Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель:
Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной
деятельности социального работника, определить ее основные направления,
принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функционал
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в
пенитенциарной системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные,
методы социальной работы с осужденными.
Введение
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в
пенитенциарной системе РФ 8
1.1. Характеристика современной
Российской пенитенциарной системы..................................... 8
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере........................................ 13
2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.........16
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:.............20
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной
системе......................................................... 22
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях:..........22
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных
учреждениях:.................................................... 27
5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках
пенитенциарной системы РФ:............ 32
Заключение:...................................................................41
Литература....................................................................43
совокупности психологических механизмов: интеллектуального, импульсивного и
чувственно-аффективного. В каждом из механизмов проявляются специфические
психологические свойства личности, которые могут выступать детерминантами
преступного поведения. В интеллектуальном механизме это личностный смысл,
отношения, нормы и идеалы. В импульсивном – фиксированные установки на
способы действий
в связи с определенными
ситуации. В чувственно-аффективном – как компоненты личностного смысла. И
механизмы исправительно-психологической коррекции должны быть направлены на
изменение указанных психологических свойств; реализующихся в каждом из
механизмов регуляции поведения и их системной организации в структуре
личности. Кроме этого, системность, в подходе к построению данного метода
определяется формирование психологических барьеров к совершению преступлений
так и установление правомерных способов в достижении жизненных благ как
изменение свойств относящихся к каждому из определенных механизмов
психологической регулировки поведения.
Таким образом основными принципами метода являются: добровольность,
индивидуальность, системность, заключающаяся в ликвидации выявленных
криминогенных склонностей и формирование альтернативных способов решения
жизненных задач.[32] Данные методы могут
использоваться
пенитенциарными социальными
категориям заключенных.
Заключение:
В итоге всего вышеизложенного можно сделать следующие выводы:
Безусловно, что пенитенциарная социальная работа очень важна для современного
Российского общества, которое находится в довольно сложной криминогенной
обстановке. Анализ литературы показал, что это направление социальной работы
в отечественной науке фактически не рассматривается. Необходимо создание
теории пенитенциарной социальной работы, ориентированной именно на
практическую деятельность. Так как работу современной пенитенциарной системы
РФ по исправлению осужденных можно считать малоэффективной.
При разработке
теоретических оснований
пенитенциарной системе РФ, следует обратиться к международному опыту.
Несомненно, при этом необходимо учитывать специфику современной ситуации в
России, когда вследствие экономического кризиса, люди “по эту сторону колючей
проволоки”, живут за чертой бедности и весьма затруднительно осуществлять
помощь заключенным в соответствии с международными стандартами.
При решении задач поставленных в данной работе, были выявлены основные
направления деятельности,
функции и теоретические
деятельности
социального работника в
выделенных направлений выявлена необходимость дальнейшей разработки как
правового аспекта, который на данном этапе развития пенитенциарной социальной
работы далек от совершенства. В правовом отношении, деятельность социального
работника должна способствовать приведению в соответствие с международными
стандартами необходимых санитарно-гигиенических, материально-бытовых
требований, регулировать отношения сотрудников ИТУ и осужденных, объективно
оценивать ситуацию
по обеспечению правового
Способствовать разрешению психологических проблем осужденных, на основе
психологических
методов выстраивать
осужденных и возвращения их в качестве полноценных членов в общество после их
освобождения, совместно с администрацией ИТУ.
На современном этапе реформирования пенитенциарной системы РФ, все эти задачи
еще не решены вследствие многих причин. Это прежде всего, недостаточное
финансирование и нехватка квалифицированного персонала, в том числе и
социальных работников.
Для того чтобы решить данную проблему, необходимо осуществлять теоретическую
разработку пенитенциарной социальной работы и на ее основе, подготовку
социальных работников со специализацией именно в пенитенциарной сфере.
Основным принципом работы социальных работников в пенитенциарной сфере,
должен стать именно нравственно-гуманистической характер этой деятельности
способствующий переориентации репрессивной пенитенциарной политики в
гуманистически - ориентированную. Перспективы у развития гуманистически -
ориентированной деятельности социальных работников в пенитенциарной системе
РФ очень и очень велики, так как этого требует реальная социальная практика.
Поэтому в контексте общей теории социальной работы необходимо уделять большее
внимание разработке
новых нравственно-
пенитенциарной системы по перевоспитанию преступников, и разработке
конкретных программ, методик и технологий деятельности социальных работников
в пенитенциарной сфере. Именно эти проблемы должны быть рассмотрены в
дальнейшем при разработке данной темы.
Литература
1.
Актуальные вопросы
деятельности учреждений, исполняющих наказание в условиях реформы
уголовно-исполнительной системы./ Под ред. В. И. Селиверстова. – М.: НИИ МВД
РФ., 1996. - 87с.
2.
Актуальные проблемы борьбы с
преступностью в сибирском
Под ред. В. И. Горобцова. – Красноярск, 1999. – ч. 1. – 213 с., ч. 2. – 209 с.
3. Актуальные проблемы борьбы с преступностью в регионах России./ Под
ред. А. В. Борбай. – М.: ВНИИ МВД РФ., 1997. – 116 с.
4.
Актуальные проблемы
болезнями) / Под ред. Б. М. Левина. – М.: РАН Ин-т социологии., 1995. – 200 с.
5. Алексеев А. И. и др., Криминология и организация предупреждения
преступлений. –М.: МВД РФ, 1995. – 244с.
6. Алексеев А. И., Аванесов Г. А. Криминология и профилактика
преступлений. – М.: МВД СССР МВШМ., 1989. – 430с.
7.
Алферов Ю.А. Международный
современных условиях. - Домодедово, 1993.- 125 с.
8.
Алферов Ю.А. Пенитенциарная
Домодедово: РИПК МВД РФ, 1994.- 205 с.
9. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология. – Домодедово, 1995.-177 с.
10. Алферов Ю.А. Пенитенциарная социология: Невербальная диагностика личности
(нетрадиционные методы). – Домодедово:РИПК МВД РФ, 1996. - 121 с.
11. Аминев Г.А.
и др. Инструментарий
– 168 с.
12. Антология социальной работы [Сборник в 5 т.] т. 2. – М: Сварогъ., 1995. –
398с.
13.Беляева Л.
И. Учреждения для
– Белгород: “Высшая школа”. – 1998. 135с.
14.Бражник Ф.С. Пенитенциарное право. - М.:Норма, 1994.- 176 с
15.Дементьев С.И. Лишение свободы: Уголовно-правовые и исправительно-трудовые
аспекты. – Ростов, 1981.- 45 с.
16.Дуюнов В.К. Наказание в Уголовном праве России - принуждение или кара?//
Государство и право. – 1997.- № 11.- с.61-68
17.Зубков А.И. и др. Пенитенциарные учреждения в системе министерства России:
история и современность. – М.: Изд-во “Наука”, 1998. - 172 с.
18.Катаева Н.
А. Социальная работа в
правонарушениям. , Киров: ”Вят-слово”, 1997. – 166с.
19. Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу РФ./ Под ред. П.Г.
Мищенкова. – М.: Изд-во “Норма”, 1997. - 432 с.
20.Ковалева А.
И. Социализация личности
молодежи., 1996. – 223с
20.Криминальная мотивация / Под ред. В. Н. Кудрявцева., М.: Наука. 1986. – 302с.
21.Криминология / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой. – М.:Изд-во “БЕК”, 1998. – 566с.
22.Кудрявцев В. Н. Генезис преступления. – М.:”Форум: Инфра – М”., 1998. – 215с.
23. Кудрявцев
В. Н. Социальные деформации(
преодоления), М.: Институт Гос-ва и права РАН., - 1992. – 133с.
24. Кудрявцев В. Н. И др. Социальные отклонения., М.:Юрид. Лит. – 1989. – 365с.
25. Кудрявцев
Г. С. Содержание формы и
методы криминологической
в условиях социально-правовых реформ. М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т., 1997. –
81с.
26. Кудрявцев
Г. С. Объекты
социально-правовых реформ. М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т., 1997. – 113с.
27. Кудрявцев
Г. С. Субъекты
социально-правовых реформ. М.: Мос. Гос. Индустр. Ун-т., 1997. – 68с.
28. Кудрявцев
С. В. Конфликт и
176с.
29. Лунев В.В. Преступность в России при переходе от социализма к
капитализму// Государство и право. – 1998. -№ 5. – с. 47-58
30. Правовые
и организационные основы
наказания./ Под ред.А. Е. Наташева., М.: Акад. МВД РФ., 1995. – 133с.
31.Пищелко А. В., Белослудцев В. И., Психолого-педагогические проблемы
укрепления законности органов исполнения наказания., Домодедово.: РИПК МВД
РФ., 1996 – 83с.
32. Справочное пособие по социальной работе. /Под ред. А.М. Панова, Е.И.
Холостовой. – М.: Юристъ, 1997. - 168 с.
33. Теория и методика социальной работы. Учеб. Пособие. – М.: Изд-во “Союз”,
1994. – В 2 ч.
34. Уголовно-исполнительное право / Под ред. А. А. Игнатьева., М.: Новый
юрист, - 1997. – 304с.
35. Уткин В.А. Курс лекций по Уголовно - исполнительному праву. Общая часть.
– Томск, 1995. – 94 с.
36. Фефелов В. А. Социально-правовая востребованность цивилизации уголовно-
исполнительного права РФ. – Уфа., 1993. – 162с.
37. Филипов В.В. Реформирование пенитенциарной системы: материалы
Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы