных образований в Республике Башкортостан относятся:
- обеспечение
условий для развития на
- организация
проведения муниципальных
- обеспечение
иных мер для развития