Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:43, контрольная работа
Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как «совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни» (Г.В. Осипов).
1 Предмет социологии………………...…………………………………………………3
2. Социология Э. Дюркгейма……………………………………………………………4
3. Понятие контркультуры и субкультуры …………………………………………….5
4. Социальные нормы. Их функции…………………………………………………….6
5. Государство как политический институт: общее понятие ………………………..10
6. Власть. Типы легитимности власти ………………………………………………..13
Список источников …………
Легитимация - это способ или процесс, посредством которого власть получает оправдание. Идеальной легитимности (уровень 100% поддержки населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.
Легитимность имеет отношение как к политическому режиму, в том числе форме правления, так и к конкретным персональным субъектам власти. Это создает еще одну линию возможного противоречия в рамках легитимности. При легитимном политическом режиме конкретные политические лидеры (президенты, монархи) могут утратить поддержку народа. В условиях демократии это противоречие разрешается посредством выборов.
Каким образом власть приобретает легитимность? Обратимся к теории легитимности М. Вебера, которая считается классической в политологии. Он выделил три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.
Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько видов:
1. геронтократия - власть старейшин;
2. патриархальная - власть племенных вождей;
3. патримониальная - власть
монарха, которая в прошлом
находила подкрепление не
4. султанизм (разновидность патримониальной власти), где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений и характеризуется абсолютным произволом. Такая власть была распространена в древних восточных деспотиях. В России проявлением "восточного деспотизма" стало правление Ивана Грозного (Видео (7,5 мб.));
5. власть суверена над
феодалами-вассалами, которая
Харизматическая легитимность основана на вере в личные качества лидера. В харизматическом лидере видят воплощение таких качеств, как мудрость, святость, героизм. Харизматическая легитимность строится на эмоциональном заряде, на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне. Современные политологи видят харизму не только у основателей мировых религий, но и распространяют ее на революционных и тоталитарных вождей, на духовных отцов нации. М. Ганди, В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзэдун в глазах своих последователей обладали особой святостью. Особый случай - харизма Папы Римского. Он обладает ею в силу своего положения (функциональная харизма), т.к. является наследником святого Петра, наместника Христа на земле.
Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах - это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы. Именно они выступают посредниками между властью и народом, являясь обязательными и для народа, и для руководства. Другим проявлением легальной власти, по мнению Вебера, выступает бюрократия, которая становится рациональной в эпоху капитализма. Рационально-бюрократический тип управления предполагает компетентность, наличие специального образования, следование в управленческой деятельности установленным правилам.
Другие типы легитимности. Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя ряд ученых дополняет ее другими типами легитимности. Американский политолог Д. Истон выделил:
1. идеологическую легитимность,
которая опирается на
2. персональную легитимность,
имеющую своим источником веру
граждан в компетентность
Французский политолог Ж.Л.
Шабо говорит о возможности
Итальянский социолог и историк Г. Ферреро, характеризуя типы легитимности форм правления, в зависимости от источника происхождения власти выделяет два типа легитимности: монархическую и демократическую.
В реальной практике разные
типы легитимности могут взаимно
дополнять друг друга. Например, в
обществах, где сохраняются элементы
патриархальной или подданнической
культуры, традиции родоплеменных отношений,
президенты, прошедшие через процедуру
выборов, пытаются заручиться и традиционной
легитимностью. Подобное сочетание
правовых и традиционных оснований
власти наблюдается и в бывших
советских республиках СССР, а
ныне суверенных государствах Азии. Так,
в биографии некоторых
Наибольшим потенциалом легитимности обладают демократические режимы, в которых дополнительным источником легитимности власти является экономическая и социальная эффективность режима, выражающаяся в высоком уровне жизни населения. Диктаторские режимы, построенные на принуждении, также стремятся заручиться легитимностью. В значительной степени тоталитарные режимы (СССР, фашистская Германия) опирались на идеологическую и харизматическую легитимность. Здесь с помощью идеологических мифов и пропаганды были созданы культы вождей и вера в справедливость существующего режима.
Список источников
3. Курскова Г.Ю. Политический феномен власти//Социально-гуманитарные знания. 2000. №11
4. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.
5. Малько А.В. Теория государства и права. Учебник / - М.: Юристь, 2008.
6. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр Регион. — М.: Ин-т социологии РАН, 2000.
7. Перевалов В.Д. Политология: Учебник для вузов – М.: Норма, 2004.
8. Полунина Г.В. Политология: Учебное пособие для вузов – М.: АКАЛИС, 2008.
9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 352 с.
10. Пушкарева Г. В. Власть как социальный институт //СГЗ.- 2005.
11. Смольков В. Г. Энциклопедия знаний о власти. - М.: 2005.
Информация о работе Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»