Воздействие массовой коммуникации: социально-психологические, информационные и коммуникативные факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать способы влияния массовой коммуникации на аудиторию.
Задачи исследования:
выяснить что такое массовая коммуникация в целом.
изучение этапов воздействия массовой коммуникации
эффекты массовой коммуникации – что это?
анализ информационного выпуска новостей

Оглавление

Введение. 3
Раздел 1.Массовая коммуникация: понятие, этапы изучения. 5
Раздел 2. Факторы массовой коммуникации. 10
Раздел 3. Коммуникационные барьеры. 21
Раздел 4. Практическая часть. 23
Заключение. 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Курсовая работа на тему «Воздействие массовой коммуникации: социально-психологические, информационные и коммуникативные  факторы»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Казань, 2009

Содержание

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

 

Актуальность проблемы:

Массовая коммуникация представляет собой систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса. Такая коммуникация развивается на основе использования технических средств размножения и передачи сообщения. Как правило, массовые коммуникации осуществляются специализированными организациями (издательства, агентства, редакции, студии).

Проблематика эффектов массовой коммуникации является одной  из достаточно развитых и изученных областей знания. Перед исследователями часто ставилась задача изучения того, каким образом посредством коммуникации происходит влияние на людей. Расширению исследований в этой области способствовали актуальные социальные проблемы — необходимость изучения медиа в качестве возможного источника насилия, фрустрации, агрессивности. На сегодняшний день необходимо знать и уметь избегать воздействий массовой коммуникации на массовую аудиторию.

Степень изученности: изучение массовой коммуникации как социального явления началось в 20-е годы. Принято считать, что начало исследованиям массовой коммуникации, положил немецкий социолог М. Вебер1. Многие исследователи продолжали его работу. И сегодня можно сказать, что массовая коммуникация как явление и воздействия этого явления изучены. Существует большое количество работ, посвященных данной теме.

В своей работе автор  изучил литературу, посвященную массовым коммуникациям. В книге Г.Г. Почепцова  «Теория и практика коммуникации»2 рассматриваются вопросы формирования коммуникации, организационные элементы, специфика политических, кризисных и массовых коммуникаций. Ф.И. Шарков «Основы теории коммуникации»: раскрывается сущность массовой коммуникации, основные ее функции и характеристики.3

Объект исследования: объектом данной работы является массовая коммуникация.

Предмет исследования: факторы воздействия массовой коммуникации на аудиторию.

Цель исследования: проанализировать способы влияния массовой коммуникации на аудиторию.

Задачи исследования:

    1. выяснить что такое массовая коммуникация в целом.
    2. изучение этапов воздействия массовой коммуникации
    3. эффекты массовой коммуникации – что это?
    4. анализ информационного выпуска новостей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 1.Массовая коммуникация: понятие, этапы изучения.

 

Что делает массовую коммуникацию массовой? Во-первых, аудитория СМИ велика и анонимна, а зачастую и очень гетерогенна. Информация может быть адресована отдельным зрителям, слушателям, читателям и даже группам людей, но точность адресации ограничена. Во-вторых, источниками коммуникации являются определенные институты и организации. Некоторые, например телевизионные сети, газетные концерны и телеграфные агентства или конгломераты, которые владеют этими предприятиями, находятся в числе самых крупных и богатых частных корпораций. В-третьих, основная экономическая функция большинства СМИ – привлекать и удерживать максимально возможную аудиторию в интересах рекламодателей4.

Более всего СМИ заботят  деньги, которые поступают от рекламодателей со скоростью, прямо пропорциональной величине и составу зрительской, слушательской и читательской аудитории, которая, в свою очередь, обусловливает содержание материала. Тем самым СМИ испытывают на себе огромное давление, заставляющее их быть максимально развлекательными для максимально большого числа людей; этот принцип действителен и для неразвлекательного материала, подобного новостям. Из всего этого не следует, что редакторы и авторы передач не озабочены удовлетворением потребностей людей. Однако подобные потребности неизбежно рассматриваются внутри ограниченных рамок экономических реалий индустрии СМИ.

Несмотря на свою массовую направленность, массовая коммуникация заключает в себе еще одну коммуникацию. Любая коммуникация предполагает определенного  рода реакцию со стороны аудитории. Хотя человека, пользующегося СМИ, особенно телезрителя, часто характеризуют как крайне пассивного, бездумно впитывающего в себя содержание программы, такая картина далеко не точна. Воздействие конкретной программы зависит не только от ее содержания, но и от представлений прошлого опыта телезрителя. Телефильм, в котором говорится об изнасиловании, произведет одно впечатление на телезрительницу, которая сама была жертвой изнасилования, и совершенно иное – на женщину, не переживавшую подобной драмы5.

Следует принимать во внимание и то, в какой обстановке происходит потребление продукции СМИ. Смотреть телевизор или слушать радио можно в одиночку или небольшими группами. Чтение же газет или журналов, как правило, хотя и не всегда, индивидуальное занятие.

Существуют и чисто  прикладные определения массовой коммуникации, которые используются в коммерческих исследованиях аудитории конкретных СМИ. В этом случае массовая коммуникация приравнивается к акту привлечения внимания и анализируется как игра с нулевой суммой.

Перед исследователями часто ставилась задачи изучения того, каким образом посредством коммуникации происходит влияние на людей. Расширению исследований в этой области способствовали актуальные социальные проблемы — необходимость изучения медиа в качестве возможного источника насилия, фрустрации, агрессивности. Распространенное понимание эффекта связано с результатом, следствием каких-либо причин или действий. Соответственно, изучение эффектов деятельности средств массовой коммуникации (СМК) предполагает исследование изменений в сознании и поведении людей, происходящих под воздействием массовой коммуникации. Выделяют три основных этапа исследования эффектов6.

На первом этапе  исследований (в 20-30-е годы XX в.) предполагалось, что массовая коммуникация обладает очень большими возможностями воздействия. Такие понятия как «теория магического снаряда» или «теория подкожной иглы» достаточно точно отражают ранние концептуальные построения. Можно выделить два основных фактора, которые в начале XX в. в способствовали популярности представлений о «всемогуществе» СМК (ведущим из которых в тот период была печатная пресса). Во-первых, это успехи рекламной деятельности; во-вторых, эффективное использование СМК в ходе Первой мировой войны. Заметим, что наиболее распространены были оценки высокой эффективности воздействия медиа в США.

Центральным для понимания  теоретических основ исследований первого этапа является известный  бихевиористский принцип «стимул  — реакция». В соответствии с  ним эффекты представляют собой  специфическую реакцию на специфические стимулы. Поэтому можно ожидать и предсказывать наличие тесной взаимосвязи между сообщением и реакцией аудитории. Итак, сообщение здесь выступает в качестве стимула (S); принимающая сторона — в качестве организма (О); исследуемые нами эффекты — в качестве реакции (R). Отношения между перечисленными элементами обычно изображается следующим образом: S—О —R.

На втором этапе  исследований (с середины 40-х до начала 70-х годов) выяснилось, что предполагаемые ранее мощные эффекты массовой коммуникации не находят эмпирического подтверждения. Поэтому доминирующими в тот период были «теории ограниченных эффектов» массовой коммуникации. Для второго периода характерен рост сомнений относительно неограниченных возможностей воздействия массовой коммуникации. В ходе коммуникации наблюдаются два процесса. С одной стороны, это восприятие и внимание, с другой — реакция в форме принятия или непринятия информационного воздействия. В ходе информационных кампаний индивиды ведут себя по-разному. Одни — лидеры мнений — более активны в информационном поиске, более общительны и влиятельны на других. Другие занимают пассивную позицию и полагаются в основном на сведения, полученные в ходе личных контактов.

Сильной стороной концепции  является ее акцент на том, что СМК  действуют не изолированно, а в сложном социальном контексте. Их влияние ограничивается и опосредуется другими источниками идей, знаний и власти. Выяснилось также, что влияние может быть не обязательно опосредованным, а зачастую прямым. Предложенная концепция подходит в той или иной мере для описания индустриально развитых обществ в стабильной ситуации. В меньшей степени она применима для анализа эффектов воздействия в условиях кризиса или при изучении общества традиционного типа.

Третий этап исследования эффектов (с начала 70-х годов по настоящее время) характеризуется тем, что отсутствует какое-либо одно ведущее теоретическое направление. Показательно, что часть исследователей вернулись к представлениям о значительных возможностях воздействия массовой коммуникации.

Для третьего этапа изучения эффектов массовой коммуникации в целом характерен возврат к воззрениям о если неограниченных, то, по крайней мере, значительных возможностях влияния массовой коммуникации.

Уменьшению популярности концепций ограниченного влияния  СМК способствовали несколько обстоятельств. Одним из них является широкое распространение телевидения, имеющего большие аудиовизуальные возможности, чем радио и печать. Наблюдалась активизация ряда направлений обществознания, утверждавших, что медиа являются одним из важнейших элементов легитимации капиталистического общества. Были зафиксированы эффекты массовой коммуникации, отличные по своей природе от непосредственных и одномерных.

Отметим, что на всех этапах изучения эффектов происходили изменения  в степени внимания исследователей к различным составляющим процесса массовой коммуникации. На первом этапе решающим, с точки зрения осуществления эффектов, представлялись факторы, связанные с содержанием сообщения. На втором этапе предпочтение в этом вопросе отдавалось личным характеристикам индивидов, составляющих аудиторию. На третьем этапе наблюдается синтез факторов содержания и индивидуальных характеристик.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 2. Факторы массовой коммуникации.

 

С известной долей  условности эти факторы можно определить как социопсихологические, информационные и коммуникативные.

Социопсихологические факторы связаны с такими компонентами массовой коммуникации, как коммуникатор и аудитория. Для осуществления базовых функций массовой коммуникации непосредственный отправитель и получатель информации должны отвечать общим требованиям7:

1) иметь определенный  минимум общих фоновых знаний,

2) владеть общим кодом  - необходимым объемом вербальных  и невербальных коммуникативных  единиц,

3) уметь пользоваться этим кодом и правильно интерпретировать его единицы,

4) обладать мотивацией - обоюдным стремлением к осуществлению  коммуникации, при которой целенаправленная  информация отвечает ожиданиям  ее получателя.

Для коммуникатора главным  условием успешности коммуникации является правильная социальная ориентация на потенциальную аудиторию - на фоновые знания и интересы как массовой аудитории, так и "малых групп". От этого зависит отбор информации, ее. оптимальный объем и структура, а также отбор вербальных и невербальных коммуникативных средств.

Исследование американской аудитории с целью выяснения  социальных факторов, определяющих популярность каналов коммуникации, показало, что  наибольшую роль играет возрастной фактор. Аудитивный канал (радио, звукозаписи, фонограммы) популярны у молодежи до 20 лет, затем предпочтение отдается телевидению, после 30 лет внимание переключается на прессу. Была установлена оценка аудиторией источников информации и непосредственных отправителей информации с точки зрения надежности и основательности8.

Было бы любопытно  сравнить эти данные с социологическими исследованиями современной массовой аудитории в России. По-видимому, ведущее место занимает пресса, представляющая различные точки зрения и ориентированная  на различные слои населения. Определенную роль играет и традиционная вера в "печатное слово". Одним из доводов популярности телевидения, по сравнению с радио, является убеждение, что аудиовизуальный канал более достоверен в передаче информации, хотя, как известно, технические возможности позволяют и оператору, и редактору дать целенаправленную или одностороннюю интерпретацию передаваемой информации. Кроме того, полагают, что телекоммуникатору труднее скрыть свое оценочное отношение к информации, даже если есть такая установка, что для телезрителя не менее важно, чем сама информация9.

Для того чтобы коммуникация состоялась, важен и психологический  настрой аудитории, обусловленный  как социальными, так и личностными  обстоятельствами. Тональность, на которую  настроен индивид при восприятии информации, делает его либо сочувствующим, либо оппонентом, либо нейтральным потребителем информации.

Информационные  факторы связаны прежде всего с содержательным аспектом газетных материалов, радио- и телепередач. В этом заинтересован как отправитель, так и получатель информации. Решающими факторами являются отбор информации, ее структурирование и способы выражения с учетом специфики каналов.

Информация о работе Воздействие массовой коммуникации: социально-психологические, информационные и коммуникативные факторы