Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 00:07, курсовая работа
Что такое общество? При самом общем взгляде на общество видно, что оно- совокупность, объединение людей. Это означает, во-первых, что точно так же, как человек с его сознанием и соответствующим поведением принципиально отличен от животного ( в том числе и от высокоорганизованных человекообразных обезьян - антропоидов) и его поведения, так и стадо последних не может с научной, в том числе и социологической, точки зрения отождествляться с обществом, несмотря на некоторые внешние сходства. Общество - это человеческая общность, которую образуют люди и в которой они ж
-- субъективно
подразумеваемый смысл и
-- ориентация
на поведение других людей.
Сами соц. действия
подразделяются на 4 категории: (по степени
рациональности)
-- целерациональные,
-- ценностно-рациональные,
-- аффективные
и
-- традиционные.
Положив в основу
своей теории соц. действия рациональность,
Вебер почти все внимание обращает
на два первых типа действий, т.к. только
они являются по-настоящему осознанными,
социальными.
Целерациональное
действие – идеальный, абсолютно рациональный
тип соц. действия. Действующий субъект
однозначно осознает его цели, рационально
соотнесенные с осмысленными средствами,
подходящими с точки зрения субъекта для
достижения данной цели.
Ценностно-рациональное
действие – действие, смысл которого не
в достижении внешней цели, а в собственной
вере действующего субъекта в самоценность
этого действия как такового. Совершаются,
не считаясь с предвидимыми последствиями,
на основе убеждений долга, достоинства,
религии, красоты.
В аффективных
и традиционных типах действия рациональность
представлена очень слабо, субъективно
они иррациональны. Первое крайне эмоционально,
второе основано на подражании, соблюдении
обычаев и традиций по привычке.
6. Э. Дюркгейм.
Социальные факты как основа изучения
социологии, концепция солидарности, понятие
аномий.
Эмиль Дюркгейм
(1858-1917) – продолжатель контовской и
спенсеровской позитивистской и
эволюционостской линии в социологии,
основатель французской социологической
школы, автор классических трудов по
социологии:
-- "О разделении
общественного труда";
-- "Правила
социологического метода",
-- "Самоубийство";
-- "Элементарные
формы религиозной жизни".
Особенно велика
его заслуга в углубленной
разработке проблем предмета и особенно
метода социологии, структуры общества
и функциональной роли ее элементов, сущности
и путей достижения соц. порядка, социологии
религии и др.
Взгляды Дюркгейма
нередко характеризуют одним
словом – социологизм, т.к. предложенный
им теоретико-методологический способ
изучения общества отличался сугубо социологическим
характером, когда на первый план выдвигалась
задача исследования законов соц. реальности,
позволяющих понять сущность всех общественных
явлений и процессов, включая и индивида.
Именно этим и призвана заниматься, по
Д., социология и только социология. В этом
и состоит своеобразие предмета и метода
социологии.
Наиболее наглядно
социологизм Д. проявился в его
концепции особой и автономной соц.
реальности как системы соц. фактов,
в его стремлении объяснить социальное
социальным, в определении специфичности
предмета и метода социологии, в признании
соц. реальности высшим типом реальности
и необходимости использования другими
общественными науками социолог. метода.
Д. писал, что основное правило его социолог.
метода состоит в том, что соц. факты нужно
рассматривать как вещи, где вещь - всякий
объект познания. Их наиболее характерные
черты – объективность, независимое от
индивидов существование и способность
оказывать на поведение индивидов принудительное
воздействие. Поведение людей определяются
не столько свойствами и особенностями
личности, не индивидуальными причинами
и факторами, а сложивишийся совокупоностью
соц. фактов. При этом один соц. факт следует
выводить из другого, из самого общества,
а не их аналогий с физическими или биологическими
явлениями.
Общество, соц.реальность
рассматриваются Д., с одной стороны,
как часть природы, подчиняющаяся
действию определенных законов, с другой
– как реальность особого рода,
несводимая к другим ее видам. «Общество
есть система, образованная ассоциацией
индивидов и представляющая собой реальность,
наделенную своими особыми свойствами».
При этом провозглашается приоритет соц.
реальности над индивидуальной, ее решающая
роль в детерминации сознания и поведения
индивида.
Соц. факты Д.
подразделял на:
-- морфологические
(плотность населения);
-- образующие
материальный субстрат
-- духовные (общественное
сознание), за которыми признавалась
решающая роль.
Рассматривая
общество как ценностно-нормативную
систему Д. серьезное внимание уделил
исследованию и ненормальных, патологических
ее состояний, связанных с потерей соц.
солидарности, например изучению аномии,
под которой он понимал кризисное, болезненное
состояние общества, характерное для переходных
и кризисных периодов общественной жизни,
когда старые ценности и нормы перестают
действовать, а новые еще не утвердились.
С аномией он связал и такое явление как
самоубийство, выявив его связь с принадлежностью
индивидов к определенным соц. группам,
зависимость числа самоубийств от степени
ценностно-нормативной интеграции общества,
группы.
Три типа самоубийства
в зависимости от степени воздействия
соц. норм на индивида:
-- эгоистическое,
-- альтруистическое
и
-- аномическое.
Религию Д. рассматривал,
как связанную систему верований и
обрядов в священное, а не как веру в Бога;
он считал, что религия упрочивает соц.
солидарность и формирует соц. идеалы,
ведет к поклонению обществу, реальному
обществу – объекту всех религиозных
культов. Д. удалось одним из первых органически
соединить эмпирическое и теоретическое,
фундаментальное и прикладное в социолог.
исследовании, в чем его большая заслуга
перед социолог. наукой. Он разработал
не только общую теорию и методологию
социолог. исследования, но и его конкретные
методы, правила. Велик его вклад и в разработку
спец. отраслей социологии: социологий
права, морали, религии, отклоняющегося
поведения. Все это делает Д. классиком
социологии рубежа прошлого и нынешнего
столетий.
7. Герберт Спенсер
– основоположник эволюционного
направления в социологии.
Английский исследователь
Герберт Спенсер (1820-1903) – продолжатель
контовской, позитивистской линии в
философии и социологии, основатель
органической школы в социологии,
сделавший во второй половине 19 в. новый
крупный шаг вперед на пути становления
социологии как самостоятельной науки,
особенно в области системного и структурно-функционального
подхода к изучению общества. Его главный
труд «Основания социологии» (1896) содержал
идеи и принципы, надолго пережившие их
автора и очень часто заимствованные многими
крупнейшими социологами 20 столетия.
В основе соц. взглядов
Спенсера лежали 2 исходных положения,
тесно связанных с дарвинским
учением:
1)Понимание общества
как соц. организма, подобного
биологическому организму и
2)Учение о
всеобщей эволюции, согласно которому
любое явление неорганического,
Проводя постоянную
аналогию между биологическими и
соц. организмами, Спенсер выделяет
такие общие их черты, как рост и
усложнение структуры, дифференциация
функций и усиление их взаимодействия
со структурой. Взаимоотношения между
общественными структурами подобны взаимодействию
органов живого организма. Между тем общество
– сверхорганизм, т.к. в нем индивид меньше
зависит от соц. целого и общество как
целое, состоящее из отдельных индивидов,
служит благу своих членов. Главное для
Спенсера – непосредственное изучение
не общества как целого, а личности и других
его структурных элементов, их черт и взаимодействий.
Его социологические взгляды рассматриваются
как пример индивидуалистического подхода
к изучению общества и его эволюции. Натуралистические
идеи Спенсера неотделимы от его эволюционизма
в социологии.
Предмет социологии
– изучение роста, развития, строения
и отправления общественного агрегата.
Эволюция – источник любого природного
и общественного явления, в основе – проявление
и взаимодействие двух противоположных
процессов: интеграции и дезинтеграции,
т.к. эволюция – интеграция вещества и
рассеяние движения.
Соц. эволюция выступает
как автоматический в общем и
целом предопределенный процесс
чередования развития и разложения
определенных обществ. В соответствии
с этим Спенсер классифицировал
общества по степени их сложности, а
соц. прогресс видел в последовательном
подъеме на все более усложненные ступени
организации общества. В этой связи он
подразделял общества на:
-- простые,
-- сложные,
-- вдвойне,
-- втройне сложные,
исходя из того,
что, чем более развито общество,
тем оно сложнее, т.е. более дифференцировано
в структурном и функциональном отношениях.
Другая классификация
общества связана с разграничением
их общественной организации в зависимости
от характера господствующей в ней
деятельности. Спенсер различал:
-- воинственные
и
-- индустриальные
типы обществ.
В первых общественная
организация основана на жесткой
иерархической структуре, разветвленном
аппарате, высокой централизации, индивид
реально лишен свободы, растворен
в обществе. Во вторых – преследуются
преимущественно не внешние, а внутренние
мирные цели, главной задачей государства
выступает воспитание членов общества,
а на смену насилию и принуждению приходят
убеждение и право. Переход от первого
ко второму обществу происходит в результате
нормальной соц. эволюции. Спенсер выступил
против революционных общественных перемен,
был сторонником общественного развития,
сохранения существующей общественной
системы как естественного состояния
общества, вытекающего из закона эволюции
природы и общества. Он был противником
принципов социализма, считая ненужным
устранение конкуренции, неравенства.
Заслуга Спенсера
в социологии состоит прежде всего
в том, что ему впервые удалось
развернуто и глубоко для своего
времени разработать системный
подход применительно к обществу
и соединить его с
Историческая
ограниченность учения Спенсера проявилась
прежде всего в его биологизме,
механизме и эволюционизме. Их недостаточность
и ограниченность обнаружилась уже
к концу 19 в., что вызвало критику его взглядов
как со стороны естествоиспытателей, так
и философов, обществоведов и социологов.
8. Географическое
направление в социологии (Ш. Монтескье,
Г. Бокль, Л. И. Мечников)
ГЕОГРАФИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ в социологии—множество
натуралистических теорий, признающих
ведущим фактором социальных изменений
или исходным пунктом социол. анализа
обществ, бытия, порядка, организации географическую
среду. Хотя трактовка последней как единственной
детерминанты, однозначно направляющей
эволюцию данного об-ва или культуры, встречается
редко, для Г. н. обычна недооценка масштабов
исторической деятельности человечества
по преобразованию природной среды в культурную
и потенциала изменений, заложенного во
внутр. взаимодействии социальных и духовных
факторов. Филос. опорой теорий Г. н., тяготевших
к географическому детерминизму, т. е.
к методологической установке, что психологические
и культурные процессы однозначно определяются
физическими факторами внешней среды,
было механистическое миропонимание,
физический монизм. В философии истории
18—19 вв. (Монтескье, К. Риттер, Бокль, Л.
И. Мечников и др.) преимущественное внимание
обращалось на роль географической среды
(напр., длины береговой линии, особенностей
речного половодья и т. д.) в формировании
цивилизаций, в генезисе первых исторических
форм общественности. Однако признавалось,
что на высших ступенях цивилизации постепенно
приобретают перевес умственные факторы.
9. Психологическое
направление в социологии (Л.Ф. Уорд,
Г. Лебон, Г. Тард).
ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ в социологии образовалось
в конце 19 — начале 20 в. на фоне общей
тенденции к психологическому обоснованию
научного знания. Наряду с психологическим
обоснованием логики, гносеологии, эстетики,
истории, литературоведения и т. п. стала
развиваться психологическая социология.
На смену примитивным биолого-натуралистическим
теориям, характерным для индивидуальной
психологии, пришли теории, требующие
учета сложной совокупности социальных
факторов. Интерес к проблемам мотивации
человеческого поведения и ее социальным
механизмам породил несколько разновидностей
П. н. в с. Объединяющим моментом для всех
них был главный принцип, разделяемый
представителями всего П. н.,— стремление
искать ключ к объяснению всех обществ.
явлений и процессов в психических процессах
и явлениях индивида или об-ва. Разновидности
П. н. в с. выделяются в зависимости от выбора
ключевых объяснительных понятий или
принципов. Стремление найти психические
факторы цивилизации характеризовало
психологический эволюционизм (Уорд, Гиддингс).
Развитие об-ва рассматривалось как часть
космической эволюции, к-рая носит направленный
характер, т. е. развивается на основе разумного,
сознательного управления социальными
процессами. Первичными социальными фактами
объявлялись либо желания индивида (голод,
жажда, половые потребности и т. п.), либо
“сознание рода”, “коллективный телезис”,
делающие возможным сознательное взаимодействие
индивидов. Инстинктивизм (У. Мак-Дугалл)
искал основу обществ. жизни в биологически
наследуемых инстинктах, сопровождаемых
соответствующими эмоциями. Представители
школы психологии народов (М. Лацарус,
X. Штейнталь) осн. исторической силой объявляли
“народный дух”, выражающий психическое
сходство индивидов одной нации. В рамках
П. н. разрабатывались также проблемы групповой
психологии (Лебон) — анонимности, внушаемости,
психического заражения и подобных явлений,
происходящих в толпе. С ними были связаны
нередко крайне реакционные выводы о тождественности
народных масс и “иррациональной толпы”
и др. Сторонники теории подражания (Тард,
Дж. Болдуин) усматривали элементарный
обществ. факт в подражании одного индивида
др. Сторонники раннего интеракционизма
(Кули) в кач-ве первичных фактов об-ва
рассматривали представления, к-рые люди
составляют друг о друге. Сконцентрировав
внимание на непосредственном взаимодействии
индивидов в рамках “первичных групп”,
Кули отождествил обществ, отношения с
межиндивидуальными отношениями, а личность
отождествил с ее самосознанием. Заслугой
представителей П. н. явл. то, что они привлекли
внимание к проблеме обществ, сознания
в его соотношении с индивидуальным сознанием.