Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как «совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни» (Г.В. Осипов).

Оглавление

1 Предмет социологии………………...…………………………………………………3
2. Социология Э. Дюркгейма……………………………………………………………4
3. Понятие контркультуры и субкультуры …………………………………………….5
4. Социальные нормы. Их функции…………………………………………………….6
5. Государство как политический институт: общее понятие ………………………..10
6. Власть. Типы легитимности власти ………………………………………………..13
Список источников …………

Файлы: 1 файл

социология и политология.docx

— 47.33 Кб (Скачать)

Легитимация - это способ или процесс, посредством которого власть получает оправдание. Идеальной  легитимности (уровень 100% поддержки  населением) не бывает. В любом обществе есть люди, нарушающие законы или относящиеся  к власти апатично. Наконец, в демократическом обществе существует оппозиция официальной власти. Следовательно, любая власть должна подтверждать свой авторитет, доказывать населению, что именно она в наибольшей степени соответствует его интересам.

Легитимность имеет отношение  как к политическому режиму, в  том числе форме правления, так  и к конкретным персональным субъектам  власти. Это создает еще одну линию  возможного противоречия в рамках легитимности. При легитимном политическом режиме конкретные политические лидеры (президенты, монархи) могут утратить поддержку  народа. В условиях демократии это  противоречие разрешается посредством  выборов.

Каким образом власть приобретает  легитимность? Обратимся к теории легитимности М. Вебера, которая считается  классической в политологии. Он выделил  три возможных типа легитимности (господства) в зависимости от ее источников.

Традиционная легитимность опирается на традицию, на некогда  установленный порядок. Сама традиционная власть имеет несколько видов:

1. геронтократия - власть  старейшин;

2. патриархальная - власть  племенных вождей;

3. патримониальная - власть  монарха, которая в прошлом  находила подкрепление не только  в традиции престолонаследия, но  и обращалась к религиозной  легитимации - монарх как помазанник  Божий. Полубожественный образ монарха поддерживался особыми символами: ритуалами, пышностью одежд и трона, специальными изображениями;

4. султанизм (разновидность патримониальной власти), где традицией является использование насилия, а власть правителя освобождается от традиционных ограничений и характеризуется абсолютным произволом. Такая власть была распространена в древних восточных деспотиях. В России проявлением "восточного деспотизма" стало правление Ивана Грозного (Видео (7,5 мб.));

5. власть суверена над  феодалами-вассалами, которая доминировала  в средневековую эпоху. Современным  проявлением этой власти является  феномен клиентел (от лат. cliens - послушный) - власть руководителя над группой людей, которые проявляют личную преданность ему в обмен на доступ к каким-либо благам.

Харизматическая легитимность основана на вере в личные качества лидера. В харизматическом лидере видят воплощение таких качеств, как мудрость, святость, героизм. Харизматическая  легитимность строится на эмоциональном  заряде, на безоглядном доверии вождю. Образцы харизмы Вебер видел  в Христе, Будде, Магомете, Наполеоне. Современные политологи видят харизму не только у основателей мировых религий, но и распространяют ее на революционных и тоталитарных вождей, на духовных отцов нации. М. Ганди, В. Ленин, И. Сталин, А. Гитлер, Мао Цзэдун в глазах своих последователей обладали особой святостью. Особый случай - харизма Папы Римского. Он обладает ею в силу своего положения (функциональная харизма), т.к. является наследником святого Петра, наместника Христа на земле.

Легальная (рациональная) легитимность имеет своим источником рационально установленные правила, нормы (законы). В демократических странах - это основной тип легитимности, опирающийся на конституции и конкретные правовые нормы. Именно они выступают посредниками между властью и народом, являясь обязательными и для народа, и для руководства. Другим проявлением легальной власти, по мнению Вебера, выступает бюрократия, которая становится рациональной в эпоху капитализма. Рационально-бюрократический тип управления предполагает компетентность, наличие специального образования, следование в управленческой деятельности установленным правилам.

Другие типы легитимности. Веберовская типология получила всеобщее признание, хотя ряд ученых дополняет ее другими типами легитимности. Американский политолог Д. Истон выделил:

1. идеологическую легитимность, которая опирается на убежденность  индивидов в правильности тех  идеологических ценностей, которые  провозглашены властью (это наиболее  эффективный тип легитимности); структурную  легитимность, вытекающую из доверия  населения к структурам и нормам  режима (к законам, органам власти);

2. персональную легитимность, имеющую своим источником веру  граждан в компетентность лидера, его способность должным образом  использовать власть. В условиях  демократии подобный тип легитимности  проявляется в повторном переизбрании  лидеров на выборах. Например, время президентства Б. Клинтона  совпало с самой длительной  за весь послевоенный период  волной экономического роста  в США, что ассоциировалось  гражданами с успехами деятельности  его администрации и предопределило  его повторное переизбрание.

Французский политолог Ж.Л. Шабо говорит о возможности демократической (опирается на волеизъявление управляемых), технократической (связана с умением властвовать) и онтологической (соответствие власти универсальным принципам человеческого и социального бытия) легитимности.

Итальянский социолог и историк  Г. Ферреро, характеризуя типы легитимности форм правления, в зависимости от источника происхождения власти выделяет два типа легитимности: монархическую  и демократическую.

В реальной практике разные типы легитимности могут взаимно  дополнять друг друга. Например, в  обществах, где сохраняются элементы патриархальной или подданнической культуры, традиции родоплеменных отношений, президенты, прошедшие через процедуру  выборов, пытаются заручиться и традиционной легитимностью. Подобное сочетание  правовых и традиционных оснований  власти наблюдается и в бывших советских республиках СССР, а  ныне суверенных государствах Азии. Так, в биографии некоторых президентов  включены данные, подчеркивающие их прямое происхождение от правителей или  принадлежность древнейшим родам, которые  традиционно правили здесь до вхождения этих территорий в состав Российской империи. Возможно сочетание  харизматической легитимности с легальной. Так, харизма генерала Ш. де Голля, национального героя Франции, после избрания его президентом получила подкрепление со стороны авторитета права.

Наибольшим потенциалом  легитимности обладают демократические  режимы, в которых дополнительным источником легитимности власти является экономическая и социальная эффективность режима, выражающаяся в высоком уровне жизни населения. Диктаторские режимы, построенные на принуждении, также стремятся заручиться легитимностью. В значительной степени тоталитарные режимы (СССР, фашистская Германия) опирались на идеологическую и харизматическую легитимность. Здесь с помощью идеологических мифов и пропаганды были созданы культы вождей и вера в справедливость существующего режима.

 

Список источников

  1. . Дюркгейм Э. Социология и социальные науки // Метод в науках. - Спб., 1914.
  2. Ильин В.В. Философия власти. - М.: Норма 2003.

3. Курскова Г.Ю. Политический феномен власти//Социально-гуманитарные знания. 2000. №11

4. Левикова С. И. Молодежная субкультура: Учебное пособие. — М.: ФАИР-ПРЕСС.2004.

5. Малько А.В. Теория государства и права. Учебник / - М.: Юристь, 2008.

6. Омельченко Е. Молодежные культуры и субкультуры / Ин-т социологии РАН, Ульян. гос. ун-т. Н.-И. центр Регион. — М.: Ин-т социологии РАН, 2000.

7. Перевалов В.Д. Политология: Учебник для вузов – М.: Норма, 2004.

8. Полунина Г.В. Политология: Учебное пособие для вузов – М.: АКАЛИС, 2008.

9. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Аспект Пресс, 1995. – 352 с.

10. Пушкарева Г. В. Власть как социальный институт //СГЗ.- 2005.

11. Смольков В. Г. Энциклопедия знаний о власти. - М.: 2005.

 


Информация о работе Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»