Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2012 в 10:52, курсовая работа
Цель:
Выявить основные теоретические подходы к построению профессиональной
деятельности социального работника, определить ее основные направления,
принципы, методы и роль в пенитенциарной системе РФ
Задачи:
1) Выявить основные теоретические подходы к построению деятельности
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
2) Проанализировать основные направления деятельности и функционал
социального работника в пенитенциарной системе РФ.
3) Проанализировать основные принципы социальной работы в
пенитенциарной системе РФ.
4) Определить наиболее эффективные, гуманистически-ориентированные,
методы социальной работы с осужденными.
Введение
1. Теоретические подходы к построению деятельности социального работника в
пенитенциарной системе РФ 8
1.1. Характеристика современной
Российской пенитенциарной системы..................................... 8
1.2. Теоретическое обоснование деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере........................................ 13
2. Принципы деятельности социального работника в пенитенциарной сфере.........16
3. Функции социального работника в пенитенциарных учреждениях РФ:.............20
4. Основные направления деятельности социального работника в пенитенциарной
системе......................................................... 22
4.1. Правовой аспект социальной работы в пенитенциарных учреждениях:..........22
4.2. Психологические аспекты социальной работы в пенитенциарных
учреждениях:.................................................... 27
5. Основные методы и методики деятельности социальной работы в рамках
пенитенциарной системы РФ:............ 32
Заключение:...................................................................41
Литература....................................................................43
однообразие тюрьмы,
а одиночество и
на них угнетающе”.[22] Также,
социальные работники должны проводить работу по адаптации личности в
заключении, способствовать формированию у него максимально возможной активной
жизненной позиции, разъяснять его права и обязанности, готовить осужденных к
выходу на свободу, а тех кто, заключен пожизненно или на долгий срок
стимулировать к активному, “нормальному”, адекватному взгляду на мир;
составлять программы
психологических
социальный работник должен ориентироваться на то, чтобы система изоляции не
разрушила социально полезных связей преступников, и способствовать укреплению
их семейных и родственных отношений.
Основой подхода социальных работников к психологическому взаимодействию с
осужденными должна стать индивидуализация подхода и комплексность или
системность, предполагающая комплексный подход, сочетающий в себе различные
методики по отношению к осужденному. Системный подход изучения личности - это
система осуществляемых социально-педагогических, психологических мер
направленных на получение всесторонне полного анализа сведений характеризующих
личность осужденного с целью наиболее эффективного применения методов, приемов
и средств переубеждения, исправления, перевоспитания и помощи осужденному и
прогнозирование его поведения. То есть, психологические методы социальной
работы должны использовать системный подход в изучении проблем стоящих перед
социальной работой в пенитенциарных учреждениях.
[23]
Основными направлениями психологической пенитенциарной социальной работы
должны стать:
1) Изучение личности осужденного и становление его “преступной карьеры”.
2) Разработка
индивидуальных программ
3) Социально-психологическая помощь в адаптации к среде исправительно-
трудовых учреждений.
5) Социально-психологическая и профессиональная помощь в подготовке
выхода из мест лишения свободы.
Некоторые из этих направлений уже достаточно изучены. Так например существует
множество методов изучения личности преступника.
По мнению отечественных криминологов (Кудрявцев В. Н., Антонян Ю. М. и др.)
“Изучение личности предполагает получение информации о ее потребностях и
интересах, ценностных ориентациях, степени и качестве социализации индивида,
особенностях его реагирования на те или иные обстоятельства, мотивах,
реализованных в других поступках, типологической психологической характеристике
в целом”.[24]
В обобщенном виде данные необходимые для изучения личности могут вклчать в себя:
1)
Год, место рождения и
специальность, семейное положение и другие социально-демографические данные.
2) Индивидуальные (интеллектуальные, волевые, эмоциональные)
особенности личности, черты характера, тип темперамента, состояние здоровья,
физического развития и другие индивидуальные качества.
3) Условия воспитания в семье, ее состав, занятия, образование, и
поведение родителей, их отношение к детям, взаимоотношения в семье, ее
жилищные и материальные условия.
4)
Условия и результаты учебы
в школе, других учебных
особенностей трудовой деятельности, характер влияния школьного и
производственного коллективов.
5)
Основные потребности,
жизнненые цели и ценностные ориентации субъекта.
6)
Отношение к труду, учебе,
семье, к самому себе
7)
Поведение в школе, на
данные о привлечении к общественной, дисциплинарной, административной,
уголовной ответственности.[25]
На наш взгляд данный перечень на настоящий момент можно дополнить несколькими
характеристиками. Это может быть: отношение к какой-либо религии, данные из
личных документов(анализ дневников, писем и др.)
Более поздний метод изучения личности был адаптирован уже после краха советской
пенитенциарной системы на базе данных общественных лабораторий. Был отработан и
адаптирован комплекс методик психологического изучения личности человека. Так
на базе Пермской и Саратовской психологических лабораторий были разработаны
методы изучения личности преступника с помощью психологических тестов (MMPI,
тест Люшера, тест Рошраха, тест “Тревожность”) Например с помощью MMPI возможно
в течении 1-2 часов получить большой объем информации о преступнике, составить
прогноз его поведения. Психологические данные о личности сопоставить со
сведениями, полученными в результате визуального наблюдения, независимыми
характеристиками осужденных и администрации и выявить лиц склонных к различным
типам поведения.Отделив склонных к выполнению общественных работ, своевременно
отделить осужденных – приспособленцев, поставить на учет лиц склонных к
правонарушениям и на психический учет лиц склонных к правонарушениям имеющим
аномалии в личностном развитии.[26]
Однако по нашему мнению только с помощью психологических методов невозможно
построить эффективную
программу исправления
деятельности социального работника. Поэтому необходимо разработать
практические рекомендации по деятельности социального работника в
пенитенциарной системе основанные на комплексных методах пенитенциарной
социальной работы ориентированной именно на нравственно-гуманистические
принципы обращения с осужденными.
5.
Основные методы и методики
деятельности социальной
пенитенциарной системы РФ:
В отечественной литературе фактически не приводится ни одного описания
деятельности
социального работника
гуманистические принципы в отношении всех категорий осужденных. Хотя имеются
достаточные наработки по работе с несовершеннолетними преступниками в рамках
педагогики, психологии, криминологии и собственно социальной работы. Где
заявляется о важности и приоритетности воспитательной и коррекционной
деятельности
с несовершеннолетними
“взрослым” категориям осужденных, которые как правило считались уже
неисправимыми людьми, которых только следует изолировать от общества с
помощью карательно-репрессивных мер. Однако социальная практика показала,
что такое положение дел является совершенно неправильным и необходима
коррекция и перевоспитание всех категорий осужденных, потому что все они рано
или поздно возвращаются в общество и причиняют еще большее социальное зло. Те
же, кто осужден пожизненно, хотя и не оказывают влияние на положение днл на
воле, но тем не менее оказывают влияние на других осужденных в стенах ИТУ,
поэтому необходимо рассматривать методы социальной работы применительно ко
всем категориям осужденных. Эти методы должны основываться в первую очередь
на нравственно-
долгой ориентации пенитенциарной системы на репрссивные методы воздействия на
осужденных, отсутствует описание методов социальной работы с осужденными.
Поэтому в данной ситуации необходимо обратиться к международному опыту,
однако не забывая об особенностях Российской пенитенциарной системы и
адаптировать зарубежные методы деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере к современной Российской действительности.
Прежде всего необходимо сказать о методах наблюдения за преступностью. В
описании методов наблюдения мы опираемся на представления немецкого ученого
Г.Й. Шнайдера. В соответствии с которыми “ поскольку непосредственное
наблюдение за преступностью невозможно, следует использовать методы непрямого
исследования. Одной из форм опосредованного наблюдения является интервью,
которое берут у преступников. Интервью как средство исследования представляет
собой планомерную деятельность с научными целями в ходе, которой
интервьюируемый с помощью ряда научных вопросов побуждается к сообщению
вербальной информации”.[27]Для
проведения данного метода важна именно деятельность социального работника,
который может установить доверительные, равные отношения с осужденными. С
помощью интервью
как правило изучают “
строится преимущественно на личностных особенностях и свойствах характера,
которые не поддаются объективной оценке. Делать выводы о личности осужденного,
составлять типологии
и классификации последней
сравнительного метода, метода эмпирических наук, когда результаты исследования
будут лишь тогда подлинными, когда они будут повторяться в результатах
различных исследований. На основе данных родовых методов изучения преступности
можно выделить конкретные методы и модели деятельности социальных работников в
пенитенциарной сфере, опирающиеся на нравственно-гуманистические основы и
принципы. Западные ученые выделяют несколько основных методов деятельности
социальных работников с осужденными. Это: модель или метод справедливости,
метод воспитательного воздействия включающий различные модели: общинная и
групповая терапия, трансактный анализ, воздействие реальностью окружающего
мира, модификация поведения.[28]
Модель справедливости гласит, что наказание не должно вести к тому, чтобы
преступнику наносился социальный, психический или физический вред. Гуманное
отношение к преступнику – основная обязанность общества, если оно хочет чтобы
Информация о работе Социальная работа в пенитенциарной системе РФ: понятие, сущность, методы