Реклама как вид социальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 18:24, курсовая работа

Краткое описание

Основная цель курсовой работы состоит в социологическом анализе рекламы как вида социальной коммуникации.
Реализация поставленных целей предполагает решение следующих задач:
Дать определение понятию и рассмотреть суть коммуникации.
Охарактеризовать базовые составляющие и виды социальной коммуникации.
Проанализировать рекламную коммуникацию как мультипликацию ценностей современного общества.
Рассмотреть рекламу как модель, вид и канал социальной коммуникации.
Описать сущность и информационно-коммуникативные функции социальной рекламы.

Оглавление

Введение 3-5
1. Теоретические основы социальной коммуникации 6-12
1.1. Понятие и суть социальной коммуникации 6-8
1.2. Базовые составляющие и виды социальной коммуникации 9-12
2. Реклама как элемент социальной массовой коммуникации и её 13-34
функции
2.1. Рекламная коммуникация как мультипликация ценностей 13-16
современного общества
2.2. Реклама как модель, вид и канал социальной коммуникации 17-27
2.3. Сущность и информационно-коммуникативные функции 28-34
социальной рекламы
Заключение 35-36
Библиографический список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.doc

— 1.13 Мб (Скачать)

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального                образования

«НИЖЕГОРОДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ Р.Е.АЛЕКСЕЕВА»

ФАКУЛЬТЕТ КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ: СВЯЗИ С ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ 
 

                                                                           
 
 

Курсовой  проект

На тему: «Реклама как вид социальной коммуникации» 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3-его курса

группы 08-СсО-3

Тихонова  Юлия

Научный руководитель: Коровина Е.В. 
 
 

Нижний  Новгород, 2011 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение                                                                                                   3-5                     

1. Теоретические  основы социальной коммуникации                         6-12  

   1.1. Понятие и суть социальной коммуникации                                6-8

   1.2. Базовые составляющие и виды социальной коммуникации     9-12

2. Реклама как  элемент социальной массовой  коммуникации и её  13-34

    функции

   2.1. Рекламная коммуникация как мультипликация ценностей      13-16

          современного общества

   2.2. Реклама как модель, вид и канал социальной коммуникации  17-27 

   2.3. Сущность и информационно-коммуникативные функции       28-34

           социальной рекламы

Заключение                                                                                               35-36

Библиографический список литературы                                                37

Приложение                                                                                               38-40

 

Введение

Актуальность  темы курсовой работы.

             Коммуникативные процессы, объединяющие общество на всех уровнях, пронизывающие социальную среду, распределяющие и транслирующие значимую информацию, оказывают существеннейшее влияние на жизнь общества. Растущая информатизация социальной жизни ведет к повышению воздействия интерпретационных схем и парадигм на чувства и настроения больших масс людей, сближает ранее закрытые друг для друга культурные миры, однако при этом открывает новые невиданные доселе возможности для целенаправленного манипулирования массовым сознанием.

             Таким образом, позитивные и конструктивные следствия бурного развития всех уровней коммуникации неразрывно сопряжены с его негативным и деструктивным потенциалом. Неоднозначность этого процесса, его стремительный характер и сила воздействия на человека и общество диктуют необходимость глубокого и всестороннего исследования феномена социальной коммуникации на всех его уровнях, начиная от межличностной интеракции и проблем взаимопонимания и заканчивая влиянием средств масс-медиа на общественное сознание.

               Современный этап развития нашей страны характеризуется качественными изменениями во всех сферах общественной жизни. Российское общество переживает период бурного развития средств массовой информации, информационного рынка вообще.

На новом  этапе существования средств  массовой коммуникации в России изменилась и реклама. Общественный и научный интерес к ней достаточно велик. Причиной этого является, в частности, и то, что реклама, наряду с позитивными изменениями (проявляющимися, однако, в основном, в социально-экономической сфере) привносит в жизнь общества и значительное негативное влияние, проявляющееся, прежде и сильнее всего, социально-психологической и социально-культурной сферах.

На уровне непосредственной, нерефлексированной оценки это негативное влияние широко осознается и выражается как широкими массами, так и специалистами, и учеными. Однако точная и научно выверенная оценка этого феномена требует специальных и углубленных эмпирических и теоретических исследований.

               Реклама не только влияет на все слои общества, в которых она распространяется, но и отображает различные ценности этого общества, его социальную структуру и культуру. Поэтому реклама может выступать в качестве средства изучения структуры социальной реальности в рамках той или иной культуры.

               Именно социологический подход к анализу рекламы, исследование ее социальной природы является важным и необходимым звеном на современном этапе исследования коммуникативных процессов и институтов общества.

                Реклама может рассматриваться как система специфических пропагандистских коммуникаций информационного характера, как организованная структура взаимодействующих субъектов (заказчика, производителя, посредника и потребителя рекламного сообщения), и, наконец, — как самостоятельный социальный институт по удовлетворению потребности людей в актуальной социальной информации.

             Объектом исследования выступает социальная коммуникация как способ регулирования взаимодействия индивидов, групп и общностей в современном обществе.

Предметом исследования является социорекламная коммуникация как ресурс социального управления.

              Основная цель курсовой работы состоит в социологическом анализе рекламы как вида социальной коммуникации.

Реализация  поставленных целей предполагает решение  следующих задач:

  1. Дать определение понятию и рассмотреть суть коммуникации.
  2. Охарактеризовать базовые составляющие и виды социальной коммуникации.
  3. Проанализировать рекламную коммуникацию как мультипликацию ценностей современного общества.
  4. Рассмотреть рекламу как модель, вид и канал социальной коммуникации.
  5. Описать сущность и информационно-коммуникативные функции социальной рекламы.

 

1. Теоретические  основы социальной  коммуникации

1.1. Понятие и суть  социальной коммуникации

 

           Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Коммуникация  представляет собой сложный многокомпонентный  процесс. Основными его компонентами являются1:

1. Субъекты  коммуникационного процесса - отправитель  и получатель сообщения(коммуникатор  и реципиент);

2. Средства  коммуникации – код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);

3. Предмет  коммуникации (какое – либо явление,  событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)

4. Эффекты  коммуникации – последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего  состояния субъектов коммуникационного  процесса, в их взаимоотношениях  или в их действиях.

Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация – это:

- передача  информации, идей, эмоций посредством  знаков, символов;

- процесс,  который связывает отдельные  части соц. систем друг с  другом;

- механизм, посредством которого реализуется  власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

В процессе коммуникации выделяют 5 элементов:

Кто - коммуникатор (тот, кто передает и формирует  сообщение)

Что - сообщение

Как - способ передачи сообщения, канал

Кому - аудитория, которой адресуется сообщение

Зачем - с каким эффектом, эффективность.

             Социальная коммуникация, или социокоммуникация является предметом социологии коммуникации - специальной отрасли социологии, изучающей функциональные особенности общения представителей различных социальных групп в плане их взаимодействия - передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение асоциальным ценностям данного общества и социума в целом.

Между терминологическими вариантами "социология коммуникации" и "социокоммуникация" имеется определенное различие. В  социологии коммуникации акцент делается на социальном аспекте коммуникации, предполагающем изучение ее в русле социологических исследований, во взаимосвязи с собственно социологическими категориями. В социокоммуникации внимание концентрируется на коммуникации как процессе общения, механизм и закономерности которого обусловлены многими факторами, среди которых социальные факторы занимают центральное место. Тождество и различие в интерпретации содержания сопряженных областей исследования неизбежны.

              В настоящее время термин социокоммуникация имеет, по крайней мере, три интерпретации - понимается как:

а) средство связи любых объектов материального и духовного мира,

б) общение - передача информации от человека к  человеку,

в) передача и обмен информацией в обществе с целью воздействия на него.

Для социальной коммуникации важны все три толкования термина:

- первое  связано с проблемами дифференциации и систематизации коммуникативных средств, которые различны по своей природе, структуре, функции и эффективности;

- второе  связано с проблемами межличностной  коммуникации;

- третье - с проблемами массовой коммуникации.

             Коммуникация выступает как бы посредником между индивидуальной и общественно осознанной информацией. Ключевой проблемой коммуникации является механизм, который переводит индивидуальный процесс передачи и восприятия информации в социально значимый процесс персонального и массового воздействия. Этот механизм заложен в речевой деятельности людей - именно в ней реализуются социально обусловленные нормы и правила общения. Поскольку производство речи осуществляется в соответствии с нормами и правилами речевого поведения, принятыми в данном обществе, указанное понимание речевой деятельности дает ключ к решению прагматических и прикладных задач социокоммуникации.

              Структура социальной коммуникации зависит от целей коммуникатора (коммуникантов). В самом общем виде эта структура включает в себя субъекты коммуникации (коммуникатора, коммуникантов), коммуникационную деятельность, коммуникативные сообщения и коммуникативную деятельность. Коммуникативные технологии, реализуемые с помощью коммуникационных систем, конструируют и воссоздают оптимальный с точки зрения коммуникантов систему социальных связей. Коммуникационные структуры в сложных системах накладываются друг на друга, а коммуникативные связи формируют крупные сети, составляющие основу социальной структуры того социального образования, в границах которого осуществляются коммуникации.

 

1.2. Базовые составляющие  и виды социальной  коммуникации

 

           Понимание социальной коммуникации как предмета социологии коммуникации позволяет обосновать ее базовые составляющие - основные аспекты ее исследования2. К ним относятся:

Информация о работе Реклама как вид социальной коммуникации