Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:58, магистерская работа
Долгие годы бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения1.
Физическая культура, спорт, а также туризм, не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, особенно инвалидов по зрению.
90-е годы внесли изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, несмотря на то, что в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль2. Переход от медицинской модели реабилитации к социальной позволили пересмотреть роль физической культуры, спорта и туризма в жизни инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ …………………………………………………………………...
1.1 Основные проблемы инвалидов с нарушениями зрения в современном российском обществе ……………………………….
1.2 Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями зрения ……………………………………………….
1.3 Физическая культура, спорт и туризм в системе социальной реабилитации инвалидов по зрению ………………………………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОРЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
2.1 Нормативно-правовое обеспечение в области защиты прав инвалидов по зрению, в том числе в области физической культуры, спорта и туризма ………………………………………..
2.2 Деятельность Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» по социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры, спорта и туризма ……………
2.3 Социологическое исследование по выявлению и решению проблем социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры, спорта и туризма ……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….
- отсутствие
специальной материально-
- многие виды
отдыха недоступны из-за
В обществе слепых есть три прекрасно оборудованных для инвалидов по зрению санатория («Солнечный берег» - г. Геленджик, «Машук» - г. Пятигорск, «Сосны» - Московская область), где инвалиды по зрению могут чувствовать себя комфортно, но Управление по обеспечению граждан техническими средствами реабилитации и санаторно-курортными путёвками не закупает путёвки в эти санатории.
Таким образом, все проблемы, возникающие у инвалидов по зрению можно классифицировать на: социальные, медицинские, экономические, психологические, проблемы с трудоустройством, проблемы с получением образования, социально-бытовые, социально-средовые и ряд других проблем.
Социально-бытовая и социально-средовая реабилитация инвалидов с нарушениями зрения должна обеспечиваться системой ориентиров – осязательных, слуховых и зрительных, которые способствуют безопасности передвижения и ориентировке в пространстве13. В реальной действительности все эти ориентиры либо отсутствуют, либо их мало. Общественный транспорт также очень слабо приспособлен для нужд инвалидов с нарушением зрения. Для них важны не столько технические приспособления, сколько адекватная информация – вербальная, звуковая (ориентирующая, предупреждающая об опасности и др.).
Слабовидящий
человек нуждается при
С наступлением инвалидности возникают реальные трудности субъективного и объективного характера, они связаны с адаптацией к новым жизненным условиям. Инвалидам по зрению, во многом затруднен доступ к образованию, трудоустройству и культурным мероприятиям.
Слепые и слабовидящие, члены их семей испытывают острый дефицит информации по всем аспектам социальной защиты и реабилитации, прежде всего информации об изменениях нормативно-правовой базы, о действующих правах и льготах, об учреждениях, предоставляющих необходимые реабилитационные услуги.
В области обеспечения инвалидов с нарушением зрения техническими средствами информационного обеспечения сложилось достаточно тяжелое положение. В настоящее время в России существуют всего одна студия звукозаписи, специализирующаяся на выпуске «говорящей книги» и одна крупная брайлеровская типография, ориентирующаяся на массовый выпуск ограниченного числа названий литературы для слепых, издаваемой рельефно-точечным шрифтом по системе Л. Брайля. Также ни одно массовое периодическое издание не выпускается в виде, доступном для инвалидов по зрению и мало литературы, напечатанной крупным шрифтом14.
Одним из важнейших разделов информационного обеспечения являются средства доступа к персональным компьютерам: брайлеровские, речевые и крупношрифтовые дисплеи, портативные устройства для записи и обработки текста. Указанные приборы в современных условиях открывают новые возможности для обучения и качественного трудоустройства слепых: с их помощью незрячие могут не менее эффективно, чем зрячие, работать в таких областях, как программирование, обработка текста, справочно-информационные службы. Однако эти недоступны из-за дороговизны.
Вследствие недостаточного информационного обеспечения большие проблемы возникают и в сфере самореализации инвалидов по зрению (получение профессионального образования, качественное трудоустройство, создание семьи). Несмотря на то, что государство предоставляет гарантии, права, не допускает дискриминацию в отношении инвалидов, в действительности это выглядит иначе: в условиях современного российского общества инвалидам сложнее равноправно конкурировать на рынке труда со здоровыми людьми. Несмотря на установленные квоты по трудоустройству и штрафные санкции за неисполнение, большинство работодателей избегает приема на работу данной категории лиц, проявляя негативное отношение по отношению к ним15.
Определенные проблемы у инвалида по зрению существуют и в быту: многие неспособны самостоятельно передвигаться, поддерживать социальные связи и не способны к самообслуживанию.
Ещё одной проблемой для инвалидов по зрению является общественный транспорт, так как многие транспортные средства паркуются не на парковочных пунктах, отсутствует информация об остановках, затрудняет оплату проезда отсутствие яркой униформы кондуктора.
Решение всех проблем разнообразно, и в каждом регионе, городе их решают разными методами и способами. Все проблемы решаемы, главное это отношение государства и самого общества к инвалидам по зрению.
Многие организации делают все возможное, чтобы морально и материально поддерживать инвалидов с нарушением зрения, проводя разные благотворительные акции, культурно-массовые мероприятия. В этом помогают добрые люди, государственные и коммерческие структуры. Инвалиды по зрению должны чувствовать себя полноправными членами. А для этого необходимо, чтобы общество в целом не оставляло без внимания проблемы инвалидов по зрению, создавая благоприятные условия, чтобы они могли учиться, работать, отдыхать, вести полноценную жизнь и имели равные права и возможности в обществе.
с нарушениями зрения
Социальная реабилитация - восстановление основных социальных функций личности, общественного института, социальной группы, их социальной роли как субъектов основных сфер жизни общества. В содержательном плане по существу включает в концентрированном виде все аспекты реабилитации16.
Социальная реабилитация инвалидов по зрению имеет свои особенности.
При нарушении остроты зрения снижается различительная способность зрительного анализатора, возможность детального зрения, что ограничивает возможность обучения, получения профессионального образования и участия в трудовой деятельности. При значительном нарушении остроты зрения (вплоть до слепоты) резко ограничиваются и другие категории жизнедеятельности. Лица с концентрическим сужением поля зрения с трудом ориентируются в незнакомой обстановке, несмотря на относительно высокие показатели остроты зрения. Мобильность их значительно ограничена.
Абсолютная или практическая слепота приводят к резкому ограничению основных категорий жизнедеятельности. Абсолютно слепые люди практически утрачивают способность к самообслуживанию и физической независимости.
В связи с дефицитом зрения окружающая среда воспринимается незрячими с помощью других анализаторов. Преобладающей становится информация акустическая, тактильная, кинестетическая, светоцветовая. Приобретает значение форма и фактура предметов и материального мира в целом. В процессе осязательного восприятия участвуют руки, подошвы ступней, в осязании мелких предметов - язык и губы.
Важную роль в жизнедеятельности слепых играет слух, память и внимание.
Начальным звеном
системы общей реабилитации инвалидов
по зрению является медицинская реабилитация,
которая представляет собой комплекс
мер, направленных на восстановление утраченных
функций или компенсацию
Медицинская реабилитация неразрывна с лечебным процессом - уже в ходе реализации медицинских услуг для потерявшего зрение человека должен предусматриваться наиболее полный учет возможностей дальнейшей реабилитации: минимально травмирующая операция и т.д.
Следующим крупным
разделом медицинской реабилитации
является восстановительная и
Комплексную оценку состояния организма проводит медико-социальная экспертиза (МСЭ) - определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма17.
В состав Бюро МСЭ входят врачи различных специальностей, специалист по реабилитации, психолог, специалист по социальной работе. При необходимости в данный состав могут быть включены другие специалисты.
Технология медико-социальной экспертизы включает четыре основных этапа.
Первый этап: вынесение врачами-экспертами клинико-функционального диагноза.
Второй этап - определение категорий и степени выраженности ограничений жизнедеятельности.
По результатам социальной диагностики оформляется Карта, которая служит одним из обоснований медико-экспертного заключения.
На третьем этапе выявляются реабилитационные возможности относительно восстановления конкретных видов жизнедеятельности инвалида.
На четвертом этапе происходит определение потребностей инвалида в мерах реабилитации. Конечным результатом данного этапа экспертизы является формирование индивидуальной программы реабилитации (ИПР) – это разработанный на основе решения уполномоченного органа, осуществляющего руководство федеральными учреждениями, медико-социальной экспертизы комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных или утраченных функций организма, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Весь цикл лечебно-восстановительных мероприятий сопровождает психологическая реабилитация, содействуя преодолению в сознании больного представлений о бесполезности реабилитации.
Кроме того, психологическая реабилитация направлена на преодоление страха перед действительностью, устранение социально-психологической неполноценности, укрепление активной и деятельной личностной позиции.
Психологическое обеспечение реабилитационного процесса лиц, имеющих нарушения зрения представляет собой совокупность задач, являющихся актуальными на каждом из его этапов. Именно психологические составляющие во многом определяют направленность реабилитационных мероприятий, эффективность проведения реабилитации и конечный результат в целом.
Необходим тщательный анализ психологической работы на всех этапах реабилитации, изучение перспективных направлений сотрудничества и взаимодействия психолога с другими специалистами (врачами, социальными работниками, педагогами, реабилитологами и т.д.).
На каждом из этапов реабилитации слепых можно выделить задачи психологического обеспечения, соответствующие ведущим факторам каждого из этапов. Инвалид по зрению как объект реабилитации присутствует на каждом из них, психологическая реабилитация также присутствует на различных ступенях этого процесса.
Для положительного
эффекта психологическое
У большинства
инвалидов наблюдаются
Для успешного проведения психологических мероприятий необходимо учитывать их объем, структуру, направленность, целесообразность сочетания с другими методами лечения и реабилитации. Каждый из этапов реабилитационного процесса имеет специфические особенности. В соответствии с этим и методы психологического воздействия должны исходить из возможностей и потребностей реабилитации на определенном этапе.
Ведущей задачей специалистов в области психологической реабилитации является обеспечение позитивных изменений в психоэмоциональной сфере и структуре личности инвалида по зрению. Для ее решения необходимы не разовые и односторонние меры, а комплексный подход, предполагающий учет внешних и внутренних факторов, воздействующих на личность. Поэтому при работе с инвалидами по зрению профессиональная деятельность психолога предполагает многоплановость работу и включает в себя все направления реабилитационного процесса.
Наряду с другими направлениями психологической реабилитации, к которым традиционно относят психологическую диагностику, психокоррекцию, психопрофилактику и психогигиену, одним из основных является также психологическое просвещение, так как одной из основных задач психологической реабилитации является организация и проведение психологической работы по формированию здорового образа жизни и психологической культуры, а также разработка и внедрение образовательных психологических программ для незрячих и их родственников.