Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа

Краткое описание

Цель:
Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной
деятельности социального работника, определить ее основные направления,
принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функционал
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в
пенитенциарной системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные,
методы социальной работы с осужденными.

Оглавление

Введение
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в
пенитенциарной системе РФ 8
1.1. Характеристика современной
Российской пенитенциарной системы..................................... 8
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере........................................ 13
2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.........16
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:.............20
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной
системе......................................................... 22
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях:..........22
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных
учреждениях:.................................................... 27
5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках
пенитенциарной системы РФ:............ 32
Заключение:...................................................................41
Литература....................................................................43

Файлы: 1 файл

Социальная работа в пенитенциарной системе РФ.doc

— 235.50 Кб (Скачать)

Российской пенитенциарной системы 

Для наиболее эффективного анализа функций, принципов и  методов деятельности

социального работника  в пенитенциарной системе РФ необходимо дать

характеристику  современной Российской пенитенциарной системы.

В системе пенитенциарных учреждений РФ на 1998г. находилось 742

исправительно-трудовые колонии, 61 воспитательно-трудовая колония, 413 тюрем и

191 следственный  изолятор, в которых в общей  сложности находилось на 1 июля

1998г. 1017814 человек  .[4] “Видами

исправительных учреждений [ст. 74 УИК РФ] являются:

Исправительные  и воспитательные колонии, тюрьмы, лечебно-исправительные

учреждения и  следственные изоляторы, выполняющие  функции исправительных

учреждений в  отношении некоторых осужденных [см. Приложение 1].

Исправительные  учреждения являются органами государства  входящими в

пенитенциарную  систему, на которую возложено исполнение лишения свободы на

определенный  срок и пожизненное лишение свободы  в целях исправления

осужденных и  предупреждения с их стороны новых преступлений, а также

обеспечение правопорядка и законности в их деятельности, безопасности

осужденных и  персонала, должностных лиц, привлечение  осужденных к труду,

организация их общего и профессионального образования, обеспечение охраны

здоровья осужденных.

Систему пенитенциарных учреждений определяет классификация  осужденных к

лишению свободы.

Вид исправительного  учреждения определяет суд при вынесении  приговора. При

этом он учитывает  возраст и пол осужденного, тяжесть  совершенного

преступления, форму вины, срок назначенного наказания, факт отбывания ранее

назначенного  наказания в виде лишения свободы, рецидив, опасный и  особо

опасный рецидив  преступлений.

Указанные категории  призваны обеспечить раздельное отбывание

Наказания различным  категориям осужденных в зависимости от вышеперечисленных

факторов с  тем, чтобы обеспечить личную безопасность осужденных, предупредить

отрицательное влияние наиболее запущенных в криминальном отношении осужденных

на других и  создать предпосылки для их исправления.

“Исправительные колонии предназначены для отбывания осужденными достигшими

совершеннолетия, лишения свободы. Они подразделяются на колонии общего

режима, где содержатся осужденные первый раз за преступления не являющиеся

тяжкими, колонии  строгого режима, где содержатся осужденные за особо опасные

преступления  и колонии особого режима, где  содержатся особо опасные

рецидивисты, и  которым смертная казнь заменена

лишением свободы  пожизненно. В колониях-поселениях отбывают наказание

осужденные к  лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности,

а также осужденные переведенные из  ИТК общего и  строгого режима. В тюрьмах

отбывают наказание  осужденные на срок свыше пяти лет  за совершение особо

тяжких преступлений, при особо опасном рецидиве преступлений, а также

осужденные, являющиеся злостными нарушителями установленного порядка

отбывания наказания  переведенные из ИТК.

Тюрьмы бывают особого и строгого режима.

В воспитательно-трудовых колониях отбывают наказание несовершеннолетние

осужденные, а  также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до

достижения ими  21 года. Согласно ч. 6 ст. 88 УК РФ несовершеннолетние мужского

пола, осужденные к лишению свободы, а также  несовершеннолетние женского пола

отбывают наказание  в воспитательных колониях общего режима, несовершеннолетние

мужского пола, ранее отбывающие лишение свободы, - в колониях усиленного

режима.”[5]

Таким образом, все вышеперечисленные учреждения и составляют пенитенциарную

систему РФ.

В пенитенциарных учреждениях стоит острый вопрос об обеспечении заключенных

необходимыми  средствами к существованию. В этих условиях очень высока

заболеваемость  и смертность заключенных; так, например, в 1995 году уровень

заболеваемости  туберкулезом на воле был 57,8 человек  на 100000 населения, а в

уголовно-исполнительной системе – 2481 человек, тогда как уровень смертности на

воле был 14,4 человек  на 100000 населения, в пенитенциарной системе – 201,54

человек на 100000 .[6] Проблемами

реформирования  пенитенциарной системы перестает  быть сугубо тюремной. Мировая

общественность  неоднозначно оценивает деятельность пенитенциарных учреждений в

России. С одной  стороны, в них хорошо разработаны  вопросы образования

осужденных, хотя и без учета их индивидуальных интересов и зачастую вопреки

желаниям осужденных; с другой – в России существует излишество тюремной

атрибутики, особенно по отношению к несовершеннолетним. Ограничения прав и

свобод заключенных  недопустимы с позиций гуманизма  и правового государства.

Применение репрессивно-карательных  мер в большом количестве, повсеместное

физическое, психическое  и моральное насилие над личностью  осужденного. Основой

советской пенитенциарной политики был исправительно-трудовой аспект. Осужденные

рассматривались, прежде всего, как дешевая рабочая  сила. Пенитенциарная

политика исходила из приоритета государства и общества, а интересы личности

рассматривались лишь в случае совпадения интересов  государства, общества и

личности.

После краха  советского союза пенитенциарная система  подверглась реформированию.

Суверенная Россия в качестве основополагающего принципа провозгласила приоритет

интересов личности: “Человек, его права и свободы  являются высшей ценностью”

(ст. 2. Конституции  РФ, 1993 г.) . Этот принцип лег в  основу формирования

пенитенциарной  политики. Однако в условиях общего роста преступности в

государстве, исправительные учреждения наоборот усилии строгость  в обращении с

заключенными, стереотип  сформировавшийся в глазах общественности и персонала

пенитенциарных  учреждений о личности преступника, о его неисправимости еще

существует и на этом фоне, главное наказание определяется не самим фактом

лишения свободы, а установлением определенного  объема право ограничений

материально-бытового характера при поддержании связей с внешним миром .

[7] Деятельность  исправительно-трудовых учреждений направлена на

формирование  образа “ идеального” заключенного, а не на исправление осужденного

В настоящее  время исправительная система России не вооружена

научно-обоснованными  программами формирования законопослушной  личности, не

отвечает современным  требованиям и социально-бытовое обеспечение заключенных.

Особенно тяжелы последствия кризиса исправительно-трудовой системы в социальном

отношении. Каждый третий освободившийся из мест лишения  свободы совершает новое

преступление, велико количество суицидов в исправительно-трудовых учреждениях.

Этот кризис обусловлен как объективными причинами, так и субъективными.

Примером последних  может стать некомпетентность сотрудников  ИТУ, которыене

могут отказаться от стереотипов в восприятии заключенных. Объективные причины

заключаются, прежде всего, в том, что вся пенитенциарная политика РФ

ориентирована на карательно-репрессивные принципы в отношении заключенных.

Результаты этого  налицо: за последние 40 лет в советских  и российских ИТУ

побывало 40 миллионов  человек, и в перспективе мы наблюдаем дальнейшую

криминализацию  общества.  Для вывода пенитенциарной системы из кризиса

необходимо реформировать  основы уголовно-исполнительной политики.

Исправительно-трудовые учреждения должны стать своеобразными  социальными

клиниками, где будет происходить организация педагогического процесса

перевоспитания, “ лечение “ социально запущенных заключенных.

[8]

По нашему мнению, такое решение возможно и обязательно, но оно должно быть

дополнено участием в пенитенциарной деятельности специалистов – социальных

работников, ориентирующихся  в своей деятельности в первую очередь на

нравственно-гуманистические  принципы по отношению к заключенным. Опыт

зарубежных стран  наглядно это показывает: в странах, где деятельность по

перевоспитанию  осужденных опирается именно на гуманистические принципы,

наиболее низок  процент рецидивной преступности и  общий уровень преступности в

обществе. В качестве примера можно привести такие  страны, как Швеция,

Норвегия, Швейцария, Дания.

     1.2. Теоретическое обоснование деятельности  социальных работников в

                        пенитенциарной сфере .                       

Наиболее интенсивное  развитие социальной работы в России, началось в 90-е.

годы XXв. На современном  этапе развития социальной работы в  России большое

значение имеет  разработка ее теоретических основ.

Существует несколько  моделей теоретического обоснования  практики социальной

работы в обществе. Все эти модели можно свести к  трем основным:

1)Психолого-ориентированная

2)Социолого-ориентированная

3)Комплексно-ориентированная

Теоретическое обоснование различных направлений  социальной работы в обществе,

разработано в  большей или меньшей степени. Так, например, изучение источников

по теории социальной работы показало, что если социальная работа с инвалидами,

детьми, пожилыми, женщинами, безработными и другими  категориями населения имеет

довольно разработанное  теоретическое обоснование, то теория социальной работы в

пенитенциарной  сфере в отечественной науке  фактически не рассматривается.

Возможно, потому, что долгое время считалось, что осужденные не могут быть

клиентами социальной работы, так как они не являются полноправными членами

общества и  отбывают заслуженное наказание, не имея права на помощь социальных

работников, т.е. по сути феномен преступности рассматривался с позиций морали и

Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы