Социальные функции
физической культуры
Поскольку
физическая культура является
частью культуры общества, то
ей присущи, прежде всего, общекультурные
социальные функции. К ним можно
отнести такие, как воспитательная,
образовательная, нормативная, преобразовательная,
познавательная, ценностно-ориентационная,
коммуникативная, экономическая
и др. Рассмотрим лишь некоторые
из них.
Воспитание
человека. Занятия физическими упражнениями
и спортом: создают возможности
для воспитания воли, честности,
мужества, трудовых качеств; развивают
гуманистические убеждения, чувство
уважения соперника; формируют
социальную активность (капитан
команды, физорг, старший в группе,
судья по спорту). В ходе
занятий человек получает уроки
правовой этики. Отношения между
тренером и спортсменом, спортсменом
и судьей, между спортсменами
требуют сознательного соблюдения
правил проведения. Для физкультурников
и спортсменов характерны патриотизм,
преданность своему делу, борьба
за спортивную честь, трудолюбие,
выражающееся в строительстве
и благоустройстве площадок, заливке
катков, уборке мест занятий.
Образование человека. В процессе
занятий ФКС человек познает
много нового, обучается двигательным
умениям и навыкам, поиску новых
спортивных средств и методов
для улучшения результата. Занятия
ФКС создают возможности для
развития творчества и формирования
познавательной активности. Оздоровление
человека. Физическая культура —
важная часть валеологии. Систематические
занятия способствуют профилактике
заболеваний. Средства лечебной
физической культуры используются
для реабилитации больных. Адаптивная
физическая культура (АФК) — новое
направление физкультурно-оздоровительной
работы с инвалидами. Как самостоятельная
часть культуры общества физическая
культура имеет специфические
социальные функции. Последние
органически связаны с общими,
но в более конкретной форме
выражают социальную сущность
физической культуры как общественно
необходимой деятельности, ее способность
удовлетворять запросы общества
в области физического воспитания.
По признакам
общности их можно объединить
в следующие группы:
1. Общее развитие
и укрепление организма всех
людей независимо от возраста,
пола, состояния здоровья, степени
физического развития (формирование
и развитие физических качеств
и способностей, совершенствование
двигательных навыков, укрепление
здоровья, снижение процессов инволюций
и т.д.)
2. Физическая
подготовка людей к трудовой
деятельности, защите отечества
(мобилизационная функция физической
культуры, профессионально-прикладная
физическая подготовка).
3. Удовлетворение
потребности людей в активном
отдыхе, досуге, рациональном использовании
свободного времени (отвлечение
от вредных привычек, формирование
здорового образа жизни).
4. Развитие
волевых физических способностей
и двигательных возможностей
человека от оптимального до
предельного уровней.
5. Экономическая
значимость физической культуры
определяется снижением уровня
заболеваемости и травматизма
трудящихся, повышением их производительности
труда, долголетием, в том числе
и трудовым.
Социологические
данные, полученные многими учеными
убедительно доказывают положительное
влияние занятий физическими
упражнениями на социальную активность,
производительный труд, здоровье
и долголетие людей. Так, Институтом
социологических исследований АН
СССР и ВНИИФКом (опрошено свыше
трех тысяч человек) было выявлено,
что среди активных физкультурников
значительно выше (на 15—20%) доля тех,
кто проявляет инициативу в
труде, влияет на дела коллектива,
стремится выполнить работу с
высоким качеством.
Разносторонние
интересы физкультурников положительно
сказываются и на характере
досуга, который у них значительно
богаче и содержательнее. Кроме
того, 69,2% физкультурников постоянно
уделяют внимание воспитанию
детей, тогда как у не физкультурников
этот показатель равен 44%. Нельзя
не отметить еще один весьма
существенный факт, выявленный в
ходе исследования. Занимающиеся
физической культурой не только
сами социально активны, но
и оказывают положительное воздействие
на своих близких, друзей, коллег.
Занятия физическими упражнениями
помогают выработать такие важные
качества, как дисциплинированность,
умение рационально использовать
свободное время, коммуникабельность,
способность анализировать свои
успехи и неудачи, желание быть
лучшими. Как показало исследование,
чем активнее человек включен
в физкультурно-спортивную деятельность,
тем меньше он надеется на
везение, на чью-то помощь, на
связи с нужными людьми, на
умение приспособиться. Человек
привыкает рассчитывать на себя
и для достижения благополучия
делает ставку на определение
цели, на свои способности, талант,
трудолюбие и добросовестность.
Именно в этом видятся наиболее
значимые социальные функции
физической культуры и спорта.