Технология социальной коммуникации как инструмент профессиональной деятельности социального работника

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Июня 2013 в 12:52, курсовая работа

Краткое описание

В условиях современной российской действительности все больше и больше людей нуждаются в помощи специально обученного профессионала в области социальной работы. Для достижения максимальной эффективности социальный работник должен хорошо знать закономерности процесса коммуникации, поскольку общение является специфической чертой социальной работы как профессиональной деятельности. Поэтому целью данной работы ставится определить роль и основные особенности и характеристики общения в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Оглавление

Введение 3
1.Социальная работа как коммуникативная профессия. 6
2. Деятельность социальных работников в современных условиях 10
3. Профессиональные требования к социальному работнику 14
Заключение 17
Список литературы. 19

Файлы: 1 файл

Технология социальной коммуникации как инструмент профессиональной деятельности социального работника.docx

— 41.26 Кб (Скачать)

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙУНИВЕРСИТЕТ 

 

Кафедра Социальной работы

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по специальности  «Социальная работа»

на тему:

 

«Технология социальной коммуникации как инструмент профессиональной деятельности социального  работника»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исполнитель:

студент  4 курса, социальная работа                                        Масленников А.И.

 

 

Научный руководитель

к.с.н., доцент                                                                                Ляховец А.С. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ивантеевка 2010 год

Оглавление

Введение 3

1.Социальная работа как коммуникативная профессия. 6

2. Деятельность социальных работников в современных условиях 10

3. Профессиональные требования к социальному работнику 14

Заключение 17

Список литературы. 19

 

 

 

Введение

 

В условиях современной  российской действительности все больше и больше людей нуждаются в  помощи специально обученного профессионала  в области социальной работы. Для  достижения максимальной эффективности  социальный работник должен хорошо знать  закономерности процесса коммуникации, поскольку общение является специфической  чертой социальной работы как профессиональной деятельности. Поэтому целью данной работы ставится определить роль и  основные особенности и характеристики общения в профессиональной деятельности специалиста по социальной работе.

Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире.  Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей  посредством их зашиты, поддержки  и реабилитации. Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных практических действий правовой, экономической, психологической помощи немощным,  социально-незащищенным, социально  дезадаптированным людям (инвалидам  и их семьям, мигрантам, беженцам, людям  с отклоняющимся поведением, жертвам  насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В  своей практике социальные работники  соприкасаются с различными  сферами  жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемами занятости  населения и др. Они проводят индивидуальное и групповое  консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции. Социальные работники рассматривают  себя в качестве проводников социальных перемен.

    Общение играет  огромную роль в жизни общества. Без него немыслимы процесс  воспитания, формирования, развития  личности, межличностные контакты, а также управление, обслуживание, научная работа и иная деятельность  во всех сферах, где необходимы передача, усвоение информации и обмен ею. Общение играет важную роль в овладении человеком культурными и общечеловеческими ценностями, общественными опытом. “В процессе общения, этой специфической формы взаимодействия человека с другими людьми, осуществляется обоюдный обмен представлениями, идеями, интересами, настроениями, установками и т.п. В общении конкретный индивидуум овладевает "фондом духовного богатства", созданным другими людьми, благодаря чему преодолевается ограниченность его индивидуального опыта; вместе с тем через общение он вносит в этот "фонд" то, что создал сам. Именно этим определяется значение общение в жизни индивидуума”.1

Л. А. Петровская выделяет следующие слагаемые “коммуникационного взрыва”, под которым она понимает увеличение частоты, разнообразия и  внутренней насыщенности межличностных  контактов:

  1. Постоянно действующая историческая закономерность непрерывного углубления специализации и усиления кооперации во всех областях человеческой деятельности;
  2. Влияние научно-технического прогресса на материальные, вещественные средства коммуникации, реализации межличностных контактов (почта, телефон, факс, Internet и т. д.)
  3. Расширение круга людей, вовлеченных в профессиональную деятельность, органически связанную с общением. К их числу принадлежат различных уровней руководители, преподаватели, врачи, психологи, и более чем кто-либо – социальные работники.
  4. Рост динамичности современной жизни с постоянной ломкой различного рода стереотипов, включая стереотипы, непосредственно затрагивающие область общения.

Все эти факторы делают проблему общения особо актуальной для современного общества и для  социальной работы.

Повышение значимости общения в современном мире требует  умения общаться. Значит, общение нужно  учить, общению нужно учиться, что  предполагает необходимость глубокого  знания этого явления, его закономерностей  и особенностей, проявляющихся в  деятельности людей.

Кому как  не социальному работнику приходится постоянно общаться с людьми в  процессе своей профессиональной деятельности, выслушивать их проблемы и переживания  и помогать хотя бы на словах, решить их. К тому же социальный работник зачастую служит посредником между человеком  и государственными учреждениями, властями. Поэтому социальному работнику  в процессе обучения обязательно  должны даваться навыки правильного, “профессионального”, компетентного общения, которое  будет необходимо и для психологического или юридического консультирования и для решения каких-либо проблем  клиента, связанных с общением с  официальными лицами, чиновниками и  т. п.

 Поэтому задачами данной  работы является изучение роли  общения в профессиональной деятельности  социального  работника, его  компонентов, видов, различных  аспектов и его специфики, а  также рассмотрение практических  рекомендаций по применению этих  знаний.

 

1.Социальная работа как коммуникативная профессия.

 

В 1991 г. Россия присоединилась к сообществу стран, в которых  существует  профессиональная социальная работа. Происшедшие в постсоветской  России глубокие социальные перемены, нестабильность политической и экономической  ситуации привели к увеличению численности  и расширению  спектра социально  незащищенных и уязвимых контингентов (малоимущие и  безработные, учащаяся молодежь, неполные и многодетные  семьи, семьи с хроническими больными и инвалидами, мигранты и беженцы  и др.), а также социально девиантных контингентов и “групп риска” (алкоголики и наркоманы,  несовершеннолетние правонарушители и проститутки, бомжи, профессиональные  нищие и др.). Профессиональная социальная работа - один из главных способов реагирования общества на изменения в мире.  Это деятельность по гармонизации человеческих отношений через оказание помощи отдельным людям, группам людей посредством их зашиты, поддержки и реабилитации. Чаще всего под "социальной работой" понимается комплекс конкретных практических

действий правовой, экономической, психологической помощи немощным,  социально-незащищенным, социально  дезадаптированным людям (инвалидам  и их семьям, мигрантам, беженцам, людям  с отклоняющимся поведением, жертвам  насилия, безработным, бездомным, женщинам, детям, молодежи, пожилым и др.) В  своей практике социальные работники  соприкасаются с различными  сферами  жизни человека и общества - сферой здоровья (физического психического, социального), прав, системой образования, планированием семьи, экономическими программами, с проблемами занятости населения и др.

Они проводят индивидуальное и групповое  консультирование, работают с трудными жизненными ситуациями, их профилактикой. Организуют профессиональную социальную работу, осуществляют административные функции.

В последней редакции (1994 г.) тарифно-квалификационной характеристики   должности “специалист по социальной работе” выделяются следующие его  функции:

  • аналитико-гностическая (выявление и учет на территории обслуживания семей и отдельных граждан, в том числе несовершеннолетних детей, нуждающихся в различных видах и формах социальной поддержки, и осуществление патронажа над ними);
  • диагностическая (установление причин возникающих у граждан трудностей);
  • системно-моделирующая (определение характера, объема, форм и методов социальной помощи);
  • активационная (содействие активизации потенциала собственных возможностей отдельного человека, семьи и социальной группы);
  • действенно-практическая (помощь в улучшении взаимоотношений между отдельными людьми и их окружением; консультации по вопросам социальной защиты; помощь в оформлении документов, необходимых для решения социальных вопросов; содействие в помещении нуждающихся в стационарные лечебно-оздоровительные учреждения; организация общественной защиты несовершеннолетних правонарушителей и др.);
  • организаторская (координация деятельности различных государственных и негосударственных учреждений, участие в работе по формированию социальной  политики, развитию сети учреждений социального обслуживания);
  • эвристическая (повышение своей квалификации и профессионального мастерства).

Особо можно  выделить функцию коммуникативную, с помощью которой осуществляются практически все предыдущие. “Коммуникативная функция призвана устанавливать с нуждающимися в той или иной помощи и поддержке, организовывать обмен информацией, способствовать включению различных институтов общества в деятельность социальных служб, помогать восприятию и пониманию другого человека”.2

        Фактически предполагается, что  социальный работник должен быть  способен выступать в качестве  социального статистика, администратора  и менеджера; обеспечивать разного  рода социальное обслуживание; помогать  в  воспитании детей; осуществлять  психологические и правовые консультирование  и экспертизу; проводить просветительскую  работу по самым разным вопросам, в том числе таким, как здоровый  образ жизни, планирование семьи,  профилактика  правонарушений и  др.

Среди основных профессиональных требований к социальному  работнику, помимо того, что он должен иметь хорошую профессиональную подготовку и знания в различных  областях, обладать достаточно высокой  общей культурой, владеть информацией  о современных политических, экономических и социальных процессах, он также должен обладать определенной социальной приспособленностью. Ему необходимо умело контактировать и располагать к себе “трудных” подростков, сирот, инвалидов, людей, находящихся на реабилитации и т. д. Специалист по социальной работе обязан иметь профессиональный такт, способный вызвать симпатию и доверие у людей, соблюдать профессиональную тайну, быть деликатным – одним словом, он должен уметь общаться.

     Таким образом, деятельность социального  работника заключается в постоянном  контакте с людьми, то есть  в непосредственном общении с  ними.  Все задачи , стоящие перед социальным работником, решаются посредством общения. В процессе общения обмен информацией между его участниками осуществляется как на вербальном, так и невербальном уровнях. “Задачей социального работника является создание доброжелательной обстановки, нахождение подходящего способа поведения и общения с клиентом. Для этого необходимо знать не только техники ведения беседы и правила общения, психологические особенности людей и значение невербальных средств общения, но и обладать такими качествами, как вежливость, приветливость, любезность, направленность на людей, терпение (толерантность), интуиция, сострадание и т. д.”3

Создание  доброжелательной обстановки и выбор  правильного способа поведения  и общения позволит социальному  работнику понравиться людям  и склонить их к своей точке  зрения. От этого и зависит эффективность  деятельности социального работника.

 

Итак, из всего вышесказанного можно сделать  вывод: социальная работа – это профессия  коммуникативная, то есть тесно связанная  и неотрывная с процессом общения, как на микро- и мезоуровнях, так и на макроуровне социальной работы.

 

 

 2. Деятельность социальных работников в современных условиях

 

 

23 апреля 1991 г. решением Государственного  комитета по труду и социальным  вопросам № 92 перечень профессий  Российской Федерации был дополнен  тремя относительно новыми специальностями  и направлениями научной и  практической деятельности: “социальный  педагог”, “социальный работник”  и “специалист по социальной  работе”. С самого начала потребовалось  определить: кто такой профессиональный  социальный работник в России  накануне нового тысячелетия?  что, на самом деле, имеет отношение  к сфере его профессиональной  компетенции? каковы особенности  отечественной модели профессиональной  социальной работы на современном  этапе? При этом за всеми  этими вопросами, целями и задачами  хотелось бы не потерять конкретного  человека с его горестями и  проблемами - того самого человека, во имя и для которого начиналась  эта многотрудная деятельность  по созданию/возрождению системы  социальной работы/педагогики в  России.

Каковы же особенности российской модели социальной работы на современном этапе? В истории  отечественной социальной работы наиболее примечательно то, что возрождение  профессий “социальная работа”  и “социальная педагогика” идёт отнюдь не на пустом месте. Становление  и развитие последних было подготовлено многолетней дореволюционной исторической традицией широкой социальной деятельности в сфере оказания помощи; а также  опытом воспитательной, культурно-массовой и просветительской работы среди  населения в советский период. В этом, по-видимому, и состоит  первая особенность формирования отечественной  модели социальной работы.

Вторая особенность  определяется тем, что, с одной стороны, у нас существует во многом уникальный исторический опыт в сфере социальной помощи, а с другой - эта, некогда  могучая, традиция социальной помощи в  дореволюционной России в ходе известных  событий была безвозвратно утрачена. В итоге сложилась довольно грустная ситуация: в сфере оказания социальной помощи мы имеем беспрецедентный исторический опыт, который применить на практике без кардинальной ревизии, адаптации к условиям современной действительности практически невозможно. Иными словами, те уникальные наработки, что сохранились в архивных источниках и дошли до нас, вполне могут быть реконструированы, но лишь формально - слишком уж разнится исторический контекст их становления и развития, - а потому результативность любого слепого копирования в современных условиях вряд ли будет столь же эффективна как когда-то. Именно поэтому, в отличие от стран с устоявшейся исторической традицией социальной работы, Россия вынуждена практически заново, - хотя и не на пустом месте - создавать современную национальную систему социальной работы.

Информация о работе Технология социальной коммуникации как инструмент профессиональной деятельности социального работника