Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель:
Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной
деятельности социального работника, определить ее основные направления,
принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функционал
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в
пенитенциарной системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные,
методы социальной работы с осужденными.
Введение
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в
пенитенциарной системе РФ 8
1.1. Характеристика современной
Российской пенитенциарной системы..................................... 8
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере........................................ 13
2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.........16
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:.............20
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной
системе......................................................... 22
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях:..........22
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных
учреждениях:.................................................... 27
5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках
пенитенциарной системы РФ:............ 32
Заключение:...................................................................41
Литература....................................................................43
КУРСОВАЯ РАБОТА
Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы.
Новосибирск – 2000 -
Содержание:
Введение
1. Теоретические
подходы к построению
пенитенциарной системе РФ 8
1.1. Характеристика современной
Российской пенитенциарной
системы.......................
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной
сфере.........................
2. Принципы деятельности
социального работника в
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:.............20
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной
системе.......................
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях:..........22
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных
учреждениях:..................
5. Основные методы
и методики деятельности
пенитенциарной системы РФ:............ 32
Заключение:...................
Литература....................
Приложения....................
Введение:
Актуальность:
В современном Российском обществе находящемся в кризисной ситуации происходят
значительные изменения системы ценностей, норм, установок людей. Старая
система ценностей разрушена, а новая еще не создана, налицо явный кризис
системы ценностей. Резко увеличилось количество уголовно-наказуемых
преступлений совершаемых в обществе.
На фоне пьянства и алкоголизации населения, официальной статистикой
зафиксировано увеличение насильственных преступлений против личности.
[1]
На данный момент ежегодно совершается от 2 до 3 млн. преступлений.
Увеличение преступности в России явилось неприятной неожиданностью для
демократических сил пришедших к власти. Социальные изменения которые привели к
изменению полностью устоявшегося и привычного порядка жизни людей требуют их
адаптации к новым условиям, что связано не только с трансформацией усвоенных
ранее систем ценностей,
но и общим новым образом
или иного социального поведения. Те кто не преуспел в приспособлении к новой
ситуации пополняют группы маргиналов, криминальная активнось которых выше чем в
других группах, а наше современное Российское общество практически полностью
состоит из маргинальных групп. На этом фоне Российская пенитенциарная система
отличается низкой эффективностью и практически нулевым воспитательным
потенциалом, что противоречит главной цели ее деятельности – перевоспитанию
преступников. Об этом нагдядно свидетельствует статистика. Так с 1976 по 1993
год, преступность возросла на 239 % .[2]
Очень велика рецидивная преступность. Рост рецидива за 1991 – 1995 гг. составил
почти 65 %; из числа рецидивистов в 1996 г., каждый пятый совершил новое
преступление отбывая наказание.[3]
Тюрьмы и колонии переполнены, они являются рассадниками различных
”социальных” болезней. За последние пять лет уровень заболеваемости открытой
формой туберкулеза в Исправительно-трудовых учреждениях (далее ИТУ)
увеличился в шесть раз.
Повсеместно происходит нарушение прав и свобод заключенных со стороны
персонала ИТУ. Действующая пенитенциарная основана именно на приоритете
наказания и репрессивных мер по отношению к осужденным. Ориентация
карательной системы на преимущественное лишение свободы привела к кризису
пенитенциарной системы. Для решения данной проблемы и преодоления кризиса
пенитенциарной
системы следует
системы – ввести институт пенитенциарной социальной работы, опирающейся
именно на
нравственно-гуманистический
осужденным. Ситуация осложняется тем обстоятельством, что современная теория
социальной работы находится на этапе становления. Без преодоления отмеченной
“теоретической недостаточности” наладить эффективную работу пенитенциарной
системы ориентированной на перевоспитание преступивших закон и становление их
в качестве полноценных членов общества затруднительно.
Проблема:
Поиск новых гуманистических принципов и методов социальной работы в
Российской пенитенциарной системе.
Объект:
Пенитенциарная система Российской Федерации.
Предмет:
Сущность, принципы и методы социальной работы с осужденными.
Цель:
Выявить основные
теоретические подходы к
деятельности социального работника, определить ее основные направления,
принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1)
Выявить основные
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2)
Проанализировать основные
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3)
Проанализировать основные
пенитенциарной системе РФ.
4)
Определить наиболее
методы социальной работы с осужденными.
Гипотеза:
Нравственно-гуманистические принципы на современном на современном этапе
развития общества, являются основанием наиболее эффективной деятельности
социального работника в пенитенциарной сфере по сравнению с карательно-
репрессивными
принципами существовавшими и
Отечественной пенитенциарной системе по отношению к осужденным.
Анализ литературы:
Проблемы социальной работы в пенитенциарной сфере в отечественной литературе
разработаны в недостаточной степени.
В большей или меньшей степени вопросы по данной теме разработаны лишь в
литературе по смежным дисциплинам.
Литературу имеющую отношение к проблеме социальной работы в пенитенциарной
сфере условно можно разделить на семь групп:
Авторы первой
исследуют теоретические
А.И. Алексеева, Г.А. Аванесова, В.К. Дуюнова, В.Н. Кудрявцева, Г.С. Кудрявцева,
И.Ф. Кузнецовой, В.В. Лунева, Г.Й. Шнайдера, Г.Ф. Хохрякова и др.
Вторую группу составляют работы посвященные исследованиям преступности как
одной из форм девиантного поведения. Это исследования А.В. Борбай, Б.М.
Голубцова, А.И. Ковалевой, Я.И. Гилинского, И.Б. Михайловского, В.В.
Панкратова, Г.В. Антонова и др.
В третью группу входят работы о структуре и деятельности пенитенциарных систем.
К данной группе относятся работы А.И. Зубкова, В.В. Филипова, Л.И. Беляевой
и др.
В четвертой группе рассматриваются вопросы, касающиеся проблем пенитенциарной
социологии. К их числу относятся работы в основном Ю.А. Алферова.
Пятая группа состоит
из работ посвященных
Г.А. Аминева, А.В. Пищелко, В.И. Белослудцева и др.
Шестую группу образуют работы, в которых раскрываются проблемы пенитенциарного
права. Данный круг проблем представлен в работах Ф.С. Бражника, С.И.
Дементьева, П.Г. Мищенкова, А.А. Игнатьева, В.А. Уткина, В.А. Фефелова и
др.
В седьмой группе авторы рассматривают вопросы, касающиеся методов обращения с
осужденными. Это прежде всего исследования А.Н. Пастушенной, В.Г.
Стуканова, Г.Й. Шнайдера и др.
Особо важными в методологическом плане для данной работы оказались работы
В.С. Кудрявцева и Г.С. Кудрявцева в которых достаточно глубоко отражены
вопросы о личности преступника и становлении его “преступной карьеры”. А
также работы Ю.А. Алферова, Г.А. Аминева посвященные проблемам пенитенциарной
социологии и психологии. При определении и выявлении методов обращения с
осужденными наиболее
актуальными и отвечающими
показались работы Белорусских авторов А.Н. Пастушенной и В.Г. Стуканова, а
также монография немецкого криминолога Г.Й. Шнайдера.
В целом, на основе выполненного анализа, можно утверждать, что специальная
литература по теории и методике пенитенциарной социальной работы на
сегодняшний день
в отечественной науке
нескольких учебниках по теории социальной работы существуют данные о
пенитенциарной социальной работе, то они, как правило, приведены лишь в
разделах описывающих формы девиантного поведения. И касаются они, в основном,
вопросов деятельности социальных работников только по отношению к
несовершеннолетним преступникам в рамках пенитенциарных учреждений
ориентирующихся именно на этот контингент осужденных.
В основном всю информацию по данной проблеме приходилось черпать из
источников по смежным дисциплинам. Это пенитенциарная психология, социология,
криминология, правоведение (Уголовно-исполнительное, уголовно-процессуальное,
уголовное право).
1.
Теоретические подходы к
пенитенциарной системе РФ
1.2. Характеристика современной
Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы