Основы социологии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:07, курсовая работа

Краткое описание

Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного ( в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они ж

Файлы: 1 файл

социология.doc

— 453.50 Кб (Скачать)

5.1Какие  факторы влияют  на процесс социализации  личности?  

Основными определяющими факторами на внеличностном (групповом) уровне выступают понятия социальной стратификации: статус, роль, престиж, должность и т.д.

На следующем - межличностном (внутригрупповом) уровне важнейшими факторами социализации являются национальные особенности; характер деловых и личностных взаимоотношений между членами группы; сплоченность членов группы на основе общих интересов.

На личностном уровне проявляются характеристики члена группы как личности через  его самооценку, анализ взаимозависимости, потребность в самоутверждении. На данном уровне определяющими факторами, снижающими риск социальных конфликтов в обществе, являются личная ответственность, осознание себя членом группы, личный контроль действий.

В результате социализации формируются различные типы личности, социальные характеры, разнообразные потребности, ценностные ориентации.

Рассмотрим различные  подходы к описанию механизмов социализации. Так, согласно Э. Фромму, при различных  способах социализации, указанных в  левой части, возникают, соответственно, пять способов адаптации к социуму:

мазохистский - рецептивный, 

садистский - эксплуатируемый, 

деструктивный - накопительский, 

конформистский - рыночный, 

продуктивный - духовный.

Э. Фромм считал, что доминирующий тип социального  характера совпадает с типов самоотчуждения личности на различных исторических этапах развития общества, делая тем самым акцент на биопсихологических факторах. 

На процесс  социализации индивида действует ряд  факторов:

1. В первую  очередь на процесс социализации  личности оказывают влияние генетические особенности индивида, полученные им при рождении. Наследственные черты являются базой для формирования личности. Такие наследственные качества индивида, как способности или физические качества, накладывают отпечаток на его характер, способ восприятия окружающего мира и оценки других людей. Биологическая наследственность во многом объясняет индивидуальность личности, ее отличие от других индивидов, так как не существует двух одинаковых индивидов с точки зрения их биологической наследственности.

2. Вторым фактором, оказывающим влияние на процесс  социализации личности человека, является влияние физического  окружения. Очевидно, что окружающая  нас природная среда постоянно  воздействует на наше поведение,  участвует в формировании человеческой личности. Например, мы связываем с влиянием климата возникновение цивилизаций, племен, отдельных групп населения. Люди, выросшие в разном климате, отличаются друг от друга. Наиболее ярким примером тому является сравнение горных жителей, жителей степей и людей, населяющих джунгли. Природа постоянно влияет на нас, и мы должны отвечать на это влияние через изменение своей личностной структуры.

3. Третьим фактором  социализации личности человека  принято считать влияние культуры. Любая культура обладает определенным набором социальных норм и разделяемых ценностей. Этот набор является общим для членов данного общества или социальной группы. По этой причине представители каждой культуры должны проявлять терпимость по отношению к этим нормам и системам ценностей. В связи с этим возникает понятие модальной личности, воплощающей в себе те общекультурные ценности, которые общество прививает своим членам в ходе культурного опыта. Таким образом, современное общество с помощью культуры стремится сформировать социабельную личность, легко идущую на социальные контакты, готовую к сотрудничеству. Отсутствие таких эталонов ставит человека в положение культурной неопределенности, когда он не осваивает основных культурных норм общества.

4. Четвертым  фактором, формирующим личность человека, является влияние социального окружения. Следует признать, что этот фактор можно считать основным в процессе формирования личностных качеств индивида. Влияние социального окружения. Неудачная социализация индивида к групповым культурным нормам может привести к конфликтам и социальным отклонениям.

5. Пятым фактором, формирующим личность индивида  в современном обществе, следует  считать индивидуальный опыт  человека. Сущность воздействия  этого фактора заключается в  том, что каждый человек попадает в разные ситуации, в ходе которых он испытывает влияние других людей и физического окружения. Последовательность таких ситуаций является уникальной для каждого человека и он ориентируется на будущие события, исход из положительного и отрицательного восприятия прошлых ситуаций. Уникальный индивидуальный опыт представляет собой один из самых значимых факторов процесса социализации человека. 

5.2. Что такое социальный  статус и социальная  роль личности? Как  они связанны между собой?  

В процессе взаимодействия с другими индивидами каждый человек выполняет определенные социальные функции, которые определяют его социальный статус. Социальным статусом называется общее положение личности или социальной группы в обществе, связанное с определенной совокупностью прав и обязанностей. Социальные статусы бывают предписанные и приобретенные, достигнутые. К первой категории относятся национальность, место рождения, социальное происхождение и т. п., ко второй — профессия, образование и др. 

В любом обществе существует некоторая иерархия статусов, которая представляет собой основу его стратификации. Определенные статусы являются престижными, другие — наоборот. Престиж — это оценка обществом социальной значимости того или иного статуса, закрепленная в культуре и общественном мнении. Эта иерархия формируется под влиянием двух факторов: а) реальной полезности тех социальных функций, которые выполняет человек; 

б) системы ценностей, характерной для данного общества. 

Если престиж  каких-либо статусов необоснованно  завышен или, наоборот, занижен, обычно говорят, что имеет место утрата равновесия статусов. Общество, в котором наблюдается тенденция к утрате этого равновесия, не может нормально функционировать. 

Социальный статус личности прежде всего оказывает  влияние на ее поведение. Зная социальный статус человека, можно легко определить большинство качеств, которым он обладает, а также предсказать действия, которые он будет осуществлять. Подобное ожидаемое поведение человека, ассоциируемое с тем статусом, который он имеет, принято называть социальной ролью. Социальная роль фактически представляет собой некоторый образец поведения, признанный целесообразным для людей данного статуса в данном обществе. Социальная роль может быть закреплена за человеком формально (например, в законодательном акте) или же иметь неформальный характер. 

Каждый человек  обладает не одной, а целым набором  социальных ролей, которые он играет в обществе. Их совокупность называется ролевой системой. Многообразие социальных ролей может стать причиной внутреннего конфликта личности (в том случае, если какие-то из социальных ролей противоречат друг другу). 

Однако, несмотря на то что поведение личности во многом определяется тем статусом, который она занимает, и теми ролями, которые она играет в обществе, она (личность) тем не менее сохраняет свою автономию и определенную свободу выбора. И хотя в современном обществе наблюдается тенденция к унификации и стандартизации личности, полной ее нивелировки, к счастью, не происходит. Индивид имеет возможность выбирать из множества социальных статусов и ролей те, которые позволяют ему лучше реализовать свои планы, максимально эффективно применять свои способности. Любое ролевое предписание намечает только общую схему поведения человека, сохраняя за ним возможность выбора путей его исполнения. 
 

6.1. Дайте характеристику молодёжи как социальной общности.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Одно  из первых определений понятия "молодежь" было дано в 1968 г. В. Т. Лисовским: "Молодежь-поколение  людей, проходящих стадию социализации, усваивающих, а в более зрелом возрасте уже усвоивших, образовательные, профессиональные, культурные и другие социальные функции; в зависимости от конкретных исторических условий возрастные критерии молодежи могут колебаться от 16 до 30 лет". Лисовский, рассматривая молодежь как поколение, считает, что существенным признаком поколения является не только возраст, но единство убеждений, целей, общность переживания и отношения к жизни. С возрастом поколение не утрачивает социальных черт, воспитанных эпохой. Позднее более полное определение было дано И. С. Коном: <Молодежь-социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального положения и обусловленных тем и другим социально-психологических свойств>. Именно это определение впоследствии стало основным в социологии молодежи. <Молодость как определенная фаза, этап жизненного цикла биологически универсальна, но ее конкретные возрастные рамки, связанный с ней социальный статус и социально-психологические особенности имеют социально-историческую природу и зависят от общественного строя, культуры и свойственных данному обществу закономерностей социализации".  

В современной  научной литературе существует множество  подходов к исследованию проблем  развития молодежи и, следовательно, масса различных определении сущности понятия <молодежь>. 

Традиционным  является стратификационный подход, при котором молодежь определяется как особая социально-демографическая  группа, ограниченная возрастными рамками, со своими специфическими социальными ролями, статусом и социальными позициями. 

Близок  к нему психофизиологический анализмолодежи основанный на понятии <молодость> как обозначении периода развития человеческой личности между половым  созреванием и полной зрелостью. В качестве его дальнейшего развития в социальной философии выделяют социально-психологическийподход, описывающий молодежь как людей определенного возраста (обычно это интервал 14-29 лет) со своими биологическими и психологическими отношениями. 

Отдельной группой представлены ролевой, субкультурный и конфликтологический подходы. Первый описывает <молодость> как особую поведенческую фазу в жизни каждого человека, когда человек не играет больше роли ребенка и в тоже время не является полноправным носителем ролей взрослых людей. Конфликтологический подход также опирается на понятие <молодость> как период в жизни человека полный стрессов, проблем, конфликтов с самим собой и обществом и в этом плане чрезвычайно важный для каждого человека. На этом фоне молодые люди образуют особую социальную группу со своим специфическим образом жизни, стилем поведения, культурными нормами и ценностями (субкультурный подход). 

Непосредственно к этим подходам примыкает субъективный. Молодость это особое ощущение мира, себя, устремленность в будущее, оптимизм, жизнелюбие, жажда деятельность и интеракционистский подход 

- молодость  это одно из состояний души  присущих каждому человеку,

 которое  проявляется в спонтанном поведении,  в непосредственности,

 нестандартности  реакций. 

Каждый  из перечисленных выше подходов фиксирует особенности изучения молодежи и феномена молодости в конкретных научных дисциплинах, при решении конкретных исследовательских задач. 

Развитие  социологического интегративного подхода  в настоящее время предполагает проведение <поколенческого анализа молодежи с присущими ему качествами поколенческого положения, поколенческой взаимосвязи и поколенческого единства. Опираясь на идеи, высказанные в частности К.Манхаймом, Г.Шельским, современная социология молодое поколение рассматривает как единство реальное на основе осознания его членами их взаимосвязи и как единство формальное, как принадлежность к данному поколению в исторически временном ряду (хронологический период жизни и деятельности, общность решаемых в нем задач, общность социальных и экономических условий проживания в данный период, общий жизненный опыт и т.п.). 

Итак, одноиз основных направлений - этоизучение  молодежи как объекта и субъекта процесса преемственности и смены  поколений. На первый план выходит социальная функция молодежи (социологи марксистской школы, К. Манхейм). Эта группа исследований представлена преимущественно двумя направлениями, которые получили название <линия Маркса> и <линия Манхейма>. 

Марксистская  концепция молодежи. Труды К. Маркса и Ф. Энгельса положили начало определению молодежи с позиции классового подхода (за основу берется классовое расслоение). Есть молодежь определенных классов. Соответственно по-разному проявляются специфические характеристики юности: активность, критичность, бескомпромиссность.  

В 20-30-е  годы создаются оригинальные марксистские концепции, которые выходят за рамки  классового анализа процессов, происходящих в молодежной среде. 
 

6.2. Каковы особенности  социализации современной российской  молодёжи?  
 
 
 
 

 Юность завершает  активный период социализации. К юношам обычно относят подростков и молодых людей в возрасте от 13 до 19 лет В этом возрасте происходят важные физиологические изменения ( одно из них – наступление половой зрелости), которые влекут за собой определенные психологические сдвиги: появление влечения к противоположному полу, агрессивность, за частую немотивированная, проявляются склонность к необдуманному риску и неумение оценить степень его опасности, подчеркнутое стремление к независимости и самостоятельности.  

 Психофизиологические изменения не могут не повлиять на ход и содержание социализации. Склонность к инноватике и творчеству, непризнание всех и всяких авторитетов, с одной стороны, подчеркнутая автономия и независимость – с другой, порождают особое явление, которое называется молодежной субкультурой. Она ассоциируется с тремя главными негативными чертами, явлениями-символами: наркотиками, сексом и насилием. Подростковый период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания, свойственного малым детям, юноши переходят к сдержанному послушанию – скрытому не повиновению родителям. Если раньше, будучи детьми, они смотрели на мир глазами своих родителей, то теперь они ведут как бы двойной счет: у подростков и юношей выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир, которая частично пересекается позицией родителей, а частично – с взглядами сверстников. В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются ее верхние – мировоззренческие – этажи. Осознанием своего «Я» происходит как осмысления своего места в жизни родителей, друзей, окружающего социума. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни. Подростки и юноши более восприимчивы к негативным оценкам окружающих, особенно если они касаются одежды, внешнего вида, манер поведения, круга знакомств, то есть всего того, что составляет социальную среду и социальную символику «Я». Гипертрофированная самостоятельность находит выражение в подчеркнутой резкости собственных оценок: для многих подростков «хорошо» и «правильно» только то, что им нравится. 

Информация о работе Основы социологии