Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Апреля 2013 в 14:43, контрольная работа

Краткое описание

Предметом социологии можно считать: систему существенных свойств и законов, характеризующих бытие объекта социологии, его внутреннюю определенность, т. е. способ существования и механизм проявления и функционирования социальных явлений, социальных процессов и отношений.
В широком смысле слова предмет социологии - это вся совокупность свойств, связей и отношений, которые носят название социальных. Социальное же определяется как «совокупность тех или иных свойств и особенностей общественных отношений, интегрированных людьми или общностями в процессе совместной деятельности в конкретных условиях и проявляющихся в их отношении друг к другу, к своему положению в обществе, к явлениям и процессам общественной жизни» (Г.В. Осипов).

Оглавление

1 Предмет социологии………………...…………………………………………………3
2. Социология Э. Дюркгейма……………………………………………………………4
3. Понятие контркультуры и субкультуры …………………………………………….5
4. Социальные нормы. Их функции…………………………………………………….6
5. Государство как политический институт: общее понятие ………………………..10
6. Власть. Типы легитимности власти ………………………………………………..13
Список источников …………

Файлы: 1 файл

социология и политология.docx

— 47.33 Кб (Скачать)

3. Названные нормы регламентируют  формы социального взаимодействия  людей, т. е. направлены на  регулирование общественных отношений,  поведения в обществе.

4. Они возникают в процессе  исторического развития (как его  фактор и результат) и функционирования  общества. Социальные нормы, будучи  элементом общества, отражают процессы  его развития, влияют на их  темпы и характер, словом, имеют  свое место в истории общества, свою историческую судьбу. Кроме того, они стабилизируют социум, а значит, включены в процессы его функционирования, являются как порождением, так и регулятором указанных процессов.

5. Эти нормы соответствуют  типу культуры и характеру  социальной организации общества. По мнению М. Вебера, именно  культура позволяет людям придать  смысл миру, создать основу для  суждения о взаимодействии люде. Культура выражается, прежде всего, в содержании социальных норм. С этой точки зрения нетрудно заметить различия социальных норм в обществах, принадлежащим разным культурным традициям, например европейской и азиатской. Можно сказать, что представленность культурных различий в нормах не менее отчетлива, чем в религиозных и философских учениях, системах ценностей и т. п. Однако существуют различия в социальном нормировании жизни обществ, принадлежащих одной культурной традиции, хотя и не столь принципиальные, связанные с индивидуальной исторической судьбой конкретного народа.

Характер же организации  общества в большей мере влияет на значимость того или иного вида норм в обществе, на связи норм в социальной нормативной системе. Так, в негосударственно-организованных обществах доминируют обычаи, традиции, а в государствах — мораль и право.

Таким образом, социальные нормы  представляют собой связанные с  волей и сознанием людей общие  правила регламентации формы  их социального взаимодействия, возникающие  в процессе исторического развития и функционирования общества, соответствующие  типу культуры и характеру его  организации.

Из приведенного определения  видно, что в юридической литературе социальные нормы преимущественно  рассматриваются как регуляторы общественных отношений. Но в более  общем плане их роль не ограничивается данной функцией. Исходя из изложенного, можно назвать, по меньшей мере, три функции социальных норм.

Регулятивная. Эти нормы  устанавливают правила поведения  в обществе, регламентируют социальное взаимодействие. Регулируя жизнь  общества, они обеспечивают стабильность его функционирования, поддержание  социальных процессов в необходимом  состоянии, упорядоченность общественных отношений. Словом, социальные нормы  поддерживают определенную системность  общества, условия его существования  как единого организма.

Оценочная. Социальные нормы  выступают в общественной практике критериями отношения к тем или  иным действиям, основанием оценки социально  значимого поведения конкретных субъектов (моральное — аморальное, правомерное — неправомерное).

Трансляционная. Можно сказать, что в социальных нормах сконцентрированы достижения человечества в организации  общественной жизни, созданная поколениями  культура отношений, опыт (в том числе  негативный) общественного устройства. В виде социальных норм этот опыт, культура не только сохраняются, но и «транслируются»  в будущее, передаются следующим  поколениям (через образование, воспитание, просвещение и т.д.).

 

5. Государство  как политический институт: общее  понятие 

Основные характеристики государства. Многие мыслители, как  в западной, так и в отечественной  политологии занимались исследованием  проблем государства. В итоге  сформировалось политологическое понятие  сущности государства как политической общности, имеющей определенную структуру, определенную организацию политической власти и управления социальными  процессами на определенной территории. Это – самое общее определение, которое, однако, нуждается в дополнительных характеристиках для того, чтобы  иметь полное представление о  сущности государства.

Очень важной характеристикой  государства выступает суверенитет, то есть его независимость во внешних  и верховенство во внутренних делах. Суверенитет означает наличие верховной политической власти, от имени которой в стране принимаются все властные решения, являющиеся обязательными для выполнения каждым членом общества. Государство выражает интересы всего общества, а не отдельных политических сил. Только оно может издавать законы и осуществлять правосудие.

Наличие социальной системы  органов и учреждений, реализующих  функции государственной власти (правительство, чиновничий аппарат, органы принуждения), представляет собой вторую особенную черту государства.

Не менее важной характеристикой  государства считается монопольное  использование насилия теми, кто  владеет властью. Это означает, что  только государство имеет право  применить насилие (вплоть до физического) по отношению к своим гражданам. Для этого у него имеются и организационные возможности (аппарат принуждения).

Государство характеризуется  также наличием определенного юридического порядка. Оно выступает создателем и хранителем правового порядка  на всей своей территории. Право  закрепляет определенную государством систему норм и отношений.

Относительное постоянство  – еще одна важная характеристика государства, отражающая его пространственно-временной  характер, действие юридического порядка  на конкретной территории в конкретное время.

Среди основных характеристик  государства важную роль играют экономические. Например, только государство может  устанавливать и собирать налоги, составляющие главный источник поступления  средств в государственный бюджет. Правильное проведение налоговой политики способствует росту благосостояния страны и подъему производства. В противном же случае может произойти обострение экономической и политической ситуаций, появление движения протеста, а иногда и смещение политических лидеров.

Налоговую политику в нашей  стране сегодня наделяют эпитетами: «непомерные налоги», «губительные», «нереальные», налоги, «отбивающие  желание работать». Такие налоги заставляют предпринимателей искать пути и средства уклониться от них. В результате налоговой политики страдают производители. Кроме того, актуальной становиться  задача совершенствования налоговой  службы, так как очень большой  процент налогов государственная  казна недополучает. Отсюда возрастает значение подготовки квалифицированных  кадров для налоговой инспекции  и полиции.

Основные элементы государства. Большое значение для характеристики сущности государства с точки  зрения международного права и политического  аспекта в целом имеют составляющие его элементы – территория, население  и власть. Без этих элементов государство  не может существовать.

Территория – это физическая, материальная основа государства, его  пространственная сущность. Как свидетельствует  история, именно территориальные споры  и претензии одних государств к другим вызывали ожесточенные споры, конфликты, вплоть до военных столкновений.

Государственная территория – это та часть суши, недр, воздушного пространства и территориальных  вод, на которой действует власть данного государства. Государство обязано заботиться о территориальной целостности и суверенитете своей территории, обеспечивать ее безопасность. Величина территории не имеет значения. Государства могут занимать огромные территории или представлять собой небольшие территориальные образования.

Второй важный элемент  государства – население, то есть народ, проживающий на территории данного  государства и подчиняющийся  его власти. Здесь проблема заканчивается  в том, что государства могут  состоять из одной национальности (это  встречается редко) или быть многонациональными. В условиях многонациональных государств усилия власти направлены часто на то, чтобы урегулировать конфликты, возникающие между представителями  разных национальных групп. Опасность  межнациональных конфликтов заключается  в том, что они часто ведут  к сепаратизму и даже к распаду  многонациональных государств. Не может  быть государства без народа, но обратная ситуация возможна.

Третьим составляющим элементом  государства выступает государственная  власть, осуществляемая соответствующими органами на определенной территории. Об особенностях государственной власти было уже сказано, поэтому отметим  только то, что она должна быть суверенной, эффективной, организационно оформленной, успешно решающей задачи, стоящие  перед государством.

Какие задачи должно решать государство как политический институт? Это, прежде всего, задача обеспечения  политической стабильности общества, выявление и предотвращение столкновений различных социальных групп, имеющих  различные интересы, достижение гармонии и согласование этих интересов. В  задачи государства входит защита прав и свобод граждан, их безопасности, обеспечение правопорядка.

Основной порядок организации  жизни государства, и в частности  политической, закреплен в его  конституции. Большинство государств современного мира имеют писаные  конституции. Конституция считается  признаком государственности. В  нашей стране Конституция РФ была вынесена на референдум 12 декабря 1993 года и принята всенародным голосованием.

В итоге рассмотрения характерных  черт, элементов, целей и задач  государства можно дать более  полное определение данного понятия. Государство – это основной институт политической системы общества, создаваемый  для организации и управления жизнью определенного населения  на определенной территории с помощью  государственной власти, имеющей  обязательный характер для всех его  граждан. Сущность государства наиболее полно проявляется в его функциях.

Функции государства. Традиционно  функции государства подразделяют на внутренние и внешние. К внутренним относят: 1) функции по охране существенного политического строя, социально-политической структуры общества, порядка и законности, защите прав человека; 2) хозяйственно-организационную, общественно-экономическую функцию; 3) социальную функцию; 4) культурно-воспитательную функцию.

Внешние функции – оборона  страны, защита ее интересов на международной  арене.

Структурно государство  складывается из высших законодательных  органов власти, исполнительных, судебных, административно-чиновничьего аппарата, аппарата принуждения (армия, милиция, суд).

Таким образом, мы рассмотрели  сущность государства как политического  института с точки зрения его  сущностных характеристик, элементов, структуры и функций.

 

6. Власть. Типы  легитимности власти 

Вла́сть — возможность и способность навязать свою волю, воздействовать на деятельность и поведение других людей, даже вопреки их сопротивлению. Суть власти не зависит от того, на чём основана такая возможность. Власть может базироваться на различных методах: демократических и авторитарных, честных и нечестных, насилии и мести, обмане, провокациях, вымогательстве, стимулировании, обещаниях и т. д.

Считается, что власть появилась  с возникновением человеческого  общества и будет в той или  иной форме всегда сопутствовать  его развитию. Она необходима для  организации общественного производства, которое требует подчинения всех участников единой воле, а также  для регулирования других взаимоотношений между людьми в обществе.

Специфической разновидностью является политическая власть — способность  определённой социальной группы или  класса осуществлять свою волю, оказывать  воздействие на деятельность других социальных групп или классов. В  отличие от иных видов власти (семейной, общественной и др.), политическая власть оказывает своё влияние на большие  группы людей, использует в этих целях  специально созданный аппарат и  специфические средства. Наиболее сильным  элементом политической власти является государство и система государственных  органов, реализующих государственную  власть.

Легитимность власти. Типы легитимности

Дееспособность власти во многом зависят от ее легитимности. Это один из показателей эффективности  политической власти. В легитимности отражается отношение граждан к  власти. Ее можно определить как  состояние власти, когда она признается большинством народа законной и справедливой. Легитимность и авторитетность власти - явления в определенной мере совпадающие. Легитимность означает согласие народа с властью, когда он добровольно признает ее право принимать решения, которые должны выполняться. Чем ниже уровень легитимности, тем чаще власть будет опираться на силовое принуждение. От легитимности следует отличать легальность власти. Это юридическое понятие, означающее соответствие власти действующим законам. Например, власть президента легальна, т.к. он избран в соответствии с законом и в осуществлении своих полномочий опирается на закон; власть монарха легальна, т.к. не был нарушен порядок престолонаследия.

Между легитимностью и  легальностью может быть противоречие. Не все законы, принятые в соответствии с установленной процедурой, могут  оцениваться населением как справедливые, наконец, законно избранная власть в случае невыполнения своих обещаний, неудачного экономического курса, приведшего к резкому падению уровня жизни, может утратить доверие со стороны  общества. В этом случае наблюдается  процесс делигитимации власти. В то же время нелегальная по своему происхождению власть может быть оправдана и поддержана народом. История знает множество подобных примеров: свержение монархий в ходе буржуазных революций, революции в России в 1917 г., провозглашение Наполеона императором. Нарушив предшествующий правопорядок, новая власть в конечном счете обеспечила себе легитимацию.

Информация о работе Контрольная работа по «Основы социологии и политологии»