Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:43, контрольная работа
Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как «совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни» (Г.В. Осипов).
1 Предмет социологии………………...…………………………………………………3
2. Социология Э. Дюркгейма……………………………………………………………4
3. Понятие контркультуры и субкультуры …………………………………………….5
4. Социальные нормы. Их функции…………………………………………………….6
5. Государство как политический институт: общее понятие ………………………..10
6. Власть. Типы легитимности власти ………………………………………………..13
Список источников …………
Министерство образования Калининградской области
ГБОО СПО Калининградской области
«Озёрский техникум природообустройства»
Контрольная работа
По дисциплине: «Основы социологии и политологии»
Выполнила студентка группы 3 «ЗИ»
Сычев А.Ю.
Шифр 12/211
Преподаватель Светкина Е.А.
г. Озёрск
2013 г.
Содержание
1 Предмет социологии………………...………
2. Социология Э. Дюркгейма…………………
3. Понятие контркультуры
и субкультуры …………………………………………
4. Социальные нормы. Их функции…………………………………………………….6
5. Государство как политический институт: общее понятие ………………………..10
6. Власть. Типы легитимности власти ………………………………………………..13
Список источников …………………………………………………………………….18
1. Предмет социологии
Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как «совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни» (Г.В. Осипов).
Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма их организации.
Социология - это только обобщенное знание, описывающее конкретную социальную реальность. Последняя определяет социальное и социологическое знание, с помощью которого в свою очередь исследуется реальная социальная действительность. Социальное знание консервативно, как любое прошлое знание. Социальная действительность всегда подвижна, постоянно изменяется и тем всегда отличается от социального знания. Исследование ее позволяет, с одной стороны, привести наше знание в соответствие с изменившейся действительностью, чтобы успешно решать свои задачи. С другой оно пополняет копилку социального знания, тем самым развивая социологию.
Но задачи как частные, так и общие постоянно меняются, изменяется и тот аспект социальной действительности, который в данный момент интересует человека или общество. Соответственно меняется и аспект социального знания. Это хорошо видно на смене научных приоритетов в социологии и в целом в социальном познании.
Меняется и предмет
социологии. Сначала это было общество,
затем общественное мнение, в настоящее
время преобладает точка
Но имеется и нечто общее в социальном бытии и обобщенном понятии социологии, что собственно и делает ее специальной дисциплиной и наукой. Следует понять это общее, дать ему определение и тем самым актуализировать. Можно назвать это предметом социологии, но нельзя его смешивать с пониманием предмета социологии в его частном выражении, нашедшим отражение в специальных направлениях социологических исследований.
Таким общим для социологии выступает знание наиболее общих законов развития и функционирования, или движения и изменения, социальной действительности: от самых общих до законов среднего и частного уровня. Социология должна исследовать эти законы в чистом виде. Таким образом, предметом теоретической социологии и социологии вообще должны стать законы социальной действительности.
2. Социология Э. Дюркгейма
Будучи агностиком, Э. Дюркгейм посвятил себя поискам новой светской и социальной этики, которая связала бы воедино новое французское общество. Период активной творческой деятельности ученого совпал с расцветом во Франции конца XIX и первой половины XX в. социально-политической доктрины солидаризма, основанной на идее солидарного существования. Отводя доминирующую роль в организации общества морали, Э. Дюркгейм полагал, что на приоритетных позициях должен находиться институт образования; причем образование интерпретировалось им как функция социальной организации общества. Именно в силу этого социология образования рассматривается Э. Дюркгеймом как часть общей теории общества: социологический анализ может быть единственным средством для определения целей образования; психология вступает в свои права лишь при выборе методов обучения. Рассматривая образование с социологических позиций, Э. Дюркгейм полагал, что образование является широким процессом методической социализации молодого поколения, а не только способом обеспечения молодежи необходимым минимумом культуры. Образование для него является способом, которым общество воспроизводит условия своего существования; при этом важен моральный аспект образования и воспитания, ибо под моралью он понимал не только моральные учения, но также привычки и стереотипы поведения. Дискутируя с утилитаристами, классическими экономистами и основными социалистическими теоретиками, социолог постулировал социальную функцию обучения: Быть свободным – не значит делать то, что доставляет удовольствие; это значит быть хозяином самого себя, это есть способность действовать рационально и выполнять свои обязанности. Социальная функция образования заключается в передаче общепринятых и необходимых моральных убеждений в процессе обучения индивида специфическим профессиональным навыкам, а с ними и правилам социального саморегулирования. Э. Дюркгейм полагал необходимым заменить религиозные предпосылки морали научными постулатами и выступал поэтому не сторонником классического литературного образования, а защитником научно обоснованной системы морального воспитания; структура и содержание образования должны определяться общественными интересами: образование должно реализовывать не природные качества человека, а те свойства, которые важны для общества и диктуются его внутренней экономикой; социальная функция образования в передаче определенного набора разделяемых моральных и когнитивных убеждений (beliefs), от которых зависит выживание социальной организации. Поскольку предвосхищение будущего должно начинаться с анализа прошлого и настоящего, необходимо исследовать исторические особенности развития системы образования, так как изучение истории образования, при котором образовательные изменения сравниваются с более широкими культурными, социальными и экономическими изменениями, приведет к адекватному анализу данного общества. Согласно Э. Дюркгейму, средневековый университет больше, чем церковь и феодальная система, отражал основные черты своего исторического периода, и его влияние на жизнь средневекового общества было гораздо более серьезным, чем обычно предполагают политические историки. Главными причинами развития великого академического движения Э. Дюркгейм считает факторы, являющиеся центральными в его социальной теории: профессиональную солидарность и идею христианского (т.е. морального) воспитания. Идеею университетского образования Э. Дюркгейм строит на основании доминирующего принципа своей общей социальной теории. Принцип всех наших рассуждений, – пишет он, – состоит в том, что чувство солидарности является основой морали: моральная жизнь существует в той мере, в какой человек связан с другими людьми, с которыми он образует группы, от которых он зависит и в жизни которых он принимает участие.
3. Понятие контркультуры и субкультуры
Субкультура — свод накопленных определенным мировоззрением ценностей и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими их мировоззрение. Субкультура — суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки зрения культурологии же субкультура — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям традиционной культуры, а дополняют её. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой поведения, одеждой и т. д. Основой субкультуры могут быть стиль музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры носят экстремальный характер и демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят замкнутый характер и стремятся к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.
Под молодежной субкультурой понимается культура определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов.
Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.
Термин «контркультура»
впервые был использован
Контркультура, как правило,
не просто имеет парадигму, отличающуюся
от парадигмы доминирующей культуры,
но и явным образом
Особо ярко выражена контркультура была в «молодёжной революции» 1960-х годов, движении хиппи и 70-х панк.
В СССР примером контркультуры являлась андерграундная рок-культура.
Контркультура — явление, свойственное не только и не столько широко известным и приведенным выше молодежным движениям XX века. Господствующая культура не способна охватить все символическое пространство общества. Часть этого пространства «делят» между собой суб- и контркультуры. К таким контркультурам в различных исследованиях относят раннее христианство[1], затем прочие религии, коммуны утопистов и движение большевиков[2].
Классическим примером контркультуры является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде которой постоянно формируются и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.
4. Социальные нормы. Их функции
В самом общем плане социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.
Конкретный социальный порядок устанавливается в результате действия множества самых разнообразных факторов. В их числе выделяют следующие:
1. Так называемые «стихийные»
регуляторы как
2. Социальные нормы как регуляторы, связанные с волей и сознанием людей.
3. Акты индивидуального регулирования, выступающие в виде целевого, адресного воздействия субъектов друг на друга.
Указанные факторы могут играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального регулирования, а действие стихийных регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы могут иметь и позитивное, и .негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена, прежде всего, к социальным нормам.
Для понимания природы действующих в обществе норм, оснований и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы и т.д.), конституируемое его природой — естественная норма. Во-вторых, норма — это руководящее начало, правило поведения, связанное с сознанием и волей людей, возникающее в процессе культурного развития и социальной организации общества - социальная норма.
Реально действующие в жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов:
1. Естественные нормы,
существующие в виде
2. Разработанные на основе
знания естественных норм
3. Правила поведения,
4. Правила поведения, содержание
которых определяется не
При обсуждении роли права
в системе социального
1. Они являются общими
правилами. Сказанное означает, что
социальные нормы
2. Данные нормы возникают
в связи с волевой,
Информация о работе Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»