Социально-биологические основы физической культуры

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Июня 2013 в 23:40, реферат

Краткое описание

Организм – слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.
Развитие организма осуществляется во все периоды его жизни – с момента зачатия и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).

Оглавление

Введение…………………………………………………………………………3
Организм как единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система(гомеостаз, ассимиляция, диссимиляция)…………4
Физиологические механизмы и закономерности совершенствования отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки (кровеносная, сердечнососудистая, дыхательная, мышечная системы)…………………………………………………………………………5
Заключение………………………………………………………………………15
Литература ………………………………………………………………………16

Файлы: 1 файл

физ.культура 1 семестр.doc

— 90.00 Кб (Скачать)

Новосибирский Государственный  Аграрный Университет

Кафедра физической культуры.

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

«Социально-биологические основы физической культуры»

 

 

 

 

Выполнила:

Воронова  Екатерина

студентка Агрономического  факультета

1 курс   группа1102

 

 

 

 

 

 

 

Новосибирск, 2012

Содержание:

Введение…………………………………………………………………………3

Организм как  единая саморазвивающаяся и саморегулирующаяся биологическая система(гомеостаз, ассимиляция, диссимиляция)…………4

Физиологические механизмы  и закономерности совершенствования  отдельных систем организма под воздействием направленной физической тренировки (кровеносная, сердечнососудистая, дыхательная, мышечная системы)…………………………………………………………………………5

Заключение………………………………………………………………………15

Литература ………………………………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Организм –  слаженная единая саморегулирующаяся и саморазвивающаяся биологическая  система, функциональная деятельность которой обусловлена взаимодействием  психических, двигательных и вегетативных реакций на воздействия окружающей среды, которые могут быть как полезными, так и пагубными для здоровья.

Организм  как единая саморазвивающаяся и  саморегулирующаяся биологическая  система

Развитие организма  осуществляется во все периоды его  жизни – с момента зачатия  и до ухода из жизни. Это развитие называется индивидуальным, или развитием в онтогенезе. При этом различают два периода: внутриутробный (от момента зачатия и до рождения) и внеутробный (после рождения).

Каждый родившийся человек наследует от родителей  врожденные, генетически обусловленные черты и особенности, которые во многом определяют индивидуальное развитие в процессе его дальнейшей жизни.

Оказавшись  после рождения, образно говоря, в условиях автономного режима, ребенок  быстро растет, увеличивается масса, длина и площадь поверхности  его тела. Рост человека продолжается приблизительно до 20 лет. Причем у девочек наибольшая интенсивность роста наблюдается в период от 10 до 13, а у мальчиков от 12 до 16 лет. Увеличение массы тела происходит практически параллельно с увеличением его длины и стабилизируется к 20 – 25 годам.

Необходимо  отметить, что за последние 100 – 150 лет  в ряде стран наблюдается раннее морфофункциональное развитие организма  у детей и подростков. Это явление  называют акселерацией (лат. ассе1еra - ускорение), оно связано не только с ускорением роста и развития организма вообще, но и с более ранним наступлением периода половой зрелости, ускоренным развитием сенсорных (лат. вепре – чувство), двигательных координаций и психических функций. Поэтому границы между возрастными периодами достаточно условны и это связано со значительными индивидуальными различиями, при которых «физиологический» возраст и «паспортный» не всегда совпадают.

Как правило, юношеский  возраст (16 – 21 год) связан с периодом созревания, когда все органы, их системы и аппараты достигают своей морфофункциональной зрелости. Зрелый возраст (~2 – 60 лет) характеризуется незначительными изменениями строения тела, а функциональные возможности этого достаточно продолжительного периода жизни во многом определяются особенностями образа жизни, питания, двигательной активности. Пожилому возрасту (61 – 74 года) и старческому (75 лет и более) свойственны физиологические процессы перестройки снижение активных возможностей организма и его систем – иммунной, нервной, кровеносной и др. Здоровый образ жизни, активная двигательная деятельность в процессе жизни существенно замедляют процесс старения.

В основе жизнедеятельности  организма лежит процесс автоматического  поддержания жизненно важных факторов на необходимом уровне, всякое отклонение от которого ведет к немедленной мобилизации механизмов, восстанавливающих этот уровень (гомеостаз).

Гомеостаз –  совокупность реакций, обеспечивающих поддержание или восстановление относительно динамического постоянства  внутренней среды и некоторых физиологических функций организма человека (кровообращения, обмена веществ, терморегуляции и др.). Этот процесс обеспечивается сложной системой координированных приспособительных механизмов, направленных на устранение или ограничение факторов, воздействующих на организм как из внешней, так и из внутренней среды. Они позволяют сохранять постоянство состава, физико-химических и биологических свойств внутренней среды, несмотря на изменения во внешнем мире и физиологические сдвиги, возникающие в процессе жизнедеятельности организма. В нормальном состоянии колебания физиологических и биохимических констант происходят в узких гомеостатических границах, и клетки организма живут в относительно постоянной среде, так как они омываются кровью, лимфой и тканевой жидкостью. Постоянство физико-химического состава поддерживается благодаря саморегуляции обмена веществ, кровообращения, пищеварения, дыхания, выделения и других физиологических процессов.

А с с и  м и л я ц и я – процесс  усвоения органич. веществ, поступающих в организм, и уподобления их органич. веществам, свойственным данному организму, идет с использованием энергии, высвобождающейся при процессах диссимиляции. При этом образуются (синтезируются) соединения, обладающие высокой энергией (макроэргические), которые становятся источником энергии, освобождающейся при диссимиляции.

Диссимиляция  поступающих в организм питательных  веществ, в основном белков, жиров  и углеводов, начинается с ферментативного  расщепления их на более простые  соединения – промежуточные продукты обмена веществ (пептиды, аминокислоты, глицерин, жирные кислоты, моносахариды), из которых организм синтезирует (ассимилирует) органич. соединения, необходимые для его жизнедеятельности.

Д и с с  и м и л я ц и я– процесс  расщепления в живом организме  органич. веществ на более простые соединения – ведет к освобождению энергии, необходимой для всех процессов жизнедеятельности организма.

Организм –  сложная биологическая система. Все его органы связаны между  собой и взаимодействуют. Нарушение  деятельности одного органа приводит к нарушению деятельности других.

Огромное количество клеток, каждая из которых выполняет  свои, присущие только ей функции в  общей структурно-функциональной системе  организма, снабжаются питательными веществами и необходимым количеством кислорода для того, чтобы осуществлялись жизненно необходимые процессы энергообразования, выведения продуктов распада, обеспечения различных биохимических реакций жизнедеятельности и т.д. Эти процессы происходят благодаря регуляторным механизмам, осуществляющим свою деятельность через нервную, кровеносную, дыхательную, эндокринную и другие системы организма.

Физиологические механизмы и закономерности совершенствования  отдельных систем организма под  воздействием направленной физической тренировки.

Роль упражнений и функциональные показатели тренированности организма в покое, при выполнении стандартной и предельно напряженной работы

Формирование  и совершенствование различных  морфофизиологических функций и  организма в целом зависят  от их способности к дальнейшему развитию, что имеет во многом генетическую (врожденную) основу и особенно важно для достижения как оптимальных, так и максимальных показателей физической и умственной работоспособности. При этом следует знать, что способность к выполнению физической работы может возрастать многократно, но до определенных пределов, тогда как умственная деятельность фактически не имеет ограничений в своем развитии. Каждый организм обладает определенными резервными возможностями. Систематическая мышечная деятельность позволяет путем совершенствования физиологических функций мобилизовать те резервы, о существовании которых можно даже не догадываются. Причем адаптированный к нагрузкам организм обладает гораздо большими резервами, более экономно и полно может их использовать. Организм с более высокими морфофункциональными показателями физиологических систем и генов обладает повышенной способностью выполнять более значительные по мощности, объему, интенсивности и продолжительности физические нагрузки. Особенности морфофункционального состояния разных систем организма, формирующиеся в результате двигательной деятельности, называют физиологическими показателями тренированности.

Основное средство физической культуры в процессе двигательной тренировки это физические упражнения.

Важная задача упражнения — сохранить здоровье и работоспособность на оптимальном уровне за счет активизации восстановительных процессов. В ходе упражнения совершенствуются высшая нервная деятельность, функции центральной нервной, нервно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной, выделительной и других систем, обмен веществ и энергии, а также системы нейрогуморального регулирования.

Так, к числу  показателей тренированности в  покое можно отнести:

1) изменения  в состоянии центральной нервной  системы,

2) изменения опорно-двигательного аппарата

3) изменения  функции органов дыхания ,состава  крови и т.п.

Тренированный организм расходует, находясь в покое, меньше энергии, чем нетренированный.

Тренировка  накладывает глубокий отпечаток  на организм, вызывая в нем как  морфологические, так физиологические и биохимические перестройки. Все они направлены на обеспечение высокой активности организма при выполнении работы.

Реакции на стандартные (тестирующие) нагрузки у тренированных  лиц характеризуются следующими особенностями: 1) все показатели деятельности функциональных систем в начале работы (в период обрабатывания) оказываются выше, чем у нетренированных; 2) в процессе работы уровень физиологических сдвигов менее высок; 3) период восстановления существенно короче.При одной и той же работе тренированные спортсмены расходуют меньше энергии, чем нетренированные. У первых меньше величина кислородного запроса, меньше размер кислородной задолженности, но относительно большая доля кислорода потребляется во время работы. Следовательно, одна и та же работа происходит у тренированных с юношей долей участия аэробных процессов, а у нетренированных — аэробных. Вместе с тем во время одинаковой работы у тренированных ниже, чем у нетренированных, показатели потребления кислорода, вентиляции легких, частоты дыхания.

Тренированный организм выполняет стандартную  работу более экономно, чем нетренированный. Тренировка обусловливает такие  приспособительные изменения в  организме, которые вызывают экономизацию всех физиологических функций.

Одна и та же работа по мере развития тренированности становится менее утомительной. Для нетренированного стандартная работа может оказаться относительно трудной, выполняется им с напряжением, характерным для тяжелой работы, и вызывает утомление, тогда как для тренированного та же нагрузка будет относительно легкой, потребует меньшего напряжения и не вызовет большого утомления.

Эти два взаимосвязанных  результата тренировки — возрастающая экономичность и уменьшающаяся  утомительность работы — отражают ее физиологическое значение для организма. Явление экономизации обнаружилось, как было показано выше, уже при исследовании организма в состоянии покоя.

Тренированный расходует при предельной работе больше энергии, чем нетренированный, а объясняется тем, что сама работа, произведенная тренированным, превышает величину работы, которую может выполнить нетренированный. Экономизация проявляется в несколько меньшем расходе энергии на единицу работы, однако весь объем работы у тренированного при предельной работе настолько велик, что общая величина затраченной энергии оказывается очень большой.

Тесная связь  наблюдается между максимальным потреблением кислорода и тренированностью. Максимальное потребление кислорода  сопровождается максимальной интенсивностью легочного дыхания, которое у высокотренированных спортсменов достигает значительно больших величин, чем у малотренированных.Если выполняемая предельная работа характеризуется высокой интенсивностью анаэробных реакций, то она сопровождается накоплением продуктов анаэробного распада. Оно больше у тренированных спортсменов, чем у нетренированных.

Значительные  изменения в химизме крови  во время работы говорят о том, что центральная нервная система  тренированного организма обладает устойчивостью к действию резко  измененного состава внутренней среды. Организм высокотренированного спортсмена обладает повышенной сопротивляемостью к действию факторов утомления, иначе говоря, большой выносливостью. Он сохраняет работоспособность при таких условиях, при которых нетренированный организм вынужден прекратить работу.

Функциональные  показатели тренированности при  выполнении предельно напряженной  работы в циклических видах двигательной деятельности обусловливаются мощностью  работы. Так, из приведенных данных видно, что при работе субмаксимальной  и максимальной мощности наибольшее значение имеют анаэробные процессы энергообеспечения, т.е. способность адаптации организма к работе при существенно измененном составе внутренней среды в кислую сторону. При работе большой и умеренной мощности главным фактором результативности является своевременная и удовлетворяющая доставка кислорода к работающим тканям. Аэробные возможности организма при этом должны быть очень высоки.

При предельно  напряженной мышечной деятельности происходят значительные изменения  практически во всех системах организма, и это говорит о том, что выполнение этой напряженной работы связано с вовлечением в ее реализацию больших резервных мощностей организма, с усилением обмена веществ и энергии.

Таким образом, организм человека, систематически занимающегося активной двигательной деятельностью, в состоянии совершить более значительную по объему и интенсивности работу, чем организм человека, не занимающегося ею.

Информация о работе Социально-биологические основы физической культуры