Прогнозирование и регулирование занятости населения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обуславливается чрезвычайно высокой значимостью рынка труда в экономическом и социальном развитии общества. Именно на рынке труда опосредуется движение рабочей силы относительно рабочих мест, осуществляется её купля-продажа, оценивается ее значимость. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.
Рынок труда — это экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Файлы: 1 файл

ПиП.docx

— 211.09 Кб (Скачать)

Министерство образования и науки Российской Федерации 
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования 
«Тюменский государственный архитектурно-строительный университет» 
Инженерно-экономический институт

Кафедра государственного и муниципального управления и права.

Курсовая работа

По дисциплине: «Прогнозирование и планирование»

на тему: «Прогнозирование и регулирование занятости населения РФ».

 

 

Выполнил: 

Ст-т гр. ГМУ 12-1

Сергеева К. Э.

Руководитель:

доцент

__________С.А. Васильев

 

 

 

 

 

Тюмень, 2014 
СОДЕРЖАНИЕ

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность выбранной темы обуславливается чрезвычайно высокой значимостью рынка труда в экономическом и социальном развитии общества. Именно на рынке труда опосредуется движение рабочей силы относительно рабочих мест, осуществляется её купля-продажа, оценивается ее значимость. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.

Рынок труда —  это экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

За последние 20 лет рынок труда России пережил нелегкие времена, основу этому дала начавшаяся перестройка и распад СССР, что в значительной степени оказало давление как на экономику в целом, так и  на такую её  отрасль, как сфера труда.

Складывающаяся многоуровневая экономика, начала предъявлять новые требования к качеству рабочей силы, ее профессионально-квалификационному составу и уровню подготовки, что обострило  конкуренцию между работниками. Постепенно произошел спад производства, нестабильность в заработной плате. Эти факторы не могли не оказать влияния  на человека. Итог – безработица. Безработица всегда являлась негативным, но и неизбежным явлением в жизни общества, которое зависит от состояния экономики. Так, не имея доходов, уровень жизни человека падает. В последнее время часто в таких случаях на помощь приходит государство. Это подтверждено реализацией масштабных государственных антикризисных программ в сфере труда и занятости.

Актуальность темы определяется тем, что анализ и прогнозирование системы занятости и безработицы является основой для улучшения социально – экономических показателей.

Цель – анализ современного состояния занятости населения РФ и ход выполнению программ по достижению целей в этой области.

Для достижения поставленной цели следует решить следующие задачи:

  1. Проанализировать особенности правового регулирования данного направления;
  2. Изучить методы государственного регулирования сферы занятости;
  3. Изучить сущность и методы прогнозирования;
  4. Оценить современное состояние сферы занятости;
  5. Провести анализ влияния мирового экономического кризиса на современное состояние рассматриваемой темы;
  6. Определить перспективы решения проблем занятости населения.

Объект исследования – трудовые ресурсы РФ.

Предмет исследования – прогностический анализ занятости населения РФ.

Курсовая работа включает в себя введение, две главы, заключение, список используемой литературы.

 

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СИСТЕМЫ ЗАНЯТОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

    1. Понятие и виды занятости. Правовые регулирование сферы занятости

 

Проблема занятости является основополагающей в современном обществе. Занятость характеризует социально-экономическую ситуацию в

стране.

Занятость - это деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая законодательству и приносящая, как правило, им заработок, трудовой доход. [3]

Учет трудовых ресурсов населения вызывает потребность в выделении различных форм и видов занятости. Различают продуктивную, социально -полезную занятость, полную, эффективную, рациональную, скрытую занятость.

Продуктивная занятость характеризует уровень занятости в общественном производстве и выражается отношением количества занятых в материальном производстве к общему числу трудовых ресурсов (в процентах).

Социально полезная занятость характеризуется числом людей, занятых не только в общественном производстве и состоящих на службе, а также и учащиеся очных отделений и ведущие домашнее хозяйство.

Полная занятость – это состояние общества, характеризующееся тем, что все желающие иметь оплачиваемую работу, ее имеют.

Эффективная занятость подразумевает использование рабочего времени без потерь и достижение максимального экономического результата. Эффективность вычисляется отношением явочного фонда рабочего времени к его номинальному фонду. Наибольшая эффективность достигается при равенстве этого отношения одному.

Рациональная занятость определяется отношением продуктивной занятости к социально полезной занятости. Эта величина имеет свое оптимальное значение для каждой экономической системы.

Скрытая занятость – это занятость людей в незарегистрированных хозяйственных структурах вне учета официальных органов, не платящих налоги. Сюда относится теневая экономика или ее неформальный сектор – строительные работы, нелегальное производство и др.

К занятому населению согласно Федеральному Закону (далее - ФЗ) Российской Федерации (далее - РФ) «О занятости населения в Российской Федерации» от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 ст.2 относятся следующие лица:

  • работающие по трудовому договору, в том числе выполняющие работу за вознаграждение на условиях полного либо неполного рабочего времени, а также имеющие иную оплачиваемую работу (службу), включая сезонные, временные работы, за исключением общественных работ (кроме граждан, участвующих в общественных работах и указанных в пункте 3 статьи 4настоящего Закона);
  • зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, а также нотариусы, занимающиеся частной практикой, адвокаты, учредившие адвокатские кабинеты, и иные лица, чья профессиональная деятельность в соответствии с федеральными законами подлежит государственной регистрации и (или) лицензированию (далее - индивидуальные предприниматели);
  • занятые в подсобных промыслах и реализующие продукцию по договорам;
  • выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, предметами которых являются выполнение работ и оказание услуг, авторским договорам, а также являющиеся членами производственных кооперативов (артелей);
  • избранные, назначенные или утвержденные на оплачиваемую должность;
  • проходящие военную службу, альтернативную гражданскую службу, а также службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы;
  • обучающиеся по очной форме обучения в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, включая обучение по направлению государственной службы занятости населения (далее - органы службы занятости);
  • временно отсутствующие на рабочем месте в связи с нетрудоспособностью, отпуском, переподготовкой, повышением квалификации, приостановкой производства, вызванной забастовкой, призывом на военные сборы, привлечением к мероприятиям, связанным с подготовкой к военной службе (альтернативной гражданской службе), исполнением других государственных обязанностей или иными уважительными причинами;
  • являющиеся учредителями (участниками) организаций, за исключением учредителей (участников) некоммерческих организаций, организационно-правовая форма которых не предполагает права учредителей (участников) на получение дохода от деятельности этих организаций, включая членов товариществ собственников жилья, а также членов жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных кооперативов и иных специализированных потребительских кооперативов, создаваемых в целях удовлетворения потребностей граждан, которые не получают доход от их деятельности;

являющиеся членами крестьянского (фермерского) хозяйства.

Занятость и безработица во многом определяют уровень развития экономики страны в целом. Поэтому для их регулирования существует ряд нормативно-правовых актов (далее - НПА), правовых актов, программ по регулированию вопросов организации и деятельности данного направления, составляющих основу государственной политики.

Всеобщая Декларация прав человека ООН, в ст. 23 предусматривает право каждого человека на труд, свободный выбор работы, на справедливые и благоприятные условия труда и защиту от безработицы

  Ст. 34, 37 Конституции РФ  гарантируют гражданину свободное распоряжение своими способностями к труду, включая свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а так же право на защиту от безработицы

  Трудовой кодекс РФ - кодифицированный законодательный акт (кодекс) о труде, Кодекс определяет трудовые отношения между работниками и работодателями.

Налоговый кодекс РФ -  кодифицированный законодательный акт, устанавливающий систему налогов и сборов в РФ.

Основой законодательства в сфере занятости является ранее упомянутый ФЗ РФ от 19 апреля 1991 г. N 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации». Настоящий закон определяет правовые, экономические и организационные основы государственной политики содействия занятости населения, в том числе гарантии государства по реализации конституционных прав граждан на труд и социальную защиту от безработицы. Дается определение занятости как деятельности граждан, связанной с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащей законодательству и приносящей, заработок. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые не имеют работы и заработка, зарегистрированы в органах службы занятости в целях поиска подходящей работы, ищут работу и готовы приступить к ней.

Закрепляются нормы, запрещающие принуждение к труду и привлечение к какой-либо ответственности за незанятость, гарантии государства в реализации права граждан на труд и в социальной поддержке безработных, а также условия и сроки выплаты пособия по безработице.

Так же следует выделить такие законодательные акты, как:

  • ФЗ от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»;
  • Федеральный Закон от 25 июля 2002 года № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;
  • ФЗ РФ от 28 июня 2014г. о стратегическом планировании в РФ;
  • Постановление Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 324 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по труду и занятости»; 
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 16.06.2008 № 281н «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по содействию самозанятости безработных граждан»;
  • Приказ Минздравсоцразвития РФ от 27.11. 2007 г. № 726 «Об утверждении административного регламента предоставления государственной услуги по психологической поддержке безработных граждан»;
  • Постановление Правительства Тюменской области от 17.12.2012 г. N 528-п «Об утверждении положения о порядке и условиях возмещения нормативных затрат на проведение мероприятий по созданию дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан».

Так же одним из базовых документов регулирования рассматриваемой темы, является Концепция долгосрочного социально-экономического развития на период до 2020г. Утверждена распоряжением правительства РФ от 17.11. 2008г., прогноз социально-экономического развития РФ на 2014г. и на плановый период 2015 и 2016г., а так же государственная программа РФ 
«Содействие занятости населения».

Рассмотрев законодательную базу можно сделать вывод, что многие акты устарели.

1.2 Методы государственного регулирования сферы занятости. Сущность прогнозирования и методы прогнозирования

 

Экономические методы - льготное кредитование и налогообложение, бюджетная политика стимулирования предпринимателей к сохранению и созданию рабочих мест, осуществлению профессионального обучения кадров.

Административно-законодательные методы - создание службы занятости и трудоустройства, информационной системы, обслуживающей рынок труда, государственной системы профессиональной ориентации молодежи, подготовки и переподготовки кадров.

Административно-законодательные методы охватывают также регламентацию порядка заключения трудовых договоров, продолжительности рабочего времени, сверхурочных работ, введение обязательных отчислений предпринимателей в национальные фонды по обеспечению занятости, определение квот на трудоустройство, регулирование периода трудовой жизни.

В зависимости от области воздействия различают меры прямого и косвенного влияния государства на решение проблемы занятости.

Меры прямого, непосредственного влияния осуществляются путем реализации государственных программ, направленных на отдельные специфические точки рынка труда, т.е. имеют выборочную направленность и воздействуют в основном на предложение труда.

Меры косвенного влияния направлены на поддержание или изменение условий хозяйствования и предполагают использование макроэкономических рычагов воздействия на население, т.е. воздействуют, как правило, на условия регулирования спроса на труд.

Например, в рамках реализации государственной программы  РФ «Содействие занятости населения» предусматриваются следующие меры государственного регулирования:

  • освобождение от налогообложения следующих видов доходов физических лиц: пособия по безработице; стипендий, выплачиваемых в период профессиональной подготовки, повышения квалификации, переподготовки по направлению органов службы занятости; материальной помощи, оказываемой безработным гражданам, утратившим право на пособие по безработице в связи с истечением установленного периода его выплаты и др.;
  • учет в составе профессиональных налоговых вычетов для целей уплаты налога на доходы физических лиц денежных средств, полученных за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания такими гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
  • льготы при исчислении налогооблагаемой базы для целей уплаты налога на прибыль при получении выплат за счет средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации на содействие самозанятости безработных граждан и стимулирование создания такими гражданами, открывшими собственное дело, дополнительных рабочих мест для трудоустройства безработных граждан;
  • пониженная ставка налога на доходы физических лиц в отношении доходов, получаемых лицами, не являющимися налоговыми резидентами Российской Федерации, от осуществления трудовой деятельности в качестве высококвалифицированного специалиста.[4]

Информация о работе Прогнозирование и регулирование занятости населения РФ