Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:58, магистерская работа
Долгие годы бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения1.
Физическая культура, спорт, а также туризм, не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, особенно инвалидов по зрению.
90-е годы внесли изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, несмотря на то, что в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль2. Переход от медицинской модели реабилитации к социальной позволили пересмотреть роль физической культуры, спорта и туризма в жизни инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению.
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ …………………………………………………………………...
1.1 Основные проблемы инвалидов с нарушениями зрения в современном российском обществе ……………………………….
1.2 Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями зрения ……………………………………………….
1.3 Физическая культура, спорт и туризм в системе социальной реабилитации инвалидов по зрению ………………………………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОРЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
2.1 Нормативно-правовое обеспечение в области защиты прав инвалидов по зрению, в том числе в области физической культуры, спорта и туризма ………………………………………..
2.2 Деятельность Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» по социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры, спорта и туризма ……………
2.3 Социологическое исследование по выявлению и решению проблем социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры, спорта и туризма ……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….
Любой из названных видов туризма благотворно влияет на человека, а особенно на инвалидов с нарушением функций зрения.
Рассматривая функции туризма с социальной точки зрения, можно сказать, что развитие науки и техники, рост производительности труда, применение компьютерных технологий и др. факторы сопровождаются повышением ритма жизни, увеличением числа стрессовых ситуаций, нарушением экологического баланса в природе, поэтому важной задачей становятся восстановление психофизических ресурсов общества и трудоспособности человека, рациональное использование свободного времени.
Основной функцией туризма с социальной точки зрения является воспроизводящая функция, направленная на восстановление сил37. Туризм не ограничивается пассивной формой восстановления физических и психических сил, а использует формы, благодаря которым можно изменить характер деятельности и окружающие условия, активно познавать явления природы, традиции, устанавливать новые социальные контакты, дружеские и деловые связи.
Туризм вызывает контрастную перемену монотонной жизни38, будь то производство, связанное с нервным напряжением и однообразием окружающей обстановки, или же пребывание инвалида по зрению в стенах своего дома, длящееся годами, особенно человека пожилого возраста, который оказался вне привычных социальных контактов и не может привыкнуть к «пустоте», возникающей у многих людей.
Туризм всегда связан с перемещением. Он обеспечивает смену обстановки, изменение обычного образа жизни. Чистый воздух, активная форма отдыха способствуют физическому оздоровлению. Наступает психологическое расслабление, так как отсутствуют раздражающие факторы производственной и городской среды.
Туризм положительно влияет на развитие личности. Он обладает восстановительной функцией и несет в себе большой гуманитарный потенциал. Для инвалида по зрению всегда очень важно услышать, потрогать, попробовать все самому. Не менее важны компенсаторные функции туризма, которые обеспечивают специальные нужды для этих людей.
Физическая реабилитация является базой, основой любого вида реабилитации. Это обусловлено тем, что человек представляет собой неделимое единство биологического, психологического и социального, которые находятся в теснейшей взаимосвязи, взаимодействии.
Двигательная активность человека заложена в генах и связана с фундаментальным свойством живого - биологической адаптацией к условиям жизни и сферы обитания. Однако современные условия жизни и трудовой деятельности свели практически к нулю двигательную активность человека, особенно инвалидов по зрению, создали ситуацию невостребованности его нормальных кондиций.
Гипокинезия (греч. hypo - понижение, уменьшение, недостаточность; kinesis - движение) - особое состояние организма, обусловленное недостаточностью двигательной активности, т.е. ограничение количества и объема движений в результате образа жизни, особенностей профессиональной деятельности, постельного режима в период заболевания и т.д.) и гиподинамия (гипо- греч. dynamis - сила) - совокупность отрицательных морфофункциональных изменений в организме вследствие длительной гипокинезии) - непременные атрибуты современной цивилизованной жизни39, которые стали одним из главных факторов ухудшения здоровья.
Снижение объема и интенсивности физической активности, низкий уровень затрат на мышечную работу, упрощение и обеднение двигательной деятельности человека приводят к негативным результатам в функционировании как внутренних органов и систем человека, так и его психики.
У инвалида с нарушением зрения дефицит движений, как правило, спровоцирован его заболеванием. Отсутствие зрения является серьезнейшим препятствием для полноценной двигательной активности. Однако стоит подчеркнуть - препятствием, но не запретом, исключением. Человек виноват в этом сам, так как при должной теоретической подготовке и, главное, при желании он сам может организовать доступные формы двигательной активности (за исключением очень тяжелых случаев).
Однако проблема здесь состоит в том, что в массовом сознании и, к сожалению, в среде специалистов (медиков, психологов, представителей традиционной физической культуры и др.) укоренилось мнение о необходимости обязательного ограничения движений, двигательной активности практически при любом дефекте, стереотипы веры только в фармакологические и другие медицинские средства и методы лечения и профилактики, во всемогущие добавки, стимуляторы, активизаторы и т.п.
С одной стороны это обусловлено недостаточным уровнем культуры общества и личности в области человековедения, его телесности и психики, а с другой - массированными рекламными акциями производителей перечисленных товаров.
Одной из главных проблем в системе социальной реабилитации инвалидов по зрению является «борьба» с последствиями вынужденной малоподвижности, активизация деятельности всех сохранных функций и систем организма человека, профилактика огромного количества болезней.
Именно эту проблему в первую очередь решает адаптивная физическая культура (физическая реабилитация, адаптивная двигательная рекреация, адаптивное физическое воспитание, адаптивный спорт и другие ее компоненты).
Подчеркнем, что практически не существует видов заболеваний (за исключением острых стадий), при которых средства и методы адаптивной физической культуры не оказались бы полезными. Эффект от них будет зависеть от индивидуального подхода к разработке программ реабилитации.
Второй по значимости
проблемой, которую решают с помощью
технологий адаптивной физической культуры
в процессе социальной реабилитации
инвалидов по зрению, является проблема
преодоления психологических
Для решения этой проблемы с успехом применяются различные варианты креативных (художественно-музыкальных) телесно-ориентированных практик: ритмопластика, танцетерапия и др. Хорошо влияет на эмоционально-волевую сферу занимающихся игровая и соревновательная деятельность, сюжетно-ролевые способы выполнения двигательных заданий.
Третьей проблемой, решаемой в системе реабилитации инвалидов с нарушением зрения за счет использования средств и методов адаптивной физической культуры, является коррекция основного дефекта.
Существует большое количество различных авторских методик коррекции с помощью физических упражнений, выполняемых совместно с психорегулирующими тренингами и заданиями.
Следующая, четвертая проблема инвалидов по зрению, решение которой может быть осуществлено специалистами по адаптивной физической культуре, представляет собой необходимость осваивать новые двигательные умения и навыки, обусловленные потребностью человека компенсировать свой дефект, который не поддается коррекции (или восстановлению). Аршавский Илья Аркадьевич, российский физиолог как-то сказал: «Человек, двигаясь и развиваясь, сам заводит часы своей жизни»40.
Пятая проблема сводится к всестороннему и гармоничному развитию физических качеств и способностей занимающихся, повышению их кондиционных возможностей на основе широкого применения средств и методов адаптивной физической культуры.
В последние
годы интенсивно проводятся исследования,
посвященные проблеме социализации
личности под воздействием и посредством
использования средств и
Инвалиды по зрению не только адаптируются, приспосабливаются к социальной среде, но и «завоевывают» определенное социальное пространство.
Мудрик А.В. (1991)41 выделяет три крупных группы факторов (институтов) социализации.
Первая - макрофакторы, которые являются условиями социализации всех или очень многих людей (мир в целом, страна, общество, государство).
Вторая – мезофакторы, к которым относятся этнос и тип поселения (город, поселок, село), в котором живет человек.
Третья - микрофакторы - семья, система образования, общество сверстников и другие.
Социализирующая роль физической культуры, и особенно адаптивной физической культуры, выражается в том, что этот вид социальной практики оказывает глубокое и всестороннее воздействие на сущностные качества инвалида по зрению, развивая его физически и духовно.
Адаптивная физическая культура оказывает на человека с нарушением зрения самое разнообразное влияние.
Адаптивный спорт учит честно выигрывать и достойно проигрывать, способствует физическому и моральному развитию и совершенствованию, формирует благородство и трудолюбие, отвлекает от вредных привычек; он заставляет думать в напряженной, порой экстремальной обстановке, учит самодисциплине, подчиняет человека тренировке, а собственные интересы - интересам команды.
Человек, занимающийся любым спортом, попадает под воздействие четкого регулирования поведения (уставы, правила соревнований, режим и т.п.), он приобщается к активному участию в жизни спортивного коллектива и воспитывается тем самым как активный общественный деятель. Спорт порождает социально значимые мотивы деятельности.
В спорте созданы разные общности (общественные организации, ассоциации) людей, начиная от команды и кончая международными союзами, федерациями и объединениями, работа которых приобрела значительный размах, систематичность и регулярность. Все это создает хорошие предпосылки для выполнения участниками спортивного движения инвалидов самых разнообразных социальных ролей и функций и вообще их социализации.
Адаптивная физическая культура помогает человеку с нарушением зрения найти равновесие между своим воплощением в качестве социальной единицы и своей персонализацией как автономной личности. Индивидуум должен учиться балансировать, чтобы действовать относительно автономно, и сознательно опираться на нормы и требования, ставшие органической частью его внутреннего мира.
Облегчение условий вхождения человека в общественные процессы, формирование его личностной идентичности - основная цель адаптивной физической культуры в современном обществе.
Являясь одним из важнейших факторов образовательно-культурного процесса, адаптивная физическая культура выступает универсальным средством его гуманизации, поскольку реализует воспроизводство личности человека именно как целостности в своем телесно-духовном единстве.
В процессе занятий адаптивной физической культурой человек сам «образует и творит мир», формирует и «завоевывает» социальное пространство - самоопределяется, создает свое понимание, видение, ощущение мира, проектирует и строит собственную деятельность, социальное окружение.
Спорт инвалидов – это особый мир отношений и переживаний, который увлекает и сосредотачивает внимание на новых объектах, переключает психическую деятельность, создает разрядку, смену эмоций и настроений.
С другой стороны - это активная творческая деятельность, где инвалиды, имея в движении эстетические погрешности, стремятся к совершенству, изменяя физические качества, технику движений, создавая свой индивидуальный стиль, неповторимый облик, гармонию бодрости и силу духа.
Адаптивный спорт формирует спортивную культуру, приобщает к общественно-историческому опыту в данной сфере, формирует освоение мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.
Говоря о туризме, можно сказать, что он является уникальным средством рекреации и реабилитации для людей с нарушением зрения, так как его функции соответствуют реабилитационным задачам, включают различные механизмы адаптации и самоадаптации, при условии активного участия в этом процессе самого реабилитанта.
Рассматривать туризм как одно из эффективных средств реабилитации инвалидов по зрению позволяют следующие факторы:
Во-первых, туризм - это двигательная активность. Туризм оказывает большое влияние на оздоровление инвалидов по зрению. Через туризм осуществляется терапия и профилактика психосоматических заболеваний, поддержание физической формы и здоровья.
Во-вторых, туризм создает среду полноценного общения, в которой человек с нарушением зрения взаимодействует с разными людьми, устанавливает социальные контакты и имеет возможность выполнять различные социальные роли. Туризм устраняет чувство потери достоинства, неполноценности, интегрирует инвалидов по зрению в общество.
Во время занятиями туризмом создается возможность устанавливать независимые и разнообразные контакты, помогающие получить уверенную и эффективную жизненную поддержку.