Прогнозирование и регулирование занятости населения РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Апреля 2015 в 10:20, курсовая работа

Краткое описание

Актуальность выбранной темы обуславливается чрезвычайно высокой значимостью рынка труда в экономическом и социальном развитии общества. Именно на рынке труда опосредуется движение рабочей силы относительно рабочих мест, осуществляется её купля-продажа, оценивается ее значимость. При этом необходимо, чтобы вовлечение людей в трудовую деятельность сопровождалось их удовлетворенностью в работе и доходом, обеспечивающим достойное существование работнику и членам его семьи.
Рынок труда — это экономическая среда, на которой в результате конкуренции между экономическими агентами через механизм спроса и предложения устанавливается определенный объем занятости и уровень оплаты труда.

Файлы: 1 файл

ПиП.docx

— 211.09 Кб (Скачать)

В целом следует отметить, что в течение 2012 года на рынке труда России сохранялись позитивные тенденции. Рост спроса на труд отмечался по большинству секторов, в особенности в таких видах экономической деятельности, как строительство; гостиницы и рестораны; финансовая деятельность; операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг; здравоохранение и предоставление социальных услуг. В 2012 году отмечалась стабилизация ситуации на рынке труда моногородов. В 189 монопрофильных населённых пунктах уровень регистрируемой безработицы не превышал среднероссийский показатель 1,3% от численности экономически активного населения.   Вместе с тем, снизилась численность занятых в сельском хозяйстве, охоте и лесном хозяйстве; добыче полезных ископаемых; обрабатывающих  производствах; государственном управлении и обеспечении военной безопасности; социальном страховании.       Почти 4,5 млн. граждан обратились в органы службы занятости за содействием в поиске подходящей работы, при этом почти 65% из них было трудоустроено.          Численность граждан, зарегистрированных в органах службы занятости в качестве безработных за все 12 месяцев 2012 года в целом по Российской Федерации составила 2 млн. 216 тыс. человек, а среднемесячная численность зарегистрированных безработных в 2012 году равнялась 1 млн.146 тыс. человек. При этом в бюджет первоначально была заложена среднемесячная численность 1 млн 445 тыс. человек, что стало основной причиной остатка неиспользованных средств федерального бюджета, предназначенных на  социальные выплаты безработным (более 5 млрд. рублей или 11,3 % от общего объема субвенции).[21] Из предусмотренных первоначально в бюджете на 2012 год 46,5 млрд. рублей было израсходовано лишь 39,9 млрд. рублей.

В 13 из 23 субъектов Российской Федерации, подавших заявки на выделение средств из нераспределенного резерва, не воспользовались полученными суммами. Это Краснодарский и Ставропольский края, Республика Мордовия, Белгородская, Брянская, Курская, Костромская области и другие.           В 2012 году Минтруд России провёл мониторинг высвобождения работников организаций в связи с ликвидацией организаций, сокращением численности или штата работников в разрезе субъектов Российской Федерации, включая мониторинг ситуации на рынке труда моногородов. Данные мониторинга показали, что численность работников, находящихся в режиме неполной занятости, сократилась с начала 2012 года по ноябрь 2012 года в 1,3 раза (с 186,2 тыс. человек на 1 января 2012 года до 141,4 тыс. человек на 28 ноября 2012 года). В том числе отмечается снижение за указанный период численности работников, находившихся в простое по вине администрации, на 26,9% (или на 6,8 тыс. человек), снижение численности работников, которым были предоставлены отпуска по инициативе администрации, на 195,7% (или на 9,2 тыс. человек), снижение численности работников, работавших неполное рабочее время по инициативе работодателя, на 25,6% (или на 28,2 тыс. человек).[21]    Важными направлениями осуществления государственной политики в области содействия занятости являются постоянно действующие программы содействия занятости населения субъектов РФ, а также региональные программы, предусматривающие дополнительные мероприятия, направленные на снижение напряжённости на рынке труда субъектов РФ. По первому направлению участниками мероприятий в рамках программ по содействию занятости населения – получателями государственных услуг в области содействия занятости населения – в январе-сентябре 2012 года стали 7,2 млн. человек (в январе-сентябре 2011 года – 8,3 млн. человек). За содействием в поиске подходящей работы в органы службы занятости обратилось 3,5 млн. человек (в январе-сентябре 2011 года – 4,2 млн. человек). [21]           При содействии органов службы занятости были трудоустроены 2,4 млн человек или 67,2% от числа обратившихся за содействием в поиске подходящей работы (в январе-сентябре 2011 года – 2,7 млн. человек или 64,5%). Приступили к профессиональному обучению по направлению органов службы занятости 237,5 тыс. безработных граждан или 8,1% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 303,0 тыс. человек или 8,1%).  [21]       Приняли участие в оплачиваемых общественных работах 372,4 тыс. человек или 12,7 % от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 г. – 467,5 тыс. человек или 12,5%), были заняты на временных работах 59,6 тыс. безработных граждан, испытывающих трудности в поиске работы (в январе-сентябре 2011 г. – 73,2 тыс. человек). [21]   Услуги по содействию самозанятости получили 68,3 тыс. безработных  граждан или 2,3% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 184,5 тыс. человек или 4,9%).[21]     На временные работы были трудоустроены 722,2 тыс. несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет или 93,6% от общей численности  учащихся, обратившихся за содействием в поиске работы в свободное от учёбы время (в январе-сентябре 2011 года – 789,1 тыс. человек или 92,8%). [21]            Около 30% от численности выпускников учреждений начального и среднего профессионального образования, ищущих работу впервые, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы, были трудоустроены на временные работы (8,3 тыс. человек в январе-сентябре 2012 года, в январе-сентябре 2011 года – 13,4 тыс. человек).[21] Государственные услуги по социальной адаптации безработных граждан на рынке труда получили 209,9 тыс. человек или 7,2% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 году – 226,1 тыс. человек или 6,0%), по профессиональной ориентации – 2,3 млн. человек или 32,0% от общей численности граждан, обратившихся за предоставлением государственных услуг (в январе-сентябре 2011 года – 2,7 млн. человек или 32,4%), по психологической поддержке – 173,9 тыс. безработных граждан или 5,9% от общей численности безработных граждан (в январе-сентябре 2011 года – 198,9 тыс. человек или 5,3%). [21]       1 января 2012 года органы государственной власти субъектов Российской Федерации наделены правом организовывать профессиональную подготовку, переподготовку и повышение квалификации женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет.  В 2012 году около 10 тысяч женщин в период отпуска по уходу за ребёнком до достижения им возраста трёх лет смогли принять участие в мероприятиях по организации профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации.     Услуги в сфере занятости населения:

  • Содействие в поиске подходящей работы;
  • По профессиональному обучению;
  • По профессиональной ориентации;
  • Общественные и временные работы;
  • Содействие самозанятости безработных граждан;

Участие в ярмарках вакансий и учебных рабочих мест.  Минтрудом России осуществлялась работа по определению потребности в иностранных работниках на 2014 год. В результате Правительством Российской Федерации определена потребность Российской Федерации в привлечении 1,7 млн. иностранных работников, утверждены квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в размере 1,7 млн. разрешений и квота на выдачу иностранным гражданам приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в размере 410 тысяч приглашений. Распределение потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников по приоритетным профессионально-квалификационным группам отражает тенденции развития рынка труда, сопровождающиеся увеличением спроса на квалифицированные рабочие кадры, которые составляют 79%. В целях увеличения численности квалифицированных иностранных специалистов на российском рынке труда, повышения заинтересованности работодателей в привлечении квалифицированных работников Минтрудом России издан приказ от 3 декабря 2012 года № 568н «Об утверждении перечня профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан – квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты на осуществление  иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации не распространяются, на 2013 год». Данный перечень содержит 59 профессий, в том числе инженерных специальностей.   Четвёртое важное направление осуществления государственной политики в области содействия занятости – более широкое использование и применение современных информационных систем и технологий.  Постоянно развиваются и совершенствуются Интернет-ресурсы, дальнейшее развитие получили ведомственные информационные системы, проведены обширные мероприятия по информированию и консультированию безработных граждан, работников предприятий и работодателей.           Пятое важное направление осуществления государственной политики в области содействия занятости – информационно-пропагандистские мероприятия по повышению правовой грамотности населения в сфере трудовых отношений.          В частности в 2012 году Рострудом была проведена широкая информационно-пропагандистская кампания в данном направлении. Центральным информационным событием проводимой компании стало 130-летие надзора в сфере труда в России. К этой дате Рострудом проведена  всероссийская информационная акция, направленная на привлечение внимания граждан к вопросам соблюдения законодательства о труде. 16 мероприятий акции прошли в каждом из федеральных округов Российской Федерации. 

 

2.2 Прогнозирование ситуации занятости населения

Проблема занятости является основополагающей в современном обществе, так как характеризует социально-экономическую ситуацию в стране.

Из анализа состояния  показателей занятости и безработицы населения РФ Правительством РФ была утверждена от 15 апреля 2014 года программа «Содействие занятости населения» (далее - Программа).

Целью Программы - целью государственной политики в области развития рынка труда в долгосрочной перспективе является создание правовых, экономических и институциональных условий, обеспечивающих развитие гибкого, эффективно функционирующего рынка труда, позволяющего преодолеть структурное несоответствие спроса и предложения на рабочую силу, сократить долю нелегальной занятости, повысить мотивацию к труду и трудовую мобильность.

Ожидаемые результаты реализации программы:

  • создание условий для формирования гибкого, эффективно функционирующего рынка труда;
  • предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы;
  • создание в период с 2013 по 2015 год ежегодно до 14,2 тыс. специальных рабочих мест для инвалидов;
  • удовлетворение не обеспеченного внутренними ресурсами спроса экономики на рабочую силу за счёт внешней трудовой миграции;
  • снижение численности иностранных граждан, незаконно осуществляющих трудовую деятельность в Российской Федерации;
  • создание основы для приведения содержания и структуры профессионального образования в соответствие с потребностями рынка труда путем утверждения к 2015 году не менее 800 профессиональных стандартов;
  • обеспечение сохранения здоровья работников за счет улучшения условий их труда;
  • обеспечение соблюдения трудовых прав граждан;
  • поддержание социальной стабильности в обществе.

Общий объем финансирования программы составляет 634 872 256,92тыс. рублей, в том числе за счет средств:

  • федерального бюджета – 569 272 145,47 тыс. рублей;
  • бюджетов субъектов Российской Федерации – 65 360 111,45 тыс. рублей;
  • юридических лиц – 240 000,0 тыс. рублей.

Прогнозная оценка расходов из средств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации приведена на основе данных, представленных субъектами Российской Федерации.

При планировании ресурсного обеспечения программы учитывалась ситуация в финансово-бюджетной сфере как на федеральном, так и на региональном уровнях, высокая экономическая, политическая и финансовая значимость вопросов содействия занятости населения, а также механизмы их решения за счет средств федерального бюджета.

Согласно прогнозным данным Минэкономразвития России в течение 2013-2020 годов в России будет наблюдаться устойчивая тенденция сокращения численности населения трудоспособного возраста (примерно на 1 млн. человек ежегодно), что приведет к снижению численности экономически активного населения и, как следствие, - к сокращению предложения трудовых ресурсов.

Численность занятых в экономике будет сокращаться с 68,3 млн. человек в 2012 году до 67,4 млн. человек в 2015 году, а в 2020 году может составить 66,6 млн. человек.

При сохранении наметившихся положительных тенденций в экономической ситуации и повышении спроса на рабочую силу численность безработных граждан, рассчитанная по методологии МОТ, снизится с 5,0 млн. человек в 2011 году до 4,3 млн. человек в 2012 году, а уровень безработицы – с 6,9% и 5,9% от численности экономически активного населения соответственно.

На фоне роста экономики и сокращения предложения трудовых ресурсов в долгосрочном периоде ожидается снижение безработицы до 3,9 млн. человек в 2020 году (5,5% от численности экономически активного населения). Снижению безработицы будет существенно способствовать изменение демографической структуры: значительно сократится численность молодежи, в наибольшей степени подверженной риску безработицы.

Исходя из прогнозируемой общей численности безработных,  соотношения численности зарегистрированных безработных и общей численности безработных (около 30%), среднегодовая численность зарегистрированных безработных в 2013-2017 годах стабилизируется на уровне 1,4 млн. человек.  По мере повышения качества предоставляемых услуг в области содействия занятости населения увеличится численность безработных граждан, обращающихся в органы службы занятости. В этой связи прогнозируется сближение регистрируемой и общей безработицы до 38% к 2020 году, сопровождающееся некоторым ростом численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости населения. Уровень регистрируемой безработицы стабилизируется и не превысит 2% от численности экономически активного населения.

Учитывая низкий уровень затрат на мероприятия в области содействия занятости населения, необходимо, по крайней мере, сохранить этот уровень в ближайшие годы, даже после преодоления кризисных явлений в экономике.

В то же время необходимо смещение акцентов в деятельности органов службы занятости с мероприятий краткосрочного и временного трудоустройства к программам направленным на повышение качества рабочей силы.

В ряде случаев центры занятости населения выступают в качестве службы социальной поддержки наиболее слабых слоев населения, а не эффективного посредника между работодателями, ищущими кандидатов для замещения вакансий, и гражданами, ищущими работу. Так, около половины всех безработных, зарегистрированных в органах службы занятости, составляют лица, не имеющие опыта работы или пытающиеся возобновить работу после длительного перерыва в трудовой деятельности, а также лица, длительно состоящие на учете в качестве безработных.

По данным главы следует сделать вывод, что положительная тенденция занятости населения будет, проявляется только в том случае, если государство и народ будут взаимодействовать друг с другом. В этой связи приоритетным является улучшение качества и точности  государственной политики относительно занятости населения.

Динамика показателей занятости и безработицы населения и их анализ позволяют прогнозировать и устанавливать приоритеты в определении основных мер по взаимодействию с населением.

Необходима разработка и внедрение механизмов стимулирования поликлинического звена на возможность более раннего выявления проблем.

 

 
 
 
 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Что бы  определить содержание основ государственного регулирования занятости и безработицы граждан РФ, были подробно рассмотрены теоретические основы регулирования данной сферы, а именно  основные понятия, виды, методы и принципы.

Так же были изучены особенности правового регулирования занятости и безработицы,  как на государственном, так и на региональном уровне. В ходе исследования было выявлено, что законодательная база достаточно стара.

Исходя из рассмотрения современного состояния на рынке труда, можно утверждать, что проблема безработицы является одним из ключевых вопросов в рыночной экономике, и, не решив ее, невозможно наладить эффективную экономическую деятельность.

Безработица - явление, присущее всем странам мира, Россия не является исключением. По положению на январь 2014 года уровень безработицы в нашей стране  составлял 5,6%, но официальные данные, к сожалению, не отражают истинного положения в сфере занятости в России.

В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной скрытой занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которая нередко осуществляется без регистрации.

Информация о работе Прогнозирование и регулирование занятости населения РФ