Физическая культура и спорт как социальные феномены

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Января 2012 в 11:48, реферат

Краткое описание

При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органов и систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Занятие физическими упражнениями также вызывает положительные эмоции, бодрость, создаёт хорошее настроение. Поэтому становится понятным, почему человек, познавший “вкус” физических упражнений и спорта, стремится к регулярным занятием ими.

Оглавление

Введение……………………………………………………...3
1.Физическая культура – часть общечеловеческой культуры……………………………………………………...5
2. Спорт – явление культурной жизни……………………..8
3. Компоненты физической культуры……………………...9
4. Ценностные ориентации и отношение студентов
к физической культуре……………………………….........12
Заключение…………………………………………………14
Список использованной литературы……………………...15

Файлы: 1 файл

физическая культура и спорт как социальные феномены.docx

— 32.24 Кб (Скачать)

    Процесс физического воспитания имеет два  направления: обучение движениям и  воспитание физических качеств. Обучение движениям – процесс формирования двигательных умений и навыков. Воспитание физических качеств это целенаправленное воздействие на организм занимающегося  посредством нормирования функциональных нагрузок. Особенности и специфика  физического воспитания заключаются  в том, что:

    – задачи, решаемые физическим воспитанием, едины для любого поколения;

    – предметом деятельности здесь служит сам человек; он является не только субъектом, но и объектом деятельности;

    – продуктом деятельности является в одном случае оздоровительный и воспитательный эффект (это физическое воспитание), в другом – спортивное достижение;

    – физическое воспитание и особенно спорт связаны с необычными, нередко предельными физическими и психическими напряжениями.

    Итогом  многолетних занятий физической культурой и спортом должно стать  стремление к физическому совершенству, под которым следует понимать исторически обусловленный идеал  физического развития и физической подготовленности человека, оптимально соответствующий требованиям жизни.

    В качестве средств физической культуры используются: физические упражнения, естественные силы природы (солнце, воздух и вода, их закаливающее воздействие), гигиенические факторы (личная гигиена  – распорядок дня, гигиена сна, режим  питания, трудовой деятельности, гигиена  тела, спортивной одежды, обуви, мест занятий, отказ от вредных привычек). Их комплексное взаимодействие обеспечивает наибольший оздоровительный и развивающий эффект.

    Физическое  упражнение – это совокупность непрерывно связанных друг с другом движений направленных на достижение определенной цели.

    С одной стороны слово упражнение обозначает направленную повторность  действия с целью влияния на физические и психические свойства человека. С другой стороны внешним проявлением  физического упражнения является перемещение  тела человека и его частей в пространстве и во времени. Эффект физических упражнений определяется прежде всего совокупностью  физиологических, психологических  и биомеханических воздействий  на организм человека в процессе выполнения данного упражнения.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Ценностные  ориентации и отношение  студентов к физической культуре

 

      Под ценностями понимаются предметы, явления и их свойства, необходимые  обществу и личности в качестве  средств удовлетворения потребностей. Они формируются в процессе  усвоения личностью социального  опыта и отражаются в ее  целях, убеждениях, идеалах, интересах.  В них отражены представления студентов о желаемом. В формировании определенных ценностей, способных удовлетворить потребности студентов, проявляется единство физического, психического и социального развития личности.

      В сфере физической культуры  ценности по качественному критерию  могут быть представлены как:

      ♦ материальные (условия занятий,  качество спортивной экипировки, льготы со стороны общества);

      ♦ физические (здоровье, телосложение, двигательные умения и навыки, физические качества, физическая  подготовленность);

      ♦ социально-психологические (отдых, развлечение, удовольствие, трудолюбие, навыки поведения в коллективе, чувства долга, чести, совести, благородства, средства воспитания и социализации, рекорды, победы, традиции);

      ♦ психические (эмоциональные  переживания, черты характера,  свойства и качества личности, творческие задатки);

      ♦ культурные (познание, самоутверждение,  самоуважение, чувство собственного  достоинства, эстетические и нравственные  качества, общение, авторитет).

      Ценностные ориентации студентов  рассматриваются как способы,  с помощью которых дифференцируют  объекты физической культуры  по их значимости. В структуре  физкультурно-спортивной деятельности  ценностные ориентации тесно  связаны с эмоциональными, познавательными  и волевыми ее сторонами; образующими содержательную направленность личности. Характер же направленности в самой деятельности чаще зависит от того, какой личностный смысл имеет система тех или иных ценностей, определяющая действенность отношений индивида к тем объектам, ради которых эта деятельность осуществляется. Одни объекты могут вызывать эмоциональную (чувственную), другие - познавательную, третьи - поведенческую активность.

      Исследования М.А. Арвисто позволили выделить три ранга ценностных ориентации студентов в физкультурно-спортивной деятельности. Ценностные ориентации представлены с точки зрения различных компонентов регуляции деятельности. Эмоциональный компонент основывается на привлекательности, а рациональный на полезности, они дополняют друг друга и деятельность регулируют вместе, хотя между ними существует определенное несоответствие. Ценности, связанные с физическим Я (физические качества, здоровье, телосложение), с функциональным содержанием деятельности (высокая подвижность, физические на­грузки, эмоциональные переживания), с актуализацией (успех, самовыражение, самоутверждение), с морально-волевыми качествами (воля, настойчивость), с чувством долга, составляют главный ранг. Поэтому в физкультурно-спортивной деятельности этим ценностям необходимо уделять особое внимание, чтобы не ослабевала ориентация на эту деятельность.

 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение

    Физическая  культура - неотъемлемая часть жизни  человека. Она занимает достаточно важное место в учебе, работе людей. Занятием физическими упражнениями играет значительную роль в работоспособности  членов общества, именно поэтому знания и умения по физической культуре должны закладываться в образовательных  учреждениях различных уровней  поэтапно. Немалую роль в дело воспитания и обучения физической культуре вкладывают и высшие учебные заведения, где в основу преподавания должны быть положены четкие методы, способы, которые в совокупности выстраиваются в хорошо организованную и налаженную методику обучения и воспитания студентов.

    Здоровье  – великое благо, недаром народная мудрость гласит: «Здоровье – всему  голова!». Физическая активность является одним из самых могучих средств  предупреждения заболеваний, укрепления защитных сил организма. Ни одно лекарство  не поможет человеку так, как последовательные и систематические занятия физкультурой.

    В последнее время отмечается огромный рост популярности оздоровительных  физических упражнений, никогда люди так не увлекались различными формами  оздоровительной физкультуры всей семьей, как это происходит сегодня.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Список  использованной литературы

  1. Смирнов В.Н., Дубровский В.И. Физиология физическое воспитание и спорт. Учебник для студентов средних и высших заведений. – М.: Владос-пресс, 2002, 608 с.
  2. Фомин Н.А., Вавилов Ю.Н. Физиологические основы двигательной активности. – М.: Физкультура и спорт, 1991, 224 с.

Информация о работе Физическая культура и спорт как социальные феномены