Физическая культура и спорт как социальные феномены

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

Оглавление

Введение……………………………………………………...3
1.Физическая культура – часть общечеловеческой культуры……………………………………………………...5
2. Спорт – явление культурной жизни……………………..8
3. Компоненты физической культуры……………………...9
4. Ценностные ориентации и отношение студентов
к физической культуре……………………………….........12
Заключение…………………………………………………14
Список использованной литературы……………………...15

Файлы: 1 файл

физическая культура и спорт как социальные феномены.docx

— 32.24 Кб (Скачать)
 

ГБОУ  ВПО «СибГМУ» МИНЗДРАВСОЦРАЗВИТИЯ РОССИИ КАФЕДРА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И ЗДРАВООХРАНЕНИЯ 
 
 
 

РЕФЕРАТ

НА  ТЕМУ:

ФИЗИЧЕСКАЯ  КУЛЬТУРА И СПОРТ  КАК СОЦИАЛЬНЫЕ ФЕНОМЕНЫ 
 
 
 

Выполнила: студентка гр. 6101

Сербо Евгения Петровна

Проверила:

старший преподаватель кафедры

Баянова Тамара Павловна 
 
 
 

г. Томск 2011

Содержание

Введение……………………………………………………...3

1.Физическая  культура – часть общечеловеческой культуры……………………………………………………...5

2. Спорт – явление культурной  жизни……………………..8

3. Компоненты физической культуры……………………...9

4. Ценностные ориентации и отношение  студентов 

к физической культуре……………………………….........12

Заключение…………………………………………………14

Список  использованной литературы……………………...15

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение

    Здоровье - бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. При встречах, расставаниях с близкими и дорогими людьми мы желаем им доброго  и крепкого здоровья, так как это - основное условие и залог полноценной  и счастливой жизни. Здоровье помогает нам выполнять наши планы, успешно  решать основные жизненные задачи, преодолевать трудности, а если придется, то и значительные перегрузки. Доброе здоровье, разумно сохраняемое и  укрепляемое самим человеком, обеспечивает ему долгую и активную жизнь.

    Научные данные свидетельствуют о том, что  у большинства людей при соблюдении ими гигиенических правил и ведении  здорового образа жизни есть возможность  жить до 100 лет и более.

    К сожалению, многие люди не соблюдают  самых простейших, обоснованных наукой норм здорового образа жизни. Последние  годы в силу высокой нагрузки на работе и дома и других причин у  большинства отмечается дефицит  в режиме дня, недостаточная двигательная активность, обусловливающая появление  гипокинезии, которая может вызвать  ряд серьёзных изменений в  организме людей.

    Людям не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую  позу, сидя.

    Мало  подвижное положение отражается на функционировании многих систем организма, особенно сердечно–сосудистой и  дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.

    Вследствие  недостаточной активности возникает  дефицит кислорода. Отрицательные  последствие гиподинамии и гипокинезии  проявляется так же сопротивляемости организма “простудным и инфекционным заболеваниям”, создаются предпосылки  к формированию слабого, нетренерованого сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно – сосудистой системы. Гипокинезия на фоне чрезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.

    Единственная  возможность нейтрализовать отрицательное  явление, возникающего у людей при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых и организованная физическая деятельность.

    При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование  органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается  положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.

    Занятие физическими упражнениями также  вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому  становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

 
 
 
 
 
 
 
 
  1. Физическая  культура – часть  общечеловеческой культуры

    Физическая  культура – органическая часть общечеловеческой культуры, ее особая самостоятельная  область и одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека. Вместе с тем это специфический  процесс и результат человеческой деятельности, средство и способ физического  совершенствования личности. Физическая культура воздействует на жизненно важные стороны индивида, полученные в виде задатков, которые передаются генетически  и развиваются в процессе жизни  под влиянием воспитания, деятельности и окружающей среды.

    Физическая  культура – одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в  соответствии с потребностями общественной практики. Основные показатели состояния  физической культуры в обществе: уровень  здоровья и физического развития людей; степень использования физической культуры в сфере воспитания и  образования, в производстве, быту, структуре свободного времени; характер системы физического воспитания, развитие массового спорта, высшие спортивные достижения и др.

    Физическая  культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения  личности через социально активную полезную деятельность.

    Физическая  культура народа является частью его  истории. Ее становление, последующее  развитие тесно связано с теми же историческими факторами, которые  воздействуют на становление и развитие хозяйства страны, ее государственности, политической и духовной жизни общества. В понятие физической культуры входит, естественно, все, что создано умом, талантом, рукоделием народа, все, что выражает его духовную сущность, взгляд на мир, природу, человеческое бытие, на человеческие отношения. В своей основе физическая культура имеет целесообразную двигательную деятельность в форме физических упражнений, позволяющих эффективно формировать необходимые умения и навыки, физические способности, оптимизировать состояние здоровья и работоспособность.

    В обществе физическая культура, будучи достоянием народа, является важным средством  «воспитания нового человека, гармонически сочетающего в себе духовное богатство, моральную чистоту и физическое совершенство». Она способствует повышению  социальной и трудовой активности людей, экономической эффективности производства, физкультурное движение опирается  на многостороннюю деятельность государственных  и общественных организаций в  области физической культуры и спорта.

    Физическая  культура представлена совокупностью  материальных и духовных ценностей. К первым относятся спортивные сооружения, инвентарь, специальное оборудование, спортивная экипировка, медицинское  обеспечение. Ко вторым можно отнести информацию, произведения искусства, разнообразные виды спорта, игры, комплексы физических упражнений, этические нормы, регулирующие поведение человека в процессе физкультурно-спортивной деятельности, и др. В развитых формах физическая культура продуцирует эстетические ценности (физкультурные парады, спортивно-показательные выступления и др.).

    Результатом деятельности в физической культуре является физическая подготовленность и степень совершенства двигательных умений и навыков, высокий уровень  развития жизненных сил, спортивные достижения, нравственное, эстетическое, интеллектуальное развитие.

    Итак, физическую культуру следует рассматривать  как особый род культурной деятельности, результаты которой полезны для  общества и личности. В социальной жизни в системе образования, воспитания, в сфере организации  труда, повседневного быта, здорового  отдыха физическая культура проявляет  свое воспитательное, образовательное, оздоровительное, экономическое и  общекультурное значение, способствует возникновению такого социального  течения, как физкультурное движение, т.е. совместная деятельность людей  по использованию, распространению  и приумножению ценностей физической культуры.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Спорт - явление культурной жизни

  Спорт - часть физической культуры. В нем человек стремится расширить  границы своих возможностей, это  огромный мир эмоций, порождаемых  успехами и неудачами, популярнейшее  зрелище, действенное средство  воспитания и самовоспитания  человека, в нем присутствует  сложнейший процесс межчеловеческих  отношений. Спорт - это собственно  соревновательная деятельность  и специальная подготовка к  ней. Он живет по определенным  правилам и нормам поведения.  В нем ярко проявляется стремление  к победе, достижению высоких  результатов, требующих мобилизации  физических, психических и нравственных  качеств человека. Поэтому часто  говорят о спортивном характере  людей, успешно проявляющих себя  в состязаниях. Удовлетворяя многие  потребности человека, занятия спортом  становятся физической и духовной  необходимостью.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Компоненты  физической культуры

    Принято выделять следующие разделы физической культуры:

    1.Физическое воспитание – это планомерная деятельность, направленная на решение гигиенических, образовательных и воспитательных задач путем применения системы физических упражнений. Это вид воспитания, специфика которого заключается в обучении движениям и управления развитием физических качеств человека.

    Включенное  в систему образования и воспитания, начиная с дошкольных учреждений, оно характеризует основу физической подготовленности людей – приобретение фонда жизненно важных двигательных умений и навыков, разностороннее развитие физических способностей. Его важными  элементами являются «школа» движений, система гимнастических упражнений и правила их выполнения, с помощью  которых у ребенка формируются  умения дифференцированно управлять  движениями, способность координировать их в разных сочетаниях; система упражнений для рационального использования сил при перемещениях в пространстве (основные способы ходьбы, бега, плавания, бега на коньках, на лыжах и др.), при преодолении препятствий, в метаниях, в поднимании и переноске тяжестей; «школа» мяча (игра в волейбол, баскетбол, гандбол, футбол, теннис и др.).

    2. Спорт – специфическая форма  физической культуры, деятельность  которой состоит в достижении, выявлении и сравнении предельных  физических и психологических  возможностей человека в процессе  выполнения разнообразных упражнений. Спорт как деятельность соревновательная  по своей сути максимален, независимо  от уровня квалификации спортсменов.

    3. Физическая рекреация – осуществление  активного отдыха с помощью  физических упражнений.

    4. Физическая реабилитация – деятельность  по восстановлению частично утраченных  или ослабленных психофизических  функций средствами физической  культуры.

    Оздоровительно-реабилитационная физическая культура связана с направленным использованием физических упражнений в качестве средств лечения заболеваний  и восстановления функций организма, нарушенных или утраченных вследствие заболеваний, травм, переутомления  и других причин. Ее разновидностью является лечебная физическая культура, которая имеет широкий комплекс средств и методов (лечебная гимнастика, дозированная ходьба, бег и другие упражнения), связанных с характером заболеваний, травм или других нарушений  функций организма (перенапряжение, хроническое утомление, возрастные изменения и др.). Средства ее используются в таких режимах, как «щадящий», «тонизирующий», «тренирующий» и  др., а формами проведения могут  быть индивидуальные сеансы-процедуры, занятия урочного типа и др.

Информация о работе Физическая культура и спорт как социальные феномены