Социальная коммуникация. Типы социальной коммуникации

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 18:51, контрольная работа

Краткое описание

Социальная коммуникация — это понятие, относящееся прежде всего к деятельности, вне ее оно теряет всякий смысл. Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Оглавление

Введение………………………………………………………………….3
1. Социальная коммуникация…………………………………………...5
2. Функции социальной коммуникации………………………………..8
3. Модели коммуникации……………………………………………….10
4. Типы социальной коммуникации……………………………………18
Заключение………………………………………………………………26
Список литературы……………………………………………………...28

Файлы: 1 файл

кр.docx

— 54.47 Кб (Скачать)

Содержание

 

Введение………………………………………………………………….3

1. Социальная коммуникация…………………………………………...5

2. Функции социальной коммуникации………………………………..8

3. Модели коммуникации……………………………………………….10

4. Типы социальной коммуникации……………………………………18

Заключение………………………………………………………………26

Список литературы……………………………………………………...28 

Введение

 

Современное общество достаточно часто находиться в постоянных  коммуникациях между собой (коммуникология- наука  общения). Происходит постоянная социальная коммуникация. Что наводит на различные исследования в этой области.

Слово коммуникация (лат. Communicatio) происходит от communico — делаю общим, связываю, общаюсь и означает:

1) Путь сообщения, связь  одного места с другим.

2) Общение, передача информации  от человека к человеку —  специфическая форма взаимодействия людей в процессах их познавательно-трудовой деятельности, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи др. знаковых систем). Коммуникацией называются также сигнальные способы связи у животных.

В быту под коммуникацией, общением подразумевают обмен мыслями, знаниями, чувствами, схемами поведения и т.п.

Сразу же следует отметить, — заключает  один из отечественных исследователей, — что слово «обмен» здесь является явной метафорой. На самом деле, если мы обмениваемся идеями, обмениваемся словами и т.п., то я не лишаюсь своих слов, а мой собеседник – своих, мы взаимно обогащаемся идеями другого, собеседника. Более правильно говорить о том, что мы хотим поделиться вкладываемыми в них значениями. Это весьма существенное замечание, разделяющее подход к коммуникации на две парадигмы: механистическую и деятельностную. В первом случае под коммуникацией понимается однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. Во втором подходе коммуникация понимается как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий взгляд на вещи и действия с ними.

Социальная коммуникация — это понятие, относящееся прежде всего к деятельности, вне ее оно теряет всякий смысл. Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

 

1. Социальная коммуникация

 
 Коммуникативный процесс  представляет собой необходимую  предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между  поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его  продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает  и реализуется власть в обществе. 
Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация – это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека). 

Выделяют несколько видов  социальной коммуникации: 
По характеру аудитории:

-  межличностная (индивидуализированная);

-  специализированная (групповая);

-  массовая. 
По источнику сообщения: 

-  официальная (формальная);

-  неформальная. 

По каналу передачи: 

-  вербальная;  
-  невербальная.  
 Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс. Основными его компонентами являются: 

1. Субъекты коммуникационного процесса  - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);

2.Средства коммуникации – код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики  и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.); 
3. Предмет коммуникации (какое – либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.) 
4. Эффекты коммуникации – последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления  решает три основных взаимосвязанных  задачи:

1. Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества; 
2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов; 
3. Отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

 

2. Функции социальной  коммуникации

 

Главным и единственным субъектом коммуникации является человек, который для обеспечения своей жизнедеятельности вступает во взаимосвязь с другими людьми. Система человеческих взаимоотношений опосредуется культурой, которая определяет характер и эффективность человеческого общения. Но в ходе различных видов деятельности человека складывается потребность в поиске более совершенных и эффективных форм общения, что порождает различные роли и назначение тех или иных форм общения. Иными словами, в зависимости от разнообразных причин различные формы общения приобретают соответствующее назначение в жизнедеятельности людей, то есть функцию. Функциональный анализ коммуникации дает возможность выявить ту социальную  роль, которую она выполняет в обществе, и помогает более точно понять ее сущность. 
 В научной литературе не существует однозначного решения вопроса о функциях  коммуникации. Однако большинство зарубежных и отечественных ученых сходятся во мнении, что процессу коммуникации  присущи определенные функции.

Информационная функция.

В современной науке понятие  «информация» трактуется как обмен  между людьми различного рода знаниями и сведениями. Здесь коммуникация  играет роль посредника. Она представляет собой обмен сообщениями, мнениями, замыслами, решениями, который совершается между коммуникантами. Информационный обмен может совершаться как ради достижения какой-то практической цели, решения какой-либо проблемы, так и ради самого процесса коммуникации , поддержания отношений между людьми.

Социальная  функция. 

Она заключается в формировании и развитии культурных навыков взаимоотношения  людей. Эта функция формирует наши мнения, мировоззрение, реакции на те или иные события. Ведь культура не может существовать вне общения, так как только в этих процессах человек, будучи общественным существом, может согласовать свои действия с действиями других людей, добиться выполнения социально значимых целей, да и просто стать человеком. Благодаря этой функции всем членам общества обеспечивается приобретение некоторого уровня культурной компетенции, с помощью которой становится возможным их нормальное существование в данном обществе.

Экспрессивная функция 

Она означает стремление партнеров  по коммуникации  выразить и понять эмоциональные переживания друг друга. Так, межличностная коммуникация всегда начинается с установления контакта между партнерами. При этом важно не только сообщить необходимую для общения информацию (представиться), выбрав для этого стереотипные вербальные высказывания, но и дополнить их невербальными средствами (улыбка, рукопожатие), которые должны показать нашу расположенность (нерасположенность) к контакту. Плохое первое впечатление может разрушить далеко идущие планы партнеров. Выражение эмоций очень важно и в дальнейшем общении, когда укрепляются намеченные связи между людьми, осуществляется какой-то совместный проект.

Экспрессивная функция  проявляется в выражении чувств, эмоций в процессе коммуникации  через вербальные и невербальные средства. Они связаны с выбранным стилем речевого общения, используемыми невербальными средствами коммуникации. В зависимости от того, какой способ передачи чувств и эмоций выбран, экспрессивная функция может значительно усилить или ослабить информационную функцию  коммуникации.

Особое значение экспрессивная функция имеет для творческих людей, создающих произведения, которые должны быть оценены другими и в которых отражается их собственное образное восприятие мира и эмоциональное отношение к нему. В ходе осуществления этой функции в партнере возбуждаются нужные эмоциональные переживания, которые в свою очередь способны изменить собственное эмоциональное состояние.

Прагматическая функция 

Эта функция  позволяет регламентировать поведение и деятельность участников коммуникации, координировать их совместные действия. Она может быть направлена как на себя, так и на партнера, в ходе осуществления этой функции  возникает необходимость прибегать как к побуждению партнера к выполнению какого-то действия, так и к запрещению каких-то поступков. Ведь человек общается ради достижения каких-то целей, для чего осуществляет определенную деятельность, которая в свою очередь нуждается в постоянном контроле и корреляции. Именно это и выполняет прагматическая функция  коммуникации.

Интерпретативная функция 

Она служит прежде всего для понимания своего партнера по коммуникации, его намерений, установок, переживаний, состояний. Дело в том, что различные средства коммуникации  не только отражают события окружающей действительности, но и интерпретируют их в соответствии с определенной системой ценностей и политических ориентиров. Некоторые зарубежные исследователи называют это свойство коммуникации  interpretation function, подчеркивая таким образом значение именно интерпретации информации, отбора и освещения фактов с определенных позиций. В то же время эта функция  зачастую используется для передачи конкретных способов деятельности, оценок, мнений, суждений и т.д.

 

3. Модели коммуникации

 

В процессе социологического исследования коммуникационных процессов  выработались различные модели  социальной  коммуникации.

Широкое признание и распространение  получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом и политологом Г. Лассуэллом и включающая пять элементов:

1. Кто? (передает сообщение)  – коммуникатор

2. Что? (передается) – сообщение

3. Как? (осуществляется передача) – канал

4. Кому? (направлено сообщение)  – аудитория

5. С каким эффектом? - эффективность

Можно выделить три позиции  коммуникатора во время коммуникативного процесса: открытая (открыто объявляет  себя сторонником излагаемой точки  зрения) , отстраненная (держится подчеркнуто нейтрально, сопоставляет противоречивые точки зрения) и закрытая (умалчивает о своей точке зрения, скрывает ее).  
   Невербальная коммуникация. Выделяют четыре группы невербальных средств общения:  
   1) Экстра- и паралингвистические (различные околоречевые добавки, придающие общению определенную смысловую окраску – тип речи, интонирование, паузы, смех, покашливание и т.д.)  
   2) Оптико-кинетические (это то, что человек «прочитывает» на расстоянии – жесты, мимика, пантомимика).

Жест – это движение рук или кистей рук, они классифицируются на основе функций, которые выполняют:

- коммуникативные (заменяющие речь); 

- описательные (их смысл понятен только при словах);

- жесты, выражающие отношение к людям, состояние человека. 

 
Мимика – это движение мышц лица.

Пантомимика – совокупность жестов, мимики и положения тела в пространстве. 

3) Проксемика (организация пространства и времени коммуникативного процесса)  
   В психологии выделяют четыре дистанции общения:  
- Интимная (от 0 до 0,5 метра). На ней общаются люди, связанные, как правило, близкими доверительными отношениями. Информация передается тихим и спокойным голосом. Многое передается с помощью жестов, взглядов, мимики. 

- Межличностная (от 0,5 до 1,2 метра). На ней осуществляется общение между друзьями).    

- Официально-деловая или социальная (от 1,2 до 3,7 метра). Используется для делового общения, причем чем больше расстояние между партнерами, тем более официальны их отношения. 

- Публичная (более 3,7 метров). Характеризуется выступлением перед аудиторией. При таком общении человек должен следить за речью, за правильностью построения фраз.

4) Визуальный контакт.  Визуалика, или контакт глаз. Установлено, что обычно общающиеся смотрят в глаза друг другу не более 10 секунд.  
   Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. "Формула Лассуэлла" отражает характерную особенность ранних моделей  коммуникации - она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять нареципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение ориентирует модель  на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды. В модели  Шеннона-Уивера коммуникация  также описывается как линейный односторонний процесс. Математик Шеннон работал над своей коммуникационной моделью  в конце 40-х годов по заказу лаборатории "Белл Телефон" и это во многом определило "технический" характер созданной модели, ее "дистанционность". Главной задачей было снижение "шума" и максимальное облегчение обмена информацией. Модель  описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения. Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал. Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, 
отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Позднее положение об искажении информации было дополнено другими причинами исходной и конечной информации. В связи с работами по селективности восприятия стало известно, что коммуникационный канал включает последовательность фильтров, приводящих к тому, что количество информации на входе в систему больше той информации, которая срабатывает на выход [Н.Винер]. Неспособность участников коммуникации  осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена.

Информация о работе Социальная коммуникация. Типы социальной коммуникации