Социальная реабилитация инвалидов по зрению методами физической культуры, спорта и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:58, магистерская работа

Краткое описание

Долгие годы бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения1.
Физическая культура, спорт, а также туризм, не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, особенно инвалидов по зрению.
90-е годы внесли изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, несмотря на то, что в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль2. Переход от медицинской модели реабилитации к социальной позволили пересмотреть роль физической культуры, спорта и туризма в жизни инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ …………………………………………………………………...
1.1 Основные проблемы инвалидов с нарушениями зрения в современном российском обществе ……………………………….
1.2 Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями зрения ……………………………………………….
1.3 Физическая культура, спорт и туризм в системе социальной реабилитации инвалидов по зрению ………………………………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОРЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
2.1 Нормативно-правовое обеспечение в области защиты прав инвалидов по зрению, в том числе в области физической культуры, спорта и туризма ………………………………………..
2.2 Деятельность Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» по социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры, спорта и туризма ……………
2.3 Социологическое исследование по выявлению и решению проблем социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры, спорта и туризма ……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Копия Арсен (1) магистрская.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

Самое главное, инвалиды по зрению начинают верить в себя и свои возможности. Именно вера в самого себя – самое сильное средство для эффективности процесса социальной реабилитации и интеграции их в общество42.

Туризм помогает восстановить и психические ресурсы человека. Отдых при этом носит активный характер, включая разнообразные развлечения, которые помогают отвлечься от монотонности быта и работы, познать мир шире, познакомиться с различными традициями, обычаями, узнать неизвестные ранее природные явления.

Благоприятный климат, красивая природа, близость водных пространств (река, озеро, море), наличие  природных памятников, памятников материальной культуры - все это способствует положительному психоэмоциональному  настрою, что также является реабилитирующим фактором.

Участие в различных  видах походах (походы выходные дня  или более длительные) влияют на формирование навыков социально-бытовой  ориентировки незрячих и навыков  ориентировки в пространстве43.

Примером эффективности  туризма как средства социальной реабилитации инвалидов по зрению являются слова Эрика Вайенмайера, который взошел на Эверест, будучи абсолютно слепым. Он говорит: «Многие люди говорят, что идут в горы из-за красивых видов. Все это чушь. Не по этой причине люди идут в горы. Вы не будете терпеть лишения в течение трех месяцев лишь из-за красивой картины. Я думаю, человек идет в горы по иным причинам: за достижением, за обретением смысла, ради чувства товарищества...»44.

Таким образом, можно  сказать, что применение средств  физической культуры, спорта и туризма  в процессе реабилитации инвалидов  по зрению положительно влияет на все  сферы жизнедеятельности человека с нарушением функций зрения.

 

ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОРЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА

 

2.1 Нормативно-правовое обеспечение в области защиты прав инвалидов по зрению, в том числе в области физической культуры, спорта и туризма

 

К основным международным  документам в области защиты прав и интересов лиц с ограниченными возможностями, в том числе инвалидов по зрению, относятся Всеобщая декларация прав человека (1948 г.), Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах (1966 г.), Международный пакт о гражданских и политических правах (1966), Декларация о правах инвалидов (1975 г.), Конвенция о правах ребенка (1989), Конвенция и Рекомендация о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (1983 г.), Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов (1993)45, Конвенция о правах инвалидов (2006)46.

Основополагающим  документом выступает Декларация о  правах инвалидов, принятая Генеральной  Ассамблеей ООН в 1975 году. В ней  провозглашены неотъемлемые права  инвалидов: право на уважение их человеческого достоинства; гражданские и политические права; право на меры, предназначенные для того, чтобы дать им возможность приобрести как можно большую самостоятельность; право на экономическое и социальное обеспечение и на удовлетворительный уровень жизни; право на то, чтобы их особые нужды принимались во внимание на всех стадиях экономического и социального планирования; право жить в кругу своих семей или в условиях, заменяющих ее, и участвовать во всех видах общественной деятельности, связанных с творчеством или проведением досуга47.

Стандартные правила  обеспечения равных возможностей для  инвалидов (приняты Генеральной Ассамблеей ООН в 1993 году) гласят: так как инвалиды являются членами общества и имеют право оставаться жить в своих общинах, они должны получать поддержку, в которой они нуждаются, в рамках обычных систем здравоохранения, образования, занятости и социальных услуг.

После достижения инвалидами равных прав они должны также иметь равные обязанности. По мере получения инвалидами равных прав общество вправе ожидать от них большего. В рамках процесса обеспечения равных возможностей необходимо создать условия для оказания помощи инвалидам, чтобы они могли в полной мере выполнять свои обязанности как члены общества.

Предпосылками для равноправного участия инвалидов в жизни общества будет служить выполнение правил, по которым государствам:

1) следует обеспечить предоставление инвалидам услуг по реабилитации, чтобы позволить им достигнуть и поддерживать оптимальный уровень их самостоятельности и жизнедеятельности.

2)   следует обеспечить расширение и предоставление вспомогательных услуг, включая вспомогательные устройства инвалидам, чтобы содействовать им в повышении уровня их независимости в повседневной жизни и в осуществлении их прав.

3) следует признать важность обеспечения доступности в процессе создания равных возможностей для инвалидов во всех сферах жизни общества.

4) обеспечивают вовлечение инвалидов в культурную жизнь и обеспечивают им возможность участия на равной основе в культурной жизни.

5) должны принимать меры для обеспечения инвалидам равных возможностей для отдыха и занятий спортом (обеспечение доступа к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, спортивным залам и т.д.), которые также должны включать оказание поддержки персоналу, осуществляющему программы по организации отдыха и занятий спортом, в том числе проекты, предусматривающие разработку методики обеспечения доступности, а также по обеспечению участия и разработке информационных и учебных программ.

К основному  Международному законодательству в  сфере физической культуры и спорта относятся: Паралимпийская хартия, утвержденная Генеральной Ассамблеей Международного Паралимпийского комитета 24.11.2007.

Свод правил Международного паралимпийского комитета (МПК утвержден Генеральной Ассамблеей МПК 24 ноября 2007 г.), который содержит в себе основополагающие документы, касающиеся международного паралимпийского движения, Паралимпийских игр, деятельности Международного паралимпийского комитета.

Модельный закон «О паралимпийском спорте», принятый на XXXI пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств – участников СНГ (постановление № 31-13 от 25 ноября 2008 года).

Закон имеет своей  целью установление общих правовых, экономических и социальных основ деятельности в области паралимпийского спорта, а также определение основных принципов законодательства о паралимпийском спорте, осуществляемых в государствах – участниках Содружества Независимых Государств.

Основные принципы законодательства о паралимпийском спорте в государствах – участниках:

1) гуманистический характер  развития паралимпийского спорта, обеспечение равных условий и  возможностей для его развития  по отношению к условиям и  возможностям развития спорта  в целом;

2) доступность спортивных  сооружений для занятий и участия в спортивных и спортивно-зрелищных мероприятиях граждан, имеющих ограниченные возможности функций зрения;

3) ответственность органов  государственной власти и органов  местного самоуправления, спортивных  организаций, а также должностных лиц за обеспечение права граждан имеющих ограниченные возможности функций зрения на занятия паралимпийским спортом;

4) сохранение и укрепление  общности паралимпийского пространства  государств-участников; сближение нормативно-правовой  базы паралимпийского спорта на всей территории государств-участников;

5) обеспечение безопасности  жизни и здоровья граждан, имеющих  ограниченные возможности функций  зрения, участвующих в учебно-тренировочных  занятиях, спортивных и спортивно-зрелищных  мероприятиях;

6) уважение и соблюдение международных обязательств в области паралимпийского спорта;

7) ориентация на лучшие  международные стандарты и нормы  обеспечения паралимпийского спорта;

8) взаимодействие органов  государственной власти в области  спорта с общественными спортивными организациями в области паралимпийского спорта, с обязательным привлечением их к разработке и принятию решений, затрагивающих интересы паралимпийского спорта, в том числе при проектировании, строительстве и реконструкции спортивных объектов (решения, принятые без учета этой нормы, могут быть оспорены в судебном порядке и признаны недействительными).

Паралимпийский спорт  как одно из основных средств физической (физкультурно-спортивной) реабилитации лиц с ограниченными возможностями  функций зрения реализуется в специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, детско-юношеских паралимпийских школах, центрах паралимпийской подготовки, спортивных клубах инвалидов, а также в отделениях и группах адаптивного и паралимпийского спорта детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, центров спортивной подготовки, иных специализированных спортивных учреждений и организаций физической культуры и спорта, туризма, образования и социального развития, проводящих физкультурно-спортивную работу с инвалидами и действующих в любой организационно-правовой форме.

В реабилитационных (физкультурно-спортивных) центрах, специальных (коррекционных) образовательных учреждениях, детско-юношеских спортивно-адаптивных школах, детско-юношеских паралимпийских школах, центрах паралимпийской подготовки, спортивных клубах инвалидов, а также в отделениях и группах адаптивного и паралимпийского спорта детско-юношеских спортивных школ, детско-юношеских клубов физической подготовки, специализированных детско-юношеских школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства, центров спортивной подготовки, иных специализированных спортивных учреждений и организаций физической культуры и спорта, туризма, образования и социального развития, проводящих физкультурно-спортивную работу с инвалидами, в процессе их физической реабилитации, наряду с использованием средств паралимпийского спорта, используются разнообразные физические упражнения, процедуры закаливания, дыхательной гимнастики, массажа, иные элементы адаптивной физической культуры и адаптивного спорта.

В российском законодательстве права инвалидов, в том числе инвалидов по зрению, закреплены в таких документах, как Конституция Российской Федерации 1993 г., Декларация прав и свобод человека и гражданина 1991 г., федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» 1995 г., Указ Президента Российской Федерации «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 2.10.1992 г.48

В целях создания условий для реабилитации и интеграции инвалидов в общество, а также  повышения уровня их жизни в 1995 году был принят федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ от 24.11.1995 года, который определяет государственную политику в области социальной защиты инвалидов РФ, целью которой является обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации гражданских, экономических, политических и других прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, а также в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Согласно закону государство гарантирует инвалидам  проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств  и услуг, предусмотренных федеральным  перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета; гарантирует беспрепятственный доступ к объектам социальной инфраструктуры49.

Законодательно  закреплено создание специальных социальных институтов – государственной службы медико-социальной экспертизы и государственной службы реабилитации инвалидов проведения реабилитационных мероприятий с целью восстановления социального статуса инвалида, достижения им материальной независимости.

С 2011 года Правительством РФ реализуется специальная государственная программа «Доступная среда для инвалидов».

Государство гарантирует  инвалидам по зрению социальную поддержку, социальную помощь, социальное обеспечение. Основой социальной защиты является реабилитационная индустрия: специализированные предприятия производят тифлотехнические средства для того, чтобы слепые и слабовидящие могли эффективно пользоваться своим новым состоянием, трудиться и проводить досуг50.

В Российской Федерации  основным документов, регулирующим физкультурно-спортивную деятельность является Федеральный закон «О физической культуре и спорте в Российской Федерации» от 04.12.2007 г. №329-ФЗ, в соответствии с Конституцией Российской Федерации, устанавливает общие правовые, организационные, экономические и социальные основы деятельности в области физической культуры и спорта, определяет основные принципы законодательства о физической культуре и спорте в Российской Федерации.

Применимо к  инвалидам, в том числе и инвалидам  по зрению, можно выделить следующее:

- физическая  культура – часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития;

- физическая  реабилитация – восстановление  нарушенных или временно утраченных  функций организма человека и  способностей к общественной  и профессиональной деятельности  инвалидов и лиц с ограниченными  возможностями здоровья с использованием  средств и методов адаптивной физической культуры и адаптивного спорта, которые направлены на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья.

Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов по зрению методами физической культуры, спорта и туризма