Социальная реабилитация инвалидов по зрению методами физической культуры, спорта и туризма

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Сентября 2013 в 19:58, магистерская работа

Краткое описание

Долгие годы бытовало мнение, что понятия «инвалид», «физическая активность», а, тем более, «спорт» несовместимы и средства физической культуры рекомендовались только отдельным инвалидам как кратковременное мероприятие, дополняющее физиотерапевтические и медикаментозные назначения1.
Физическая культура, спорт, а также туризм, не рассматривались как эффективное средство реабилитации инвалидов, особенно инвалидов по зрению.
90-е годы внесли изменения в отношение общества к инвалидам в России. И, несмотря на то, что в большей своей части эти изменения лишь провозглашались, они все же сыграли свою положительную роль2. Переход от медицинской модели реабилитации к социальной позволили пересмотреть роль физической культуры, спорта и туризма в жизни инвалидов, в том числе и инвалидов по зрению.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………..
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ …………………………………………………………………...
1.1 Основные проблемы инвалидов с нарушениями зрения в современном российском обществе ……………………………….
1.2 Особенности социальной реабилитации инвалидов с нарушениями зрения ……………………………………………….
1.3 Физическая культура, спорт и туризм в системе социальной реабилитации инвалидов по зрению ………………………………
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ИНВАЛИДОВ ПО ЗРЕНИЮ МЕТОДАМИ ФИЗИЧЕСКОРЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА И ТУРИЗМА
2.1 Нормативно-правовое обеспечение в области защиты прав инвалидов по зрению, в том числе в области физической культуры, спорта и туризма ………………………………………..
2.2 Деятельность Башкирской республиканской организации Общероссийской общественной организации инвалидов «Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых» по социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры, спорта и туризма ……………
2.3 Социологическое исследование по выявлению и решению проблем социальной реабилитации инвалидов по зрению средствами физической культуры, спорта и туризма ……………
ЗАКЛЮЧЕНИЕ …………………………………………………………...
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………………….

Файлы: 1 файл

Копия Арсен (1) магистрская.doc

— 1.17 Мб (Скачать)

- восстановительные  медицинские мероприятия, реконструктивную  хирургию, протезирование и ортезирование, санаторно-курортное лечение;

- профессиональную  ориентацию, обучение и образование,  содействие в трудоустройстве,  производственную адаптацию;

- социально-средовую, социально-педагогическую, социально-психологическую  и социокультурную реабилитацию, социально-бытовую адаптацию;

- физкультурно-оздоровительные  мероприятия, спорт.

Реализация  направлений реабилитации предусматривает  создание необходимых условий для  беспрепятственного доступа инвалидов  к объектам социальной инфраструктуры, пользования средствами транспорта, связи и информации, а также обеспечение инвалидов и членов их семей информацией по вопросам реабилитации инвалидов.

Реабилитация  является основополагающей концепцией социальной политики государства в  отношении инвалидов25 и основывается на следующих принципах:

  • раннее начало осуществления реабилитационных мероприятий;
  • непрерывность и поэтапность их проведения;
  • системность и комплексность;
  • индивидуальный подход26.

Конечной целью  реабилитации инвалидов является восстановление социального статуса инвалидов по зрению, достижение ими материальной независимости и социальной адаптации.

В свою очередь, под социальной адаптацией понимают «… один из механизмов социализации, позволяющей личности (группе) активно включаться в различные структурные элементы социальной среды путем стандартизации повторяющихся ситуаций, что дает возможность личности (группе) успешно функционировать в условиях динамичного социального окружения»27.

Субъектами  социальной реабилитации выступают государство, общественные и общественно-политические объединения, фонды, органы местного самоуправления, специалисты по социальной работе, то есть социальные субъекты, участвующие в реализации программ социальной реабилитации, в оказании помощи и поддержки человеку, попавшему в сложную жизненную ситуацию.

Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов  в Российской Федерации» определяет государственную политику в области  социальной защиты инвалидов, в том  числе инвалидов по зрению.

Социальная защита инвалидов - система гарантированных государством экономических, правовых мер и мер социальной поддержки, обеспечивающих инвалидам условия для преодоления, компенсации ограничений жизнедеятельности и направленных на создание им равных с другими гражданами возможностей участия в жизни общества28.

В современном  обществе политика государства по отношению  к лицам с ограниченными возможностями  должна выполнять 2 основные функции:

- стабилизационная  – способствовать улучшению социального  положения данной категории (повышение занятости и доходов);

- интеграционная – обеспечивать  включение людей с инвалидностью  в общественную жизнь, а, следовательно,  единство общества на принципах  социального партнерства и справедливости.

Государство должно создавать  необходимые условия для максимальной реализации прав и интересов инвалидов с нарушением зрения.

Принципиально важное значение для инвалидов со зрительными  расстройствами имеют меры социальной реабилитации.

Социальная  реабилитация инвалидов по зрению в  России - это координированная система социальной, медицинской, психологической и педагогической программ, предусматривающих в своем конечном плане полную интеграцию лиц с тяжелым нарушением или полной утратой зрения29.

Большую роль в  системе социальной реабилитации инвалидов  по зрению играют средства физической культуры, спорта и туризма.

Физическая  культура (ФК) – это часть культуры, представляющая собой совокупность ценностей, норм и знаний, создаваемых и используемых обществом в целях физического и интеллектуального развития способностей человека, совершенствования его двигательной активности и формирования здорового образа жизни, социальной адаптации путем физического воспитания, физической подготовки и физического развития30.

Применительно к инвалидам по зрению, речь будет  идти об адаптивной физической культуре и адаптивном спорте.

Адаптивная  физическая культура31 – это:

- вид область  физической культуры человека  с отклонениями в состоянии  здоровья, включая инвалида и общество;

- деятельность  и ее социально и индивидуально  значимые результаты по созданию  всесторонней готовности человека с отклонениями в состоянии здоровья, включая инвалида, к жизни;  оптимизации его состояния и развития в процессе комплексной реабилитации и социальной интеграции;

- это специфический  процесс и результат человеческой деятельности, а также средства и способы совершенствования и гармонизации всех сторон и свойств индивида с отклонениями в состоянии здоровья (физических, интеллектуальных, эмоционально-волевых, эстетических, этических и др.) с помощью физических упражнений, естественно- средовых и гигиенических факторов.

Рассматривая  структуру физической культуры, специалист в области истории и теории физической культуры Выдрин Василий Меркурьевич (1999) отмечает, что она сформировалась исторически, в процессе удовлетворения личностных и общественных потребностей.

В общей теории физической культуры выделяют различные  виды этого социального феномена. В.М. Выдрин выделяет физическое воспитание (образование), спорт, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию.

Вообще возникновение  и развитие физической культуры, как  и других ее видов, обусловлено потребностями  человеческого общества на каждом этапе  его развития.

В качестве основного  критерия выделения тех или иных видов физической культуры определяются  потребности общества и личности. К числу наиболее общих потребностей общества Выдрин М.В. относит необходимость создания здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации.

Кроме того, к  таким потребностям он причисляет необходимость общества во всесторонне и гармонически развитых людях и в создании объективных условий для свободного и безграничного развития их сил, способностей и дарований.

Говоря о  потребностях личности, предполагается, что у каждого индивидуума на различных этапах его биологического и психического развития существует, в той или другой мере, потребность в собственном всестороннем, безграничном и гармоничном развитии.

Степень сформированности этой потребности, ее уровень зависят, прежде всего, от уровня культуры человека, его воспитанности и образованности, а весь комплекс потребностей (к сожалению, автор их не называет) формируется в течение всей жизни человека, начиная с самого раннего детства и до глубокой старости.

Однако выделенные разделы виды в большей степени и, прежде всего, удовлетворяют потребности общества в здоровой, жизнедеятельной и мобильной нации, способной к производственно-трудовой и другим общественно необходимым видам деятельности.

Это, по существу, и реализуют физическое воспитание, физическую рекреацию и двигательную реабилитацию, которые, соответственно, обеспечивают подготовку людей к жизни и труду (физическое воспитание), восстановление их после утомления (физическая рекреация) или болезни (двигательная реабилитация).

Можно отметить, что при выделении видов адаптивной физической культуры в качестве основного  критерия будут выступать потребности  инвалида по зрению, поскольку потребности  общества, в этом случае даже на теоретическом  уровне, достаточно размыты и неконкретны.

Исходя из потребностей лиц с нарушением функций зрения можно выделить следующие компоненты (виды) адаптивной физической культуры:

Адаптивное  физическое воспитание (образование) – вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности индивида с отклонениями в состоянии здоровья в его подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного и активного отношения к адаптивной физической культуре.

Его основная цель состоит в формировании осознанного отношения к своим силам, твердой уверенности в них, готовности к смелым и решительным действиям, преодолению необходимых для полноценного функционирования субъекта физических нагрузок, а также потребности в систематических занятиях физическими упражнениями и в осуществлении здорового образа жизни в соответствии с рекомендациями валеологии.

Спорт – соревновательная деятельность и подготовка к ней; основанные на использовании физических упражнений и направленные на достижение наивысших результатов, раскрытие резервных возможностей и выявление предельных уровней организма человека в двигательной активности32.

Адаптивный  спорт - вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности личности в самоактуализации, в максимально возможной самореализации своих способностей, сопоставлении их со способностями других людей; потребности в коммуникативной деятельности и социализации.

Основная цель адаптивного спорта заключается  в формировании спортивной культуры инвалида по зрению, приобщении его  к общественно-историческому опыту в данной сфере, освоении мобилизационных, технологических, интеллектуальных и других ценностей физической культуры.

Адаптивная  двигательная рекреация - вид адаптивной физической культуры, позволяющий удовлетворить потребности инвалида в отдыхе, развлечении, интересном проведении досуга, смене вида деятельности, получении удовольствия, в общении.

Адаптивная  физическая реабилитация - вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребность индивида с отклонениями в состоянии здоровья в лечении, восстановлении у него временно утраченных функций кроме тех, которые утрачены длительный срок или навсегда в связи с причиной инвалидности.

Основная цель адаптивной физической реабилитации заключается  в формировании адекватных психических  реакций инвалидов на то или иное заболевание, ориентации их на использование естественных, экологически оправданных средств, стимулирующих скорейшее восстановление организма; в обучении их умениям использовать соответствующие комплексы физических упражнений.

Креативные (художественно-музыкальные) телесно-ориентированные практики адаптивной физической культуры - это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека с инвалидностью в самоактуализации, творческом саморазвитии, самовыражении духовной сущности через движение, музыку, образ (в том числе художественный), другие средства искусства.

Основной их целью необходимо считать приобщение инвалидов к доступным видам  деятельности, способным обеспечить им самоактуализацию, творческое развитие, удовлетворение от активности; снятие психических напряжений и, в конечном счете, вовлечение их в занятия другими видами адаптивной физической культуры и в перспективе - в профессионально-трудовую деятельность.

Экстремальные виды двигательной активности - виды адаптивной физической культуры, удовлетворяющие потребности лиц в риске, повышенном напряжении, потребности испытать себя в необычных, экстремальных условиях, объективно и (или) субъективно опасных для здоровья и даже для жизни.

Основной целью  является преодоление психологических комплексов неполноценности (неуверенности в своих силах, и т.п.); формирование потребности в значительных напряжениях как необходимых условиях саморазвития и самосовершенствования; профилактика состояний фрустрации, депрессии; создание у инвалидов по зрению ощущения полноценной, полнокровной жизни.

На сегодняшний день туризм также во всем мире получил признание как важное и уникальное средство реабилитации, оздоровления и интеграции в общество инвалидов с нарушением зрения.

В Федеральном закона «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» сказано, что туризм - временные выезды (путешествия) граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства с постоянного места жительства в лечебно-оздоровительных, рекреационных, познавательных, физкультурно-спортивных, профессионально-деловых, религиозных и иных целях без занятия деятельностью, связанной с получением дохода от источников в стране (месте) временного пребывания33.

Туризм для лиц с  ограниченными жизненными возможностями является сравнительно новым и динамично развивающимся направлением туризма.

В Стандартных правилах обеспечения равных возможностей для  инвалидов сказано34: государствам следует принимать меры для обеспечения доступа инвалидов к местам отдыха и занятий спортом, гостиницам, пляжам, спортивным аренам, спортивным залам и т.д.

Вовлечение слепых и  слабовидящих людей в систематические  занятия туризмом имеет своей  целью повышения адаптационных  и коммуникативных навыков, развитие зрительного восприятия, пропаганда здорового и активного образа жизни, оздоровление, расширение кругозора, познание нового.

Современный туризм многообразен35. Различают плановый (туры и путешествия по путевкам, организованные учреждениями, которые обеспечивают транспорт, жилье, питание, экскурсионное обслуживание) и самодеятельный туризм (предоставляет туристу больше самостоятельности в выборе маршрута, организации питания, размещения, экскурсий), по признакам туризм можно классифицировать36 следующим образом:

Информация о работе Социальная реабилитация инвалидов по зрению методами физической культуры, спорта и туризма