Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель:
Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной
деятельности социального работника, определить ее основные направления,
принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функционал
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в
пенитенциарной системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные,
методы социальной работы с осужденными.
Введение
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в
пенитенциарной системе РФ 8
1.1. Характеристика современной
Российской пенитенциарной системы..................................... 8
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере........................................ 13
2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.........16
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:.............20
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной
системе......................................................... 22
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях:..........22
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных
учреждениях:.................................................... 27
5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках
пенитенциарной системы РФ:............ 32
Заключение:...................................................................41
Литература....................................................................43
оправдывает период 30-х – начало 50-х гг. хх столетия в России, когда уголовная
репрессия была наиболее сурова, а миллионы людей отбывали наказание в
сталинских лагерях и тюрьмах. По нашему мнению гуманизм в отношении к
преступнику означает прежде всего “человеческое” отношение государства и
общества к нему и неверно сводить его к всего лишь всевозможным направлениям
послаблений для осужденных при исполнении наказания. Гуманизм – это отказ от
так называемого “функционального” подхода к осужденному, когда он
рассматривался как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной
системой экономических, финансовых, политических и.т.п. целей.
[13] Гуманизм- это
прежде всего признание
вернуться к
законопослушной жизни в
уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому
естеству и сущности. Однако в то же время принцип гуманизма не означает
всепрощенства, строгость режима исполнения наказания может даже усиливаться, но
подобные меры не должны вести к разрушению человеческого в человеке, подрывать
здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип
гуманизма отражается в международных документах об обращении с осужденными.
Таким образом принцип гуманизма опровергает то мнение, что тюрьма делает
ужасным плохого человека, а хорошего – плохим.
Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы
должен ориентироваться на принцип гуманизма в своей работе с осужденными, так
как именно он понимает, что обращаясь с осужденными как с “ низшим существом”
мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он
проявляет в отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению к
осужденному мы никогда не сможем добиться, чтобы осужденный смотрел на мир и
совершал свои поступки с позиций гуманизма и человеколюбия. Поэтому
ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические
принципы и проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является
важнейшей задачей современного общества. И проводить в жизнь эти принципы
должен именно социальный работник в виду спецефических особенностей его
профессиональной деятельности.
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:
В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции социальных работников состоят
в том, чтобы: вместе
с осужденными и персоналом-
обучения и работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть
психологический кризис в связи с нахождением их под арестом; содействовать в
адаптации их к среде ИТУ; помочь организовать свободное время и продолжить
обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных;
помогать советом родственникам заключенного в решении проблем связанных с
лишением его свободы; помогать заключенному в регулировании финансовых
вопросов; подготовить заключенного к выходу на свободу, в том числе по
возможности подыскать ему жилье, работу; регулировать отношения осужденных и
персонала, ибо зачастую сотрудники ИТУ относятся к осужденным как к
безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для властного
произвола. Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее
нуждающимся в ней группам и категориям осужденных которые и на воле
традиционно являются объектами социальной работы. Это прежде всего -
несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.
Одна из наиболее социально-незащищенных категорий осужденных – инвалиды.
Рассмотрим функции социальных работников по оказанию помощи данной категории
осужденных. По статистическим данным в учреждениях уголовно-исполнительной
системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют
инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 %
пенсионного возраста.
Исполнение наказания в отношении осужденных с инвалидностью и осужденных
достигших пенсионного возраста имеет свои особенности обусловленные
необходимостью учета состояния их здоровья и физических возможностей,
социального положения в обществе. Исправительно-трудовым законодательством
для них предусмотрены особые условия, льготы, направление инвалидов по их
просьбе в дома инвалидов и престарелых. Социальные работники должны
способствовать получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых
действующим законодательством.
Известно также, что большое число инвалидов (71,7 %) имеют хронические
заболевания или часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения в бытовом
обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней помощи. Однако ни
состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических заболеваний
фактически не учитывается при организации исполнения наказания
[14]. Очень низка
эффективность системы
инвалидов, тогда как инвалиды в большей степени чем здоровые осужденные
нуждаются в специальных программах реабилитации. Подавляющее большинство
осужденных – инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены
социальных связей.
В отношении 37,8 % осужденных медицинское заключение об инвалидности было
сделано в местах лишения свободы, имеющие право на пенсию вынуждены вновь
проходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько месяцев, и все это
время не имея средств к существованию такие лица вынуждены жить либо на
иждивении родственников либо попрошайничать. Поэтому в местах лишения свободы
для инвалидов должны быть созданы особые условия для обеспечения социальной
защиты. Создавать и контролировать выполнение этих условий должен именно
социальный работник, он также должен определять объем и структуру
реабилитационных мероприятий на основании проводимой совместно с врачами
медико-социальной комиссии.[15]
Таким образом, рассмотрев только одну категорию объектов помощи мы наблюдаем
то какие разнообразные и многочисленные функции должен исполнять социальный
работник в пенитенциарной системе. На современном этапе развития
пенитенциарной системы существует особенность деятельности социальных
работников которая заключается в том что, социальный работник должен взять на
себя функции упраздненных ввиду финансовых трудностей работников по
воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной
работе.
То есть можно сделать небольшой вывод о том , что функции пенитенциарного
социального работника весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта
и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и
персонала. Однако основополагающими на наш взгляд являются следующие:
1) Правовая помощь и поддержка осужденных
2)
Психолого-педагогическая
3)
Разработка совместно с
психологической и профессиональной реабилитации осужденных
4) Адаптация осужденных к среде ИТУ.
4.
Основные направления
системе.
В теории принято выделять два основных аспекта социальной работы в
пенитенциарной сфере: правовой и психологический. Рассмотрим каждый из них.
4.1.
Правовой аспект социальной
Одной из функций социального работника в пенитенциарной сфере является правовая
поддержка и обеспечение осужденных. За годы существования Советской
пенитенциарной
системы у персонала и
создались стереотипы в отношении осужденных в соответствии, с которыми
осужденные не имеют ни каких прав. Зачастую права осужденных нарушались вопреки
существующему законодательству, очень часто заключенные использовались в
качестве бесплатной рабочей силы, однако “труд заключенных не является
самоцелью. Он должен всего лишь подготовить его к жизни после выхода на
свободу, а это возможно лишь тогда, когда тюремные предприятия будут оснащены
как обычные. Ибо труд является не наказанием или средством уменьшения расходов
на содержание осужденных, а исключительный фактор ресоциализиции осужденных.
Воспитание трудом лишь предполагает приучение к труду, но надо помнить, что
труд всегда менее эффективен чем образование об этом свидетельствует
практический пенитенциарный опыт. По исследованиям практики применения
наказания в федеральной системе США, американский ученый Даниэл Глейзер
установил, что
продолжительное образование
использовать средства и методы обучения в перевоспитании осужденных”
[16].
Повсеместно в Российской пенитенциарной системе не соблюдаются
санитарно-гигиенические нормы проживания осужденных.”Так по результатам
данными общественными организациями на 1 января 1998г. в следственных
изоляторах содержалось на 58,8 % людей больше чем положено по государственному
стандарту. А также 18-20 кв. м. на 38 человек, то есть 0,4 кв. м. на человека”.
[17]
Широкое применение репрессий в значительной форме обусловлено формирование у
населения своеобразного правосознания связанного с применением к осужденному
жесточайших мер.
Такое положение дел недопустимо, необходимо регулировать правоотношения
осужденных и общества. Ведь наказывается человек, лишением свободы, а не
лишением условий к нормальному существованию. В тоже время нельзя утверждать о
том, что никакие меры не принимаются, особенно на уровне законодательства. Было
принято около 40 указов президента, постановлений правительства и других
Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы