Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной
деятельности социального работника, определить ее основные направления,
принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функционал
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в
пенитенциарной системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные,
методы социальной работы с осужденными.

Оглавление

Введение
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в
пенитенциарной системе РФ 8
1.1. Характеристика современной
Российской пенитенциарной системы..................................... 8
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере........................................ 13
2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.........16
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:.............20
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной
системе......................................................... 22
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях:..........22
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных
учреждениях:.................................................... 27
5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках
пенитенциарной системы РФ:............ 32
Заключение:...................................................................41
Литература....................................................................43

Файлы: 1 файл

Социальная работа в пенитенциарной системе РФ.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

оправдывает период 30-х – начало 50-х гг. хх столетия в России, когда уголовная

репрессия была наиболее сурова, а миллионы людей отбывали наказание в

сталинских лагерях  и тюрьмах. По нашему мнению гуманизм в отношении к

преступнику означает прежде всего “человеческое” отношение  государства и

общества к  нему и неверно сводить его  к всего лишь всевозможным направлениям

послаблений для  осужденных при исполнении наказания.  Гуманизм – это отказ от

так называемого  “функционального” подхода к  осужденному,  когда он

рассматривался  как “функция”, средство достижения уголовно-исполнительной

системой экономических, финансовых, политических и.т.п. целей.

[13] Гуманизм- это  прежде всего признание возможности  каждого осужденного

вернуться к  законопослушной жизни в обществе, это  признание сотрудниками

уголовно-исполнительной системы, осужденных как равных себе по их человеческому

естеству и  сущности. Однако в то же время принцип  гуманизма не означает

всепрощенства, строгость режима исполнения наказания  может даже усиливаться, но

подобные меры не должны вести к разрушению человеческого  в человеке, подрывать

здоровье осужденного, превращать его в объект манипулирования. Принцип

гуманизма отражается в международных документах об обращении  с осужденными.

Таким образом  принцип гуманизма опровергает  то мнение, что тюрьма делает

ужасным плохого  человека, а хорошего – плохим.

Социальный работник более чем другие специалисты пенитенциарной системы

должен ориентироваться  на принцип гуманизма в своей  работе с осужденными, так

как именно он понимает, что обращаясь с осужденными  как с “ низшим существом”

мы только вызываем к проявлению худшие качества его личности, которые он

проявляет в  отместку обществу. Используя репрессивные меры по отношению к

осужденному мы никогда  не сможем добиться, чтобы  осужденный смотрел на мир и

совершал свои поступки с позиций гуманизма  и человеколюбия. Поэтому

ориентация пенитенциарной системы именно на нравственно-гуманистические

принципы и  проведение в соответствии с ними пенитенциарной политики является

важнейшей задачей  современного общества. И проводить  в жизнь эти принципы

должен именно социальный работник в виду спецефических особенностей его

профессиональной  деятельности.

     3. Функции социального работника  в пенитенциарных учреждениях  РФ:

В пенитенциарных учреждениях важнейшие функции  социальных работников состоят

в том, чтобы: вместе с осужденными и персоналом-администрацией составить план

обучения и  работы в период лишения свободы; помочь осужденным преодолеть

психологический кризис в связи с нахождением  их под арестом; содействовать в

адаптации их к  среде ИТУ; помочь организовать свободное  время и продолжить

обучение; защищать и наблюдать, чтобы не нарушались права осужденных;

помогать советом  родственникам заключенного в решении  проблем связанных с

лишением его  свободы; помогать заключенному в регулировании  финансовых

вопросов; подготовить  заключенного к выходу на свободу, в том числе по

возможности подыскать  ему жилье, работу; регулировать отношения  осужденных и

персонала, ибо  зачастую сотрудники ИТУ относятся  к осужденным как к

безнадежно неисправимым, что служит благодатной почвой для  властного

произвола. Также одной из главнейших функций остается помощь наиболее

нуждающимся в  ней группам и категориям осужденных которые и на воле

традиционно являются объектами социальной работы. Это  прежде всего -

несовершеннолетние, молодежь, женщины, безработные, пенсионеры, инвалиды.

Одна из наиболее социально-незащищенных категорий  осужденных – инвалиды.

Рассмотрим функции  социальных работников по оказанию помощи данной категории

осужденных. По статистическим данным  в учреждениях  уголовно-исполнительной

системы отбывают наказание около 22 000 инвалидов, из которых 54,7 % имеют

инвалидность 1 и 2 групп, 48 000 осужденных старше 55 лет, из них 17,3 %

пенсионного возраста.

Исполнение наказания  в отношении осужденных с инвалидностью  и осужденных

достигших пенсионного  возраста имеет свои особенности обусловленные

необходимостью  учета состояния их здоровья и  физических возможностей,

социального положения  в обществе. Исправительно-трудовым законодательством

для них предусмотрены  особые условия, льготы, направление  инвалидов по их

просьбе в дома инвалидов и престарелых. Социальные работники должны

способствовать  получению инвалидами всех отмеченных льгот предоставляемых

действующим законодательством.

Известно также, что большое число инвалидов (71,7 %) имеют хронические

заболевания или часто болеют, 56,6 % из них испытывают затруднения в бытовом

обслуживании, а 8,2 % не могут обойтись без посторонней  помощи. Однако ни

состояние здоровья инвалидов, ни наличие у них хронических  заболеваний

фактически не учитывается при организации исполнения наказания

[14]. Очень низка  эффективность системы профессиональной  реабилитации

инвалидов, тогда  как инвалиды в большей степени  чем здоровые осужденные

нуждаются в  специальных программах реабилитации. Подавляющее большинство

осужденных –  инвалидов не только социально дезадаптированы, но и лишены

социальных связей.

В отношении 37,8 % осужденных медицинское заключение об инвалидности было

сделано в местах лишения свободы, имеющие право  на пенсию вынуждены вновь

проходить комиссии, собирать справки на это уходит несколько  месяцев, и все это

время не имея средств  к существованию такие лица вынуждены  жить либо на

иждивении родственников  либо попрошайничать. Поэтому в местах лишения свободы

для инвалидов  должны быть созданы особые условия  для  обеспечения социальной

защиты. Создавать  и контролировать выполнение этих условий  должен именно

социальный работник, он также должен определять объем  и структуру

реабилитационных  мероприятий на основании проводимой совместно с врачами

медико-социальной комиссии.[15]

Таким образом, рассмотрев только одну категорию объектов помощи мы наблюдаем

то какие разнообразные  и многочисленные функции должен исполнять социальный

работник в  пенитенциарной системе. На современном  этапе развития

пенитенциарной  системы существует особенность  деятельности социальных

работников которая  заключается в том что, социальный работник должен взять на

себя функции  упраздненных ввиду финансовых трудностей работников по

воспитательной, культурно-массовой, правовой и спортивно-оздоровительной

работе.

То есть можно  сделать небольшой вывод о  том , что функции пенитенциарного

социального работника  весьма разнообразны, начиная от помощи в улучшении быта

и жилищных условий, до психологического консультирования осужденных и

персонала. Однако основополагающими на наш взгляд являются следующие:

1)     Правовая помощь и поддержка  осужденных

2)     Психолого-педагогическая диагностика  личности осужденного

3)     Разработка совместно с администрацией  ИТУ программ социально-

психологической и профессиональной реабилитации осужденных

4)     Адаптация осужденных к среде  ИТУ.

     4. Основные направления деятельности  социального работника в пенитенциарной

системе.

В теории принято  выделять два основных аспекта социальной работы в

пенитенциарной  сфере: правовой и психологический. Рассмотрим каждый из них.

     4.1. Правовой аспект социальной работы  в пенитенциарных учреждениях:

Одной из функций  социального работника в пенитенциарной сфере является правовая

поддержка и  обеспечение осужденных. За годы существования  Советской

пенитенциарной  системы у персонала и администрации  исправительных учреждений

создались стереотипы в отношении осужденных в соответствии, с которыми

осужденные не имеют ни каких прав. Зачастую права  осужденных нарушались вопреки

существующему законодательству, очень часто заключенные  использовались в

качестве бесплатной рабочей силы, однако “труд заключенных  не является

самоцелью. Он должен всего лишь подготовить его к жизни после выхода на

свободу, а это  возможно лишь тогда, когда тюремные предприятия будут оснащены

как обычные. Ибо  труд является не наказанием или средством  уменьшения расходов

на содержание осужденных, а исключительный фактор ресоциализиции осужденных.

Воспитание трудом лишь предполагает приучение к труду, но надо помнить, что

труд всегда менее эффективен чем образование  об этом свидетельствует

практический  пенитенциарный опыт. По исследованиям  практики применения

наказания в федеральной системе США, американский ученый Даниэл Глейзер

установил, что  продолжительное образование снижает  рецидив. Следовательно нужно

использовать  средства и методы обучения в перевоспитании осужденных”

[16].

Повсеместно в  Российской пенитенциарной системе не соблюдаются

санитарно-гигиенические  нормы проживания осужденных.”Так  по результатам

данными общественными  организациями на 1 января 1998г. в  следственных

изоляторах содержалось  на 58,8 % людей больше чем положено по государственному

стандарту. А также 18-20 кв. м. на 38 человек, то есть 0,4 кв. м. на человека”.

[17]

Широкое применение репрессий в значительной форме  обусловлено формирование у

населения своеобразного  правосознания связанного с применением  к осужденному

жесточайших мер.

Такое положение дел недопустимо, необходимо регулировать правоотношения

осужденных и  общества. Ведь наказывается человек, лишением свободы, а не

лишением условий  к нормальному существованию. В  тоже время нельзя утверждать о

том, что никакие  меры не принимаются, особенно на уровне законодательства. Было

принято около 40 указов президента, постановлений правительства  и других

Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы