Третья особенность
органично связана со второй; т.к
груз нерешённых проблем в социальной
сфере изначально ставит специалистов
в области социальной работы перед трудноразрешимой
проблемой: они вынуждены одновременно
налаживать эффективную систему социальной
защиты, параллельно занимаясь разработкой
научной концепции, адекватной требованиям
момента. Фактически становление социальной
работы как профессиональной сферы деятельности
идёт одновременно с научно-практической
разработкой основных методологических,
концептуальных положений, определяющих
сущность столь сложных явлений, как социальная
работа - социальная педагогика.
И, наконец,
четвёртая особенность коренится
в тесном единстве таких социальных
понятий, процессов и феноменов,
как “социальная работа” и
“социальная педагогика". Исторически
так сложилось, что социальная работа
в России - это не только деятельность
по оказанию непосредственной социальной
помощи нуждающимся, но и работа по созданию
благоприятных условий для развития и
становления личности в социальном, психологическом,
экономическом, правовом контексте. Социальная
работа/педагогика в России, будучи, вне
всякого сомнения, самостоятельными областями
теории и практики, имеют множество точек
соприкосновения, и, как показал исторический
опыт, практикуемое порой противопоставление
социальной работы и социальной педагогики
приносит больше вреда, чем пользы.
Итак, что такое социальная работа? До
сих пор в науке нет единства мнений по
этому вопросу. Ясно одно: суть социальной
работы несводима к пониманию её только
как одного из видов помощи или к части
социальной системы всего общественного
устройства, или же к теоретическим исследованиям
специфики оказываемой помощи и способам
её организации. В связи с многообразием
толкований в научной литературе понятия
“социальная работа” необходимо сформулировать
то её понимание, которое положено в основу
данного пособия.
Для нас социальная
работа - это сложное общественное
явление, самостоятельная область
научно-практического знания, профессия
и учебный предмет. В качестве
общественного явления социальная
работа представляет собой своеобразную
модель помощи, которую общество реализует
в конкретный исторический период,
сообразно с особенностями национально-культурного,
социально-политического развития.
Это - предельно широкое толкование
социальной работы.
Как наука
социальная работа имеет собственный
предмет и объект исследования, своеобразную
проблематику. Она исследует социальные
отношения, процессы социального взаимодействия
с целью решения проблем клиента,
возникающих в результате влияния
различных биологических и социальных
факторов.
В основе социальной
работы - профессии находится определенный
функциональный стандарт, связанный
с оказанием конкретных видов
помощи разнообразным группам в
соответствии с задачами и основами
экономической, политической и правовой
политики конкретного социально
ориентированного государства. В связи
с введением образовательного стандарта
по подготовке социальных работников
в него включён и специальный
предмет - “социальная работа", задачи
которого связаны с формированием
профессионального самоопределения.
Социальная
работа - это ответственная профессиональная
деятельность, которая помогает людям,
сообществам установить, определить
личные, социальные и ситуативные, т.е.
обстоятельственные трудности, влияющие
на них. Сущность эффективности социальной
работы выражается в способности
целостной системы или ее отдельных
элементов позитивно реагировать
и отвечать на запросы, потребности
населения, прежде всего социально уязвимой
его части. В сегодняшней России сформировано
достаточно обособленное от других сегментов
пространство, в котором осуществляется
нормативно-правовое, но и реальное, материально
и организационно оформленное пространство
социальной работы - система учреждений
социальной работы населения.
3. Профессиональные
требования к социальному работнику
Должность социального
работника и специалиста социальной
работы в Российской Федерации введена
в 1991 году. В квалификационном справочнике
он наделяется следующими должностными
обязанностями: выявляет на предприятиях,
в микрорайонах семьи и отдельных
лиц, нуждающихся в социально-медицинской,
юридической, психолого-педагогической,
материальной и иной помощи, охране
нравственного, физического и психического
здоровья; устанавливает причины
возникших у них трудностей, конфликтных
ситуаций, в т. ч. по месту работы,
учебы и т.д., оказывает им содействие
в их разрешении и социальную защиту;
содействует интеграции деятельности
различных государственных и
общественных учреждений по оказанию
необходимой социально-экономической
помощи населению; оказывает помощь
в семейном воспитании, заключении
трудовых договоров о работе на дому
женщинам, имеющим несовершеннолетних
детей, инвалидам, пенсионерам; проводит
психолого-педагогические и юридические
консультации по вопросам семьи и
брака, воспитательную работу с несовершеннолетними
детьми с ассоциативным поведением.
Выявляет
и оказывает содействие детям
и взрослым, нуждающимся в опеке
и попечительстве, устройстве в лечебные
и учебно-воспитательные учреждения,
получении материальной, социально-бытовой
и иной помощи. Организует общественную
защиту несовершеннолетних правонарушителей,
в необходимых случаях выступает
в качестве их общественного защитника
в суде.
Участвует в
работе по созданию центров социальной
помощи семье: усыновления, попечительства
и опеки; социальной реабилитации; приютов;
молодежных, подростковых, детских
и семейных центров; клубов и ассоциаций,
объединений по интересам и т.д.
Организует и координирует работу по
социальной адаптации и реабилитации
лиц, вернувшихся их специальных
учебно-воспитательных учреждений и
мест лишения свободы.
Конкретизация
деятельности специалистов по социальной
работе вытекает из его основных функций:
- диагностическая - заключается в том, что социальный работник изучает особенности семьи, группы людей, личности, степень и направленность влияния на них микросреды и ставит "социальный диагноз";
- прогностическая - прогнозирует развитие событий, процессы, происходящие в семье, группе людей, обществе и вырабатывает определенные модели социального поведения;
- правозащитная - использует законы и правовые акты, направленные на оказание помощи и поддержки населения, его защиту;
- организационная - способствует организации социальных служб на предприятиях и по месту жительства, привлекает к их работе общественность и направляет их деятельность к оказанию различных видов помощи и социальных услуг населению;
- предупредительно-профилактическая - приводит в действие различные механизмы (юридические, психологические, медицинские, педагогические и др.) предупреждения и преодоления негативных явлений, организует оказание помощи нуждающимся;
- социально-медицинская - организует работу по профилактике здоровья, способствует овладению основами оказания первой медицинской помощи, содействует подготовке молодежи к семейной жизни, развивает трудотерапию и т.д.;
- социально-педагогическая - выявляет интересы и потребности людей в разных видах деятельности: культурно-досуговой, спортивно-оздоровительной, художественного творчества и привлекает к работе с ними различные учреждения, общества, творческие союзы и т.д.;
- психологическая - оказывает различные виды консультирования и коррекции межличностных отношений, способствует социальной адаптации личности, оказывает помощь в социальной реабилитации всем нуждающимся;
- социально-бытовая - способствует в оказании необходимой помощи и поддержки различным категориям населения (инвалидам, людям пожилого возраста, молодым семьям и т.д.) в улучшении их быта, жилищных условий;
- коммуникативная - устанавливает контакт с нуждающимися, организует обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.
Специфика функций
социального работника предполагает
органическое сочетание личностных
и профессиональных качеств, что
отражено в этическом и профессиональном
кодексе.
Так, к числу
обязательных качеств и умений социального
работника отнесены:
- эмпатийность;
- психологическая компетентность,деликатность и тактичность;
- Человечность и гуманность, милосердие;
- организаторские и коммуникативные способности, экстравертированность;
- высокая духовная культура и нравственность;
- социальный интеллект (т.е. умение адекватно воспринимать и анализировать социальные ситуации и других людей);
- умение быть интересным для окружающих и неформальным в работе с клиентом;
- направленность на интересы, потребности и защиту человеческого достоинства клиента;
- учение соблюдать конфиденциальность служебной информации и личных тайн клиента;
- стремление к постоянному повышению профессиональных знаний;
- честность, моральная чистота в профессиональных делах, соблюдение этики взаимоотношений с людьми и т.п.
Заключение
В России сложился
и функционирует институт "специалистов
социальной работы". С 1991 года началась
профессиональная подготовка по специальности
"социальная работа".
В настоящей
работе сделана попытка проанализировать
некоторые аспекты подготовки специалистов
по социальной работе, специфику их
деятельности и профессионального
мастерства Эффективность социальной
работы рассматривается как максимально
возможное в данных условиях достижения
целей по удовлетворению социальных
потребностей населения при оптимальных
затратах
Большое значение
в повышении эффективности социальной
работы имеет микроуровень - непосредственно
деятельность социального работника на
уровне клиента. Она имеет первостепенное
значение для формирования профессиональной
мотивации, для защиты клиентов, для смягчения
различного рода отклонений в социальном
обслуживании населения.
Социальный
работник осуществляет ряд конкретных
видов деятельности: психологическую,
педагогическую, организаторскую и
др.; он осуществляет цели социальной работы
(увеличение степени самостоятельности
клиентов, их способности контролировать
свою жизнь и более эффективно
разрешать возникающие проблемы;
адаптация людей в обществе и,
наконец, достижение такого состояния,
когда необходимость в помощи
социального работника отпадает
и т.д.).
Социальный
работник должен владеть не малым
арсеналом профессиональных умений,
навыков, обладать глубокими знаниями
в области наук о человеке: психологии,
социологии, педагогики, право, чтобы
выступать достойным реализатором
целей социальной работы.
Профессионально
важные качества в работе рассматриваются
как проявления психологических
особенностей личности социальных работников.
Социальные работники всегда интерпретируют
объективную реальность через структуру
своей личности. Личностные качества специалистов
по социальной работе являются базисными
при становлении профессионального мастерства.
Наиболее
точным инструментом социального работника
всегда будет его способность
к пониманию смыслов заложенных
в жизнедеятельности клиентов. Такая
способность - искусство, которое обеспечивается
нерефлексируемыми механизмами, интуицией,
заложенной в подсознании человека. Эти
способности нельзя сформировать лишь
на основании профессионального обучения,
но они всегда будут тем более действенны,
чем выше культурный и интеллектуальный
уровень социального работника, гуманистической
направленности его личности.
Выполненная
работа и полученный фактический
материал обращают внимание на особую
важность при профессиональном обучении,
переподготовке, повышении квалификации,
работы с сознанием социальных работников.
Именно сознание - важнейший ресурс
совершенствования профессионального
мастерства. Другими словами становится
чрезвычайно важной работа по формированию
образа мира сотрудников социальных
служб.
Сказанное требует
развития в профессиональной подготовке
социальных работников, практико-ориентированных
дисциплин психолого-педагогического
цикла, формирование у будущего специалиста
эмоционально-образного и социального
мышления, создание условий для раскрытия
креативного потенциала, социальной
изобретательности.
Практика
социальной работы - не только наука, но
и искусство, предполагающее наличия
у специалиста по социальной работе
комплекса гуманистических качеств.
Список литературы.
- Андреева Г. М. “Социальная психология” – М., Аспект Пресс, 1996
- Атватер И. “Я Вас слушаю...” М.: Экономика, 1988 –111 стр.
- “Введение в практическую социальную психологию”/ под ред. Ю. М. Жукова, Л. А. Петровской, О. В. Соловьевой – 3 –е. издание, М.: Смысл – 377стр.
- Владимирова, Овчинников " Методика психологического консультирования в социальной работе"// Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы,
1996, № 2, стр. 14-30
- Гойхман О. Я., Надеина Т. М. “Основы речевой коммуникации: Учебник для вузов” под ред. Проф. О. Я. Гойхмана. – М.: Инфра, 1997 – 272 стр.
- Данкел Ж. Деловой этикет. Серия “1000 секретов успеха ”. Ростов н/Д: Феникс, 1997.
- Девис Ф. Создай себе имидж/ Пер. с англ. С. И. Ананин, Мн.: ООО “Попурри”, 1998.
- Карнеги Д. “Как завоевать друзей” – Мн. Беларусь, 1990
- Квасков В.Д. "Роль общения в деятельности человека"// Социально – политический журнал,
1996, № 3, стр. 224 – 234
- Квиллиам С. “Тайный язык жеста и взгляда”, пер. с англ. – М.: Ниола – пресс, 1998 - стр. 144.
- Козлов В. В.
"Социальная работа с кризисной личностью" – Ярославль, 1999 –238 стр.
- Колпачников В. В. “Индивидуальные модели консультативного процесса и психологического здоровья в консультировании” // “Журнал практического психолога”, 1997. №5, стр.18 –26.
- Колпачников В. В. “Общее введение в индивидуальное психологическое консультирование” // “Вопросы психологии”, 1998, №6, стр. 35 –43
- Кришанская Ю. С. Третьяков В. П. “Грамматика общения”, М.: смысл, 1999
- Леонтьев А. Н. "Проблема развития психики" – М.: 1972
- Ломов Б. Ф. "вопросы общей, педагогической и инженерной психологии", М.: Педагогика, 1991 – 296 стр.
- Ломов Б. Ф. "Общение и социальная регуляция поведения индивида”// Психологические проблемы социальной регуляции поведения, М.: 1976
- “Методологические и технологические основы современной социальной работы в России”; Ярославль, “Диа –пресс”, 1997 –151 стр.
- Немов Р. С. "Психология" том 1, “Общие основы психологии”, М.: Просвещение, 1994
- “Общение и оптимизация совместной деятельности” под ред. Андреевой Г. М. И Яноушек Я. М. , МГУ, 1982
- “Основы социальной работы” под ред. П. Д. Павленка – М.: Инфра –М, 2000 – 368 стр.
- Паламарь А. “Мудрость общения”, М.: 1990
- Петровская Л.А. "Компетентность в общении" МГУ, 1989 –216 стр.
- Рюкле Х. “Ваше тайное оружие в общении: Мимика, жест, движение”, пер. с нем., Интерэксперт; 1996 – 277 стр.
- “Справочное пособие по социальной работе” под ред. А. М. Панова, Е. И. Холостовой, М.: Юристъ 1997 –168 стр.
- Фирсов М. В. “Введение в теоретические основы социальной работы”, М.: институт практической психологии; Воронеж НПО “МОДЭК”, 1997 – 192 стр.
- Эрнст О. “слово предоставлено Вам”; М.: 1988.
- “Язык жестов: Деловой бестселлер”; пер. с англ. Мн –Парадокс, 1995 –414 стр.
- www.info.sandy.ru /socio/public/rostel/vannesse/vannesse1.html