Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель:
Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной
деятельности социального работника, определить ее основные направления,
принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функционал
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в
пенитенциарной системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные,
методы социальной работы с осужденными.
Введение
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в
пенитенциарной системе РФ 8
1.1. Характеристика современной
Российской пенитенциарной системы..................................... 8
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере........................................ 13
2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.........16
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:.............20
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной
системе......................................................... 22
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях:..........22
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных
учреждениях:.................................................... 27
5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках
пенитенциарной системы РФ:............ 32
Заключение:...................................................................41
Литература....................................................................43
такое отношение дало положительный эффект и отсутствие рецидива. По модели
справедливости следует существенно уменьшить количество преступлений, за
которые полагается лишение свободы. Так например за тяжкие преступления
должно следовать
непродолжительное лишение
месяцев, ведь считается, что долгий срок не более действенен, чем короткий.
Необходимо отметить что в Росси данный метод в современных условиях
неприемлем ибо короткие сроки лишь увеличат количество совершаемых
преступлений, так как люди будут знать что за свои преступления значительного
наказания они не понесут.
Следующий метод
– метод воспитательного
тюрьмы в клинику. Она объясняет возникновение преступлений только
индивидуальными патологиями и исходя из этого предлагает методы исправления и
воздействия на осужденных. Это могут быть и индивидуальные консультации и
групповые собрания, физическая, психическая и социальная терапия.
[29]
На основе вышеперечисленных данных можно утверждать, что эти методы
безусловно имеют как свои неоспоримые достоинства, так и недостатки, но
применение их без тщательной адаптации на Российскую действительность
фактически невозможно, так как Российская пенитенциарная система еще не
обладает ни финансовыми ни профессиональными, ”кадровыми возможностями”
реального использования этих методов в практической деятельности социальных
работников в пенитенциарной сфере.
Для российской пенитенциарной системы наиболее эффективны методы
разработанные Российскими учеными, либо учеными стран ближнего зарубежья
(например Белоруссии).
Так Российские методы деятельности социального работника в пенитенциарной
сфере строятся прежде всего по плану последовательного устранения всех
объективных негативных
явлений социально-
психологического характера, искоренение негативных обстоятельств в
организации жизни, деятельности, быта и досуга конкретных людей.
Существует метод «расширения позитивных общественных связей и отношений
субъекта». Разработанный еще советскими криминологами (В. Н Кудрявцев). Этот
метод помогает
осужденному приобщиться к
направленности. Расширение позитивных связей осуществляется через:
1)
Приобщение осужденного к
спорту, художественной самодеятельности
2)
Ознакомление его с
3)
Предоставление ему
4)
Привлечение осужденного к
Дальнейшая индивидуальная работа с воспитуемым строится в плане:
1) Последующего формирования и утверждения социально-полезной
направленности, доминирующих побуждений с постепенным вытеснением нездоровых
потребностей, отрицательных эмоций, агрессивных чувств, антиобщественных
взглядов
2) Воспитание уважения к нормам и законам существующим в обществе.[30]
Данный метод с небольшими изменениями и доработками может использоваться
социальными работниками в пенитенциарной сфере. Однако на современном этапе
развития пенитенциарной системы исходя из ее особенностей и специфики
меняются принципы деятельности социальных работников в пенитенциарной сфере.
Главенствующим принципом становится принцип экономии предусмотренных законом
ограничений прав и свобод личности. В целом, обеспечение процесса социальной
реабилитации сводится к тому, что лица нарушившие чужие права и свободы
должны нести по конституции ответственность, но характер этой правового
воздействия должен быть таким, чтобы применение ограничений в правах и
свободах в минимальной степени осложняли процесс возвращения человека в
нормальную жизнь. На основании этого принципа и должна строиться деятельность
социального работника в пенитенциарной сфере. Во главу угла должен быть
поставлен не труд в период отбывания наказания, а помощь в коррекции личности
в обладании способами социальной адаптации к нормальным условиям жизни после
освобождения. Труд из основного метода воздействия на личность осужденного
должен стать дополнительным, дифференцированным и дозированным средством
предупредительного воздействия в период отбывания наказания в ИТУ. Методы
деятельности социального работника должны быть построены и ориентированны на
то, чтобы:
1)
Не происходило истощения
2)
Происходило перевоспитание
На наш взгляд ниаболее эффективными методами обращения с осужденными являются
методы предлагаемые Белорусскими учеными. Это метод так называемой “
прогрессивной системы исполнения наказания ” и метод
исправительно-психологической коррекции личности осужденного.
[31]
Уровень формы и направления деятельности в этих методах социальных
работников кардинально различается.
Рассмотрим метод прогрессивного исполнения наказания. Он заключается в
совокупности юридических, организационных и воспитательных средств
обеспечивающих поэтапное смягчение наказания осужденному по мере повышения
степени его исправления.
Целью является стимулирование правопослушного поведения осужденных. Под
исправлением понимается формирование устойчивой готовности личности вести
правопослушный образ жизни. Это выражается в совокупности психологических
свойств личности детерминирующих правовую направленность индивида.
Исправление происходит за счет в основном активной позиции самого осужденного
ориентированного именно на возвращение на свободу. Социальный работник здесь
только руководит, корректирует и направляет осужденного. И осуществляя оценку
степени исправления самого (с помощью использования различных методик
психологических, социологических) дает рекомендации по облегчению дальнейшей
исправительной практики осужденного.
Прогрессивный подход претендует на роль главного принципа в уголовно-
исполнительной системе, связывая исправление осужденного – главную цель
деятельности
социального работника и
фактор мотивирующий стремление осужденного к правомерному поведению, и как
следствие к снижению наказания.
Система принципов эффективного применения метода прогрессивного исполнения
наказания в деятельности социального работника основана на нравственно-
гуманистических принципах исполнения наказания: законности, справедливости,
гуманизма. Однако существует несколько требований к данному методу: Это
прежде всего
принцип обеспечения
степени общественной опасности совершенного преступления и степени
исправления осужденных и принцип добровольности его применения.
Следующий метод – это метод психологической коррекции личности осужденного.
Психокоррекция видит основной своей целью устойчивое изменение определенных
психологических свойств личности определяющих содержательные стороны
социального поведения осужденного.
В целом пенитенциарная психологическая деятельность социального работника
возможна в направлениях:
1)
Оказание психологической
диагностическое консультирование и профилактические мероприятия.
2)
Улучшение психологического
деструктивных конфликтов и негативного восприятия исправительных воздействий
3)
Проведение исправительной
осужденного.
Эффективность данного метода обусловлена более высоким уровнем
непосредственного воздействия на свойства личности.
Исправительно-психологическая
коррекция – это процесс
воздействия на определенную совокупность психологических свойств личности
преступника, определяющих его социально-правовое поведение с целью устранения
или понижения степени его криминогенности. Объектом исправительно-
психологической коррекции является определенная сфера личности осужденного.
Предметом - элементы психологической структуры данной сферы личности
осужденного (ценности, установки) связанные с определенным поведением.
Осуществление этого метода предпологает подчинение ряду нравственно-
гуманистических принципов:
1)
Добровольность участия (для
добровольности необходимо оказание предварительной психологической помощи и
консультирования)
2)
Предоставление осужденному
зрения в процессе оказания помощи и принимать ее во внимание.
Для осуществления коррекции необходимое условие проведения -
психодиагностика, направленная на выявление тех свойств личности, которые
предопределяют
криминогенные стороны
В настоящее
время применяется ряд
“Психологическая коррекция в Исправительно-трудовых учреждениях”
разработанная институтом МВД России). Но отмеченные подходы к психокоррекции
личности не обеспечивали системность воздействия. Для разработки методических
основ системной психокоррекции необходим анализ и обобщение, систематизация
известных подходов. Основной критерий систематизации психокоррекционных
методов определяется подходом к сущности психической регуляции поведения
человека. Анализ литературы показывает, что такая регуляция осуществляется в
Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы