Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как «совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни» (Г.В. Осипов).

Оглавление

1 Предмет социологии………………...…………………………………………………3
2. Социология Э. Дюркгейма……………………………………………………………4
3. Понятие контркультуры и субкультуры …………………………………………….5
4. Социальные нормы. Их функции…………………………………………………….6
5. Государство как политический институт: общее понятие ………………………..10
6. Власть. Типы легитимности власти ………………………………………………..13
Список источников …………

Файлы: 1 файл

социология и политология.docx

— 47.33 Кб (Скачать)

 

Министерство образования  Калининградской области

ГБОО СПО Калининградской  области

«Озёрский техникум природообустройства»

 

 

 

Контрольная работа

 

По дисциплине: «Основы социологии и политологии»

 

 

 

 

Выполнила студентка группы 3 «ЗИ»

Сычев А.Ю.

Шифр 12/211

Преподаватель Светкина Е.А.

 

 

 

 

г. Озёрск

2013 г. 

Содержание

1 Предмет социологии………………...…………………………………………………3

2. Социология Э. Дюркгейма……………………………………………………………4

3. Понятие контркультуры  и субкультуры …………………………………………….5

4. Социальные нормы. Их  функции…………………………………………………….6

5. Государство как политический институт: общее понятие ………………………..10

6. Власть. Типы легитимности власти ………………………………………………..13

Список источников …………………………………………………………………….18

 

1. Предмет социологии 

Предметом социологии можно  считать: систему существенных свойств  и законов, характеризующих бытие  объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования  и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов  и отношений.

В широком смысле слова  предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые  носят название социальных. Социальное же определяется как «совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни» (Г.В. Осипов).

Как видно из данного определения, предметом социологии являются социальные связи, социальные отношения и форма  их организации.

Социология - это только обобщенное знание, описывающее конкретную социальную реальность. Последняя определяет социальное и социологическое знание, с помощью которого в свою очередь исследуется реальная социальная действительность. Социальное знание консервативно, как любое прошлое знание. Социальная действительность всегда подвижна, постоянно изменяется и тем всегда отличается от социального знания. Исследование ее позволяет, с одной стороны, привести наше знание в соответствие с изменившейся действительностью, чтобы успешно решать свои задачи. С другой оно пополняет копилку социального знания, тем самым развивая социологию.

Но задачи как частные, так и общие постоянно меняются, изменяется и тот аспект социальной действительности, который в данный момент интересует человека или общество. Соответственно меняется и аспект социального знания. Это хорошо видно на смене научных приоритетов в социологии и в целом в социальном познании.

Меняется и предмет  социологии. Сначала это было общество, затем общественное мнение, в настоящее  время преобладает точка зрения, согласно которой предметом социологии являются социальные институты и  процессы, или социальные отношения. Каждое определение предмета социологии правомерно, поскольку отвечает интересам  и потребностям общества в исследовании данной специфической области социальной действительности.

Но имеется и нечто  общее в социальном бытии и  обобщенном понятии социологии, что  собственно и делает ее специальной  дисциплиной и наукой. Следует  понять это общее, дать ему определение  и тем самым актуализировать. Можно назвать это предметом  социологии, но нельзя его смешивать  с пониманием предмета социологии в  его частном выражении, нашедшим отражение в специальных направлениях социологических исследований.

Таким общим для социологии выступает знание наиболее общих  законов развития и функционирования, или движения и изменения, социальной действительности: от самых общих  до законов среднего и частного уровня. Социология должна исследовать эти законы в чистом виде. Таким образом, предметом теоретической социологии и социологии вообще должны стать законы социальной действительности.

 

2. Социология Э.  Дюркгейма

Будучи агностиком, Э. Дюркгейм посвятил себя поискам новой светской и социальной этики, которая связала  бы воедино новое французское  общество. Период активной творческой деятельности ученого совпал с расцветом  во Франции конца XIX и первой половины XX в. социально-политической доктрины солидаризма, основанной на идее солидарного существования. Отводя доминирующую роль в организации общества морали, Э. Дюркгейм полагал, что на приоритетных позициях должен находиться институт образования; причем образование интерпретировалось им как функция социальной организации общества. Именно в силу этого социология образования рассматривается Э. Дюркгеймом как часть общей теории общества: социологический анализ может быть единственным средством для определения целей образования; психология вступает в свои права лишь при выборе методов обучения. Рассматривая образование с социологических позиций, Э. Дюркгейм полагал, что образование является широким процессом методической социализации молодого поколения, а не только способом обеспечения молодежи необходимым минимумом культуры. Образование для него является способом, которым общество воспроизводит условия своего существования; при этом важен моральный аспект образования и воспитания, ибо под моралью он понимал не только моральные учения, но также привычки и стереотипы поведения. Дискутируя с утилитаристами, классическими экономистами и основными социалистическими теоретиками, социолог постулировал социальную функцию обучения: Быть свободным – не значит делать то, что доставляет удовольствие; это значит быть хозяином самого себя, это есть способность действовать рационально и выполнять свои обязанности. Социальная функция образования заключается в передаче общепринятых и необходимых моральных убеждений в процессе обучения индивида специфическим профессиональным навыкам, а с ними и правилам социального саморегулирования. Э. Дюркгейм полагал необходимым заменить религиозные предпосылки морали научными постулатами и выступал поэтому не сторонником классического литературного образования, а защитником научно обоснованной системы морального воспитания; структура и содержание образования должны определяться общественными интересами: образование должно реализовывать не природные качества человека, а те свойства, которые важны для общества и диктуются его внутренней экономикой; социальная функция образования в передаче определенного набора разделяемых моральных и когнитивных убеждений (beliefs), от которых зависит выживание социальной организации. Поскольку предвосхищение будущего должно начинаться с анализа прошлого и настоящего, необходимо исследовать исторические особенности развития системы образования, так как изучение истории образования, при котором образовательные изменения сравниваются с более широкими культурными, социальными и экономическими изменениями, приведет к адекватному анализу данного общества. Согласно Э. Дюркгейму, средневековый университет больше, чем церковь и феодальная система, отражал основные черты своего исторического периода, и его влияние на жизнь средневекового общества было гораздо более серьезным, чем обычно предполагают политические историки. Главными причинами развития великого академического движения Э. Дюркгейм считает факторы, являющиеся центральными в его социальной теории: профессиональную солидарность и идею христианского (т.е. морального) воспитания. Идеею университетского образования Э. Дюркгейм строит на основании доминирующего принципа своей общей социальной теории. Принцип всех наших рассуждений, – пишет он, – состоит в том, что чувство солидарности является основой морали: моральная жизнь существует в той мере, в какой человек связан с другими людьми, с которыми он образует группы, от которых он зависит и в жизни которых он принимает участие.

 

3. Понятие контркультуры  и субкультуры 

Субкультура — свод накопленных  определенным мировоззрением ценностей  и порядков группы людей, объединённых специфическими интересами, определяющими  их мировоззрение. Субкультура —  суверенное целостное образование, часть общественной культуры. С точки  зрения культурологии же субкультура  — это такие объединения людей, которые не противоречат ценностям  традиционной культуры, а дополняют  её. Субкультура может отличаться от доминирующей культуры языком, манерой  поведения, одеждой и т. д. Основой  субкультуры могут быть стиль  музыки, образ жизни, определённые политические взгляды. Некоторые субкультуры  носят экстремальный характер и  демонстрируют протест против общества или определённых общественных явлений. Некоторые субкультуры носят  замкнутый характер и стремятся  к изоляции своих представителей от общества. Иногда субкультуры развиваются и входят как элементы в единую культуру общества. Развитые субкультуры имеют свои периодические издания, клубы, общественные организации.

Под молодежной субкультурой понимается культура определенного  молодого поколения, обладающего общностью  стиля жизни, поведения, групповых  норм, ценностей и стереотипов.

Контркульту́ра — специфический вид субкультуры. С точки зрения культурологии, контркультура — это течение, которое отрицает ценности доминирующей культуры.

Термин «контркультура»  впервые был использован американским социологом Теодором Роззаком (англ.)русск., применявшим его для обозначения новых течений в искусстве, черпавших вдохновение из источников, противопоставляющих себя традиционной культуре. Помимо прочего, контркультура противопоставляла себя тем, что ставила во главу угла чувственно-эмоциональное переживание бытия, находящееся за рамками умозрительно-логических методов познания.

Контркультура, как правило, не просто имеет парадигму, отличающуюся от парадигмы доминирующей культуры, но и явным образом противопоставляет  себя доминирующей культуре, ставит под  сомнение господствующие культурные ценности, нормы и моральные устои, создаёт  свою собственную систему норм и  ценностей.

Особо ярко выражена контркультура  была в «молодёжной революции» 1960-х  годов, движении хиппи и 70-х панк.

В СССР примером контркультуры  являлась андерграундная рок-культура.

Контркультура — явление, свойственное не только и не столько  широко известным и приведенным  выше молодежным движениям XX века. Господствующая культура не способна охватить все  символическое пространство общества. Часть этого пространства «делят»  между собой суб- и контркультуры. К таким контркультурам в различных исследованиях относят раннее христианство[1], затем прочие религии, коммуны утопистов и движение большевиков[2].

Классическим примером контркультуры  является также уголовная среда, в замкнутой и обособленной среде  которой постоянно формируются  и видоизменяются идеологические доктрины, буквально «переворачивающие с  ног на голову» общепринятые ценности — честность, трудолюбие, семейную жизнь и т. д.

 

4. Социальные нормы.  Их функции

В самом общем плане  социальное регулирование понимается как имманентный обществу и определяющий социальный порядок процесс.

Конкретный социальный порядок  устанавливается в результате действия множества самых разнообразных  факторов. В их числе выделяют следующие:

1. Так называемые «стихийные»  регуляторы как непосредственное  проявление естественных законов  природы и общества. Факторы стихийного регулирования носят естественный характер и могут выражаться в виде конкретных событий общесоциального масштаба, явлений экономического порядка, феноменов массового поведения и т. п. Это, например, увеличение продолжительности жизни людей, массовые сезонные заболевания, демографические процессы, миграция населения, инфляционные ожидания и т. д. В своем стремлении к порядку общество и государство стремятся взять под свой контроль данные факторы, однако это удается далеко не всегда. Иногда же их влияние вообще не отражается общественным сознанием или отражается неадекватно.

2. Социальные нормы как  регуляторы, связанные с волей  и сознанием людей.

3. Акты индивидуального  регулирования, выступающие в  виде целевого, адресного воздействия  субъектов друг на друга.

Указанные факторы могут  играть в обществе как стабилизирующую, так и дестабилизирующую роль. Правда, в юридической литературе принято считать, что стабилизация, упорядочение общественных отношений  обеспечиваются действием социальных норм и актов индивидуального  регулирования, а действие стихийных  регуляторов выступает фактором дестабилизирующего влияния. Однако если в качестве основания оценки принять  критерий устойчивого функционирования общества, то все регулятивные факторы  могут иметь и позитивное, и .негативное влияние. Вместе с тем функциональная характеристика стабилизации, упорядочения общественных отношений должна быть отнесена, прежде всего, к социальным нормам.

Для понимания природы  действующих в обществе норм, оснований  и правил социального нормирования необходимо различать два смысла термина «норма». Во-первых, норма  есть естественное состояние некоторого объекта (процесса, отношения, системы  и т.д.), конституируемое его природой — естественная норма. Во-вторых, норма  — это руководящее начало, правило  поведения, связанное с сознанием  и волей людей, возникающее в  процессе культурного развития и  социальной организации общества - социальная норма.

Реально действующие в  жизни людей нормы нельзя однозначно отнести к естественным или социальным. Так, естественные нормы могут быть переведены в систему технических правил (правила работы с техническими или природными объектами), стать основанием социального нормирования (например, установление срока признания отцовства после смерти супруга), а социальные нормы — сформировать характер объекта, его качественное состояние. Таким образом, в зависимости от соотношения естественной нормативности и социального нормирования можно выделить, как минимум, четыре группы действующих в обществе нормативных регуляторов:

1. Естественные нормы,  существующие в виде сформулированного  знания о нормальном, естественном  состоянии объекта, определяемом  его природой. Такие нормы формирует,  например, наука.

2. Разработанные на основе  знания естественных норм правила  работы с техническими и природными  объектами. Подобные правила принято  называть техническими нормами.

3. Правила поведения, базирующиеся  на естественных нормах или  складывающиеся в связи с их  действием. Сюда относится большинство  социальных норм.

4. Правила поведения, содержание  которых определяется не столько  естественной нормативностью, сколько  целями и задачами, стоящими перед  обществом, или потребностями  конкретной его сферы. Это некоторые  юридические процессуальные нормы,  ритуалы и т. п.

При обсуждении роли права  в системе социального нормативного регулирования значение имеют нормы  третьей и четвертой группы, в  литературе именно их принято квалифицировать  как социальные нормы. Они не просто существуют и действуют в обществе, а регулируют общественные отношения, поведение людей, нормируют жизнь  общества. Социальным нормам присущи  следующие признаки:

1. Они являются общими  правилами. Сказанное означает, что  социальные нормы устанавливают  правила поведения в обществе, т. е. определяют, каким может  или должно быть поведение  субъектов с точки зрения интересов  общества. При этом социальные  нормы действуют непрерывно во  времени, обладают многократностью  действия и обращены к неопределенному  кругу лиц (не имеют конкретного  адресата).

2. Данные нормы возникают  в связи с волевой, сознательной  деятельностью людей. Одни социальные  нормы создаются в процессе  целевой деятельности, другие возникают  в многократно повторяющихся .актах поведения, не отделяются от самого поведения и выступают как его образцы и стереотипы, третьи формируются в виде принципов, закрепляющихся в общественном сознании, и т.д. Иначе говоря, анализируемые нормы по-разному соотносятся с волей и сознанием людей, однако всегда возникают в связи с ними.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»