Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 08:52, реферат
Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку
становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что
именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной
связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его
обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной
деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации
осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему
вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и
реализуется власть в обществе.
Содержание:
1.Социальная коммуникация 2
2.Модели социальной коммуникации 3-11
3.Кто? Влияние коммуникатора 13-14
4.Что? Содержание сообщения 15-17
5.Как? Канал коммуникации 18
5.1 Кодирование и выбор канала 19-20
5.2 Декодирование 21
5.3 Обратная связь 22
5.4 Шум 23
5.5 Информационные барьеры 24
6. Кому? Аудитория 25-29
7. Результаты воздействия 30-31
7.1 Негативные воздействия массовой коммуникации 32-33
7.2 Позитивное воздействие массовой коммуникации 34
Список используемой литературы 35
Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые
исследователи стали развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил к ней еще два
элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация,
и цель, с которой говорит коммуникатор. "Формула Лассуэлла" отражает
характерную особенность ранних моделей коммуникации - она предполагает, что
коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно,
коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение
ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа
политической пропаганды.
В модели Шеннона-Уивера коммуникация также описывается как линейный
односторонний процесс. Математик Шеннон работал над своей коммуникационной
моделью в конце 40-х годов по заказу лаборатории "Белл Телефон" и это во
многом определило "технический" характер созданной модели, ее
"дистанционность". Главной задачей было снижение "шума" и максимальное
облегчение обмена информацией. Модель описывает пять функциональных и один
дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным
элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение;
отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это
сообщение; получатель; цель, или место назначения.
Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом.
Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно
проходящих через один канал.
Преимущество
данной схемы состоит в
отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют
неодинаковое значение. Позднее положение об искажении информации было
дополнено другими причинами исходной и конечной информации. В связи с
работами по селективности восприятия стало известно, что коммуникационный
канал включает последовательность фильтров, приводящих к тому, что
количество информации на входе в систему больше той информации, которая
срабатывает на выход [Н.Винер].
Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и
полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной
затруднений коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели
Шеннона-Уивера привлекла внимание и получила развитие в исследованиях
ДеФлюеру, расширившего исходную модель в более разветвленную сеть:
[pic]
Он в частности, отмечает, что в коммуникативном процессе "значение"
трансформируется в "сообщение" и описывает каким образом отправитель
переводит "сообщение" в "информацию", которую затем посылает по каналу.
Получатель декодирует "информацию" в "сообщение", которое, в свою очередь,
трансформируется в месте назначения в "значение". Если между первым и
вторым значениями есть соответствие, то коммуникация состоялась. Но,
согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем.
В модели
ДеФлюера учтен основной
Уивера - отсутствие фактора обратной связи. Он замкнул цепочку следования
информации от источника до цели линией обратной связи, повторяющей весь
путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под
воздействием "шума". Обратная связь дает коммуникатору возможность более
приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения
эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия
между отправленным и принятым значением.
Включение обратной связи на правах полноправного элемента в модели
таких, казалось бы, односторонних процессов как телевидение, радиовещание,
пресса на первый взгляд представляется проблематичным. Но следует различать
обратную связь первого порядка, когда коммуникатор может получать ее в ходе
воздействия, и опосредованную связь второго порядка, получаемую на основе
оценки результатов воздействия. Кроме того, коммуникатор начинает получать
обратную связь не только от реципиента, но уже от самого сообщения
(например, от звука и изображения на мониторе). Принципиальное отсутствие
обратной связи можно отметить лишь в исключительных случаях общения больших
социальных групп - например, при засылке зондов с информацией в космос,
"навстречу" внеземным цивилизациям.
Но окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как
одностороннего линейного процесса явилась циркулярная модель Осгуда -
Шрамма. Ее главная отличительная черта - постулирование циркулярного
характера процесса массовой коммуникации. Другая ее особенность
определяется тем, что если Шеннона интересовали в первую очередь каналы -
медиаторы между коммуникатором и аудиторией, то Шрамм и Осгуд обратили свое
внимание на поведение главных участников коммуникации - отправителя и
получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование
и интерпретация сообщения.
[pic]
Обзор определений "коммуникации" проведенный У.Шраммом, позволил
выделить то общее, что их объединяет - существование набора информационных
знаков. В этот набор могут входить не только факты, предметы, но и эмоции,
латентные значения ("беззвучный язык").
Адекватность
восприятия сообщения
которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки
распознаются ими одинаково. Коммуникатор и реципиент имеют "фонд
используемых значений", "рамки соответствия" и область, в которой они могут
успешно общаться, находится в "перехлесте" их "рамок". Успех коммуникации
зависит также от ожиданий, предъявляемых участниками общения друг другу.
Профессор отделения журналистики Мемфисского университета Дж.ДеМотт
указывает на то, что между средствами массовой информации и их аудиторией
сложилось некое молчаливое соглашение, договор (Mass Comm Pact),
определяющий обязанности СМК по отношению к аудитории, и обязанности
аудитории по отношению к СМК. Несовершенство этого договора заключается в
том, что точки зрения потребителей информации и ее производителей на круг
этих обязанностей неодинаковы.
Согласно Шрамму, неверно думать, что коммуникативный процесс имеет
начало или конец. На самом деле он бесконечен. "Мы представляем собой
маленькие коммутаторы, непрерывно принимающие и распределяющие бесконечный
поток информации...". (Некоторые исследователи, идут в этом направлении еще
дальше, утверждая, что вся внутренняя жизнь человека складывается
исключительно из уникального сочетания того, что он видел, слышал и
запоминал в течение всей своей жизни.)
Возможным моментом критики этой модели является то, что она создает
впечатление "равноправия" сторон в процессе коммуникации. А между тем,
часто этот процесс бывает несбалансированным, особенно, когда речь идет о
массовой коммуникации. В этих условиях получатель и отправитель не являются
столь уж равноправными участниками коммуникации и циркулярная модель,
уравнивающая их как звенья одной цепи, неадекватно отражает долю их участия
в процессе коммуникации.
Спиралевидная модель Дэнса не претендует на статус полноправной модели
и возникла лишь как яркий аргумент в дискуссиях, посвященных сравнению
линейной и циркулярной моделей коммуникации. Дэнс отмечает, что в настоящее
время большинство исследователей согласятся с тем, что циркулярный подход
является более адекватным для описания коммуникативных процессов. Но
циркулярный подход
имеет также некоторые
коммуникация проходит полный круг до той точки, с которой начинается. Эта
часть аналогии с кругом явно ошибочна. Спираль же показывает, что процесс
коммуникации продвигается вперед, и то, что находится в данный момент в
процессе коммуникации, будет влиять на структуру и содержание коммуникации
в дальнейшем. Большинство моделей дают так называемую "замороженную"
картину коммуникативного процесса. Дэнс же подчеркивает динамическую
природу этого процесса, который содержит элементы, отношения и условия,
непрерывно изменяющиеся во времени. Например, в разговоре когнитивное поле
постоянно расширяется для тех, кто в него включен. Участники получают все
больше и больше информации по обсуждаемому вопросу, о партнере, его точке
зрения. Знания в
дискуссии расширяются и
беседы спираль принимает различные формы в различных условиях и для
различных индивидов.
Модель Дэнса не является, безусловно, удобным средством для подробного
разбора коммуникационного процесса. Основное достоинство и назначение
спиралевидной модели Дэнса состоит в том, что она напоминает о динамической
природе коммуникации. Согласно этой модели, человек в процессе коммуникации
является активным, творческим, способным хранить информацию индивидом,
тогда как многие другие модели описывают его, скорее, как пассивное
существо.
Целью американского исследователя массовой коммуникации Г. Гербнера было
создание модели с широкой сферой применения. Она была впервые представлена
в 1956 году.
Специфической чертой данной модели является то, что она приобретает
различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации
описывается. Словесное описание модели Гербнера по форме напоминает схему