Социальная коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:16, шпаргалка

Краткое описание

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Оглавление

Социальная коммуникация
Социальная коммуникация - это:
передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Файлы: 1 файл

Социальная коммуникация.docx

— 51.01 Кб (Скачать)

Социальная  коммуникация

Социальная  коммуникация - это:

передача  информации, идей, эмоций посредством знаков, символов

процесс, который связывает  отдельные части  соц. систем друг с  другом.

механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого  человека).

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Процесс общения (коммуникации)

Во-первых, он состоит  непосредственно из самого акта общения,коммуникации , в котором участвуют сами коммуниканты, общающиеся. Причем в нормальном случае их должно быть не менее двух. Во-вторых, коммуниканты должны совершать само действие, которое мы и называем общением, т.е. делать нечто (говорить, жестикулировать, позволять `считывать` со своих лиц опреде-ленное выражение, свидетельствующее, например, об эмоциях, переживаемых в связи с тем, что сообщается).

В-третьих, необходимо, далее определить в каждом конкретном коммуникативном акте канал связи. При разговоре по телефону таким  каналом являются органы речи и слуха; в таком случае говорят об аудио-вербальном (слухо-словесном) канале, проще - о слуховом канале. Форма и содержание письма воспринимаются по зрительному (визуально-вербальному) каналу. Рукопожатие - способ передачи дружеского приветствия по кинесико-тактильному (двигально-осязательному) каналу. Если же мы по костюму узнаем, что наш собеседник, допустим, узбек, тоvсообщение о его национальной принадлежности пришло к нам по визуальному каналу (зрительному), но не по визуально-вербальному, поскольку словесно (вербально) никто ничего не сообщал.Коммуникативная сторона общения (или коммуникация в узком смысле слова) состоит в обмене информацией между общающимися индивидами. Интерактивная сторона заключается в организации взаимодействия между общающимися индивидами (обмен действиями). Перцептивная сторона общения означает процесс восприятия и познания друг друга партнерами по общению и установления на этой основе взаимопонимания.

коммуникация - сложное  общественное явление, включающее в  себя совокупность идей, теорий, отношений, организаций и учреждений. Социальная коммуникация делится по ряду признаков. Во-первых, по характеру целевой  аудитории она может быть межличностной, групповой  или массовой. Во-вторых, по автору, источнику сообщения она  может быть официальной и неофициальной. И, наконец,  она может быть вербальной или невербальной. Науки о коммуникации как самостоятельное направление были выделены в 50-х годах прошлого столетия, хотя и до этого времени существовало немало публикаций по данной тематике.

Социальная коммуникация является предметом социологии коммуникации – передачи и получения смысловой  и оценочной информации и в  плане воздействия на их отношение  к социальным ценностям данного  общества  и социума в целом. Можно выделить три группы на основе ведущего аспекта коммуникации:

- языкового - ряд  школ, которые трактуют язык как  социальное явление, средство  общения людей, связанное с  их общественным положением, родом  деятельности и др. (Мейе, Дидро, Руссо, Ломоносов);

- социального –  изучение социальных факторов, способствующих  формированию социального знания, и оценочных суждений (Бергер, Лукман); 

-  коммуникативного - теория речевых актов (Дж. Остин) и критический анализ дискурса  (Фаулер, Кресс).

Второй связан с  разделением понятий « коммуникация»  и «общение». Именно такую точку  зрения высказывает отечественный  философ М.С. Коган. Он считает, что  их различие состоит по крайней мере в двух главных отношениях.

а) общение имеет  и практический, и материальный, и духовный, информационный, и практически-духовный характер, тогда как коммуникация является чисто информационным процессом  – передачей тех или иных сообщений.

б) они различаются  по характеру самой связи вступающих во взаимодействие систем. Коммуникация есть субъект – объектная связь, где субъект передает некую информацию, а объект выступает в качестве пассивного получателя. Коммуникация по мнению Когана является процессом однонаправленным: информация передается только в одну сторону, поэтому в принципе не имеет большого значения, является ли получатель информации человек, животное или техническое устройство.

Общение пронизывает  все сферы деятельности человека, и изучается многими науками. Социологи, психологи, философы, лингвисты  понимают под общением «процесс выработки  новой информации и то, что вырабатывает их общность» (М.С.Каган) или «особую форму взаимодействия людей». 

Психологи вырабатывают три уровня анализа структуры  общения: 

1.Общение индивидуума  как сторона его образа жизни  (макроуровень). 

2.Отдельные акты  общения, отдельные контакты (мезоуровень). 

3.Отдельные элементы  акта общения (микроуровень). 

Общение – это  реальная деятельность, разворачивающаяся  процессуально, то есть так же, как  и речь, протекающая преимущественно  в виде речи (в ее словесной и  несловесной составляющих). 

В результате взаимодействия людей между ними происходит речевое  общение, которое способствует обмену определенной информацией и познанию мира (информационно-коммуникационная функция), планирует и организует деятельность партнеров (коммуникативно-регулятивная функция), оказывает воздействие  на эмоциональную сферу собеседников (аффективно–коммуникативная функция). 

В рамках общения  как деятельности сам человек  как субъект общения также  выполняет разные функции: 

– коммуникативную (обеспечение взаимосвязи); 

– информационную (взаимовыражение); 

– когнитивную (взаимопознание); 

– эмотивную (переживание  взаимоотношений); 

– креативную (взаимовлияние, преобразование). 

Процесс коммуникации, включая его главный компонент  – обмен информацией между  коммуникантами, осуществляется в коммуникативной сфере, под которой принято понимать область коммуникативной деятельности человека, в которой происходит сообщение или получение определенной информации. В коммуникативной сфере осуществляется общественная деятельность людей в духовной, политической, экономической, производственной жизни. Коммуникативная сфера интегрирует целый ряд социально значимых характеристик коммуникации, среди которых можно выделить смысловую информацию, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией. Принято различать обиходно-бытовую, деловую, научную, профессиональную и художественно-творческую коммуникативные сферы, которые различаются функционально-стилистическими особенностями языковых элементов, используемых в конкретной коммуникативной системе. 

Наряду с термином «речевое общение»   нередко используется и термин «коммуникация» (от лат. communico – «делаю общим, связываю, общаюсь»), под которой принято понимать специфическую форму взаимодействия людей в процессе их познавательно-трудовой деятельности. 

Коммуникация выделилась в самостоятельный объект исследования социальных наук в связи с развитием  технических средств передачи информации. Коммуникативное знание носит междисциплинарный  характер. Базовыми понятиями для  теории коммуникации являются: общение, коммуникация, речевая деятельность, информация, информационный обмен, коммуникативное  пространство. 

Существует проблема соотношения понятий коммуникация и общение, имеется несколько  подходов к ее решению. 

1. Отождествление  этих понятий, так как термины  коммуникация и общение  равноправны; 

2. Разделение понятий  коммуникация и общение, при  этом синонимом к термину коммуникация  выступает понятие информационного  обмена. В таком смысле понятие  коммуникация является более  широким, чем общение. 

3. Понятия коммуникация  и общение часто рассматриваются  как близкие по смыслу. Общим  является их соотнесенность с  процессами передачи информации, обмена и связь с языком  как средством передачи информации. Отличительные  признаки коммуникации  и общения обусловлены тем,  что разные науки акцентируют  в объеме содержания этих понятий  различные аспекты. За общением  чаще закреплена характеристика  межличностного взаимодействия людей в различных сферах деятельности при помощи языка. В коммуникации главным является информационный обмен в обществе по разным каналам при помощи коммуникативных средств как в межличностном, так и в массовом общении. 

Коммуникация представляет собой процесс обмена информацией  между общающимися сторонами. Коммуникативное  влияние как результат обмена информацией проявляется только тогда, когда адресант, направляющий информацию, и адресат, принимающий  ее, обладают единой и сходной системой кодирования и декодирования  информации. Помимо знания языка коммуниканты должны обладать одинаковым или близким пониманием коммуникативной ситуации. Коммуникативный процесс предполагает обратную связь и понимание, при этом ответственность лежит в большей степени на отправителе сообщения как его инициаторе. 

Коммуникация –  это информационная связь субъекта с тем или иным объектом. Коммуникацией  называют и пути сообщения, и формы  связи, и связь между людьми для  передач  и получения информации, и массовую коммуникацию–процесс сообщения  информации с помощью технических  средств. Рассматривая эти термины  применительно к речевой ситуации, мы будем понимать под коммуникацией  передачу речевой информации от отправителя  к получателю и прием этой информации получателем от отправителя, а под  общением – речевое взаимодействие между людьми. 

К основным функциям коммуникации можно отнести: 

– информативную – передача истинных или ложных сведений; 

– интерактивную  – организация взаимодействия между  людьми, например, согласовать действия, распределить функции, повлиять на настроение, убеждение, поведение собеседника, используя различные формы воздействия: внушение, приказ, просьба, убеждение; 

– перцептивную –  восприятие друг друга партнерами по общению и установление на этой основе взаимопонимания; 

– экспрессивную – возбуждение или изменение характера эмоциональных переживаний. 

Под речевой коммуникацией  принято понимать общение людей  не только для беседы или разговора, но и для обмена информацией. Принято  выделять механический и деятельностный подходы в коммуникации. В рамках механического подхода под коммуникацией принято понимать однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и прием информации получателем сообщения. В деятельностном подходе коммуникация – это совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними. 

Коммуникативный процесс  – это обмен информацией между  людьми, целью которого является обеспечение  понимания передаваемой и получаемой информации. Его условно можно  разбить на пять этапов: 

1) начало обмена  информацией; 

2) воплощение идеи  в слова, символы, в сообщение; 

3) передача информации  через использование выбранных  каналов связи; 

4) получатель информации  переводит вербальные и невербальные  символы в свои мысли (процесс  декодирования); 

5) этап обратной  связи, отклик получателя на  полученную информацию. 

В настоящее время  принято выделять следующие виды общения: 

1. По положению  собеседников – контактное (общение  напрямую) и  дистантное (общение на расстоянии). При контактном общении взаимодействие происходит одновременно, партнеры находятся рядом, оно почти всегда – устное. Это дает возможность использовать не только вербальные, но и невербальные средства общения. Дистантное общение происходит, когда партнеры разделены пространством и временем. При таком общении существенно снижается доля невербальных средств общения, теряется его живость и мгновенность реакции. 

2. По условиям общения или по способу установления и поддержания контакта – непосредственную (прямую) коммуникацию, которая осуществляется напрямую с использованием вербальных и невербальных средств в пределах визуального восприятия, и  опосредованную (дистанционную) коммуникацию, когда взаимодействие осуществляется через посредника или с помощью различных средств коммуникации (СМИ и рекламы) и технических средств (телефон, радио, компьютер и т.д.). 

Информация о работе Социальная коммуникация