Социальная коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:52, реферат

Краткое описание

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку
становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что
именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной
связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его
обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной
деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации
осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему
вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и
реализуется власть в обществе.

Оглавление

Содержание:
1.Социальная коммуникация 2
2.Модели социальной коммуникации 3-11
3.Кто? Влияние коммуникатора 13-14
4.Что? Содержание сообщения 15-17
5.Как? Канал коммуникации 18
5.1 Кодирование и выбор канала 19-20
5.2 Декодирование 21
5.3 Обратная связь 22
5.4 Шум 23
5.5 Информационные барьеры 24
6. Кому? Аудитория 25-29
7. Результаты воздействия 30-31
7.1 Негативные воздействия массовой коммуникации 32-33
7.2 Позитивное воздействие массовой коммуникации 34
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

Лассуэлла:

Кто-то

воспринимает событие

и реагирует

в данной ситуации

с помощью некоторых  средств

чтобы создать  доступное для других содержание

в некоторой форме

и контексте

и передает сообщение

с некоторыми последствиями.

Графическое представление  модели уже имеет оригинальный вид:

    Эта   модель  подразумевает,   что   человеческая   коммуникация   может

рассматриваться    как    субъективный,    избирательный,    изменчивый    и

непредсказуемый процесс, а система человеческой коммуникации - как  открытая

система.

    То, что  люди выбирают и запоминают  из коммуникативного сообщения   часто

связано  с  тем,  как  они  собираются  использовать  полученные   сведения.

Бихевиористический  подход связывает селективность  восприятия  с  категориями

вознаграждения-наказания.  Вероятность  отбора  информации  в  рамках   этой

концепции определяется по формуле:

                                      В - Н

Вероятность отбора = -------,

                                        У

где:

В - предполагаемая мера вознаграждения,

Н - предполагаемая мера наказания,

У - предполагаемая затрата усилий.

    Кроме  переменных, затронутой  в  этой  формуле,  при  выборе  сообщений

играют роль и  многие  другие  факторы:  случайные  помехи,  импульсивность,

привычки аудитории  и т.д. - то, что Гербнер называет контекстом.

    Гербнер  считает,  что  модель  может   быть  использована  для  описания

смешанного типа  коммуникации,  включающего как человека,  так и машину,

динамична, наглядна, применима  к  различным  по  масштабу  коммуникационным

взаимодействиям - как на уровне отдельных людей, так  и  на  уровне  больших

социальных общностей.

        Рассмотрим  подробнее  наиболее  простую  линейную  коммуникативную

модель Лассуэлла. Он выделил три основные функции  процесса коммуникации  как

процесса по своей  сути управленческого:

   1. наблюдение  за окружающей средой для выявления   угрозы  представляемому

      обществу и определение возможностей  оказания  влияния  на  ценностные

      ориентации этого общества и  / или его составных частей

   2.  корреляция  соотношения  составных  частей  этого  общества  при  его

      реагировании на «поведение»  окружающей среды;

   3. передача социального наследия от поколения к поколению.

    Итак, в  этой модели выделяются следующие   компоненты  коммуникационного

процесса:

- источник коммуникации (коммутатор)

- содержание

- канал коммуникации

- мишень (аудитория)

- эффект 
 

                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3.Кто? Влияние  коммуникатора 

    Каждый  из  элементов  указанной   схемы  стал  объектом  многочисленных

исследований.    Например,    выделяются    характеристики    коммуникатора,

способствующие  повышению  эффективности  воздействия.   Для   того,   чтобы

выступление человека оказало нужный эффект, этот человек  должен,  по  мнению

слушателей,  обладать  такими  качествами,   как   компетентность   (наличие

соответствующих знаний и навыков), динамизм (личная открытость,  активность,

энтузиазм), надежность (способность  вызывать  доверие).  Один  из  способов

вызвать доверие  у  аудитории  –  начать  высказывать  суждения,  с  которыми

аудитория согласна, благодаря чему выглядеть разумным. Другой способ –  быть

представленным  в качестве человека, осведомленного в данном вопросе.

    Стиль  речи коммуникатора также влияет  на то, воспринимается ли  он  как

заслуживающий доверия.  Положительно  воздействует  уверенность  и  быстрота

речи, прямой взгляд, отстаивание чего-либо, нарушая при этом свои интересы.

    Большинство  людей отрицают, что  отзывы  знаменитых людей имеют  на  них

воздействие. Ведь каждый понимает, что звезда не эксперт. Здесь  вступает  в

силу  привлекательность. Зачастую  чем-то  похожий  на  аудиторию  или   как

кумир,  объект  для  подражания,   обаятельный   коммуникатор    очаровывает

аудиторию. Привлекательность  имеет  несколько  аспектов.  Это    физическое

обаяние  (аргументы,  особенно  эмоциональные,  зачастую  более  действенны,

когда   высказываются   красивыми   людьми)    и   подобие    (мы    склонны

симпатизировать людям, похожим на нас).

    Что  важнее - подобие или  кредитность  (авторитетность)  -  зависит   от

того,  затрагивает  ли  тема   сообщения   субъективные   предпочтения   или

объективную реальность. Тимоти Брок обнаружил,  что на  покупателей краски

сильнее влияют отзывы обычного человека, который недавно  купил  эту  краску,

но в вопросах гигиены полости рта эксперт  по стоматологии оказывается  более

убедительным, чем  старшеклассник, использующий данную зубную пасту. 
 

                          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

4.Что? Содержание  сообщения 

    Важно  не только то, кто говорит, но  и то, что именно  он  говорит.  Что

более  убедительно  –  тщательно  обоснованное   сообщение  или   сообщение,

возбуждающее   определенные   эмоции,   зависит    от   аудитории. Думающая,

заинтересованная  аудитория   поддается  прямому  убеждению,  она   наиболее

восприимчива к  рассудочным аргументам. Невнимательная аудитория  оказывается

под  воздействием  косвенных  намеков,  больше   всего  на  нее  влияет  то,

нравится ли ей коммутатор.

    Прямой   способ   убеждения   –   убеждение,   имеющее   место,   когда

заинтересованная  аудитория сосредотачивает  все  внимание  на  благоприятных

аргументах. Исследователи  Ричард Петти и Джон Качоппо,  Элис  Игли  и  Шелли

Чейкен считают, что этому способу убеждения  лучше  всего  поддаются  люди  с

аналитическим складом  ума. Они полагаются  не  просто  на  привлекательность

убеждающих обращений, но также и  на свою  когнитивную  реакцию. Убедительны

при этом не только сами  аргументы, но и стимулируемые  ими  размышления.  И

когда эти размышления  достаточно глубоки, любая вновь воспринятая  установка

имеет больше шансов выдержать атаки  возражений  и  повлиять  на  дальнейшее

поведение.

    Косвенный  способ убеждения – убеждение,  имеющее  место  в  том   случае,

когда на людей  влияют случайные факторы, и когда  не  нужно  апеллировать  к

разуму. Этот  способ  воздействия  использует  намеки,  которые  склоняют  к

одобрению без  раздумий. Вместо четкой информации о  товаре  реклама  сигарет 

просто связывает  данный товар с представлениями  о  красоте  и  удовольствии

или просто с красивой картинкой. Даже у аналитических натур  предварительное

мнение иногда формируется на основе  косвенного  убеждения,  что  говорит  о

том, что оба  способа в большей  или  меньшей  степени  воздействуют  на  всю

аудиторию.

    Сообщения  также становятся более  убедительными, если они ассоциируются

с позитивными  чувствами.

    Хорошее  настроение повышает убедительность  -  частично  за счет  того,

что  стимулирует  позитивное  мышление  (когда  требуется,  чтобы  аудитория

рассуждала), а  частично  за  счет  ассоциативной  связи,  возникающей  между

хорошим настроением  и предлагаемым сообщением.  Люди  в  хорошем  настроении

видят мир сквозь  розовые  очки,  принимают  более  поспешные,  импульсивные

решения, больше полагаются на косвенные намеки.

    Иногда сообщение может оказаться убедительным, если  оно  апеллирует  к

негативным   эмоциям.   Сообщения,   касающиеся   здоровья,   имеют   больше

воздействия  при  возбуждении  страха  (перед  негативными   последствиями).

Главное, не переборщить, загнав в тупик, вызвав отторжение  или вытеснение

информации. Этого  можно избежать,  предложив эффективную  стратегию  защиты.

Уместная (не отвлекающая) и выразительная картинка  может  заменить  десятки

слов.

    Если  коммуникатор  является кредитным  источником и аудитория  не  очень

заинтересована   данной   проблемой,   он   может    представить    крайнюю,

экстремистскую  точку зрения. Разногласия приводят к дискомфорту, а  ощущение

дискомфорта подталкивает человека изменить свое мнение. Таким  образом,  чем

больше  разногласий,  тем  больше   вероятность   изменения   первоначальной

позиции. Если коммуникатор не является кредитным источником, то,  представив

неприятное  сообщение,  он  может   вовсе   лишиться   доверия,   показаться

пристрастным и  необъективным.  Также,  если  аудиторию  волнует  затронутая

проблема, то слегка отличающееся мнение  может  показаться  им  радикальным,

особенно если оно основано на противоположной  точке зрения,  а  не  является

крайним выражением взглядов, которые они разделяют.

    Рассматривать  ли в сообщении все вопросы  только с  собственной  позиции

или учитывать  противоположные  точки  зрения  и  пытаться  их  опровергнуть?

Одностороннее сообщение  наиболее эффективно для тех,  кто  уже  и  так  был

согласен    с    высказываемым    мнением.    Сообщение,     рассматривающее

контраргументы,  сильнее  действует  на  тех,  кто  первоначально   не   был

согласен. Воздействие  двустороннего сообщения сильнее  и  дольше  сохраняется

в памяти.

    Если  аудитории  доступна  информация   о   противоположных   взглядах,

эффективнее  будет  двустороннее  сообщение.  Очевидно,  что   одностороннее

сообщение заставляет информированную аудиторию задуматься о  контраргументах

и считать коммуникатора  пристрастным.

    Информация, поступившая первой, более убедительна. Последняя информация

лучше запоминается. Эффект вторичности встречается  реже.  Забывание  создает

Информация о работе Социальная коммуникация