Прогнозирование и регулирование занятости населения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обуславливается чрезвычайно высокой значимостью рынка труда в экономическом и социальном развитии общества. Именно на рынке труда опосредуется движение рабочей силы относительно рабочих мест, осуществляется её купля-продажа, оценивается ее значимость. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.
Рынок труда — это экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Файлы: 1 файл

ПиП.docx

— 211.09 Кб (Скачать)

В наименьшей степени кризис затронул Юг и Дальний Восток, что объясняется слабым развитием промышленности и финансовой сферы в этих регионах. Однако в Дагестане, Ингушетии, Кабардино-Балкарии, Чеченской республике, Амурской и Магаданской областях, а так же в Хабаровском крае положение с безработицей было тяжелым еще до кризиса.   Реакция на кризис проявилась также в том, что широкое распространение получил переход предприятий на работу неполное рабочее время – сокращенный рабочий день и сокращенную рабочую неделю. Ряд предприятий отправили работников в административные отпуска. Объявили о временной приостановке работы предприятия машиностроения, металлургии, обрабатывающей и лёгкой промышленности.  В начале 2009 года  более тысяч предприятий заявили о переводе работников на режим неполного рабочего времени и предоставлении вынужденных отпусков. Суммарная численность таких работников составила свыше 1 млн. человек. В то же время в ряде видов деятельности остаётся спрос на рабочую силу.  Так, например, в отрасли товаров повседневного спроса, в строительстве, в отрасли производства промышленного оборудования, требуется рабочая сила.  Так же, вырос интерес к специалистам отделов продаж и спрос на административный персонал.  Остаются востребованными рабочие высокой квалификации. Требуются на производстве инженеры-механики, способные работать на новом оборудовании. Образовался спрос на  аптечных работников, медиков учителей, программистов, помощников руководителей.

Рисунок 3.

При образовавшейся ситуации стоит  обратить внимание на некоторую диспропорциональность рынка труда, которая выражается в преизбытке работников по одним специальностям и дефицит по другим. В связи с этим необходим пересмотр подходов к системе обучения и переподготовке кадров с тем, чтобы ориентировать её на потребности изменяющейся экономики. Для этого следует провести учёт того, какие специальности востребованы в перспективе, а по каким специальностям можно провести сокращение. Кризис повлиял и на заработную плату.

Заработная плата (оплата труда работника) - вознаграждение за труд в зависимости от квалификации работника, сложности, количества, качества и условий выполняемой работы, а также компенсационные выплаты (доплаты и надбавки компенсационного характера, в том числе за работу в условиях, отклоняющихся от нормальных, работу в особых климатических условиях и на территориях, подвергшихся радиоактивному загрязнению, и иные выплаты компенсационного характера) и стимулирующие выплаты (доплаты и надбавки стимулирующего характера, премии и иные поощрительные выплаты).[3]

Уже в ноябре 2008 года среднемесячная начисленная заработная плата снизилась до 17643, а в октябре до 17598 рублей.

Рисунок 4.

В декабре 2008 года работники бюджетной сферы федерального подчинения перешли на новую систему оплаты труда, в соответствии с которой фонд оплаты труда был повышен на 30%. Это позволило повысить заработную плату 3 млн. человек и увеличило среднюю заработную плату  до 21681 рублей.  Но в январе 2009 года средняя заработная плата вновь снизилась до 17119 рублей. Затем было повышение, но так же не значительное.[21] 

В большинстве торговых организаций произошло снижение фиксированной части оплаты труда и увеличение зависимости заработной платы от объема продаж. Так же на многих предприятиях сократили соцпакет, отменили бесплатные обеды, оплату мобильной связи, корпоративный транспорт, медицинское страхование. Снизились ожидания повышения заработной платы, многие работники согласились на её более низкий уровень, с тем, чтобы остаться на работе.    Начались задержки выплаты заработной платы. Наконец 2008 года задолженность по заработной плате составляла 7,8 млрд. рублей, однако в январе 2009 года она снизилась до 4,7 млрд. рублей. Погасить задолженность позволило ряд мероприятий по экономии на премиях, бонусах и других выплатах. Но уже на 1 февраля 2009 года суммарная задолженность по заработной плате составила 6,965 млрд. рублей и поднялась по сравнению с январём на 49%. Задолженность по заработной плате  на 1 мая 2009 года составила 7,926 млрд. рублей.[21]

Рисунок 5.

В   общем объёме простроченной задолженности по заработной плате 47% приходится на обрабатывающие производства, 16% - на транспорт, 15 – на строительство, 7% - на сельское хозяйство.[21]    Задолженность по заработной плате на 1 мая 2009 года имели 0,5 млн. человек (примерно 2% работников по обследуемым видам экономической деятельности).           Из сложившейся ситуации, можно сделать  вывод, что на рынке труда произошло не только сокращение персонала, но и сокращение рабочего времени, снижение оплаты труда, а так же  увеличение задолженности по заработной плате. Это позволило несколько смягчить ситуацию с высвобождением работников. В результате безработица оказалась не столь масштабной, как предполагалось в связи со спадом производства.  С началом кризиса отношения между работодателем и работником изменились. До кризиса работодатели были заинтересованы в привлечении новых сотрудников и шли на увеличение заработной платы. С началом кризиса положение изменилось и в связи с этим, работодатели частенько шли на нарушение и ущемление прав работников. В тех организациях, где прошли сокращения, работники отмечали увеличившийся объем работы при той же или даже более низкой заработной плате. С развитием кризиса вновь стали распространёнными «серые» заработные платы. Многие работодатели стремились избежать выплаты выходного пособия при сокращении персонала и различными способами вынуждали работников писать заявления об увольнении по собственному желанию.      При таких условиях, государство начало активно вводить политику по снижению напряжённости на рынке труда. В первую очередь была поставлена задача защиты прав работников в условиях кризиса. Генеральный прокурор РФ издал указ, в котором говорилось о направлениях прокурорского надзора, таких как защита социальных прав граждан и противоречий экономических правонарушений, а так же о бесплатной  правовой помощи населению.        Что касается экономических мер,  то с началом кризиса правительством было принято решение о повышении с января 2009 года размера пособия по безработице, что составило 850 рублей в месяц минимальных выплат, 4900 – максимальных. [21] При этом получать пособие в течение года смогли не только те, кто уволен по сокращению, но и те, кто уволился по собственному желанию. До этого работник мог рассчитывать только на 1,5 размера минимального пособия по безработице, да и то полгода с момента регистрации в службе занятости.      

В целях улучшения информированности населения об имеющихся вакансиях 16 января 2009 года при поддержке правительства был открыт интернет-портал «Работа в России», данные на сайте обновляются ежедневно.    

Правительство повысило внимание к активным программам занятости, по которым осуществляется переобучение работников. Постоянное обучение, повышение квалификации или перепрофилирование является основой адаптационных мероприятий для работников и безработных.

В 2009 году из государственного бюджета выделено более 43 млрд. рублей на предоставление субсидий бюджетам субъектов РФ для реализации дополнительных мероприятий с целью снижения напряжённости на рынке труда. Постановление Правительства РФ от 31декабря 2008 года №1089 определяет основные направления деятельности государственных органов ситуации кризиса.[..]           Ещё одно важное направление по организации общественных благ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы для безработных граждан, граждан, ищущих работу. Включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения.

 

 

Рисунок 6.

Государство также субсидировало затраты работодателей в размере МРОТ для компенсации расходов по трудоустройству выпускников высших и средних учебных заведений на период прохождения молодым специалистом испытательного срока.

Так же государство осуществляло меры по оказанию адресной поддержки гражданам, желающим переехать на работу в другую местность, в том числе занять рабочие места, создаваемые в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов. Служба занятости в свою очередь оплачивало проезд к новому месту работы, суточные в пути и в течение трёх месяцев аренду жилого помещения.  Не оказалось без внимания государства и малое предпринимательство и самозанятость безработных граждан. Раньше центр занятости мог лишь проконсультировать будущего предпринимателя, а  на момент кризисной ситуации предполагалось выделение денег на первоначальный капитал в размере годового пособия по безработице.      В целях реализации постановления Правительства РФ от 31 декабря 2008 года №1089 отбор региональных программ для предоставления субсидий производится на основании следующих критериев:

  • Рост уровня регистрируемой безработицы;
  • Рост численности работников, находящихся под угрозой массовых увольнений;
  • Наличие в субъекте РФ градообразующих организаций.

Уровень софинансирования региональных программ за счёт субсидии устанавливается в размере до 95% общего размера расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на реализацию программы. Также правительство приняло решение выделить 3 млрд. рублей на гранты и безвозмездные субсидии для открытия гражданами собственного дела. Максимальная сумма одного гранта  - 300 тысяч рублей. Приоритетом для предоставления грантов пользовались  студенты и выпускники учебных заведений, безработные и те, кто находится в административных отпусках, а также одинокие матери, инвалиды военные в отставке, но не исключаются и другие граждане.

Без внимания нельзя оставить и проблему миграции. Число нелегальных трудовых мигрантов в России в 2008 году составляло 5-7 млн. человек.

При этом разрешений на работу для иностранных граждан, по данным Федеральной миграционной службы России,  было выдано около 2 млн.

После неутешительных данных,  правительство по-новому взглянуло на проблему миграции,  и миграционная политика государства начала исходить из того, что предприятие может использовать иностранную рабочую силу только в том случае, если не смогло найти требующихся работников на своём рынке труда.  На основании этого на 2009 год квота на приглашение иностранных граждан составила 1250769 приглашений. Правительство довело до регионов 50% квоты, и ещё половина осталась в резерве.

Другой важной проблемой являлось влияние кризиса на выезд из страны молодых квалифицированных кадров и предпринимателей с собственным капиталом. Хоть и во всём мире наблюдался кризис и безработица, среди выпускников высших заведений довольно сильно распространено желание получить за рубежом второе высшее образование и попытаться там остаться. Объясняется это тем, что в России ограничены возможности заниматься наукой, а оплата труда молодых специалистов находится на низком уровне. В результате получается. Что кризис усугубляет проблему снижения качества рабочей силы в России, утраты необходимого человеческого потенциала для развития передовых технологий и перехода на наукоемкие производства.         Но, не смотря на кризис, правительство, всё-таки предприняло ряд мер по стимулированию подготовки и работы учёных. Постепенно происходило увеличение числа бюджетных мест в магистратуре и аспирантуре, для учёных введены федеральные целевые программы, по которым они могут получить гранты (от 600 тыс. до 1 млн. в год) для проведения научных исследований. Для поддержки технического образования уже с первого полугодия 2009 года начали действовать национальные исследовательские университеты (НИУ). На эти цели выделено около 3 млрд. рублей.

К маю 2009 года положение на рынке труда стало стабилизироваться: приостановился рост официально регистрируемой безработицы, меньше, чем в начале года, стала расти общая безработица. Этому способствовали меры, принятые правительством на первом этапе кризиса. Вследствие высокой степени интеграции российской банковской и финансовой сфер в мировую финансовую систему российская экономика в большей степени, чем экономика других развитых стран, оказалась подвержена воздействию кризисных факторов. Однако благодаря накопленным резервам,  активной социальной и экономической политике период кризиса был преодолён, хотя до сих пор нельзя с точностью сказать, что кризис закончился. Уже в 2010-2011 годах экономический рост восстановился, составив более 4% увеличения валового внутреннего продукта в год.     По данным РОССТАТа, численность экономически активного населения Российской Федерации на конец 2012 года составила 75,5 млн. человек или более 53% от общей численности населения страны; из них 71,4 млн. человек – это занятые в экономике, и 4,1 млн. человек – безработные.  Уровень общей безработицы снизился до значения 5,4% от численности экономически активного населения, что на 0,9% меньше по сравнению с показателем конца 2011 года (6,3%).[21]    Показатели общей безработицы в настоящее время находятся на минимальном уровне за всю историю наблюдений. По сравнению с февралем 2009 года, когда было зафиксировано пиковое значение  уровня безработицы (9,4%), численность безработных граждан сократилась на 3,0 млн человек или на 43%.[21]           В феврале 2013 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, находилась на уровне немного больше 1 млн.  64 тыс. человек, что почти на 19% меньше, чем было в конце 2011 года, а в ноябре 2012 года было зафиксировано минимальное значение численности зарегистрированных безработных – 987 тыс. человек.

Конечно, это результат в среднем по России. В разрезе субъектов Федерации ситуация несколько иная: ещё сохраняются регионы с напряжённой ситуацией на рынке труда, в ряде регионов существует неестественно большой разрыв между регистрируемым уровнем безработицы и уровнем общей безработицы по методологии Международной организации труда (МОТ). Вместе с тем, в 2012 году снижение численности безработных граждан произошло во всех субъектах РФ.

 

 

 

 

 

Рисунок 7.

Анализ материалов Роструда России показывает, что растёт производственная активность предприятий и организаций. Заявленная работодателями потребность в работниках в 2012 году в среднем составляла 1 млн. 542 тыс. рабочих мест, а коэффициент напряжённости на рынке рабочей силы  в июне-октябре 2012 года достиг минимального значения в 0,7 пункта, а к концу года равнялся 0,9. В начале 2013 года число вакансий было на уровне 1 млн 300 тыс. рабочих мест, что почти на 12% больше, чем в январе 2012 года.[21]

Информация о работе Прогнозирование и регулирование занятости населения РФ