Социальная коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2011 в 20:16, шпаргалка

Краткое описание

Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информацией, а также в восприятии и понимании партнерами друг друга. Субъектами общения являються живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становиться осознанным, связанным вербальными и невербальными актами. Человек, передающий информацию, называется коммуникатором, получающий ее - реципиентом.

Оглавление

Социальная коммуникация
Социальная коммуникация - это:
передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов
процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом.
механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Файлы: 1 файл

Социальная коммуникация.docx

— 51.01 Кб (Скачать)

3. С точки зрения  форм  языка – устное и   письменное. 

Речевое общение  осуществляется  во времени и  пространстве. Устная  форма речи определяется временем, письменная речь – пространством. Письменная речь статична, а  устная речь динамична. 

Устная коммуникация происходит  в момент говорения, это обычно импровизация. Основным ее признаком является неподготовленность. Для нее характерна прерывистость, растягивание некоторых звуков, избыточность, т. е. прямые повторы слов, словосочетаний, предложений, иногда повторы мыслей, лаконизм, т. е. краткость, использование в целях передачи информации мимики, жестов, выразительных движений тела, интонации. 

Письменная коммуникация – это речь без непосредственного  собеседника, ее мотив и замысел  полностью определяется пишущим. Информация, выраженная в письменной речи, должна опираться лишь на использование развернутых грамматических средств языка, так как не предполагает ни знание адресатом ситуации общения, ни речевого контакта, не располагает средствами мимики, жестов, интонации. Письменная речь характеризуется подготовленностью, сознательным выбором средств выражения мысли, выступает аппаратом членения и осознания строя языка. Играет существенную роль в развитии внутренней речи. 

4. По количеству  участников: 

– монолог – речь одного человека. Это речь, обращенная к самому себе или другим, не рассчитанная на непосредственную речевую реакцию  другого лица, обладающая определенной композиционной организованностью  и смысловой завершенностью. Монолог  как форма коммуникативного поведения  используется человеком в двуединой  роли говорящего–слушающего и может  преследовать несколько целей: информировать  слушателей, пробудить определенные чувства и эмоции, побудить их к  определенным действиям. Монологическая речь всегда публична, это не просто речь при слушателях, а это речь для слушателей.  Монолог приближается к письменной речи; 

– диалог – речь двух людей. Диалог как форма речевой  коммуникации представляет процесс  взаимного общения, когда смена  реплик отражает постоянную смену инициативы ролей: говорящий становится слушающим, а слушающий–говорящим; 

– полилог предполагает наличие нескольких активных участников речевой коммуникации. Полилог часто приобретает форму группового общения и характеризуется сменой высказываний нескольких говорящих и непосредственной связью высказываний с ситуацией. Для него характерны тематические перескоки, сложное взаимодействие реплик, разрыв диалогического единства, выбор говорящего при помощи взгляда, жеста и т.д. 

5. По масштабам  процесса коммуникации вовлекаемых  в него лиц: 

– массовую коммуникацию – одновременную связь с большим  количеством людей в ограниченном пространстве; 

– межгрупповую коммуникацию – коммуникацию между различными группами или большой группой  и ее достаточно самостоятельными подгруппами;  

– внутригрупповую  коммуникацию – коммуникацию в сравнительно небольшой группе людей, где каждый участник имеет примерно равный шанс участвовать в общении; 

– межличностную  коммуникацию – коммуникацию, осуществляемую между двумя людьми, где обе  стороны выступают в качестве принимающей и передающей; 

– внутриличностную коммуникацию, которая возникает внутри индивидуума, когда он решает проблемы сам с собой, ищет решения, задает вопросы себе и сам отвечает на них.  

6. С точки зрения  взаимоотношений общающихся и  обстановки общения: частное и  официальное; 

7. С точки зрения  соблюдения/несоблюдения канона: 

– свободное, которое характеризуется неограниченным выбором тем и языковых средств организации текста; 

– стереотипное, которое  характеризуется строгим соблюдением  социально –  коммуникативных  правил использования ритуалов, канонов; 

8. С точки зрения  личностных отношений и оценок  при соблюдении / нарушении социального  равновесия: 

– кооперативное (гармоничные оценки, отношения, установки коммуникатов); 

– конфликтное (оценки текущей ситуации,  темы и общая позиция предпочтений коммуникатов находятся в противоречии). 

9. По характеру  передаваемого содержания: 

– информационное, которое способствует  сообщению фактов, передаче знаний о внешнем или внутреннем мире; 

– фатическое, направленное  на установку речевого контакта, поиску сочувствия, сопереживания. Нередко собеседники стремятся соблюдать   информативно–фатический баланс как норму речевого поведения. 

10. По инициативности  коммуникаторов: 

– активные коммуникации, в которых все коммуникаторы, участвующие в коммуникативном  процессе, инициируют послания и сразу  же реагируют на полученную информацию своими действиями; 

– пассивные коммуникации, в которых коммуникатор воздействует на реципиента, не реагирующего на послания; 

11. По степени организованности: 

– случайные –  коммуникации, возникающие стихийно, при которых происходит незапланированный  обмен информацией между людьми; 

– неслучайные (организованные) – коммуникации запланированные, специально подготовленные, результат которых  прогнозируется. 

12. В зависимости  от используемых знаковых систем  коммуникации:  вербальное / невербальное. 

Вербальные коммуникативные  средства представляют собой словесное  взаимодействие сторон. Осуществлению  вербальной коммуникации способствуют знаковые системы, главной среди  которых является язык. Вербализованным продуктом речевого действия является  высказывание, которое в отличие от предложения, с которым совпадает по форме и строевым характеристикам, включает использование интонации, логического ударения, паузы, темпа речи и т.д. 

В качестве невербальных  коммуникативных средств используют язык флажков, орнаменты, фольклорные  образы и т.д. В межличностном  общении большое значение придается  позе, жестам, мимике, взгляду и т.д. Они, как и вербальные средства коммуникации, выполняют базовые функции коммуникации – информационную, прагматическую и экспрессивную. 

Социоцентрический инстинкт призывает людей объединяться в группы. Некоторые из таких групп достаточно стабильны (семья), некоторые создаются с определенной целью на небольшое время (пассажиры автобуса или участники бизнес-проекта). Групповая коммуникация возникает при непосредственном общении людей в малых группах, объединяющих небольшое число людей, которые хорошо знают друг друга и взаимодействуют между собой. По мнению Р. Бейлза, малая группа – это любое количество лиц, находящихся во взаимодействии друг с другом во время встреч, кода каждый участник группы составляет определенное впечатление о других участниках. 

По характеру и  формам организации деятельности выделяют следующие разновидности малых  групп: 

– случайно организованная группа (например, экскурсионная); 

– ассоциация, где  взаимоотношения определяются личностно  значимыми целями (группа друзей); 

– корпорация, где  достижения целей осуществляется любой  ценой, в том числе и за счет интересов других групп (например, учебная  группа); 

– коллектив –  высший уровень развития группы, характеризующийся  сплоченностью, ответственностью за результаты совместной деятельности, единством  ценностной ориентации; 

– команда – группа высокого уровня развития со сложившимися внутренними и внешними связями, имеющая свое лицо, которое не совпадает  с индивидуальными качествами ее членов. 

Выделяют основные типы групп: 

– семейная группа –  долгосрочная группа с общими интересами, первичная цель которой – обучение коммуникации, выживанию и поведению  в обществе. Она  характеризуется  следующими признаками – недобровольная, долгосрочная, с разнообразными интересами. Первичная цель семейной группы – освоение человеческого языка и других средств коммуникации, обучение выживанию и поведению. 

– неформальная группа – необязательно долгосрочная, добровольная группа, объединенная общими интересами, например, игрой. Неформальная группа – дружеская, добровольная, не обязательно долгосрочная. Общие интересы группы: игра, а также социализация, обучение и развлечение через игру. Здесь происходит моделирование социальных отношений, определение и самоутверждение собственной индивидуальности через «трения о среду». 

– формальная группа, которая может быть как недобровольной (созданной по приказу), с установленным сроком и условиями членства, установленной структурой и степенью взаимоотношений. В такой группе допустимы неформальные отношения (поездки на природу, корпоративные вечера), содействующие развитию отношений, стремление к имиджевой идентичности, которая поддерживается различного рода ритуальными гимнами, лозунгами, наличием специальной атрибутики. Формальная группа может быть как добровольная (музыкальная школа, кружки и клубы), так и недобровольная (школа, армия) с установленным сроком и условиями членства, установленной структурой и взаимоотношениями между членами (устав школы, университета, партии и т.д.), установленными целями и задачами (например, образовательными и социальными). Помимо уставных задач, формальные группы могут выполнять и неуставные. Сюда включается развитие взаимоотношений (совместные вечеринки и поездки на природу), социальная защита членов группы (медицинская и юридическая помощь, детские сады и дома отдыха) и т.д. 

Отмечено специфическое  речевое поведение при взаимодействии членов группы: речевая однородность, преобладание оценочных и характеризующих  слов. В большинстве случаев речевое  поведение в группе носит совещательный  характер, что располагает к общению. 

Коммуникация в  группе может делиться на информативную, когда происходит обмен информацией  между членами группы, и конститутивную, направленную на поддержание отношений, на поддержание самой группы. 

Характеристики группы: 

– взаимоотношения  и коммуникация между членами  группы; 

– общепризнанные для  членов цели, интересы и задачи; 

– общепринятая для  членов система ценностей и норм поведения; 

– выработанный членами  группы набор поведенческих ролей  и моделей коммуникативного поведения  в определенной ситуации. Эти роли могут меняться со временем, развитием  члена группы как личности; 

– распределение  и принятие определенных ролей в  рамках группы, каждый из членов обладает определенным статусом: лидер –  ведомый, начальник – подчиненный, преподаватель – студент; 

– роль и идентичность каждого члена группы может поддерживаться дополнительно вербальными и  невербальными маркерами. 

Каковы основные и дополнительные цели объединения  в группы? Это достижение общей  цели или сопротивление общей  угрозе, получение ощущения принадлежности и безопасности. Одним из дополнительных преимуществ членства в группе является легкость коммуникации с себе подобными (отсюда – жаргоны, арго, профессиональные языки и т.д.). 

Нормы или правила  грамматики внутригруппового общения  включают принятые модели поведения, допустимую коммуникативную тактику. По мнению американского психолога Б.Такмана, коммуникативные процессы в становлении группы проходят четыре стадии: 

– стадия формирования (выделение лидера, постановка задач, правил общения); 

– стадия протеста (конфликт индивидов и подгрупп, неприятие  лидера и установок); 

– стадия нормоустановления (появление стабильной структуры группы, ее норм, взаимная притирка членов); 

– стадия сотрудничества (преодоление межличностных трений, решение общих задач). 

Процесс формирования группы происходит в диалоге между  личностью и другой личностью  или личностью и совокупностью  других личностей. 

Существуют три  основных фактора, определяющих внутригрупповую  коммуникацию, – роли, нормы, лидерство. 

Роль – это  стереотипное поведение, ожидаемое  от человека в определенной социальной структуре (группе). 

Информация о работе Социальная коммуникация