Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Марта 2012 в 13:27, реферат
Исследование проблем социальной коммуникации, интерес к которым сохранялся и усиливался по мере проявления бурных социально-экономических трансформаций, начиная с эпохи Просвещения (XVII–XVIII вв.) и вплоть до наших дней, снова и снова обращало ученых, специалистов в сфере коммуникаций к поиску оптимальной модели социальной коммуникации. Это привело к тому, что на современном этапе развития социологии коммуникации существуют различные концепции и модели коммуникации, большинство из которых связаны с представлением о ней как о массовой передаче информации посредством использования технических средств,
1. Линейные модели СК;
2. Интеракционистские модели СК;
3. Семиотические модели СК
10
План
1. Линейные модели СК;
2. Интеракционистские модели СК;
3. Семиотические модели СК
Исследование проблем социальной коммуникации, интерес к которым сохранялся и усиливался по мере проявления бурных социально-экономических трансформаций, начиная с эпохи Просвещения (XVII–XVIII вв.) и вплоть до наших дней, снова и снова обращало ученых, специалистов в сфере коммуникаций к поиску оптимальной модели социальной коммуникации. Это привело к тому, что на современном этапе развития социологии коммуникации существуют различные концепции и модели коммуникации, большинство из которых связаны с представлением о ней как о массовой передаче информации посредством использования технических средств, с помощью различного рода профессиональных приемов для влияния и воздействия на аудиторию. Наиболее распространенные и фундаментальные модели коммуникации можно классифицировать следующим образом.
1) «линия Лассуэлла», в которую включается модель коммуникативного акта, принадлежащая самому Г. Лассуэллу и развитая далее Р. Брэддоком и Г. Гербнером;
2) «линия Шеннона–Уивера» – модели Шеннона–Уивера, М. ДеФлера, Осгуда–Шрама;
3) «линия Ньюкомба» – интеракционистская модель Т. Ньюкомба;
4) «линию» семиотических моделей коммуникации («линия Якобсона»): в нее входят модель коммуникации (речевого события) Р.О. Якобсона, Ю.М. Лотмана, У. Эко, Т.М. Дридзе. Рассмотрим некоторые из них.
Линейные модели СК
Модель линейная (Г. Д. Лассуэлл).
Одна из наиболее известных в мире моделей социальной коммуникации была сформулирована в 1948 г. американским социологом Г. Д. Лассуэллом. Будучи жуналистом, он практически отождествляет социальную коммуникацию с массовой. Основной функцией средств массовой коммуникации Лассуэлл считал поддержание равновесия в обществе через достижение «понимания и соглашения». Поскольку в истории человечества эти цели достигались далеко не всегда, внимание исследователя было обращено к процессу движения информации внутри общественного сознания, а эффектом, к которому следовало стремиться, является донесение информации без искажений. Г. Д. Лассуэлл выдвинул тезис о том, что процесс коммуникации состоит из нескольких звеньев, или циклов, на каждом из которых возможно искажение информации. Предложенная им модель коммуникации известна как линейная и выглядит следующим образом.
Она включает 5 элементов: 1)коммуникатор;2) информация; 3) канал; 4)аудитория; 5) эффективность. «КТО – сообщает ЧТО – по какому КАНАЛУ – КОМУ – с каким ЭФФЕКТОМ?»
Коммуникатор - тот, кто передает информацию. Эффективность коммуникации зависит от таких характеристик коммуникатора, как возраст, профессия, пол, внешность, интонация, мимика, речь, уровень квалификации, честность, искренность, уважение к аудитории и т.д. Важнейшими характеристиками коммуникатора являются: кредитность, привлекательность и сходство с аудиторией.
Позиции коммуникатора: 1)открытая (объявляет себя сторонником сообщаемой точки зрения.); 2)отстраненная (сопоставляет противоречивые точки зрения, держится нейтрально); 3) закрытая (сознательно умалчивает о своей позиции).
Информация – то, что передается: 1) констатирующая (в форме сообщения), не предполагает изменений в поведении собеседника; 2) побудительная (приказ, совет, просьба) – стимулирует действие. Виды стимуляции: активизация (побуждение); интердикция (побуждение, не допускающее определенных действий); дестабилизация (нарушение определенных форм поведения или деятельности).
Характеристики информации: содержание, объем, сложность, композиция, близость опыту партнера (интересам, уровню образования и т.д.).
Канал – способ передачи информации. По типу организации канал бывает: 1) аксиальный (axis – ось) – адресная передача; 2) ретиальный (rete – сеть) – ориентация на множество вероятных адресатов.
Распространение информации в обществе происходит через фильтры «доверия – недоверия». Этот фильтр действует так, что абсолютно истинная информация может оказаться не принятой и наоборот. Совокупность средств, обеспечивающих более полное принятие информации – фасцинация. Примером фасцинации может выступать музыкальное сопровождение речи.
Реципиент (аудитория): тот, кто воспринимает информацию. Эффективность воздействия на аудиторию зависит от следующих ее характеристик:
а) отношение к коммуникатору предполагаемой информации. Если аудитория доверяет коммуникатору, настроена по отношению к нему доброжелательно, она не склонна подыскивать контраргументы. Если аудитория не доверяет источнику информации, не хочет подвергнуться его влиянию, она склонна защищаться, подготавливать контраргументы, отрицать «неудобное» для нее сообщение;
б) уровень подготовленности к восприятию сообщения;
в) возраст. Например, установки молодой части аудитории менее стабильны, на них легче влиять.
Эффективность передачи выступает в форме принятия – отвержения. Принятие: внешнее – внутреннее; полное – частичное; осознанное – неосознанное; устойчивое – неустойчивое; непосредственное – отсроченное.
Обратим внимание на то, что, в данной модели конечной целью был заявлен эффект, а его достижение связывалось с донесением информации (помогающей прийти к пониманию и согласию) без искажений. Декларация успешной, просвещающей коммуникации, в сочетании с предложенными механизмами противодействия искажениям информации, была шагом вперед в теории коммуникации; тем не менее, как показала жизнь, предложенная модель не повлияла на практику использования информационного пространства для воздействия и манипуляций сознанием людей. Не принесла она и ожидаемого социального согласия.
Желание воздействовать на аудиторию в благих, с точки зрения коммуникатора, целях, нередко вызывает раздражение тех групп аудитории, которые не приемлют подобного способа общения, а также тех, кто придерживается мнения, противоположного тому, которое декларируется. Препятствием зачастую становится и неумение больших групп людей адекватно понимать коммуникатора, а значит, и друг друга, иными словами, – неумение приходить к подлинному взаимопониманию и конструктивному взаимодействию. Исследователи социальных процессов стали ощущать односторонность и ограниченность принятых ранее моделей коммуникации. Появились дополнения и уточнения существующих моделей. Так, например, Р. Бреддок вводит в структуру новые компоненты - цель, с которой говорит коммуникатор и условия, в которых протекает коммуникативный акт.
Модель СК Г. Гербнера
В 1956 году американский исследователь массовой коммуникации Г. Гербнер представляет расширенный вариант модели СК.
Специфической чертой данной модели является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла:
Кто-то воспринимает событие и реагирует в данной ситуации с помощью некоторых средств чтобы создать доступное для других содержание в некоторой форме и контексте и передает сообщение с некоторыми последствиями.
Графическое представление модели уже имеет оригинальный вид:
Эта модель подразумевает, что человеческая коммуникация может рассматриваться как субъективный, избирательный, изменчивый и непредсказуемый процесс, а система человеческой коммуникации выступает как открытая система. Г. Гербнер.
В 1978 г. отечественный ученый П. С. Гуревич предложил продолжить формулу Г. Д. Лассуэлла следующим образом: «Кто получил сообщение – как изменилось его представление – какое отношение сложилось к инициатору коммуникации – как обеспечивалась обратная связь – какой эффект воздействия на самого пропагандиста
Модель Шеннона-Уивера
В конце 40-х годов математик Шеннон совместно с У. Уивером по заказу лаборатории "Белл Телефон" разрабатывает свою коммуникационной моделью, в которой коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.
Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал.
Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели Шеннона-Уивера, привлекла внимание и получила развитие в исследованиях ДеФлюера, расширившего исходную модель в более разветвленную сеть:
Он в частности, отмечает, что в коммуникативном процессе "значение" трансформируется в "сообщение". Отправитель переводит "сообщение" в "информацию" (кодирует), которую затем посылает по каналу. Получатель декодирует "информацию" в "сообщение", которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в "значение". Если между первым и вторым значениями есть соответствие, то коммуникация состоялась. Но, согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем.
В модели ДеФлюера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера - отсутствие фактора обратной связи. Он замкнул цепочку следования информации от источника до цели линией обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием "шума". Обратная связь дает коммуникатору возможность более приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия между отправленным и принятым значением.
Циркулярная модель Осгуда - Шрамма
Но окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как одностороннего линейного процесса явилась циркулярная модель Осгуда - Шрамма. Ее главная отличительная черта - постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации. Если Шеннона интересовали в первую очередь каналы - медиаторы между коммуникатором и аудиторией, то Шрамм и Осгуд обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации - отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения.
Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково. Успех коммуникации зависит также от ожиданий, предъявляемых участниками общения друг другу. Согласно Шрамму, неверно думать, что коммуникативный процесс имеет начало или конец. На самом деле он бесконечен. "Мы представляем собой маленькие коммутаторы, непрерывно принимающие и распределяющие бесконечный поток информации...". Возможным моментом критики этой модели является то, что она создает впечатление "равноправия" сторон в процессе коммуникации. А между тем, часто этот процесс бывает несбалансированным, особенно, когда речь идет о массовой коммуникации. В этих условиях получатель и отправитель не являются столь уж равноправными участниками коммуникации и циркулярная модель, уравнивающая их как звенья одной цепи, неадекватно отражает долю их участия в процессе коммуникации.
Модель интеракционистская (Т. Ньюкомб).
Вслед за моделью Г. Д. Лассуэлла в 1953 г. появилась интеракционистская модель, предложенная Т. Ньюкомбом, также ставшая широко известной. Аудитория рассматривается здесь не как объект воздействия, а как равноправный субъект коммуникации. Т. Ньюкомб предложил учитывать отношения, которые возникают между субъектами общения. Данная модель часто обозначается как АВХ-модель, где А – это участник коммуникации, В – также участник коммуникации, а Х – это внешний объект или событие, по поводу которого происходит коммуникация между А и В. Возникает ряд отношений А к Х, А к В, В к Х и В к А. Общая тенденция коммуникации – стремление к симметрии. Поскольку респондент (тот, кто воспринимает) и коммуникатор связаны взаимными ожиданиями и установками, общим интересом к предмету общения, результатом коммуникации оказывается сближение или, наоборот, отдаление их точек зрения. Именно в таком свете рассматривает Т. Ньюкомб эффекты коммуникации.
Однако и в модели Т. Ньюкомба успешная коммуникация не исключала возможности воздействия, причем для этой (конечно, благой) цели также допускалось использование манипулятивных приемов. Так, для того чтобы продвинуться в направлении желаемого эффекта, как успешный способ общения с аудиторией предлагался поиск некоей усредненной позиции, точки согласия. Таким образом, модель Т. Ньюкомба графически имеет форму треугольника (отправитель– приемник– согласие между ними), Но, как показывает практика социального управления, усреднение позиций сторон (консенсус) по поводу той или иной социально значимой проблемы далеко не всегда ведет к реальному разрешению этой проблемы. Поэтому заявленная равноправность участников (субъект-субъектность) в рамках модели Т. Ньюкомба оставалась в значительной степени декларативной.
Семиотические модели СК
Семиотическая линия моделей коммуникации начинает свое развитие с модели коммуникации Р.О. Якобсона. Элементами данной модели являются: адресант, сообщение, контекст, контакт, код и адресат. В данной модели коммуникации от адресанта и адресату направляется сообщение, которое написано с помощью кода. Кон-
текст связан с содержанием сообщения и относится к регулятивному аспекту коммуникации.
Следующей моделью данной линии является модель коммуникации Ю.М. Лотмана, который указал на то, что модель Р.О. Якобсона охватывает не все «коммуникации», происходящие в культуре. Ю.М. Лотман выделяет две модели коммуникации: «Я–Он» и «Я–Я». Первая модель, типа «Я–Он» соответствует модели, предложенной Р.О. Якобсоном. Вторая представляет собой автокоммуникацию. Ю.М. Лотман различает два случая автокоммуникации: а) мнемонического типа – «сообщение себе с це-