Социальная коммуникация

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:52, реферат

Краткое описание

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку
становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что
именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной
связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его
обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной
деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации
осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему
вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и
реализуется власть в обществе.

Оглавление

Содержание:
1.Социальная коммуникация 2
2.Модели социальной коммуникации 3-11
3.Кто? Влияние коммуникатора 13-14
4.Что? Содержание сообщения 15-17
5.Как? Канал коммуникации 18
5.1 Кодирование и выбор канала 19-20
5.2 Декодирование 21
5.3 Обратная связь 22
5.4 Шум 23
5.5 Информационные барьеры 24
6. Кому? Аудитория 25-29
7. Результаты воздействия 30-31
7.1 Негативные воздействия массовой коммуникации 32-33
7.2 Позитивное воздействие массовой коммуникации 34
Список используемой литературы 35

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 142.50 Кб (Скачать)

    Найдя  модель Лассуэлла применимой, хотя  и сильно упрощенной,  некоторые

исследователи стали  развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил  к  ней  еще  два

элемента коммуникативного акта: условия, в которых  протекает  коммуникация,

и  цель,  с  которой  говорит  коммуникатор.  "Формула  Лассуэлла"  отражает

характерную особенность  ранних моделей коммуникации - она  предполагает,  что

коммуникатор всегда старается  повлиять  на  реципиента,  и,  следовательно,

коммуникация  должна  трактоваться  как  процесс  убеждения.  Это  допущение

ориентирует  модель  на  применение   прежде   всего   в   области   анализа

политической пропаганды.

    В модели  Шеннона-Уивера коммуникация  также   описывается  как  линейный

односторонний процесс. Математик Шеннон работал над  своей  коммуникационной

моделью в конце 40-х годов по заказу лаборатории "Белл  Телефон"  и  это  во

многом   определило   "технический"   характер    созданной    модели,    ее

"дистанционность". Главной  задачей  было  снижение  "шума"  и  максимальное

облегчение обмена информацией. Модель описывает пять функциональных  и  один

дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К  функциональным

элементам   относятся:   источник   информации,   продуцирующий   сообщение;

отправитель,  кодирующий  сообщение  в  сигналы;   канал,   проводящий   это

сообщение; получатель; цель, или место назначения.

    Сигнал  уязвим  настолько,  насколько   он  может  быть  искажен   шумом.

Примером  искажения  может   являться   наложение   сигналов,   одновременно

проходящих через  один канал.

    Преимущество  данной схемы состоит в очевидности   того,  что  сообщение,

отправленное  источником  и  сообщение,   достигнувшее   реципиента,   имеют

неодинаковое  значение.  Позднее  положение  об  искажении  информации  было

дополнено другими  причинами  исходной  и  конечной  информации.  В  связи  с

работами по селективности  восприятия стало  известно,  что  коммуникационный

канал  включает  последовательность  фильтров,  приводящих   к   тому,   что

количество информации на входе в  систему  больше  той  информации,  которая

срабатывает на выход [Н.Винер].

    Неспособность   участников  коммуникации  осознать,  что   посланное   и

полученное  сообщение  не  всегда  совпадают,   является   частой   причиной

затруднений коммуникационного  обмена. Эта важная мысль, заложенная в  модели

Шеннона-Уивера  привлекла  внимание  и  получила  развитие  в  исследованиях

ДеФлюеру, расширившего исходную модель в более разветвленную  сеть:

[pic]

    Он в частности, отмечает, что в коммуникативном процессе  "значение"

трансформируется  в  "сообщение"  и  описывает  каким  образом   отправитель

переводит "сообщение" в "информацию",  которую  затем  посылает  по  каналу.

Получатель декодирует "информацию" в "сообщение", которое, в  свою  очередь,

трансформируется  в месте  назначения  в  "значение".  Если  между  первым  и

вторым  значениями  есть  соответствие,  то  коммуникация  состоялась.   Но,

согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем.

    В модели  ДеФлюера учтен основной недостаток  линейной  модели  Шеннона-

Уивера - отсутствие фактора обратной связи. Он  замкнул  цепочку  следования

информации от источника до цели  линией  обратной  связи,  повторяющей  весь

путь  в   обратном   направлении,   включая   трансформацию   значения   под

воздействием "шума". Обратная связь  дает  коммуникатору  возможность  более

приспособить  свое  сообщение  под  коммуникационный  канал  для   повышения

эффективности передачи информации  и увеличивает вероятность соответствия

между отправленным и принятым значением.

    Включение  обратной связи на  правах  полноправного  элемента  в   модели

таких, казалось бы, односторонних процессов как  телевидение,  радиовещание,

пресса на первый взгляд представляется проблематичным. Но следует  различать

обратную связь  первого порядка, когда коммуникатор может получать ее в  ходе

воздействия, и  опосредованную связь второго порядка,  получаемую  на  основе

оценки результатов  воздействия. Кроме того, коммуникатор  начинает  получать

обратную  связь  не  только  от  реципиента,  но  уже  от  самого  сообщения

(например, от звука  и изображения на  мониторе).  Принципиальное  отсутствие

обратной связи  можно отметить лишь в исключительных случаях общения  больших

социальных групп - например, при засылке  зондов  с  информацией  в  космос,

"навстречу"  внеземным цивилизациям.

    Но окончательным  преодолением  упрощенной  трактовки   коммуникации  как

одностороннего  линейного  процесса  явилась  циркулярная  модель  Осгуда  -

Шрамма.  Ее  главная  отличительная  черта  -  постулирование   циркулярного

характера   процесса   массовой   коммуникации.   Другая   ее    особенность

определяется тем, что если Шеннона интересовали в  первую  очередь  каналы  -

медиаторы между коммуникатором и аудиторией, то Шрамм и Осгуд обратили  свое

внимание на  поведение  главных  участников  коммуникации  -  отправителя  и

получателя, основными  задачами которых являются  кодирование,  декодирование

и интерпретация  сообщения.

[pic]

    Обзор   определений  "коммуникации"  проведенный   У.Шраммом,   позволил

выделить то общее, что их объединяет - существование  набора  информационных

знаков. В этот набор могут входить не только факты, предметы, но  и  эмоции,

латентные значения ("беззвучный язык").

    Адекватность  восприятия сообщения предполагает  существование области, в

которой опыт коммуникатора  и реципиента похож, в которой  определенные  знаки

распознаются  ими  одинаково.   Коммуникатор   и   реципиент   имеют   "фонд

используемых значений", "рамки соответствия" и область, в которой они  могут

успешно общаться, находится в "перехлесте" их  "рамок".  Успех  коммуникации

зависит также  от ожиданий, предъявляемых  участниками  общения  друг  другу.

Профессор  отделения   журналистики   Мемфисского   университета   Дж.ДеМотт

указывает на то, что  между средствами массовой информации  и  их  аудиторией

сложилось  некое  молчаливое   соглашение,   договор   (Mass   Comm   Pact),

определяющий  обязанности  СМК  по  отношению  к  аудитории,  и обязанности

аудитории по отношению  к СМК. Несовершенство этого  договора  заключается  в

том, что точки  зрения потребителей информации и ее  производителей  на  круг

этих обязанностей неодинаковы.

    Согласно  Шрамму, неверно  думать,  что   коммуникативный  процесс   имеет

начало или конец. На  самом  деле  он  бесконечен.  "Мы  представляем  собой

маленькие коммутаторы, непрерывно принимающие и  распределяющие  бесконечный

поток информации...". (Некоторые исследователи, идут в  этом направлении  еще

дальше,  утверждая, что вся   внутренняя   жизнь   человека   складывается

исключительно  из  уникального  сочетания  того,  что  он  видел,  слышал  и

запоминал в течение  всей своей жизни.)

    Возможным  моментом критики этой модели  является  то,  что  она   создает

впечатление "равноправия" сторон  в  процессе  коммуникации.  А  между  тем,

часто этот процесс  бывает несбалансированным, особенно, когда  речь  идет  о

массовой коммуникации. В этих условиях получатель и отправитель  не  являются

столь  уж  равноправными  участниками  коммуникации  и  циркулярная  модель,

уравнивающая их как звенья одной цепи, неадекватно  отражает долю их  участия

в процессе коммуникации.

    Спиралевидная  модель Дэнса не претендует  на статус полноправной  модели

и возникла лишь как  яркий  аргумент  в  дискуссиях,  посвященных  сравнению

линейной и циркулярной  моделей коммуникации. Дэнс отмечает, что в  настоящее

время большинство  исследователей согласятся с тем,  что  циркулярный  подход

является  более  адекватным  для  описания  коммуникативных  процессов.   Но

циркулярный подход имеет также некоторые ограничения. Он  предполагает,  что

коммуникация проходит полный круг до той точки, с  которой  начинается.  Эта

часть аналогии с  кругом явно ошибочна. Спираль же  показывает,  что  процесс

коммуникации продвигается вперед, и то, что  находится  в  данный  момент  в

процессе коммуникации, будет влиять на структуру и  содержание  коммуникации

в  дальнейшем.  Большинство  моделей  дают  так  называемую   "замороженную"

картину  коммуникативного  процесса.  Дэнс  же   подчеркивает   динамическую

природу этого  процесса, который  содержит  элементы,  отношения  и  условия,

непрерывно изменяющиеся во времени. Например, в разговоре  когнитивное  поле

постоянно расширяется  для тех, кто в него включен.  Участники  получают  все

больше и больше информации по обсуждаемому вопросу, о  партнере,  его  точке

зрения. Знания в  дискуссии расширяются и углубляются. В зависимости от  хода

беседы  спираль  принимает  различные  формы  в  различных  условиях  и  для

различных индивидов.

    Модель  Дэнса не является, безусловно, удобным  средством для  подробного

разбора  коммуникационного  процесса.  Основное  достоинство  и   назначение

спиралевидной модели Дэнса состоит в том, что она  напоминает о  динамической

природе коммуникации. Согласно этой модели, человек в процессе  коммуникации

является  активным,  творческим,  способным  хранить  информацию  индивидом,

тогда  как  многие  другие  модели  описывают  его,  скорее,  как  пассивное

существо.

Целью американского  исследователя массовой  коммуникации  Г.  Гербнера  было

создание модели с широкой сферой применения. Она  была  впервые  представлена

в 1956 году.

    Специфической  чертой данной модели является  то,  что  она  приобретает

различные формы  в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации

описывается. Словесное  описание модели Гербнера по  форме  напоминает  схему

Информация о работе Социальная коммуникация