Воздействие массовой коммуникации: социально-психологические, информационные и коммуникативные факторы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Декабря 2012 в 21:46, курсовая работа

Краткое описание

Цель исследования: проанализировать способы влияния массовой коммуникации на аудиторию.
Задачи исследования:
выяснить что такое массовая коммуникация в целом.
изучение этапов воздействия массовой коммуникации
эффекты массовой коммуникации – что это?
анализ информационного выпуска новостей

Оглавление

Введение. 3
Раздел 1.Массовая коммуникация: понятие, этапы изучения. 5
Раздел 2. Факторы массовой коммуникации. 10
Раздел 3. Коммуникационные барьеры. 21
Раздел 4. Практическая часть. 23
Заключение. 27
Список литературы 29

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 115.00 Кб (Скачать)

Коммуникативные нормы  и правила передачи информации определяются спецификой различных каналов коммуникации. В прессе они имеют меньше ограничений, поскольку визуальный канал не имеет жестких временных рамок и допускает многоразовую повторяемость информации по желанию читателя. Функциональный стиль прессы менее стандартизирован и более полно отражает личностные характеристики автора. Использование, помимо вербальных коммуникативных средств, изобразительных средств (фотографий, карикатур, графиков, схем и т.п.) значительно усиливает воздействие прессы на массовую аудиторию и индивида. Положительно срабатывает психологческий фактор свободы информации, к которой читатель подходит, действительно, избирательно.

В научной литературе термины "средства массовой информации (СМИ)" и "средства массовой коммуникации (СМК)" используются либо избирательно, не пересекаясь, либо взаимозаменяясь  как варианты.

 

 

 

 

 

Раздел 3. Коммуникационные барьеры17.

В системах социальной коммуникации могут возникать различные проблемы, особенно при работе PR-специалиста с массовой аудиторией. Некоторые сообщения могут быть блокированы или искажены, в результате чего происходит существенное изменение смысла при восприятие информации.

Реализация функций  устной коммуникации затрудняется коммуникационными барьерами – препятствия на пути движения смысла от коммуникатора к реципиенту. Эти барьеры делятся на четыре класса:

  • технические: представлены в виде шумов и помех в искусственных коммуникационных каналах. Эта проблема актуальна для радиосвязи, видеозаписи, компьютерной техники (компьютерные вирусы) и окончательное решение ее вряд ли возможно, так как всякое новое поколение техники страдает своими «болезнями», неведомыми ранее.
  • межъязыковые: возникают при несоответствии языков, кодовых систем. Эта ситуация характерна для ситуации, когда люди говорят на разных языках (или принадлежат к разным целевым аудиториям) и не могут понять друг друга.
  • социальные: возникают между людьми, говорящими на одном и том же естественном языке, но принадлежащим к различным социальным группам.
  • психологические:  возникают вследствие искажений в восприятии, неизбежно сопровождающих коммуникацию. Восприятие представляет собой познание коммуникатором и реципиентом друг друга.

В результате в сознании общающихся людей формируется образ  партнера, который может быть привлекательным  или отталкивающим, безразличным или  волнующим.

Все барьеры в области  массовой коммуникации можно условно разделить на:

  • межличностные – барьеры в большей степени связаны с недостаточно развитыми навыками эффективной коммуникации;
  • организационные – барьеры, связанные с низкими качествами навыков делового общения, в частности:
  • пространственные: неудачный выбор места общения и дистанции общения
  • временные: неправильный выбор времени встречи, нехватка времени, опоздание или затягивание времени общения
  • эргономические: неподходящие условия для общения (шум, дефекты освещения, духота и т.д.)
  • физиологические: усталость, стресс, депрессия, плохое самочувствие
  • психологические: личная неприязнь, слабая мотивация в общении, зависть, страх
  • социальные: диспропорция в статусах и материальном положении, несовпадение интересов
  • атрибутивные: шокирующая одежда, прическа, украшения.

Но для того, чтобы  массовая коммуникация имела успех необходимо эти устранять барьеры с помощью: осуществления проверки оборудования и каналов коммуникации; сбора информации о партнере или партнерах (составить портрет личности); обеспечения релевантности сообщений – облегчить сообщение, когда информация содержит данные, ценные именно для адресата; сокращение сообщения; построения сообщения из последовательных простых предложений; повторения ключевых моментов в процессе коммуникации.

 

 

 

 

 

Раздел 4. Практическая часть.

 

С момента появления  СМИ имели одной их своих основных задач не просто информирование общества о происходящих событиях, но и формирование у аудитории определенных оценок, отношения к реальности. Субъективная, оценочная составляющая в той или иной степени присутствует в любом сообщении СМИ.

В современном обществе роль масс-медиа постоянно увеличивается  на фоне снижения межличностного общения  для аудитории. Влияние СМИ на формирование картины мира человека становится определяющим.  Вместе с  тем традиционные методы контент-анализа  не могут в полной мере раскрыть оценочную составляющую сообщений, проследить, в каком направление оказывается это воздействие, какие образцы поведения, нормы распространяются через СМИ. Углубить анализ сообщений СМИ, и, прежде всего, новостных программ (которые воспринимаются и аудиторией, и, зачастую, самими журналистами как предельно объективный жанр), может относительно новый метод дискурс-анализа (обзор различных теорий).

Электронные СМИ принципиально  не приспособлены для доведения  до людей реальных новостей – оперативного освещения событий, которые происходят здесь и сейчас, существенным образом касаются каждого человека, требуют от него немедленных практических действий. Исключением являются новостные объявления о погоде, которые лучше всего и иллюстрируют основополагающее качество новости,  как ее необходимости быть актуальной (сообщили о предстоящем дожде, и люди взяли зонтики). Почему же тогда сообщения о президенте страны чаще всего идут первыми в новостных выпусках, а о погоде – последними? Ведь телезрителям это важно «с точностью да наоборот». Но если сделать так, как хочет зритель, то многие выключат приемник сразу после объявления касающихся их лично новостей.

Под видом новостей ТВ транслирует другой продукт –  новостное шоу, не нужное или полезное человеку, а интересное ему как телезрителю. Между полезным и интересным – большая разница. Полезная человеку информация помогает ему принять касающееся его решения прямо сейчас. Когда информация только интересна – это означает, что перед нами не новости, а эстетически или идеологически окрашенный новостной продукт, который имеет совершенно другое назначение – привлечь наше внимание, заставить продолжать смотреть данный новостной спектакль, а вовсе не пользоваться новостью. Единственная реальная новость, которую получает зритель в результате просмотра любого новостного шоу, что рядом с ним ничего тревожного не произошло. И это хорошо.

Это можно увидеть  при просмотре любого новостного выпуска. Для анализа я вязла  программу новостей 1 канала от 18 декабря 2009 года. Первым блоком оповещались новости, касающиеся погодных аномалий в России. Зимние морозы, вызванные холодным арктическим циклоном, создали массу неприятностей для граждан РФ. Например, оставили без тепла многие жилые дома, детские сады, государственные учреждения города Иркутска. В связи с сильным и резким перепадом температуры участились случаи обращения за помощью в медицинские службы. Но самой первой новостью в этом блоке подавалась информация о пробке на федеральной трассе Дон, в которой оказалось огромное количество машин, поэтому многих людей пришлось эвакуировать. Правильная социальная ориентация на потенциальную аудиторию - на фоновые знания и интересы как массовой аудитории, так и "малых групп" – помогла достичь того эффекта, который необходим был для СМИ, а именно сопереживания телезрителей и понимание того, что это произошло не с ними, а с кем то другим.

Затем подавалась информация о строительстве нового газопровода  по дну океана. Акцент в репортаже  был сделан на то, что Россия должна дождаться ответа от стран, по дну которых, и пройдет этот газопровод. Далее продолжилась тема строительства, но на этот раз речь шла о нефтеналивном арктическом танкере «Кирилл Лавров». Особенностью данной разработки является то, что этот танкер по льду будет передвигаться кормой вперед.

Следующий блок был посвящен обзору обстоятельств в Перми. В  связи с произошедшими событиями  эксперты выяснили, что техника безопасности в городе понизилась в 3 раза, что  повлекло за собой очередного чиновника. Информация подавалась с негативной точки зрения, что обязательно должно повлечь за собой очередную серию разговоров, посвященных данной проблеме.

Практически в конце  информационного выпуска зашла  речь о международных событиях. В  данном блоке первый репортаж был  «отдан» казни молодой (28 лет) миллиардерши в Китае. И продолжая криминальную тему, журналисты рассказали о незаконном осужденном в США, который провел в заключение более 35 лет. И только по прошествии этого времени обнаружилась его невиновность.

В связи со скоропостижным уходом известного российского спортсмена Владимира Турчинского 1 канал уделил внимание его похоронам. Самой же последней новостью стал побег молодых девушек из монастыря, которые считали, что в его стенах над ними издеваются.

Последовательность новостей определяется, прежде всего, актуальностью той или иной проблемы. Для российского общества на данный момент самым важными является именно климатические условия, поэтому обзор новостей, посвященных данному вопросу, представляется в самом начале. Далее актуальность проблем идет по нисходящей линии. В данном информационном выпуске международному блоку было уделено мало внимания, так как ничего глобального в мире не произошло. Сюжеты, главными действующими лицами которых являются Медведев Д.А. и премьер-министр Путин В.В., занимают больше эфирного времени, нежели другие.

Собирание актуальной информации в различных сферах деятельности проводилась в "горячих точках" помогло усилить эффект заинтересованности аудитории. Большую роль здесь также  играет и коммуникативный фактор воздействия на массовую аудиторию. Журналисты используют как вербальные, так и невербальные средства коммуникации, так как телевидение является аудиовизуальным каналом и способы воздействия на аудиторию велики.

Так современное телевидение создает феномен новостного тоталитаризма – тотального навязывания зрителю новостного взгляда на мир как новостной поток.

Новости на экране остаются формой словесности, а не изобразительности. Это сюжетное высказывание, в котором  должно быть ясно, что случилось, где, кто это сделал, и в чем выразилось само происшествие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

 

Средства массовой информации имеют огромное влияние на аудиторию. Они могут манипулировать сознанием  людей, их действиями, привычками, вкусами. Массовая коммуникация представляет собой систему взаимосвязей, позволяющую получить практически одновременный доступ к социально значимым сообщениям большому числу людей, независимо от места расположения, положения, социального статуса. Воздействие конкретной программы зависит не только от ее содержания, но и от представлений прошлого опыта телезрителя.

Давление на телезрителя  происходит «благодаря» факторам воздействия, таким как: социопсихологические, коммуникативные  и информационные. Исследования этих факторов необходимо как для исследователя, так и для обывателя, который в дальнейшем (я надеюсь) превратиться в настоящего зрителя, читателя, слушателя. Эффект воздействия на формирование общественного мнения определяется прежде всего избирательным вниманием коммуникатора. Эмпирические исследования показали, что эффекты и факторы массовой коммуникации наиболее явно проявляются в сфере информирования. За нас уже решают, что нам интересно, а что нет. У общественности нет выбора, что смотреть, читать или слушать.

Эффект установления пунктов повестки дня принципиально ограничен. СМИ могут переключать внимание с одной действительно важной и убедительной, но ненавязчивой проблемы на другую. Наличие проблемы в повестке дня не означает, что мы многое знаем о том, как и почему она возникла, в каком контексте существует и как видится тем сторонам, которые в нее вовлечены. Мы мало знаем о проблеме, но мы научаемся узнавать проблему.

Для всего этого нам  необходимо «отфильтровывать» ту информацию, которую подают нам СМИ. Самое  главное – правильно интерпретировать предоставленное сообщение, а для этого необходимо знать с помощью чего влияют СМИ и как уйти от этого влияния.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

  1. Бакулев Г.П.- Массовая коммуникация. – 1999. – 283 с.
  2. Вебер М. Исследования по методологии наук. – М.: ИНИОН, 1980.- 300 с.
  3. Войскунский А.Е. Коммуникативный контакт и средства его установления. – 1990. – 340 с.
  4. Искусство кино. – 2004. – №9. – 60 с.
  5. Кожин Н.И. Исследование, речевого мышления в психолингвистике. М., 1995. – 286 с.
  6. Коханая О. Массовая культура и СМИ / Коханая О. // Клуб. – 2006. - №4. – 245 с.
  7. Лурия А.Р. Смысловое восприятие речевого сообщения. М., 2003. – 260 с.
  8. Почепцов Г.Г. «Теория и практика коммуникации». – Из-во «Ваеклер». – 2004. – 415 с.
  9. Социально-гуманитарные знания. – 2007. – №3. – 400 с.
  10. Старикова Ю.А.  Паблик рилейшнз (PR). Конспект лекций. – М.: А-Приор, 2009. – 79 с.
  11. Трахтенберг, А.Д.  Дискурсивный анализ массовой коммуникации и парадоксы левого сознания / Трахтенберг А.Д. // Полис: Политические исследования. – 2006. - №4. – 450 с.
  12. Трескова С.И. Социолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 1998. – с. 250 с.
  13. Феонтьев А.А. Психолингвистическая проблематика массовой коммуникации // Психолингвистические проблемы массовой коммуникации. М., 2000. – с. 270 с.
  14. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации: Учебник для вузов. М.: Издательский Дом «Социальные отношения», издательство «Перспектива», 2003 – 248 с.
  15. http://psyfactor.org/lib/nazarov1
  16. http://society.polbu.ru/konetskaya_commsociology

Информация о работе Воздействие массовой коммуникации: социально-психологические, информационные и коммуникативные факторы