Социальная коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:16, шпаргалка

Краткое описание

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Оглавление

Социальная коммуникация
Социальная коммуникация - это:
передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Файлы: 1 файл

Социальная коммуникация.docx

— 51.01 Кб (Скачать)

Нормы, или правила, внутригруппового общения устанавливаются  в зависимости от принятых моделей  поведения и коммуникативной  ситуации, например, во время выступления  руководителя принято молчать. 

Лидерство бывает четырех  видов: 

– автократия, когда  один подчиняет себе других; 

– попустительство когда многое позволено делать 

– демократия 

– коллективизм, когда  формально все равны, но функционально  это не совсем так. 

Термин «роль» используется в значении устойчивый шаблон в поведения, включающий действия, мысли и чувства  человека. В роли отражаются социально–типичные аспекты поведения. Понятие роли подразумевает понятие репертуара речевых действий, которые выполняются  коммуникантами при определенных обстоятельствах и в определенных ситуациях общения. Роль  – это способ поведения, который считается подходящим для конкретной ситуации. Они проявляются в процессе коммуникации, и каждый индивид исполняет в жизни массу разнообразных ролей. 

Роли могут быть: 

– возрастными (ребенок, подросток, взрослый и т.д.): нарушение характеристик роли определяется в речи – ведет себя как ребенок, плачет как маленький; 

– половыми – (мужчина, женщина); нарушение стереотипов  также определяется в речи – кричит как базарная баба, ведет себя как  мужик; 

– социальными (принадлежность к определенному классу общества) , что выражается в речевых предпочтениях, невербальном поведении, индикации стиля жизни; нарушение поведенческого стереотипа определяется в речи– разговаривает как грузчик, со свиным рылом да в калашный ряд) и т.п. 

Важными характеристиками являются также наборы социальных ролей, задающие стратегии и тактики  общения, использование языкового  материала. К числу факторов, определяющих роль коммуниканта в процессе общения, относится ряд признаков, в частности языковая компетенция, социально-культурный статус, национальная принадлежность, биолого-физиологические данные, психологический тип коммуниканта, степень знакомства с собеседником, внешний вид и т.д. 

Речевое поведение  индивида всегда обусловлено ситуацией  общения, эмоциями, поступками говорящего, может быть выражено вербальными  и невербальными средствами. Различные  социальные группы отличаются своим  речевым поведением, что объясняется  существованием стереотипов поведения, которые связаны  с ролью человека в обществе. 

Каждая личность наделена коммуникативными, социальными  и психологическими ролями, совокупность которых создает вариант речевого поведения. Социальные роли коммуникантов складываются из позиции, которую они занимают в обществе. Социальные характеристики участников коммуникации проявляются в языке. Реализуются соответствующие речевые интенции: ругать, укорять, хвалить, делать комплименты и т.д. различают постоянные социальные признаки говорящих (биологический пол, возраст, место рождения, степень образованности и т.д.), их статусное положение (руководитель, подчиненный), переменные роли (пешеход, пассажир, покупатель и т.д.). 

Ученый-психолог Э. Берн указывает, что один и тот же человек  может принимать на себя разные психологические  роли. Например, Ребенок, где он проявляет раскованность, доверчивость, несдержанность, Родитель, для выполнения которой он выбирает авторитетный тон, выказывает превосходство, поучает, Взрослый, который проявляет трезвость в оценках, самоконтроль, скептицизм и др. 

Состояние Ребенка  может быть естественным, когда проявление чувства не зависит от того, что  хотят от него другие. Характерно проявление капризности: Я хочу! Купи! Мне без  разницы! Оставьте меня в покое! Оно  может проявляться и в приспособлении, что находит выражение в повиновении, чувстве вины, замкнутости. Интонация  при этом может быть плаксивой, а  в речи используются формулировки: Что мне делать? Я боюсь, что  я не смогу этого сделать. 

Состояние Родителя может проявлять двояко: 

– критическое, когда  поведение ироничное, обвиняющее, авторитарное, часто используются директивы: Ты должен! Нельзя! Сколько тебе можно говорить! 

– кормяще-заботливое, когда поведение человека покровительственное или навязчивое, интонация при этом успокаивающая, используются формулировки: Бедняга, не вешай нос! Давай я это сделаю за тебя. 

Наряду с гармоничным, выделим интеррогативный стиль общения. В этом случае один из участников коммуникации постоянно задает вопросы, общение превращается в допрос. Кроме специалистов, которым по роду службы приходится так себя вести, – врачей, следователей, – нередко такого стиля придерживаются  авторитарные учителя, многие родители. Собеседник вынужден отчитываться, испытывая определенное психологическое давление. Этот стиль общения исключает взаимодействие, делает его ущербным. 

Состояние Взрослого  проявляется в трезвом взвешивании  фактов, использовании накопленного опыта, говорящий прислушивается к собеседнику, открыто задает вопросы. При этом выражение лица внимательное, заинтересованное, используются формулировки: По моему мнению, Я думаю, Вероятно, что… 

Наиболее продуктивным считается подход Взрослый-Взрослый. Необходимо переводит общение из рамок Взрослый-Ребенок, Ребенок-Ребенок  в рамки Взрослый-Взрослый. 

Проблема социального  статуса коммуникантов, разработанная В.И.Карасиком, важна для теории коммуникации, так как без учета этого параметра невозможно установить и поддержать контакт, регулировать межличностные отношения. Социальный статус понимается как соотносительное положение человека в обществе, которое включает права и обязанности и вытекающие из этого взаимные ожидания поведения. 

Выражение социального  статуса человека может быть вербальным (интонация, разновидности императива, специальные слова и выражения) и невербальным (взгляд, походка, позы и т.д.). 

Социальный статус может быть выражен прямо (за счет специальных слов или жестов –  обращения, формулы вежливости, поклон, пожатие руки и т.д.) и косвенно (образование, происхождение, работа, манеры поведения и т.д.). 

Статус и роль проявляются в языке. Так, профессиональная принадлежность и степень образованности накладывают отпечаток на речевое  поведение (например, прокурорский тон, начальственный голос). Установлено, что  врач, например, невольно или намеренно  прибегает к определенным приемам  воздействия на пациента, к которым  относится спокойный взгляд, внимательное серьезное слушание, спокойное рассуждение, вербальное выражение оценки и запретов/разрешений. В зависимости от биологического пола разнится речевое поведение  мужчин и женщин. Женское общение  отличается повышенной эмоциональностью, наличием оценочной лексики, междометными высказываниями и оценочными фразами. Мужчины отличаются большей эмоциональной  сдержанностью, в их речи встречается  больше жаргонных слов, ненормативной  лексики и т.д. 

Сложилась особая социолинвистическая дисциплина – гендерная лингвистика, изучающая языковые явления, связанные с различиями носителей языка по полу. Психологи считают, что женский стиль общения отражает партнерскую систему взаимодействия, а мужской стиль – систему доминирования. 

Сопоставительный  анализ коммуникативного поведения  женщин и мужчин (по В.И. Карасику и  Е.Ю. Гетте) 
 

Коммуникация может  быть рассмотрена с точки зрения ее функциональной масштабности. Основой  типологии служит социальная обусловленность  общения. По этому признаку различают: 

– массовую коммуникацию (в обществе в целом); 

– ограниченную коммуникацию (в рамках социальных групп–компаний, организаций); 

– локальную коммуникацию (в микрогруппах типа ассоциаций); 

– внутригрупповую  коммуникацию (в малых группах, в  семье); 

– межличностную, или  интерперсональную, коммуникацию (между двумя индивидами); 

– внутриличностную коммуникацию (между индивидом и электронными средствами передачи информации). 

Наиболее характерными типами коммуникации в плане функционального  различия и специфических условий  актуализации являются межличностная  и массовая коммуникации. 

Межличностная коммуникация определяется как взаимный обмен  субъективным опытом людей, находящихся  в пространственной близости, имеющих  возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь. 

Особенности межличностной  коммуникации: 

– неизбежность коммуникации – обмен информацией для человека является важнейшей потребностью; 

– необратимость  коммуникации – невозможность уничтожить сказанное; 

– непосредственная обратная связь; 

– многоканальность – слух, зрение, обоняние сообщают дополнительную информацию о партнере и т.д. 

На характер таких  отношений влияют условия коммуникации: анонимный обмен информацией, функционально–ролевое  общение (между членами профессионального  коллектива), личное, или интимное, общение (в группе друзей, в семье). 

Массовая коммуникация понимается как процесс связи  и передачи информации большему количеству людей одновременно с помощью  специальных средств – массмедиа. К основным характеристикам этого процесса можно отнести: общение больших социальных групп я ярко выраженной социальной ориентированностью; массовость аудитории, ее анонимность и разрозненность; однонаправленность информации и фиксированность коммуникативных ролей; коллективный характер коммуникатора и его публичную индивидуальность и т.д. 

Главную роль в потреблении  массовой информации играет аудитория, важнейшим показателем которой  является е ее информированность. Важной предпосылкой развития массовой коммуникации является наличие таких характеристик  аудитории, как грамотность, наличие  досугового времени, склонность к потребительской  ориентации и т.д. Общие условия функционирования массовой коммуникации предполагают наличие таких составляющих, как  массовая аудитория, которая имеет определенную ценностную ориентацию, социально–демографическую ориентацию (пол, возраст, социальное положение и т.д.); социальная значимость информации, предполагающая ее соответствие социальным ожиданиям массовой аудитории; средство для поддержания процесса функционирования массовых коммуникаций, которые представлены СМИ (печать, радио, ТВ, Интернет); многоканальность коммуникаций и разнообразие коммуникативных средств. 

Выделяют следующие  функции массовой коммуникации: 

– информационная – представление массовой аудитории актуальной информации о различных сферах деятельности; 

– регулирующая – влияние на формирование общественного мнения и создание социальных стереотипов, что скрывает возможности манипулирования общественным сознанием и осуществление функции социального контроля; 

– культурологическая – ознакомление с достижениями культуры, что способствует сохранению культурных традиций и интеграции общества.

     Наличие   коммуникативных  барьеров  также   характеризует   специфику

межличностного  общения.  Коммуникативный  барьер  –   это   психологическое

препятствие,  возникающее  на  пути  передачи   адекватной   информации.   В

современной социальной психологии выделяют  различные  типы  коммуникативных

барьеров. Один из них  –  барьер  непонимания:  фонетический,  семантический,

стилистический, логический и другие.  Такие  барьеры  возникают  в  связи  с

различными знаковыми  средствами передачи  сообщения.  Самый  простой  пример

фонетического барьера  –  непонимание  двух  человек,  говорящих  на  разных

языках.

      Семантический  барьер возникает, когда люди  по  каким-то  причинам  не

понимают смысла сказанного. Пример  –  филолог  слышит  узкопрофессиональный

разговор двух математиков. Вряд ли он поймёт, о  чём  идёт  речь.  Такой  же

барьер возникает  между  родителями  и  детьми-подростками,  если  последние

говорят с использованием жаргона.

       Семантический  барьер  может   возникать  между  людьми,   являющимися

носителями  различных  субкультур  внутри   господствующей   культуры,   они

определяют  стиль  жизни  и  мышления  её  носителей.  Чаще  всего  выделяют

субкультуры  молодёжи,  представителей  различных  профессиональных   групп,

преступников (делинквентные субкультуры), детские субкультуры и так далее.

Профессиональные, делинквентные и детские субкультуры наиболее специфичны  в

любом  обществе.  Каждая  субкультура имеет свой,   отличный   от   других

Информация о работе Социальная коммуникация