Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:16, шпаргалка
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.
Социальная коммуникация
Социальная коммуникация - это:
передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Социальная коммуникация
Социальная коммуникация - это:
передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.
Процесс общения (коммуникации)
Во-первых, он состоит непосредственно из самого акта общения,коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять `считывать` со своих лиц опреде-ленное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).
В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, тоvсообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.
коммуникация - сложное общественное явление, включающее в себя совокупность идей, теорий, отношений, организаций и учреждений. Социальная коммуникация делится по ряду признаков. Во-первых, по характеру целевой аудитории она может быть межличностной, групповой или массовой. Во-вторых, по автору, источнику сообщения она может быть официальной и неофициальной. И, наконец, она может быть вербальной или невербальной. Науки о коммуникации как самостоятельное направление были выделены в 50-х годах прошлого столетия, хотя и до этого времени существовало немало публикаций по данной тематике.
Социальная коммуникация является предметом социологии коммуникации – передачи и получения смысловой и оценочной информации и в плане воздействия на их отношение к социальным ценностям данного общества и социума в целом. Можно выделить три группы на основе ведущего аспекта коммуникации:
- языкового - ряд школ, которые трактуют язык как социальное явление, средство общения людей, связанное с их общественным положением, родом деятельности и др. (Мейе, Дидро, Руссо, Ломоносов);
- социального –
изучение социальных факторов, способствующих
формированию социального
- коммуникативного - теория речевых актов (Дж. Остин) и критический анализ дискурса (Фаулер, Кресс).
Второй связан с
разделением понятий «
а) общение имеет и практический, и материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом – передачей тех или иных сообщений.
б) они различаются
по характеру самой связи
Общение пронизывает
все сферы деятельности человека,
и изучается многими науками.
Социологи, психологи, философы, лингвисты
понимают под общением «процесс выработки
новой информации и то, что вырабатывает
их общность» (М.С.Каган) или «особую форму
взаимодействия людей».
Психологи вырабатывают
три уровня анализа структуры
общения:
1.Общение индивидуума
как сторона его образа жизни
(макроуровень).
2.Отдельные акты
общения, отдельные контакты (мезоуровень).
3.Отдельные элементы
акта общения (микроуровень).
Общение – это
реальная деятельность, разворачивающаяся
процессуально, то есть так же, как
и речь, протекающая преимущественно
в виде речи (в ее словесной и
несловесной составляющих).
В результате взаимодействия
людей между ними происходит речевое
общение, которое способствует обмену
определенной информацией и познанию
мира (информационно-
В рамках общения
как деятельности сам человек
как субъект общения также
выполняет разные функции:
– коммуникативную
(обеспечение взаимосвязи);
– информационную (взаимовыражение);
– когнитивную (взаимопознание);
– эмотивную (переживание
взаимоотношений);
– креативную (взаимовлияние,
преобразование).
Процесс коммуникации,
включая его главный компонент
– обмен информацией между
коммуникантами, осуществляется в коммуникативной
сфере, под которой принято понимать область
коммуникативной деятельности человека,
в которой происходит сообщение или получение
определенной информации. В коммуникативной
сфере осуществляется общественная деятельность
людей в духовной, политической, экономической,
производственной жизни. Коммуникативная
сфера интегрирует целый ряд социально
значимых характеристик коммуникации,
среди которых можно выделить смысловую
информацию, социальный статус коммуникантов,
их коммуникативные роли и степень мотивированности
в обмене информацией. Принято различать
обиходно-бытовую, деловую, научную, профессиональную
и художественно-творческую коммуникативные
сферы, которые различаются функционально-стилистическими
особенностями языковых элементов, используемых
в конкретной коммуникативной системе.
Наряду с термином
«речевое общение» нередко используется
и термин «коммуникация» (от лат. communico
– «делаю общим, связываю, общаюсь»), под
которой принято понимать специфическую
форму взаимодействия людей в процессе
их познавательно-трудовой деятельности.
Коммуникация выделилась
в самостоятельный объект исследования
социальных наук в связи с развитием
технических средств передачи информации.
Коммуникативное знание носит междисциплинарный
характер. Базовыми понятиями для
теории коммуникации являются: общение,
коммуникация, речевая деятельность,
информация, информационный обмен, коммуникативное
пространство.
Существует проблема
соотношения понятий
1. Отождествление
этих понятий, так как термины
коммуникация и общение
2. Разделение понятий
коммуникация и общение, при
этом синонимом к термину
3. Понятия коммуникация
и общение часто
Коммуникация представляет
собой процесс обмена информацией
между общающимися сторонами. Коммуникативное
влияние как результат обмена
информацией проявляется только
тогда, когда адресант, направляющий
информацию, и адресат, принимающий
ее, обладают единой и сходной системой
кодирования и декодирования
информации. Помимо знания языка коммуниканты
должны обладать одинаковым или близким
пониманием коммуникативной ситуации.
Коммуникативный процесс предполагает
обратную связь и понимание, при этом ответственность
лежит в большей степени на отправителе
сообщения как его инициаторе.
Коммуникация –
это информационная связь субъекта
с тем или иным объектом. Коммуникацией
называют и пути сообщения, и формы
связи, и связь между людьми для
передач и получения информации,
и массовую коммуникацию–процесс сообщения
информации с помощью технических
средств. Рассматривая эти термины
применительно к речевой
К основным функциям
коммуникации можно отнести:
– информативную –
передача истинных или ложных сведений;
– интерактивную
– организация взаимодействия между
людьми, например, согласовать действия,
распределить функции, повлиять на настроение,
убеждение, поведение собеседника,
используя различные формы
– перцептивную –
восприятие друг друга партнерами по
общению и установление на этой основе
взаимопонимания;
– экспрессивную –
возбуждение или изменение характера
эмоциональных переживаний.
Под речевой коммуникацией
принято понимать общение людей
не только для беседы или разговора,
но и для обмена информацией. Принято
выделять механический и деятельностный
подходы в коммуникации. В рамках механического
подхода под коммуникацией принято понимать
однонаправленный процесс кодирования
и передачи информации от источника и
прием информации получателем сообщения.
В деятельностном подходе коммуникация
– это совместная деятельность участников
коммуникации (коммуникантов), в ходе которой
вырабатывается общий (до определенного
предела) взгляд на вещи и действия с ними.
Коммуникативный процесс
– это обмен информацией между
людьми, целью которого является обеспечение
понимания передаваемой и получаемой
информации. Его условно можно
разбить на пять этапов:
1) начало обмена
информацией;
2) воплощение идеи
в слова, символы, в сообщение;
3) передача информации
через использование выбранных
каналов связи;
4) получатель информации
переводит вербальные и
5) этап обратной
связи, отклик получателя на
полученную информацию.
В настоящее время
принято выделять следующие виды
общения:
1. По положению
собеседников – контактное (общение
напрямую) и дистантное (общение
на расстоянии). При контактном общении
взаимодействие происходит одновременно,
партнеры находятся рядом, оно почти всегда
– устное. Это дает возможность использовать
не только вербальные, но и невербальные
средства общения. Дистантное общение
происходит, когда партнеры разделены
пространством и временем. При таком общении
существенно снижается доля невербальных
средств общения, теряется его живость
и мгновенность реакции.
2. По условиям общения
или по способу установления и поддержания
контакта – непосредственную (прямую)
коммуникацию, которая осуществляется
напрямую с использованием вербальных
и невербальных средств в пределах визуального
восприятия, и опосредованную (дистанционную)
коммуникацию, когда взаимодействие осуществляется
через посредника или с помощью различных
средств коммуникации (СМИ и рекламы) и
технических средств (телефон, радио, компьютер
и т.д.).