Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 18:22, контрольная работа
Вопрос № 1. Личность в системе социальных отношений.
Вопрос № 12. Президентская власть и Парламент в РФ.
Барнаульский кооперативный техникум
Алтайского крайпотребсоюза
Шифр МТ-3-932-09 Вариант 3
По предмету Основы социологии и политологии
Фамилия Гегенава Имя Ольга
Отчество Дмитриевна
Место работы ООО ТД «Бостон 3»
Занимаемая должность Управляю
Домашний адрес г.
Барнаул, ул. Шукшина,
д.15, кв.197.
Контрольная поступила на з/ отделение
«___» мая 2010 г.
Методист
Работа поступила в техникум «___» мая 2010 г.
Дата рецензии «___» 2010 г.
Оценка
Фамилия преподавателя Носкова Е.А.
Подпись преподавателя
Вопрос № 1. Личность в системе социальных отношений.
Изучение социологии начинается с признания того факта, что человеческие существа всюду и всегда живут в ассоциации друг с другом. Каждый из нас принадлежит к тем или иным социальным группам — таким как семья, производственный коллектив, возрастная, половая, профессиональная, этническая и др. группы.
Социальная группа — это устойчивая совокупность индивидов. Для совместных действий в социальной группе необходимы разделение труда и координация деятельности.
Во
всех групповых действиях различные
участники выполняют
Взаимодействие между людьми устанавливается потому, что люди в процессе удовлетворения своих индивидуальных потребностей зависят друг от друга. Благодаря разделению труда внутри группы каждый человек исполняет определенные социальные функции, которые связаны с выполнением специализированного рода занятий в данном социальном взаимодействии, функция связана с деятельностью, последствия которой важны для общества. Если эти последствия направлены против общества, то имеет место дисфункция.
При выполнении конкретных функций в ходе социального взаимодействия на человека накладываются определенные обязанности — функциональные обязанности. При этом он наделяется правами по отношению к другим участникам группы, которые обязаны что-то делать ради него. То, что составляет право для одного партнера, является обязанностью для другого.
Каждый человек выполняет множество функций в системе социальных связей и соответственно имеет множество статусов. Обычно выделяют три уровня социальных статусов.
Особую роль играют генеральные статусы, составляющие фундамент статусной позиции личности. Генеральные статусы носят всеобщий характер, который касается всех людей. Например, землянин, человек, гражданин данного государства и т.д.
Статус, приобретенный от рождения, называют предписанным. Это национальность, социальное происхождение, пол, место рождения и т.д.
Другие статусы личность достигает, приобретает в процессе социализации. Это статусы приобретенные, достигнутые. Например, родитель, супруг, пианист, поэт, инженер, шофер, профессор и т.д.
Статусы могут быть формальными и неформальными. Например, директор завода (формальный лидер), лидер компании друзей (неформальный).
Множественность статусов не означает их равнозначности. Среди главных статусов выделяются статусы, определяющие человека социально. К ним относится прежде всего профессиональный статус.
Престиж функций, закрепленных за данным статусом, отражает иерархию ценностей, принятых в культуре и общественном мнении данного общества. В обществах бюрократизированных, где роль государства непомерно высока, статус начальника, руководителя необоснованно завышен, а статус ученого, врача, учителя занижен.
В соответствии со своим статусом человек играет в обществе определенную социальную роль. Это понятие стало центральным в социологии.
Социальная роль — это определенный шаблон поведения, принятый в данном обществе, целесообразный для людей определенного статуса и гарантирующий выполнение конкретных социальных функций. Социальная роль всегда связана с закрепленными в данной культуре нормами, образцами, стандартами. Поэтому социальную роль нельзя полностью уподоблять личностной характеристике. Ролевые ожидания, закрепленные за статусом, требуют чрезмерной унификации, одинаковости человеческого поведения, оставляя за рамками роли уникальность, творческую неповторимость личности.
Социальная роль предъявляет личности определенные стандартные требования, с ее участием в системе регулярных социальных взаимодействий. Тем самым гарантируется участие людей в функционировании определенного социального института. Социальная роль подключает личность к сложным социальным образованиям. Личность играет социальную роль, исполняя обязанности, налагаемые ролью, и осуществляя свои права по отношению к другим.
Упорядоченность повседневной жизни обусловлена тем, что каждый человек последовательно исполняет то одну, то другую социальную роль. Социальным ролям учатся благодаря участию в организованных группах. Шаблоны, стандарты поведения отличаются от группы к группе, от культуры к культуре.
Любая социальная группа стремится, чтобы личность вела себя более или менее идентично принятым в данном обществе нормам и ожиданиям. Пользуясь преимуществами, которые предоставляет группа, индивид должен платить солидарностью. Личность точно реагирует на требования, стандарты, принятые в обществе, при этом большое значение имеет социокультурная определенность этих стандартов.
Общество
располагает мощными
При конфликте ролей выбор остается за личностью, он зависит от личностных приоритетов и доминирующих ценностей. Личность почти всегда находится в напряженном поиске выбора из тех условий, которые предоставляются обществом. В зависимости от своих убеждений, воли, характера, уровня культуры, интеллекта, профессионализма в рамках предложенных обществом обстоятельств личность творит свою судьбу.
Осознание ребенком своего «Я» происходит в период первой стадии социализации до 6-7 лет. Вторая стадия социализации связана с периодом обучения. В школьном возрасте дети, подростки, юноши и девушки последовательно обучаются разным дисциплинам. Происходит их физическое, социально-психологическое и интеллектуальное развитие. К концу 10-летней учебы юноши и девушки получают такое умственное и физическое развитие, которое считается в обществе достаточным для начала самостоятельной трудовой жизни или для дальнейшей учебы, связанной с приобретением профессии.
На третьей стадии социализации, охватывающей период социальной зрелости, процесс овладения социальным опытом не прекращается. Человек овладевает ролями подчиненного или руководителя, отца или матери и т.д. В этот период он исполняет роль и организатора процесса социализации для подрастающего поколения. Процесс самообучения личности в зрелом возрасте соседствует с реализацией его роли как воспитателя, наставника, руководителя. Существенным социализующим фактором, воздействующим на молодежь, является влияние тех образцов поведения, которые демонстрируют люди зрелого возраста.
На четвертой стадии — в период завершения жизненного цикла — процесс социализации хотя и замедляется, но совсем не прекращается. Люди и в пожилом возрасте не выключены из процесса социализации хотя бы потому, что им приходится овладевать новыми ролями — пенсионера, бабушки, дедушки.
На
всех стадиях социализации в качестве
средств выступают: межличностное общение,
телевидение, радио, литература, кино,
периодическая печать. Качество информации,
идущей к личности от средств массовой
информации, способно существенно повлиять
на представления индивида о себе, окружающих
и о мире, в котором он живет. Чрезмерное
увлечение показом по телевидению сцен
насилия, жестокости, бесчеловечности
особенно пагубно влияет на неокрепшую
духом молодежь. При этом ей могут прививаться
вредные для общества склонности и привычки,
неуважительное отношение к людям, пренебрежение
к гражданским обязанностям, к государству
и его руководителям.
Вопрос № 12. Президентская власть и Парламент в РФ.
С главы 4 Конституции
Российской Федерации начинается изложение
в Основном Законе страны системы
государственных органов
Согласно Конституции РФ Президент РФ как институт государственной власти стоит особняком и не относится ни к одной из трех ветвей власти. Он стоит выше них, контролирует их деятельность и вообще наделен обширными полномочиями.
Президент
является выборным главой государства,
который может возглавлять
Пост Президента имеет ярко выраженный политический характер. Ему принадлежит важная роль в формировании политики государства, верховного политического руководства государственными делами.
Парламент – это избираемый населением страны представительный орган, носитель законодательной власти, неотъемлемый институт демократического государственного строя.
В соответствии со ст.94 Конституции Российской Федерации Федеральное Собрание – парламент Российской Федерации, является законодательным и исполнительным органом Российской Федерации.
Современный
парламент – это
Таким образом, на сегодняшний день законодательная власть, осуществляемая представительными органами, в системе разделения властей занимает чрезвычайно важное место. Тенденция к демократизации общественной жизни и государственного устройства весьма отчетливо проявляется в развитии институтов представительной демократии, парламентаризма.
Современный отечественный парламентаризм начал свое развитие относительно недавно – с конца 80-х – начала 90-х годов. В настоящее время в научных публикациях развиваются принципиальные положения теорий правового, конституционного государства, исследуются и конкретные проблемы деятельности парламента. На законодательном уровне в Конституции и других федеральных законах парламент Российской Федерации – Федеральное Собрание, представляет собой законодательную и представительную ветвь власти, наделенную определенными полномочиями и несущую ответственность за свою деятельность.
На сегодняшний день законодательная власть, осуществляемая представительными органами, в системе разделения властей занимает чрезвычайно важное место. В сущности, вопросы организации и функционирования органов законодательной власти находятся в центре политической практики и конституционно-правовых доктрин.
В силу все большего распространения всеобщего избирательного права значение парламента как органа, представляющего все общество, также повышается.
Однако в России наметилась явная тенденция, свидетельствующая о явном, в той или иной степени, ограничивающем положении парламента в демократических государствах по отношению к роли Президента и Правительства. Это и усиление позиций исполнительной власти, в руках которой сосредоточены огромные полномочия во всех сферах управленческой деятельности, и фактическая монополизация политического процесса политическими партиями. Принятие решений перемещается в руководство политических партий, велико значение партийной бюрократии. Парламентарии практически никогда не рискуют идти наперекор общественному мнению, в определенной степени теряя самостоятельность.
Информация о работе Контрольная работа по "Основы социологии и политологии"