Социальная коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:52, реферат

Краткое описание

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку
становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что
именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной
связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его
обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной
деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации
осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему
вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и
реализуется власть в обществе.

Оглавление

Содержание:
1.Социальная коммуникация 2
2.Модели социальной коммуникации 3-11
3.Кто? Влияние коммуникатора 13-14
4.Что? Содержание сообщения 15-17
5.Как? Канал коммуникации 18
5.1 Кодирование и выбор канала 19-20
5.2 Декодирование 21
5.3 Обратная связь 22
5.4 Шум 23
5.5 Информационные барьеры 24
6. Кому? Аудитория 25-29
7. Результаты воздействия 30-31
7.1 Негативные воздействия массовой коммуникации 32-33
7.2 Позитивное воздействие массовой коммуникации 34
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

эффект вторичности  в тех случаях, когда:

1)два сообщения  разделяет достаточно длительное  время;

2)аудитория принимает  решение вскоре после второго сообщения.

    Если  оба сообщения следуют одно  за другим, а  потом  проходит  какое-то

время, обычно имеет  место эффект первичности. 
 

                        

5.Как?  Канал  коммуникации 

    Канал  коммуникации – способ,  которым   передается  сообщение  (лицом  к

лицу,  письменно,   или  каким-либо  другим  способом).  Существует  простое

правило: убедительность снижается при повышении важности проблемы и  степени

знакомства с  ней. В незначительных  вопросах,  таких,  например,  как  выбор

аспирина, власть средств  массовой  коммуникации  демонстрируется  легко.  В

тех  же случаях, когда обсуждаются более актуальные и важные вопросы,  такие

как расовые установки  в  городах  с  острыми  расовыми  проблемами,  убедить

людей  гораздо  сложнее.  Чем   образнее   подача   информации,   тем,   тем

убедительнее  предлагаемые  сообщения.  Сообщения,  легкие  для   понимания,

наиболее убедительны  в форме видеозаписи. Печатные  сообщения  обеспечивают

наилучшую включенность и запоминание  и  являются  более убедительными для

трудных для понимания  сообщений. Убедительность  определяется  соответствием

сложности сообщения  и избранной разновидности средств  коммуникации.

    Исследования  убедительности показывают, чт

о наибольшее влияние  на людей

оказывает  не опосредованная информация,  а  личный  контакт  с  людьми.  Но

средства массовой  информации  и  личные  взгляды  взаимозависимы,  так  как

формируются   под   воздействием   СМИ.   Воздействие   СМИ   происходит   в

двухступенчатом коммуникационном потоке: от СМИ  -  к человеку, от  человека

– массе. 
 
 

                       
 

 

5.1 Кодирование  и выбор канала 

    Прежде  чем  передать  идею,  отправитель   должен  с  помощью  символов

закодировать ее, использовав  для  этого  слова,  интонацию  и  жесты (язык

тела). Такое кодирование  превращает идею в сообщение.

    Отправитель  должен также выбрать канал,  совместимый с  типом  символов,

использованных  для кодирования. К некоторым  общеизвестным каналам  относятся

передача речи и письменных материалов, а также электронные  средства  связи,

включая    компьютерные    сети,    электронную    почту,    видеоленты    и

видеоконференции.  Если  канал   непригоден   для   физического   воплощения

символов, передача невозможна. Если канал  не  слишком  соответствует  идее,

зародившейся на первом этапе,  обмен  информацией  будет  менее  эффективен.

Например, руководитель хочет  предупредить  подчиненного  о  недозволенности

допущенных последним  серьезных нарушений мер безопасности, и делает  это  во

время легкой беседы за чашкой кофе или послав ему записку по случаю.  Однако

по этим каналам, вероятно, не удастся передать  идею  серьезности  нарушений

столь же эффективно, как официальным  письмом  или  на  совещании.  Подобным

образом, направление  подчиненной записки об исключительности  ее  достижения

не передаст идею о том, насколько важен сделанный  ею вклад в  работу,  и  не

будет  в  той  же  мере  эффективным,  как  прямой  разговор  с  последующим

официальным письмом  с выражением благодарности, а также  с премией.

    Выбор  средства сообщения не должен  ограничиваться единственным каналом.

Часто желательно использовать два или большее  число средств  коммуникаций  в

сочетании.   Процесс   усложняется,   поскольку    отправителю    приходится

устанавливать последовательность использования  этих  средств  и  определять

временные интервалы  в последовательности передачи информации. Тем не  менее,

исследования показывают,  что  одновременное  использование  средств  обмена

устной и письменной информацией  обычно  эффективнее,  чем,  скажем,  только

обмен  письменной  информацией.  Обсуждая  результаты  этого   исследования,

профессор Терренс  Митчел указывает: “Главный вывод этой работы  в  том,  что

устное плюс письменное сообщение скорее всего делают этот обмен  информацией

более эффективным  в  большей  части  случаев”.  Ориентация  на  оба  канала

заставляет  тщательнее  готовиться  и  письменно  регистрировать   параметры

ситуации. Однако никоим образом каждый информационный обмен не  должен  быть

письменным. Второй этап станет более понятным,  если  представить  его  себе

как операцию упаковки. Многие  действительно  хорошие  продукты  не  находят

сбыта, пока не обретут  такой упаковки, которую потребитель  сочтет  понятной

и привлекательной  одновременно. Подобным образом, многие люди с прекрасными

идеями не в  состоянии упаковать их с помощью  символов и  вложить  в  каналы,

значимые и притягательные для  получателя.  Когда  такое  происходит,  идея,

будь она даже распрекрасной, зачастую не находит "сбыта". 
 

                              
 
 
 
 
 

5.2 Декодирование 

    После   передачи  сообщения  отправителем  получатель  декодирует   его.

Декодирование - это  перевод символов отправителя в  мысли  получателя.  Если

символы,  выбранные  отправителем,  имеют  точно  такое  же   значение   для

получателя, последний будет знать,  что  именно  имел  в  виду  отправитель,

когда формулировалась  его идея. Если реакции на идею не  требуется,  процесс

обмена информации  на  этом  должен  завершиться.  Однако,  по  ряду  причин

получатель может  придать несколько иной, чем  в  голове  отправителя,  смысл

сообщению. С точки  зрения руководителя, обмен  информацией  следует  считать

эффективным, если получатель  продемонстрировал  понимание  идеи,  произведя

действия, которых  ждал от него отправитель. 
 

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.3 Обратная связь 

    При   наличии  обратной  связи   отправитель   и   получатель   меняются

коммуникативными  ролями. Изначальный получатель  становится  отправителем  и

проходит через  все этапы процесса обмена  информацией для передачи  своего

отклика начальному отправителю, который теперь играет роль получателя.

    Обратная   связь   может   способствовать    значительному    повышению

эффективности обмена управленческой информацией. Согласно ряду  исследований

двусторонний  обмен  информацией  (при  наличии  возможностей  для  обратной

связи) по сравнению  с односторонним (обратная  связь  отсутствует),  хотя  и

протекает медленнее, тем не  менее  эффективнее  снимает  напряжения,  более

точен и повышает уверенность в  правильности  интерпретации  сообщений.  Это

подтверждено в  самых разных культурах. 
 
 

                                   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.4 Шум 

    Обратная  связь заметно повышает шансы  на эффективный обмен информацией,

позволяя обеим  сторонам подавлять шум. На языке теории  передачи  информации

шумом называют  то,  что  искажает  смысл.  Источники  шума,  которые  могут

создавать преграды  на  пути  обмена  информацией,  варьируют  от  языка  (в

вербальном или  невербальном оформлении)  до  различий  в  восприятии,  из-за

которых может  изменятся смысл в процессах  кодирования и декодирования, и  до

различий  в  организационном  статусе  между  руководителем  и  подчиненным,

которые могут  затруднять точную передачу информации.

    Определенные шумы присутствуют всегда, поэтому на каждом этапе процесса

обмена  информацией  происходит  некоторое  искажение  смысла.   Обычно   мы

ухитряемся преодолеть шум и передать наше сообщение. Однако высокий  уровень

шума определенно  приведет  к  заметной утрате  смысла  и может полностью

блокировать  попытку  установления   информационного   обмена.   С   позиций

руководителя, это  должно обусловить  снижение  степени  достижения  целей  в

соответствии с  передаваемой информацией. 
 
 

                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

5.5 Информационные  барьеры 

    Это  препятствия, возникающие в ходе  передачи и восприятия сообщений. 

   Возможные  информационные барьеры:

- технические

-  психофизиологические (связаны со способностями человека  концентрировать

   внимание, способностью скорописи)

- знаковый и   смысловой  (подразумевает  способность   распознавать  знаки,

   знать слова  и термины спец. языков; умение  восстанавливать смысл знака  в

   определенном  контексте)

- ситуационный (возникает,  когда  сообщение  неактуально  для  человека  в

   данной  ситуации) 
 

                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Кому? Аудитория 

Существует множество  определений аудитории, как  социальной  общности.  Ниже

приведены некоторые  из них:

    Аудитория  – элемент  коммуникативного  процесса,  представляющий  собой

того  субъекта  (отдельного  индивида,  группу,  общество  и   т.д.),   кому

направленно сообщение.

    Аудитория   –  социальная  общность,  которая   образуется   на   основе

взаимодействия  с коммуникатором, самая неустойчивая из всех квазигрупп.

    Именно  восприятие сообщений  СМК   Аудиторией  можно  считать   итоговым,

результатирующим   этапом    коммуникации.    Здесь    сосредоточены    цели

коммуникатора.

    В некоторых  случаях мы можем говорить  лишь о  потенциальной аудитории.

Тем не менее для  ряда задач этого вполне достаточно:  для  сравнения  разных

Информация о работе Социальная коммуникация